АГРОБИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТЕВИИ STEVIA REBAUDIANA (BERTONI) HEMSЕY СОРТА РАМОНСКАЯ СЛАСТЕНА ПРИ ВВЕДЕНИИ В КУЛЬТУРУ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

АГРОБИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТЕВИИ STEVIA REBAUDIANA (BERTONI) HEMSЕY СОРТА РАМОНСКАЯ СЛАСТЕНА ПРИ ВВЕДЕНИИ В КУЛЬТУРУ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ

АГРОБИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТЕВИИ STEVIA REBAUDIANA (BERTONI) HEMSЕY СОРТА РАМОНСКАЯ СЛАСТЕНА ПРИ ВВЕДЕНИИ В КУЛЬТУРУ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ

Трухачев В.И Стародубцева Г.П. Кривенко А.А Жабина В.И. Статья в формате PDF 224 KB Расширение набора возделываемых сельскохозяйственных культур за счет введения новых ценных растений имеет большое значение для повышения эффективности биологического земледелия. Увеличение растительного разнообразия сельскохозяйственных культур способствует повышению продуктивности пахотных земель, улучшению фитосанитарного состояния агроландшафта, значительному уменьшению применения химических средств защиты растений. Возделывание новых культур обеспечивает получение сырья для производства продуктов здорового питания и полноценных кормов для сельскохозяйственных животных.

Резкий рост заболеваний человека, связанных с нарушениями обмена веществ: диабет, ожирение, дисбактериоз, аллергии по мнению врачей вызван чрезмерным употрeблением сахара. Химические заменители сахара проявляют канцерогенное действие. Сладкие дитерпеновые гликозиды стевии (стевиозод, рибаудиозид и др.) являются низкокалорийным естественным заменителем сахара, благотворно влияют на жизненно важные системы организма человека, используются при лечении сахарного диабета и заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ, повышают устойчивость иммунной системы человека и животных при химическом и радиоактивном загрязнениях среды обитания.

Стевия Stevia rebaudiana (Bertoni) Hemsеy многолетнее травянистое растение семейства астровых (Asteraceae) является самой молодой сельскохозяйственной культурой в современном растениеводстве, ее начали возделывать в конце 50-х годов XX века. Производство в Ставропольском крае стевии имеет большое социальное значение, так как продукты на основе стевии представляют особую ценность для больных диабетом и не имеют возрастных ограничений.

В Ставропольском государственном аграрном университете в 2000-2005 годах впервые проводилось изучение сорта Рамонская сластена в связи с введением стевии в культуру в условиях Ставропольского края. Основным способом размножения стевии является зеленое черенкование. Разработанная технология выращивания рассады с использованием оригинального вегетационного контейнера (патент № 48245) гарантирует высокую приживаемость апикальных черенков (92-99%) и получение развитой рассады в более короткие сроки (25 дней), чем известными способами.

Изучение агробиологических особенностей сорта стевии Рамонская сластена позволило обосновать основные элементы технологии ее возделывания, создана полезная модель специального культиватора для междурядной обработки почвы (патент № 45223). Установлено, что растения, высаженные весной в поле укорененными в теплице зелеными черенками, в конце августа переходят к бутонизации, а в сентябре - к цветению. Уборочная спелость стевии совпадает с фазой бутонизации, когда концентрация сладких гликозидов в листьях максимальна. В разные по погодным условиям годы существенных различий ритма развития растений не обнаружено.

В среднем за годы опытов урожайность зеленой массы сорта стевии Рамонская сластена составила 10,95 т/га, при густоте стояния растений 57 тыс.шт./га, предшественник стерня озимой пшеницы. Наибольшая урожайность была получена в 2003 г. (12,12 т/га), а наименьшая - в 2002 г. (9,80 т/га). По данным оригинатора в условиях Воронежской области урожайность зеленой массы сорта Рамонская сластена изменялась в пределах 3,69-7,26 т/га. Следовательно, на выщелоченных черноземах Ставропольского края генетический потенциал урожайности сорта реализуется в большей степени. Урожайность листовой массы является результатом сочетания продуктивности вегетативной массы растения, которая определяется его ар­хитектоникой, и числом растений на единице площади. В среднем за годы опытов наибольшая урожайность вегетативной массы сформировалась при схеме посадки 30х30х70 (11,43 т/га) и 25х70 см (10,95 т/га), что соответствовало густоте стояния 66,7 тыс.шт./га и 57,1 тыс.шт./га. Преимущество двухстрочной посадки проявилось только в условиях жаркого и сухого лета 2001 г., когда затенение межстрочных междурядий способствовало созданию более благоприятного микроклимата в агрофитоценозе. Но наи­лучшая облиственность (62,2%), сбор зеленой (6,81 т/га) и сухой (2,28 т/га) листовой массы, которая является товарной продукцией, отмечались при схеме посадки 25х70 см, которую и следует считать оптимальной. Для формирования этой схемы посадки растений требуется меньше рассады - 57,1, чем при двухстрочной - 66,7 тыс.шт/га.

Внесение минеральных удобрений повышало урожайность зеленой массы стевии (13,83-16,90 т/га) по сравнению с неудобренным фоном (12,29 т/га), НСР05=1,17 т/га. Доля влияния минеральных удобрений на формирование величины урожая составила 79%, при этом пре­валировало влияние азота (35%), а из взаимодействий - сочетание азота и фосфора (14%).

В условиях выщелоченных черноземов стевия способна накапливать в сухих листьях 11,61% суммы дитерпеновых гликозидов, что само по себе соответствует высокому уровню содержания этих веществ. Внесение минеральных удобрений позволило увеличить содержание дитерпеновых глико­зидов на 1,63-5,11%. Наибольшее влияние на их накопле­ние оказал фосфор (Р60). Максимальное содержание (16,72%) и сбор сладких гликозидов (4,41 ц/га) обеспечивало совместное внесение элементов питания (N60Р60К60).

На выщелоченных черноземах была получена экологически чистая продукция стевии, как при возделывании в условиях неудобренного фона, так и при внесении элементов питания. В сухом листе стевии отсутствовали или отмечались значительно меньше уровня, допустимого для БАД расти­тельного происхождения, содержания вредных веществ, токсических элементов и радионуклидов.

Установлено, что природно-климатические условия выщелоченных черноземов Ставропольского края уникальны для выращивания стевии. Сорт стевии Рамонская сластена проявил устойчивый рост и развитие в онтогенезе и способен формировать полноценные растения, которые обеспечивают достаточно высокий экологически чистый урожай листьев. Разработанная оригинальная технология безотходной и экологически чистой переработки, позволяющая получать из отходов растений стевии ценную кормовую добавку для животных. Начаты работы по созданию в Ставропольском крае первых протзводственных плантаций стевии сорта Рамонская сластена.

Природно-экономические условия Ставропольского края позволяют выращивать экологически чистую, с высоким содержанием сладких гликозидов стевию на значительных площадях для реализации ее в Ставропольском крае и других регионах Российской Федерации, а также для экспортирования за рубеж.

Возделывание стевии позволяет повысить экономическую эффективность растениеводства в сельскохозяйственных предприятиях, особенно в небольших фермерских хозяйствах.



ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ Статья в формате PDF 290 KB...

21 07 2024 7:36:56

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В СИСТЕМЕ ПЛАЦЕНТА-ПЛОД

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В СИСТЕМЕ ПЛАЦЕНТА-ПЛОД Статья в формате PDF 93 KB...

15 07 2024 15:19:13

УНИВЕРСАЛЬНОЕ ИСКУССТВОЗНАНИЕ КАК НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

УНИВЕРСАЛЬНОЕ ИСКУССТВОЗНАНИЕ КАК НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В статье доктора искусствоведения профессора Саратовской консерватории, члeна-корреспондента Российской академии естествознания даётся обоснование нового научного направления – универсального искусствознания, целью которого является комплексное исследование художественного процесса с вовлечением всех видов искусства в их глобальном охвате, а также построение художественной картины мира как особого рода исторической памяти. ...

30 06 2024 5:26:58

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ Статья в формате PDF 288 KB...

26 06 2024 10:53:27

ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ГИМНАЗИЧЕСКИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ХИМИИ

ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ГИМНАЗИЧЕСКИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ХИМИИ Общеобразовательный процесс включает в себя множество учебных дисциплин, формирующих мышление учащихся, в том числе и естественнонаучные дисциплины. Гимназическое образование в современной жизни формирует у учащихся личностные качества, ценностные ориентиры, социально значимые знания, отвечающие динамичным изменениям социума и необходимые для организации самостоятельной достойной жизни. ...

25 06 2024 9:24:47

ГРИПП. КЛИНИЧЕСКАЯ СИМПТОМАТИКА

ГРИПП. КЛИНИЧЕСКАЯ СИМПТОМАТИКА Статья в формате PDF 146 KB...

23 06 2024 22:45:46

Опыт применения ГИС технологий и ДДЗЗ для оценки влияния антропогенного фактора на растительность отдельных территорий Якутии

Опыт применения ГИС технологий и ДДЗЗ для оценки влияния антропогенного фактора на растительность отдельных территорий Якутии В работе приведены результаты применения ГИС технологий в различном масштабе для анализа структуры растительности и влияние антропогенной нагрузки на параметры растительного покрова регионов, в целом, и отдельных сообществ Якутии, в частности. Примененные подходы могут быть использованы в различном масштабе для анализа степени антропогенного пресса территорий и анализа растительности. ...

20 06 2024 8:57:43

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ СТРОЕНИЯ СЕЛЕЗЕНКИ В ПОСТНАТАЛЬНОМ ОНТОГЕНЕЗЕ

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ СТРОЕНИЯ СЕЛЕЗЕНКИ В ПОСТНАТАЛЬНОМ ОНТОГЕНЕЗЕ Данная статья посвящена актуальной проблеме – развитию селезенки как органа иммунной системы на этапах постнатального онтогенеза. Приведен сравнительный анализ литературных источников по постнатальному развитию селезенки. В работах отмечается разноречивость некоторых суждений исследователей, касающихся органогенеза и гистогенеза данного органа. ...

19 06 2024 3:16:57

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::