АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ И ПУТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ
Проблема ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения в результате интенсификации учебного процесса и предъявления более жестких требований со стороны изменяющего окружения [3] ставит перед широкой научной и педагогической общественностью задачу основательного обновления содержательной стороны образовательно-воспитательного процесса, разработки и внедрения инновационных экологически ориентированных и здоровьесберегающих технологий, форм, методов работы. Рассматривая проблему формирования экологических отношений личности, невозможно абстрагироваться от весьма существенной части - отношения к самому организму человека. Экологические отношения есть «субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями мира, служащее фактором, обусловливающим поведение» [1, 2]. Организм - живая система, что позволяет включать компоненту отношения к собственному организму в спектр экологических отношений личности. Понимание этого факта особенно важно учителю, который взаимодействует не только с собственным организмом, но и с организмом ребенка, и от адекватной позиции которого в определенной мере зависит успешность образовательно-воспитательного процесса и уровень здоровья его ученика. Необходимо выяснить, как развивается именно этот аспект отношения личности, каковы особенности его формирования в различные возрастные периоды, разработать систему и методику, формы и методы работы по его формированию в рамках целостного процесса экологического образования, адекватные современным требованиям.
Охаpaктеризовать субъективное отношение личности возможно с помощью параметра интенсивности отношения [4]. Выявляя особенности субъективного отношения к организму в целом, мы использовали ряд поведенческих аспектов, включая питание, поскольку оно - важная составляющая поддержания гомеостаза организма и его высокой работоспособности.
Была поставлена задача проанализировать уровень развитости компонентов интенсивности субъективного отношения, наметить основные направления формирования экологически адекватного отношения студентов к собственному организму и здоровому образу жизни. Использовались методы анкетирования, беседы, антропометрии и т.д. Обследовано 90 студентов педагогического факультета БелГУ. Результаты анкетирования оценивались в баллах и подвергались статистической обработке.
Полученные данные отражены на рисунке 1. Они показывают, что у подростков (51 человек) уровень развитости всех компонентов ниже, чем у взрослых (39 человек) с вероятностью Р £ 0,0547. Особо выделяется перцептивно-аффективный компонент, среднее значение которого в изучаемых группах отличается почти на 6 баллов.
Такая структура совпадает с описанной для людей, относящихся к категории личностей, обладающих низким уровнем развития интенсивности отношений [4]. Именно в это случае перцептивно-аффективный компонент доминирует, а поступочный развит наиболее слабо. В этом случае индивидуум обладает ограниченными навыками взаимодействия с организмом, не испытывает потребность получить как можно больше знаний о нем, читать разнообразную литературу. Так, около 44 % подростков считают необходимым узнать как можно больше о разнообразных аспектах правильного питания; 36 % - обращают внимание на статьи о качестве питания и пищевых продуктов; 14 % интересуются здоровым образом жизни, используя литературу и Интернет для получения соответствующих сведений; желают посещать курсы по культуре питания 16 %. При этом основная часть студентов проявляет только ситуационную активность. Однако, выпивающих на лавочке подростков остановить никто не собирается: только 7 % ответили «да, но смотря по обстоятельствам», пояснив свои действия следующим: «бесполезно говорить тем, кто не понимает». Во взрослой группе, содержащей воспитателей ДОУ и учителей начальных классов последний показатель несколько выше, и доходит до 15 %. Разумеется, в этой группе респондентов количество людей, интересующихся здоровым образом жизни, выше, в связи с наличием у них самих или их детей разнообразных заболеваний, в том числе генетических или семейных, связанных с нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной системами.
Рис. 1. Уровень развитости компонентов интенсивности отношения в разновозрастных группах
Вместе с тем, основная часть опрашиваемых подростков предпочтет, по их словам, прогулки в парке вместо пассивного отдыха на диване с книгой, но среди взрослых таких чуть менее половины. Уровни развития пpaктического и поступочного компонентов большинства опрошенных студентов низкие; хаpaктерно ситуативное взаимодействие.
Результаты исследования позволяют определить направления формирования отношения студентов к собственному организму.
- овладение основными понятиями и законами экологии человека, возрастной анатомии
и физиологии, генетики, педиатрии, современного естествознания; понимание зависимости жизнедеятельности и здоровья человека от средовых условий - внутренних и внешних, включающих
экологические хаpaктеристики питания; осмысление взаимодействия человека со средой обитания; освоение знания в его, прежде всего, инструментальной и технологической ипостаси; - становление и развитие сущностных сил человека, способного к самообразованию и саморазвитию; формирование активной личностной позиции; повышение эрудиции в ориентированной на экологию и здоровье человека области искусства и искусствоведения; воспитание вкуса, экологических и эстетических приоритетов;
- формирование пpaктических умений и навыков взаимодействия с организмом человека,
физиологического анализа и самоанализа; навыков применения здоровьесберегающих техноло
гий в педагогической деятельности и жизни, использования экологически чистых и полезных
продуктов питания; исследовательских навыков; - овладение здоровьесберегающими педагогическими технологиями, навыками педагогического наблюдения и анализа, психологического анализа и самоанализа, экологической психологии, педагогики и иных дисциплин;
- овладение современными теориями и инновационными технологиями образования, комплексом педагогических умений и навыков, позволяющих успешно осуществлять формирование экологических, физиологических и сберегающих здоровье знаний, убеждений и навыков детей; интенсифицировать просветительскую работу с родителями, реализовать функцию развития родовых, возрастно-нормативных способностей, самостоятельной личности в целом.
В процессе образовательновоспитательной деятельности в рамках выделенных направлений необходимо:
- активизировать работу в направлении осознания значимости для человечества экологически адекватной среды обитания и роли самого человека в создании такой среды не только для
собственного вида, но и для всех иных, обитающих на планете; - развивать стремление к саморазвитию и самосовершенствованию в направлении поддержания положительного баланса здоровья, желание вести здоровый образ жизни;
- усилить воспитательную и продолжать проводить просветительскую работу в области экологических хаpaктеристик питания, физического совершенствования, адекватной физиологическим и психологическим возможностям дозированности нагрузок, медицинской активности, и других компонентов здорового образа жизни, предотвращения негативных последствий злоупотрeбления вредными привычками;
- развивать убеждения в необходимости использовать здоровьесберегающие технологии в
педагогической деятельности и жизни, соблюдать нормы питания и развенчивать неверные пред
ставления о физиологической пользе разнообразных диет для похудения; - активировать работу по воспитанию вкуса, эстетических приоритетов;
- повысить эффективность деятельности в направлении привития навыков использования
экологически чистых и полезных продуктов питания, здоровых и традиционных для наших
предков блюд и напитков, неприятие алкогольной продукции; - интенсифицировать работу с родителями, поскольку именно семейное окружение обеспечивает заложение нравственных привычек, особенностей отношения к собственному организму, эстетические и гастрономические пристрастия, либо их отсутствие, параметры физической активности и т.д.;
- развивать умения применять соответствующие знания и убеждения в пpaктической деятельности, быстро ориентироваться в складывающихся неожиданных ситуациях;
- способствовать овладению знаниями, умениями и навыками создания инновационной
образовательной среды, обеспечивающей в полной мере развитие личности в границах изучае
мой проблемы; осваивать инновационные методы и формы работы и использовать их в работе с
детьми; - создавать образовательную среду, способствующую максимальной реализации поставленных задач и развития личности в целом.
Для решения указанных задач необходимо задействовать все каналы формирования субъективного отношения. Самостоятельно открытые факты более значимы для этого, поэтому рекомендуется максимально использовать решение пpaктических и ситуационных задач, проведение элементарных исследований с целью изучения особенностей жизнедеятельности организма, экологических хаpaктеристик мест проживания, рекреационных территорий, etc. Особо сильный интерес у студентов вызывают работы по выработке условных рефлексов и дифференцировки, изучению суточного рациона и т.д. Посещение художественных музеев и выставок помогают формировать эмоциональную часть отношения. Компьютерные технологии, тесты, кроссворды, ситуационные задачи позволяют применять знания в новых условиях, испытывая истинное наслаждение при положительном результате. Эти, и многие иные методы и формы работы способствуют развитию субъективного отношения и самостоятельной личности в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Дерябо, С.Д., Ясвин, В.А. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов/Д : «Феникс», 1996. - С. 240 - 249.
- Мамедов, Н.М., Суравегина И.Т. Экологическое образование: проблемы базовых знаний / Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина // Биология в школе. - 1997. - № 1. С.33 - 37.
- Тимофеев, С.П. Здоровый образ жизни в современных образовательных учреждениях: Методические рекомендации / С.П. Тимофеев, В.В. Луханин, А.Г. Колесников. - Белгород: Бел. Регион. Инст. ПКППС. - 2004. 336 с.
- Ясвин, В.А. Психология отношения к природе / В.А. Ясвин. - М.: Смысл. - 2000. 456 с.
Статья в формате PDF
261 KB...
24 03 2025 15:56:46
Статья в формате PDF
109 KB...
23 03 2025 20:41:21
Цели исследования: определить нормальную динамику показателей вариабельности ритма сердца в ответ на физиологическую нагрузку у мужчин и женщин. Дать клинико-физиологическую оценку показателей.
Материалы и методы. Нами было обследованы 48 здоровых пациентов, из них 32 – мужчины, 16 – женщины. Средний возраст 46 (± 3,6) года. Исследование проводилось на комплексе суточного мониторирования ЭКГ «ДНК» с программой вариабельности сердечного ритма при проведении лестничных проб. Определяли: ЧСС ночью и на нагрузке, депрессию ST, параметры ОНЧ, НЧ, ВЧ, НЧ/ВЧ – как в покое, так и на нагрузке, SDNN и pNN50 за сутки.
Результаты. Обнаружено, что на нагрузках значительно повышается мощность ОНЧ (на 80,4%, t – 2,6) и синнергично снижается мощность НЧ (на 72%, t – 1,7) и ВЧ (на 65%, t – 1,6). Пoлoвых различий не выявлено (t – 0,8).
Заключение: показатель «ОНЧ» отражает реализацию синусовым узлом симпатических влияний. «ВЧ» отражают активность парасимпатической нервной системы (что соответствует литературным данным). Показатель «Низкие Частоты» не может служить маркером активности симпатической системы (как предлагается в литературе), а скорее отвечает за реализацию вагуса или иной тормозящей структуры. НЧ/ВЧ не может служить показателем вегетативного баланса.
...
22 03 2025 9:56:56
В работе рассматривается влияние краткосрочной изоляции в течение пяти суток на поведение крыс в открытом поле. Показано, что у крыс, находящихся в изоляции, уменьшается время выхода из центра, снижается сумма дефекаций и уринаций. Показатели ориентировочно-исследовательской реакции при повторном тестировании изменялись одинаково у изолированных и групповых крыс.
...
21 03 2025 1:13:14
Статья в формате PDF
104 KB...
20 03 2025 13:42:16
Статья в формате PDF
429 KB...
19 03 2025 2:14:31
Статья в формате PDF
114 KB...
17 03 2025 12:55:34
Статья в формате PDF
127 KB...
16 03 2025 7:40:27
Статья в формате PDF
107 KB...
15 03 2025 14:39:24
Статья в формате PDF
383 KB...
14 03 2025 23:45:43
Описан состав Сумсунурского батолита рифейского возраста, сложенного кварцевыми диоритами, тоналитами, трондьемитами, а также дайками лейкогранитов и аплитов, отнесённых по сумме признаков к адакитовым гранитоидам. Среди тоналитов и трондьемитов по минеральному и химическому составам выделяются по две разновидности. В трондьемитах и аплитах проявлены два типа тетрадного эффекта фpaкционирования РЗЭ. Установлено, что в процессе генерации адакитовых гранитоидов участвовали разнородные источники плавления субстрата: мантийный и коровый. Становление породных типов происходило при участии флюидов мантийной природы и корового обводнения. Выдвинуто предположение, что формирование комплексного и крупного по запасам золотого Зун-Холбинского месторождения описываемого района принимали различные источники (мантийные и коровые). Взаимодействие последних генерировало золотое оруденение. Высказано предположение о прострaнcтвенной и парагенетической связи оруденения с раннепалеозойским холбинским и более древним рифейским сумсунурским комплексами.
...
13 03 2025 21:23:52
Статья в формате PDF
121 KB...
12 03 2025 21:50:20
Статья в формате PDF
118 KB...
11 03 2025 19:46:54
10 03 2025 0:39:50
Статья в формате PDF
295 KB...
09 03 2025 10:50:53
Статья в формате PDF
253 KB...
08 03 2025 7:49:22
Статья в формате PDF
142 KB...
07 03 2025 7:34:36
Приводятся основные показатели развития «информационного общества» в конце 20 века. Охаpaктеризованы взаимосвязи наукоемких производственных технологий и информатики, экономики и математики, экономико-математического моделирования управленческих решений.
...
04 03 2025 20:53:46
Статья в формате PDF
123 KB...
03 03 2025 6:17:18
Статья в формате PDF
110 KB...
02 03 2025 19:39:26
Статья в формате PDF
108 KB...
01 03 2025 15:27:16
Боль является одним из самых распространенных симптомов, встречающихся в медицинской пpaктике. Было изучено влияние фототерапии на интенсивность боли при невропатиях тройничного нерва травматического происхождения. Для лечения использовались фотонные матрицы Коробова «Барва -флекс/КИК» в сочетании с магнитной матрицей «Барва-флекс/МАГ». Ежедневно интенсивность боли оценивалась по визуальной аналоговой шкале боли. Фототерапия оказывает положительное влияние в виде сокращения интенсивности и длительности болевого синдрома.
...
28 02 2025 19:46:20
Показано, что спецификой подготовки компетентного специалиста-химика является формирование навыков социальной коммуникации. Отмечены основные коммуникативные трудности учащихся. Для их преодоления предложен сценарий семинарского занятия в малой группе на основе «социального посредничества» и разработан химический терминологический словарь. Особенностью словарной статьи является наличие раздела «Применение слова». Учитывая степень формализации химических знаний, выбрано применение по логическим связям.
...
27 02 2025 8:56:29
Статья в формате PDF
245 KB...
26 02 2025 8:43:39
Статья в формате PDF
292 KB...
25 02 2025 20:44:47
Статья в формате PDF
111 KB...
24 02 2025 1:31:59
Статья в формате PDF
313 KB...
23 02 2025 9:40:56
Статья в формате PDF 116 KB...
22 02 2025 10:37:51
Статья в формате PDF
138 KB...
21 02 2025 1:13:21
Умелое использование сокровищницы мировой культуры, достойное место в которой занимают поэтические и художественные произведения М.В. Ломоносова, М.И. Алигер, И.В. Гёте, И.А. Ефремова, К.Г. Паустовского, в педагогической пpaктике обеспечивает эффективное развитие естественнонаучного интеллекта и формирование мировоззрения школьников.
...
19 02 2025 16:49:57
17 02 2025 6:15:28
В работе дан теоретический анализ понятия «личности», способы её формирования в результате пpaктической деятельности человека. Показано, что речь – необходимое условие социального, культурного воспроизводства личности, формирования его специфических социальных способностей.
...
16 02 2025 21:33:35
Статья в формате PDF
133 KB...
15 02 2025 18:12:43
Исследование в биологии включает в себя наблюдение, описание, учебный опыт или эксперимент, сравнение, анализ, систематизацию результатов. Такая самостоятельная учебная деятельность приводит к формированию био-экологического мышления, без которого невозможна реализация биоцентрического принципа в обучении.
...
14 02 2025 7:15:50
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::