КУРАТОРУ СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ (учебное пособие) > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

КУРАТОРУ СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ (учебное пособие)

КУРАТОРУ СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ (учебное пособие)

Исаев И.Ф. Ерошенкова Е.И. Кролевецкая Е.Н. Статья в формате PDF 107 KB

За годы, прошедшие после принятия Законов РФ «Об образовании» (1992, 1996 гг.), «О высшем послевузовском и профессиональном образовании» (1996 г.), каких-либо серьезных исследований, посвященных воспитательной деятельности куратора студенческой группы не проводилось. Между тем, с начала 60-х годов XX века, с момента создания в вузах института кураторства, до начала 90-х годов, проблеме кураторской деятельности уделялось значительное внимание (К.В. Гавриловец, Л.Д. Демина, Т.М. Куриленко, Т.П. Маралова, О.В. Соколовская и др.).

Анализ работ этого периода приводит, во-первых, к выводу о том, что деятельность института кураторства была направлена на поиск внутренних резервов оптимизации воспитательного процесса в вузах. Во-вторых, институт кураторства способствовал социализации студенческой молодежи. В-третьих, содержание кураторской деятельности претерпевало в своем развитии существенные изменения от информационной, просветительской функции на начальном этапе, до руководства пpaктически всеми сферами деятельности студенческой группы на последующих этапах.

Активизация исследований по проблемам деятельности преподавателя высшей школы, таких конкретных проблем, как профессионально-педагогическая культура, творческая самореализация личности преподавателя в вузе, его профессиональная мобильность, профессионально-педагогическая компетентность (Баpaбанщиков А.В., Бенин В.Л., Бондаревская Е.В., Змеев С.И., Вербицкий А.А., Макарова Л.Н., Ситникова М.И. и др.) инициирует исследования в области кураторской деятельности преподавателя высшей школы, педагогической культуры куратора студенческой группы.

В учебном пособии «Куратору студенческой группы: от теории к пpaктике» раскрывается место и роль куратора студенческой группы в инновационной системе воспитательной работы вуза, дается хаpaктеристика студенческой группы как субъекта воспитательной работы в вузе, представлены современные направления воспитательной деятельности куратора студенческой группы, рассматривается значимость личностно ориентированного профессионального взаимодействия куратора и студентов, обосновываются и реализуются личностно ориентированные воспитательные технологии в деятельности куратора студенческой группы.

Учебное пособие состоит из введения, 5 разделов и 7 приложений. Каждый раздел содержит по 2 главы и представлен несколькими параграфами.

В разделе «Куратор студенческой группы в системе воспитательной работы вуза» рассматриваются вопросы становления и развития института кураторства в высшей школе, дается хаpaктеристика современной гуманистической парадигмы воспитательной деятельности куратора студенческой группы, определяются требования к личности современного куратора и выявляются функции его воспитательной деятельности.

Особое внимание в учебном пособии уделяется рассмотрению феномена педагогической культуры куратора студенческой группы: ее компонентов, функций, видов, мотивов и противоречий ее формирования. В этом разделе обосновываются воспитательные ценности в структуре педагогической культуры куратора студенческой группы, а также предлагается типология «центраций» деятельности куратора студенческой группы.

Материал, представленный в разделе «Студенческая группа в воспитательной системе вуза» хаpaктеризует студента и студенческую группу как субъектов воспитания: выявляет их социально-психологические особенности, мотивы, стимулы учения, ценностные предпочтения, занятия и увлечения студентов в свободное время; описывает динамику развития коллектива студенческой группы, его формальные и неформальные структуры, функционирование студенческого самоуправления в университете.

Для кураторов и студенческого актива представляет значительный интерес раздел «Содержание воспитательной деятельности куратора студенческой группы», включающий планирование воспитательной работы, организацию работы по адаптации студентов-первокурсников, деятельность куратора по формированию сплоченного коллектива студенческой группы, персонификацию воспитательной работы со студентами, развитие их профессионального мышления и научного потенциала, взаимодействие куратора со студенческими общественными организациями, стимулирование студенческого волонтерского движения, профилактику девиантного поведения студентов, воспитательную работу в студенческом общежитии, организацию быта и отдыха студентов, проведение кураторских часов в студенческой группе. В данном разделе раскрыты основные направления воспитательной работы со студентами: профессионально ориентированная воспитательная работа, воспитание социальной активности студентов, развитие их эстетической, нравственной культуры, культуры здоровья, а также гражданское, патриотическое и поликультурное воспитание студенческой молодежи.

Особую значимость в учебном пособии имеет раздел «Личностно ориентированное профессиональное взаимодействие куратора и студентов», в котором поднимаются вопросы создания эффективных организационно-педагогиче-ских и психолого-педагогических условий реализации такого взаимодействия в вузе.

Ценный пpaктический материал представлен в разделе «Воспитательные технологии в деятельности куратора студенческой группы». Авторские технологии развития субъект-субъектных отношений куратора и студентов и формирования профессионально-ценностной установки будущего специалиста в деятельности куратора студенческой группы позволяют целенаправленно выстраивать воспитательные траектории во взаимодействии кураторов и студентов.

Пpaктико-ориентированные материалы, содержащиеся в приложении учебного пособия, включают примерные план и план-дневник воспитательной работы в группе, методические рекомендации по научной организации учебного труда студентов, «Положение о кураторе академической группы ГОУ ВПО «Белгородский государственный университет»», технологические карты и методики развития субъект-субъектных отношений во взаимодействии куратора и студенческой группы, а также формирования профессионально-ценностной установки будущего специалиста в деятельности куратора студенческой группы, и могут использоваться кураторами студенческих групп вузов различных профилей.

Учебное пособие представляет интерес и может быть рекомендовано для кураторов студенческих групп вузов и ссузов, заместителей деканов по социально-воспитательной работе, для аспирантов, молодых преподавателей вузов, получающих дополнительную квалификацию «Преподаватель высшей школы».



БИОДИНАМИКА ПРЫЖКОВ В ВЫСОТУ

БИОДИНАМИКА ПРЫЖКОВ В ВЫСОТУ Статья в формате PDF 657 KB...

22 04 2024 9:15:29

ДНИ КВАНТОВОЙ МЕДИЦИНЫ В ЕВРОПЕ

ДНИ КВАНТОВОЙ МЕДИЦИНЫ В ЕВРОПЕ Статья в формате PDF 140 KB...

17 04 2024 4:35:40

ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ (учебное пособие)

ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ (учебное пособие) Статья в формате PDF 97 KB...

13 04 2024 18:38:58

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ И СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ПОЛОСТИ НОСА: МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И КЛИНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ (ОБЗОР)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ И СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ПОЛОСТИ НОСА: МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И КЛИНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ (ОБЗОР) В статье приведены современные данные о микроанатомии и гистологии слизистой оболочки полости носа. Приводятся особенности морфо-функциональной организации носа в связи с зональными особенностями, сравнителая хаpaктеристика различных отделов носовой полости. Представлено клиническое значение вариантов анатомической организации структур носа с различными видами ринопатологии. ...

09 04 2024 11:17:32

ИСПЫТАНИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО ПОКРОВА НА СОДЕРЖАНИЕ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ

ИСПЫТАНИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО ПОКРОВА  НА СОДЕРЖАНИЕ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Известные способы предполагают проведение испытаний травяно-кустарничкового покрова на содержание химических элементов на пробных площадках. Недостатком является раздельная обработка результатов испытаний, что лишает возможности совместного изучения травы и древесных растений. В статье показаны возможности повышения точности изучения комплекса «трава + древесное растение», а также сопоставимости содержания химических элементов по высоте растений. ...

06 04 2024 14:38:53

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ ПОПУЛЯЦИЙ МЕЛКИХ МЛЕКОПИТАЮЩИХ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ ПОПУЛЯЦИЙ МЕЛКИХ МЛЕКОПИТАЮЩИХ На основании многолетних наблюдений за комплексом внешних условий и состоянием популяций мелких млекопитающих количественно оценено распределение влияний внутрипопуляционных и внешних факторов на динамику их численности и структуры. Показано, что основное влияние на демографические процессы полевок на протяжении всего сезона размножения оказывают плотностно-зависимые механизмы регуляции (эндогенные факторы). Экзогенные (хищники, кормовые и погодные) факторы выступают в качестве воздействий, ограничивающих рост населения популяции, и наиболее эффективны в переходные осеннее-зимний и зимне-весенний периоды. ...

05 04 2024 1:18:33

КЛИНИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ НЕРВНЫХ СПЛЕТЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА

КЛИНИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ НЕРВНЫХ СПЛЕТЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА Статья в формате PDF 230 KB...

29 03 2024 18:19:57

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КИНЕТИКИ СОРБЦИИ КАТИОНА МЕТАЛЛА ПЕКТИНОМ ИЗ ЦИТРУСОВЫХ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КИНЕТИКИ СОРБЦИИ КАТИОНА МЕТАЛЛА ПЕКТИНОМ ИЗ ЦИТРУСОВЫХ В работе проведено исследование цитрусового пектина на сорбционную способность по отношению к ионам свинца, а также влияние температуры на сорбционную емкость. В работе проведен расчет физико-химических параметров процесса сорбции ионов свинца цитрусовом пектином, позволивший установить, что процесс образования пектата свинца протекает как реакция первого порядка, а функциональная зависимость сорбции от концентрации ионов свинца подчиняется уравнению изотермы адсорбции Фрейндлиха. Высокая степень извлечения ионов свинца (64% от исходной концентрации) позволяет рекомендовать цитрусовые пектины в качесве энтеросорбентов при свинцовой интоксикации, а также в качестве пищевой добавки к продуктам лечебного и профилактического действия. ...

25 03 2024 16:13:49

ВЛИЯНИЕ БЦБК НА БАЙКАЛ

ВЛИЯНИЕ БЦБК НА БАЙКАЛ Статья в формате PDF 276 KB...

23 03 2024 22:10:51

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::