ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО УНИВЕРСИТЕТА > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО УНИВЕРСИТЕТА

ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Слесаренко И.В. Статья в формате PDF 109 KB

Сегодня все большее количество передовых высших учебных заведений России переосмысливает себя как поставщика образовательных услуг, аккумулятора и проводника передовых наукоемких идей и технологий, определяет для себя новые сверхзадачи по превращению в вуз новой формации - интегратор интересов науки и образования, промышленности и предпринимательства. Современный технический университет превращается в вуз инновационного типа, способный к решению задач по подготовке выпускников нового поколения - элитных специалистов в своей отрасли знаний.

Критерии и принципы организации такого вуза подробно описаны и включают следующие направления[1]: развитие системы инновационного образования, результатом которой является подготовка специалистов, способных обеспечить позитивные изменения в области своей профессиональной деятельности и, в конечном итоге, в экономике и социальной сфере России; опережающая подготовка элитных специалистов мирового уровня на основе интеграции образования, научных исследований и производства; развитие инфраструктуры взаимодействия университета с внешней средой, формирование стратегического партнерства с вузами, академической наукой, промышленностью, бизнесом и государственными структурами власти.

Решению вышеуказанных задач отвечает организация языкового образования в техническом вузе на новом уровне, когда иностранный язык (ИЯ) становится не самоцелью, а средством академической и профессиональной деятельности, средством профессионального самовыражения и самосовершенствования. ИЯ, используемый в научно-образовательной среде отдельного вуза среди российских и зарубежных преподавателей, ученых и студентов является ключевым фактором формирования уникальной системы - поликультурной языковой среды, способствующей решению многих задач - превращению университета в центр международного образования и академических обменов, подготовки элитных специалистов на принципах гуманитаризации высшего профессионального образования.

Актуальной задачей в области языкового образования в контексте такого направления развития современного технического университета становится эффективная организация процесса обучения иностранному языку, в том числе в целях академического и профессионального межкультурного общения, что отражено во втором принципе формирования вуза инновационного типа - «Опережающая подготовка элитных специалистов мирового уровня на основе интеграции образования, научных исследований и производства». Реализация данного принципа подразумевает, в том числе профессионально ориентированную языковую подготовку специалистов с использованием мировых информационных ресурсов; совместные программы с зарубежными университетами; академическую мобильность студентов и преподавателей; обучение иностранных студентов и аспирантов; востребованность и трудоустройство выпускников на предприятиях[1;2].

Новые требования к выпускнику технического вуза предполагают активное владение иностранным языком[1;2]. В область интенсивных разработок попадает процесс целеполагания и построения учебного процесса по обучению ИЯ, нацеленного на конкретный результат - свободное владение ИЯ в целях профессионального общения. Стратегическое планирование процесса обучения в данном направлении позволяет решать конкретные задачи обучения коммуникации на ИЯ в академической и профессиональной сферах общения, а также предоставляет студентам технического вуза возможность планировать свою учебную деятельность на ИЯ во взаимозависимости и взаимосвязи с необходимостью реализации профессиональных целей, формирует систему профессиональных потребностей личности студента технического вуза. Именно при таких условиях решается одна из главных задач обучения ИЯ в техническом вузе - иностранный язык становится важным фактором в профессиональном самоопределении и развитии студентов - будущих выпускников технического вуза.

Компетентностный подход к профессиональному образованию в техническом вузе позволяет говорить о принципиально новом подходе к целеполаганию образовательных программ и учебных дисциплин. Современные образовательные программы, таким образом, представляют собой симбиоз иноязычных социокультурных знаний и умений и группу профессиональных знаний и умений, связанных со спецификой специальности, которую осваивают будущие специалисты в области техники и технологий. В этой связи особую актуальность приобретает переосмысление содержательного наполнения языковых программ, реализуемых в техническом вузе, где приоритетом становится не столько языковая подготовка, а обучение профессиональной межкультурной коммуникации. Переход к новой концепции организации и содержания процесса обучения иностранному языку, расширение задач обучения, а именно, реализация принципа интеграции иностранного языка в учебную и профессиональную деятельность - все это диктует необходимость в создании дополнительных условий и ресурсов, способствующих достижению поставленных целей, описанных выше. Таким условием, ресурсом и средством достижения заявленных целей является создание поликультурной среды в техническом университете.

Формирование в университете поликультурной среды нацелено на обучение нормам межкультурного общения; формирование представлений о соотношении общепланетарной, межкультурной и национальной этики вербального и невербального общения в условиях межкультурного взаимодействия; подготовку специалистов в области техники и технологии и преподавателей технических дисциплин к выполнению роли субъекта диалога культур[3], расширение сфер применения иностранного языка в академической и профессиональной деятельности преподавателей и студентов.льно расширились и возможности межкультурного общенияажно изечения и обученябование времени

Развитие поликультурной языковой университетской среды предполагает создание центров культурного наследия; образование структуры внутри университета, отвечающей за социализацию иностранных граждан в конкретном университете, городе, регионе; центра профессиональной ориентации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Похолков Ю.П., Агранович Б.Л. Опора на семь принципов // Поиск - 13 января 2006. - № 1-2. - С. 867-868.
  2. Похолков Ю.П. Инновационное инженерное образование // Экономика и образование сегодня [Электронный документ] http://www.eed.ru/opinions/o_48.html/ Доступ свободный.
  3. Сафонова В.В. Проблемы социокультурного образования в языковой педагогике // Сб. науч. тр. Культуроведческие аспекты языкового образования. - М. «Еврошкола», 1998. - С. 27 - 36.

Работа представлена на научную международную конференцию «Перспективы развития вузовской науки», "Дагомыс" (Сочи), 20-23 сентября 2008 г. Поступила в редакцию 09.09.2008.



КРИМИНАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

КРИМИНАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ Проведен анализ криминальной агрессии лиц с психическими расстройствами в различные социально-экономические периоды развития России (советский, перестройка, современный период). Выявлена прямая корреляционная зависимость уровня криминальной агрессии лиц с умственной отсталостью со снижением уровня жизни. Существенную роль в формировании криминальной агрессии указанного контингента играли корыстные мотивы. Предлагаются методы первичной и вторичной психопрофилактики. ...

28 11 2022 19:59:50

СОВРЕМЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

СОВРЕМЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ Статья в формате PDF 128 KB...

24 11 2022 23:47:32

Новое в технологии лечения разлитого перитонита

Новое в технологии лечения разлитого перитонита Статья в формате PDF 112 KB...

22 11 2022 9:20:54

ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СТАРЕНИЯ

ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СТАРЕНИЯ Статья в формате PDF 94 KB...

19 11 2022 10:24:58

ЭНЕРГИИ СВЯЗЕЙ ЗАМЕЩЕННЫХ МЕТАНА И ЕГО АНАЛОГОВ

ЭНЕРГИИ СВЯЗЕЙ ЗАМЕЩЕННЫХ МЕТАНА И ЕГО АНАЛОГОВ Статья в формате PDF 126 KB...

16 11 2022 9:24:36

ПИЛЯГИН АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

ПИЛЯГИН АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ Статья в формате PDF 212 KB...

14 11 2022 19:59:52

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ (ФИЗИКА, ХИМИЯ, БИОЛОГИЯ) КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ (ФИЗИКА, ХИМИЯ, БИОЛОГИЯ) КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В статье рассматривается возможность организации продуктивного, личностно-ориентированного обучения, нацеленного на развитие творческих способностей учащихся, посредством использования межпредметных проектов. ...

13 11 2022 1:54:55

ИХТИОФАУНА ДАГЕСТАНСКОГО ПОБЕРЕЖЬЯ КАСПИЯ

ИХТИОФАУНА ДАГЕСТАНСКОГО ПОБЕРЕЖЬЯ КАСПИЯ Статья в формате PDF 125 KB...

10 11 2022 20:31:14

СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ГИПЕРТРОФИЧЕСКИХ РУБЦОВ

СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ  ГИПЕРТРОФИЧЕСКИХ РУБЦОВ Статья в формате PDF 111 KB...

08 11 2022 23:26:51

МОТИВАЦИЯ ТРУДА В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

МОТИВАЦИЯ ТРУДА В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ Статья в формате PDF 214 KB...

07 11 2022 5:40:12

Феномен технонауки

Феномен технонауки Статья в формате PDF 255 KB...

01 11 2022 15:48:21

СТРОЕНИЕ И ТОПОГРАФИЯ ТКАНЕВЫХ КАНАЛОВ

СТРОЕНИЕ И ТОПОГРАФИЯ ТКАНЕВЫХ КАНАЛОВ Статья в формате PDF 124 KB...

31 10 2022 18:17:20

ДИНАМИКА АКТИВНОСТИ α-АМИЛАЗЫ В КРОВИ СВИНЕЙ

ДИНАМИКА АКТИВНОСТИ α-АМИЛАЗЫ В КРОВИ СВИНЕЙ Статья в формате PDF 130 KB...

28 10 2022 10:28:44

КОМПОНЕНТНОЕ РАВНОВЕСИЕ И УСТОЙЧИВОСТЬ ДРЕВОСТОЯ

КОМПОНЕНТНОЕ РАВНОВЕСИЕ И УСТОЙЧИВОСТЬ ДРЕВОСТОЯ Статья в формате PDF 382 KB...

27 10 2022 14:24:46

ВЕЛИКАНОВА ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА

ВЕЛИКАНОВА ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА Статья в формате PDF 174 KB...

25 10 2022 4:57:50

ПОВЫШЕНИЕ СТОЙКОСТИ ИНСТРУМЕНТА АЗОТИРОВАНИЕМ

ПОВЫШЕНИЕ СТОЙКОСТИ ИНСТРУМЕНТА АЗОТИРОВАНИЕМ Статья в формате PDF 312 KB...

13 10 2022 23:24:51

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::