МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬСТУДЕНТ» ПРИ ПРОБЛЕМНОМ ОБУЧЕНИИ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬСТУДЕНТ» ПРИ ПРОБЛЕМНОМ ОБУЧЕНИИ

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬСТУДЕНТ» ПРИ ПРОБЛЕМНОМ ОБУЧЕНИИ

Осадчий В.И. Устинова Т.С. Лахатова М.И. Статья в формате PDF 181 KB

В современных педагогических исследованиях широко используется системный подход, в котором в качестве субстанции приняты понятия: «педагогическая система», которая описывает структуру, связи, организацию объекта; «педагогический процесс», который описывает - что происходит в исследуемом, а «педагогическая технология» - как это происходит (Г.Н. Александров и др.).

Преследуя цель повышения качества подготовки специалистов, следует активно осуществлять управление педагогическим процессом получения и освоения знаний студентами. Универсальной хаpaктеристикой педагогического процесса является педагогическое взаимодействие. В последние годы в связи с достижениями психологии общения акцент смещается на проектирование способов учебного диалога: диалог между преподавателем и студентом, студентов друг с другом, группы студентов и преподавателя. Диалог призван улучшать усвоение учебного материала, влиять на мотивационную сферу познавательной деятельности студентов и, следовательно, на контрольно-оценочную сферу.

Особую роль в познании играет когнитивная психология, которая исследует познавательные процессы приема, сохранения, переработки, воспроизведения и использования информации (Р.Солсо). Организация познавательной деятельности студентов принадлежит преподавателю. Педагогические задачи могут быть решены и решаются посредством повышения активности студентов только под его руководством. Психологические исследования свидетельствуют, что лишь на треть процесс обучения обусловлен способностями обучаемого, а на остальные две трети - его эмоциональным состоянием. Продуктивное эмоциональное состояние интериоризации студентов должен создать преподаватель. Существуют разные методы. Одним из действенных является проблемное обучение. Психологические, методологические, дидактические основания проблемного обучения проанализированы В.И. Идиатулиным.

Для оценки результатов обучения студентов с 2003 года в ТулГУ используется балльно-рейтинговая система по всем дисциплинам учебных планов всех форм профессионального высшего образования. Эта система предполагает проведение мероприятий текущей и промежуточной аттестации, и она не только способствует повышению внешней мотивации студентов к систематическому, успешному усвоению дисциплин, но и выявляет качества предлагаемых образовательных услуг, их соответствие (и несоответствие) международным стандартам и обнаруживает степень эффективности педагогического процесса.

Можно предположить, что высокий уровень знаний студентов совпадает с высокой долей контактов преподавателя со студентами, инициированных самим преподавателем, владеющим приемами формирования различных структур интеллектуальных процессов (алгоритмических, полуалгоритмических, полуэвристических, эвристических) (Л.Н.Ланда, К. Банг) и иными основами проблемного обучения. В этом случае для описания учебного процесса можно воспользоваться описанием случайных процессов, протекающих в системе массового обслуживания.  Случайный процесс, протекающий в системе массового обслуживания, состоит в том, что система в случайные моменты времени переходит из одного состояния в другое. Учебное занятие рассматривается как случайный процесс с непрерывным временем. Переход системы из одного состояния в другое осуществляется скачком, в момент, когда осуществляется какое-либо событие (в данном случае - коммуникация между студентом и преподавателем). Например, дискретная система X, где различные состояния системы соответствуют различному числу коммуникаций: X0- ни одной коммуникации, X1 - одна коммуникация; Xk - k коммуникаций; Xn - все n участвовали в коммуникативном общении. Для такой системы хаpaктерны необратимые переходы. Упрощенно можно представить каждый этап учебного занятия как поток однородных событий (заявок на обслуживание) и описать его свойства с помощью теории массового обслуживания как стационарный пуассоновский поток [1].

На произвольном участке времени длиной  число событий, попадающих на данный временной участок, распределено по закону Пуассона с математическим ожиданием

,                 (1)

где λ - плотность потока, (среднее число коммуникаций между преподавателем и студентом, приходящееся на единицу времени)

Вероятность того, что за время  произойдет ровно m событий, равна

         (2).

Для данной системы можно записать закон распределения с заданной плотностью

 при    (3).

При рассмотрении пpaктических и семинарских занятий можно предположить, что поток событий не стационарен из-за возможных усложнений коммуникаций (возникших дискуссий, постановки новых проблем). Мгновенная плотность потока  на временном участке

     ,               (4)

где m(t) - математическое ожидание числа событий на участке (0,t). Число событий, попадающих на участок длины

              ,(5),

где - математическое ожидание числа событий на участке от t0 до , равное

     (6).

Закон распределение будет иметь вид:

              (7).

Педагогический эксперимент и анализ данной модели проводили в ТулГУ на кафедре «Физика» естественнонаучного факультета по дисциплинам «физика» в группах инженерных специальностей, а также на кафедре «Мировая экономика и право» экономического факультета по дисциплинам: «Правовое регулирование внешней экономической деятельности предприятий» и «Таможенное и валютное регулирование».

Заключение: Предлагаемая модель в качестве вероятностного описательного средства универсальна, и ее можно адаптировать к условиям каждой конкретной дисциплины и формы обучения. Данная модель позволяет лучше постичь наблюдаемое в педагогическом процессе, а именно увидеть корреляцию между результатами оценок знаний по балльно-рейтинговой системе и применением рациональных педагогических действий проблемного обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Вентцель Т.Е. Теория вероятностей: Учеб. Для вузов. - 7-е изд. стер. - М.: Высш. шк., 2001 - 575с: ил.
  2. Горбунова О.Ю. Лахатова М.И. Повышение эффективности учебного процесса на примере физического пpaктикума с учетом педагогического взаимодействии «преподаватель-студент» «Физика в системе инженерного образования стран ЕврАзЭС» и совещания заведующих кафедрами физики технических ВУЗов России, стр. 83- 85 М, 2007.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ЛИЦЕЕ ПРИ ВУЗЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ЛИЦЕЕ ПРИ ВУЗЕ Статья в формате PDF 97 KB...

24 03 2025 0:48:22

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ Статья в формате PDF 95 KB...

21 03 2025 22:59:45

КАЧЕЛИ ЛЕДНИКОВЫХ ПЕРИОДОВ

КАЧЕЛИ ЛЕДНИКОВЫХ ПЕРИОДОВ Поскольку средняя температура Земли очень медленно уменьшается из-за удаления от Солнца вследствие расширения Вселенной, то достаточно резкие изменения температуры в пределах нескольких градусов могут происходить только в результате прострaнcтвенных и временных колебаний на самой планете. Такие колебания происходят чередованием ледниковых периодов на северных побережьях Атлантического и Тихого океанов. Анализ длительности ледниковых периодов и межледниковий Атлантического побережья позволяет утверждать, что такие качели действительно существуют, и в настоящее время происходит смена Тихоокеанского оледенения Атлантическим. Данная гипотеза позволит объяснить гибель динозавров, эволюцию лошади, расселение человека и прогнозировать глобальные изменения климата. ...

19 03 2025 14:32:28

КОРПОРАТИВНЫЙ КОНФЛИКТ МАГОВ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТЕЛЕВИДЕНИЯ

КОРПОРАТИВНЫЙ КОНФЛИКТ МАГОВ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТЕЛЕВИДЕНИЯ Современное телевидение требует от своих продюсеров постоянного повышения рейтинга телепередач. Привлечь внимание обывателя можно только ярким зрелищем. Анализируется конфликт между иллюзионистами и их коллегами, возникший в результате появления на Первом канале телевидения программы с разоблачениями секретов иллюзионных трюков. Рассматривается динамика конфликта, выявляются интересы сторон, трaнcформация взглядов участников и возможность достижения консенсуса. ...

18 03 2025 0:12:22

РАЗРАБОТКА КОМПОЗИТА НА БЕЛКОВОМ НОСИТЕЛЕ

РАЗРАБОТКА КОМПОЗИТА НА БЕЛКОВОМ НОСИТЕЛЕ Статья в формате PDF 211 KB...

16 03 2025 20:34:39

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ПЕДАГОГОВ ЮГА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ПЕДАГОГОВ ЮГА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Статья в формате PDF 91 KB...

14 03 2025 7:12:44

ВЛИЯНИЕ ЛЬНЯНОГО И ВИСКОЗНОГО ВОЛОКНА НА ПРОЦЕСС ВЫДЕЛЕНИЯ БУТАДИЕНСТИРОЛЬНОГО КАУЧУКА ИЗ ЛАТЕКСА

ВЛИЯНИЕ ЛЬНЯНОГО И ВИСКОЗНОГО ВОЛОКНА НА ПРОЦЕСС ВЫДЕЛЕНИЯ БУТАДИЕНСТИРОЛЬНОГО КАУЧУКА ИЗ ЛАТЕКСА Рассмотрен процесс выделения бутадиен-стирольного каучука из латекса СКС-30 АРК с использованием в качестве наполнителя льняного и вискозного волокна. Установлено влияние содержания льняного и вискозного волокна различной длины, при различных расходах коагулирующего агента, на полноту выделения каучука из латекса. Определено оптимальное содержание волокна и его длина. ...

10 03 2025 1:42:49

ФОРМАЛИЗАЦИЯ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В ФИЛИАЛЕ ВУЗА

ФОРМАЛИЗАЦИЯ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В ФИЛИАЛЕ ВУЗА Построена математическая модель системы управления качеством образования филиала ВУЗа с учетом влияния внешних информационных связей, проведена оценка критерия качества и улучшения внешних связей вследствие внедрения информационной системы. ...

03 03 2025 8:30:57

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ Статья в формате PDF 256 KB...

21 02 2025 0:44:56

ИСКУССТВО МЫЛОВАРЕНИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРОМЫСЛА

ИСКУССТВО МЫЛОВАРЕНИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРОМЫСЛА Статья в формате PDF 251 KB...

17 02 2025 19:37:34

СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ Статья в формате PDF 248 KB...

16 02 2025 11:42:59

РЕГИОНАЛЬНАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА И ЭКОНОМИКА

РЕГИОНАЛЬНАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА И ЭКОНОМИКА Статья в формате PDF 102 KB...

15 02 2025 16:39:41

ПОДСИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНОЙ ПАМЯТЬЮ

ПОДСИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНОЙ ПАМЯТЬЮ Статья в формате PDF 275 KB...

13 02 2025 4:41:51

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::