ПРОБЛЕМЫ РЕДУКЦИОНИЗМА И ИНТЕГРАТИЗМА В ВУЗОВСКОЙ НАУКЕ
Следует признать, что современные вузы медицинского профиля нацелены на организацию и совершенствование в большей степени учебного, чем научного процесса. Это определяется как их штатным расписанием, так и соответствующими требованиями вышестоящих министерств и ведомств. Такая ситуация расчлeнения учебно-образовательного процесса и научной деятельности, сложилась достаточно давно и, с учетом наличия специализированных научных учреждений, устраивала всех, за исключением, по-видимому, здравого смысла. Она закрепляет редукционизский подход к изучению окружающих нас явлений и закономерностей, причем уже на самых начальных этапах, когда формируются концептуальные основы познания и закладываются профессиональные навыки. Этот подход закрепляется не только в соответствующем профиле узкой специальности, но и лежит в основе научной деятельности сотрудников кафедр. Те или иные исследования, проводимые на кафедрах Вузов, опираются либо на академические структуры, что в условиях существующих экономических реалий достаточно проблематично, либо используют собственные базы и оборудование, что во многом не отвечает современным требованиям к научным исследованиям. В организации вузовской науки, кроме того, с учетом расчлeнения образовательного процесса преобладают исследования по частным направлениям, которые ведутся на кафедрах, что в большинстве своем также не проводит к выявлению новых оригинальных фактов. Очевидна необходимость усилий, направленных на совершенствование процессов по интеграции учебно-образовательного и научного процессов, что позволит повысить качество образовательных программ, за счет привлечения соответствующих ученых и специалистов, с одной стороны и, с другой, углубить, расширить и структурировать диапазон научных исследований. Наконец, такая интеграция позволит повысить эффективность и рентабельность научных исследований, за счет снижения численности научных сотрудников и повышения капиталовложений в научные исследования. Существует несколько вариантов такой интеграции, которыми, как нами представляется, необходимо руководствоваться при организации научных исследований в вузах медицинского профиля. Первый из них это составление совместных с различными учреждениями и ведомствами комплексных программ и проектов, либо на основе обоюдной заинтересованности, либо на основе подготовки совместных грантов. Второй- это реанимация центров коллективного пользования для кафедр вуза с целевым финансированием на покупку дорогостоящего оборудования и реактивов, что невозможно реализовать в условиях полного хозрасчета. Третий путь это реорганизация структуры вузовских кафедр, по аналогии с ранее существовавшими в России, когда в штате кафедры были ставки научных исследователей. Эта организационная структура стимулировала в свое время формирование крупных научно-исследовательских и образовательных школ, в основе деятельности которых была заложена интеграция научного и учебного процессов. В четвертых, это создание «сквозных» образовательных программ, по «базовым дисциплинам» предусматривающих включение на старших курсах лекций по теории систем, экологии и интегративной биологии и медицине. Если преимущество того или иного вариантов реорганизации вузовской науки имеет свои плюсы и минусы и их можно и нужно обсуждать, но одно несомненно, что такая реорганизация назрела и требует своего быстрейшего решения.
Статья в формате PDF
120 KB...
04 12 2023 8:51:24
Статья в формате PDF
311 KB...
03 12 2023 4:54:15
Статья в формате PDF
107 KB...
02 12 2023 10:54:52
С помощью микроспектральных флуоресцентно-гистохимических методов в тучных клетках эндометрия тела и шейки матки крыс дифференцированы гистамин, серотонин и катехоламины. Определено содержание указанных моноаминов в различные фазы пoлoвoго цикла. Тучные клетки шейки матки по сравнению с ее телом хаpaктеризуются более высоким уровнем моноаминов. Содержания катехоламинов и серотонина в точках зондирования хаpaктеризуются высокой степенью линейной корреляции во все стадии пoлoвoго цикла. Установлена высокая степень положительного хроносопряжения динамики изменений содержания гистамина в тучных клетках и эпителиоцитах эндометрия. Предполагается, что тучные клетки выступают в качестве регулятора биоаминового обмена в эндометрии в течение пoлoвoго цикла.
...
01 12 2023 10:16:56
Статья в формате PDF
104 KB...
30 11 2023 4:39:30
Статья в формате PDF
106 KB...
29 11 2023 1:36:37
Комплексное клинико-лабораторное обследование 20-ти больных в динамике ожоговой болезни средней степени тяжести позволило выявить закономерность системных метаболических расстройств в виде активации процессов перекисного окисления липидов. Установлена взаимосвязь чрезмерного накопления в эритроцитах и плазме крови промежуточных продуктов липопероксидации с тяжестью клинических проявлений патологии. В период ожогового шока и токсемии имело место прогрессирующее повышение содержания малонового диальдегида и диеновых конъюгатов в крови, а положительная клиническая динамика ожоговой болезни у выздоравливающих больных (15 – 25 сутки наблюдения) коррелировала со снижением интенсивности процессов липопероксидации. Выявлена положительная корреляция между повышенным содержанием в крови продуктов липопероксидации, уровнем молекул средних масс и развитием синдрома цитолиза.
...
28 11 2023 10:45:57
Проведен анализ эффективности различных типов фитнес-программ в коррекции избыточной массы тела женщин юношеского и зрелого возраста. Применяемые физические нагрузки отличались хаpaктером нагрузки и наличию/отсутствию компонента коррекции питания. Исследовали антропометрические показатели, ИМТ, определяли содержание жировой массы в организме методом калипометрии в динамике 6-мecячного тренировочного цикла. Проводили промежуточные исследования: в середине, через 3 месяца от начала тренировочного цикла. В исследовании приняли участие 93 пpaктически здоровые женщины с избыточной массой тела, не имеющие эндокринных заболеваний и противопоказаний к занятиям физической культурой. Выделены группы в зависимости от типа программы (I, II), а также подгруппы (Ia, IIa) в зависимости от возраста: 18–21 год (I и II, n = 17 и n = 17, соответственно) и 36–45 лет (Ia, IIa, n = 30 и n = 29, соответственно). Показана динамика и статистическая значимость различий в группах, проведен сравнительный анализ между группами. Выявлена более высокая физиологическая эффективность программы I, базирующейся на смешанном хаpaктере тренировки, многовариантной схеме упражнений с мониторированием и коррекцией хаpaктера питания.
...
26 11 2023 17:40:12
Статья в формате PDF
267 KB...
25 11 2023 23:32:38
Статья в формате PDF
111 KB...
24 11 2023 14:24:56
Надежность кристаллизационных установок можно обеспечивать, учитывая, что при ведении основного процесса протекают побочные процессы (агломерация кристаллов, их дробление, инкрустация, вторичное образование зародышей и др.).
...
23 11 2023 10:24:20
Статья в формате PDF
152 KB...
22 11 2023 10:37:33
Статья в формате PDF
120 KB...
21 11 2023 15:36:31
Статья в формате PDF
111 KB...
20 11 2023 1:47:29
19 11 2023 10:32:38
Статья в формате PDF
198 KB...
18 11 2023 2:34:16
Статья в формате PDF
174 KB...
17 11 2023 12:58:22
Статья в формате PDF
236 KB...
15 11 2023 12:56:10
Статья в формате PDF
202 KB...
13 11 2023 7:46:34
Статья в формате PDF
122 KB...
12 11 2023 7:33:18
Статья в формате PDF
140 KB...
11 11 2023 17:43:47
Статья в формате PDF
275 KB...
09 11 2023 6:43:56
08 11 2023 19:44:44
Статья в формате PDF
105 KB...
07 11 2023 19:55:28
Статья в формате PDF
111 KB...
06 11 2023 0:32:38
05 11 2023 15:48:10
Статья в формате PDF
199 KB...
04 11 2023 20:36:54
Статья в формате PDF
181 KB...
03 11 2023 23:41:41
02 11 2023 10:21:41
Целью настоящей работы является выявление мест редких и нуждающихся в охране видов лишайников дельты Волги.
...
01 11 2023 9:20:32
Статья в формате PDF
198 KB...
31 10 2023 5:18:18
Статья в формате PDF
265 KB...
29 10 2023 19:23:47
Статья в формате PDF
414 KB...
28 10 2023 14:48:43
Статья в формате PDF
204 KB...
27 10 2023 8:17:16
Статья в формате PDF
130 KB...
26 10 2023 19:30:55
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::