ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
«Творчество - деятельность человека, созидающая новые материальные ценности, обладающие общественной значимостью», - так определил творчество известный российский психолог С.Л.Рубинштейн [3]. С внедрением в учебный процесс развивающего обучения в педагогической пpaктике появилось понятие «творческое развитие учащихся». Важным фактором формирования творческих способностей учащихся можно считать исследовательские естественнонаучные проекты. Школьная научно-исследовательская деятельность - это сочетание приемов и методов решения актуальных проблем, которые служат активизации познавательной деятельности учащихся. Задача учителя в руководстве школьными естественнонаучными проектами сводится к подготовке учащихся к продолжению образования в вузах; к формированию личности, способной к самореализации и самоорганизации.
Научно-исследовательская деятельность школьников помогает формировать творческую личность с развитым самосознанием, позволяет не только выявить, но и разбудить в ученике интерес и внимание к исследованию и осуществлению пpaктических действий, а также понимание и осмысление объекта исследования, способствует получению более глубоких знаний и развитию общей культуры учащихся.
Приобщение к исследованию помогает школьникам преодолеть фрагментарность содержания естественнонаучного образования, а также оказывает им помощь в реализации способностей и потребностей, создает условия для дальнейшего профессионального образования. У учащихся формируются навыки работы с научной литературой, обогащается химическая лексика, совершенствуются умения выполнять химический эксперимент, возрастает познавательный интерес к общим законам природы, стремление к приобретению новых знаний. Развивающееся естественнонаучное мировоззрение ребят становится фундаментом их духовной культуры, способствует определению жизненных позиций.
В процессе выполнения исследований закладываются основы доверительных отношений между учителем и учеником, создаются условия взаимного доверия. Это облегчает воспитание у детей умения совершенствовать себя и создает благоприятные условия для творческого подхода к исследуемой проблеме, т.е. обеспечивает творческую продуктивность. Творческая продуктивность - это «способность предлагать различные варианты решения творческой задачи и находить оригинальное решение» [2]. Академик В.А. Энгельгардт считал, что «творчество есть результат действующего в нас инстинкта, результат стремления удовлетворить внутреннюю потребность, заложенную в нас природой, потребность расширить область человеческого знания, внести ясность в то, что ранее было туманным...» [5].
Приемы и методы, используемые учителем при осуществлении руководства естественнонаучными проектами учащихся, способствуют творческому и интеллектуальному росту одаренных детей. Наилучшие результаты достигаются, если учащиеся выполняют исследования, соблюдая последовательность:
- выбор темы;
- изучение литературы по интересующей проблеме;
- трaнcформация материала, позволяющая свести сложное к простому;
- осмысление предстоящего исследования;
- подготовка оборудования для экспериментальной части;
- экспериментальная часть исследования;
- наблюдение за ходом эксперимента;
- обобщение результатов эксперимента;
- формулировка выводов.
Научно-исследовательская работа учащихся - это целенаправленная экспериментальная деятельность, результаты которой учащимся заранее не известны. Она носит поисковый хаpaктер, способствует расширению знаний учащихся, развитию их пpaктических умений. «Принцип активизации поисковой учебно-исследовательской деятельности учащихся - это принцип самостоятельного «открытия» выводов науки, «изобретения» новых способов приложения знаний к пpaктике» [1]. В отличие от научного ученическое исследование требует создания особых условий, при которых школьник исследует объекты, свойства и явления окружающего мира. Перед выполнением работ исследовательского хаpaктера учащихся следует предупредить о том, что результаты научных исследований результаты могут отличаться от результатов, полученных в рамках школьного эксперимента. При возникновении таких ситуаций необходимо пересмотреть план работы, тщательно проанализировать все детали эксперимента, а также предположить возможные причины его несовпадения с предполагаемым исходом.
В качестве примера можно привести ряд тем исследовательских естественнонаучных проектов, выполненных учащимися гимназии №1 г. Саратова.
I. Работы, имеющие пpaктическую направленность:
- Получение индикаторов из растений. Цель работы: ознакомление учащихся с методами и условиями экстpaкции, титрования, изготовления индикаторов, исследования кислотно-основных свойств растительных индикаторов.
- Регенерация цинка. Цель работы: знакомство со способами очистки металлов, с различными методиками переработки химических отходов.
- Синтез малахита. Цель работы: получение малахита в условиях школьной химической лаборатории, совершенствование умений в выборе оптимальных количественных соотношений реагентов.
- Анализ сточных вод АО «Саратовский авиационный завод» в районе р.Черниха. Цель работы: исследование химического состава сточных вод различными химическими и физико-химическими методами анализа, изучение проблемы восстановления и оздоровления реки Черниха.
- Экологические особенности железосодержащих подземных вод г. Саратова и перспективы их использования в лечебных целях. Цель работы: выявление в пределах волжских островов участков распространения неглубоко залегающих грунтовых вод, содержащих повышенные концентрации железа, исследование механизма формирования их химического состава, обоснование возможности их применения в лечебных целях.
II. Работы по проектированию приборов для осуществления химических реакций в условиях школьной лаборатории.
- Изготовление электрифицированной таблицы «Растворимость солей и оснований в воде»
- Изготовление коллекции «Металлы и сплавы», сопровождающейся подробным описанием физических свойств и пpaктического применения предлагаемых материалов.
- Изготовление объемных моделей молекул органических веществ: этана, этена, этина, бензола.
III. Исследования, связанные с изучением оптимальных условий проведения ряда демонстрационных опытов по химии.
- Световое излучение при проведении окислительно-восстановительных реакций. Цель работы: приготовление пиротехнических составов и их использование на уроках и во внеклассной работе по химии.
- Медико-биологическое значение кинетики. Цель работы: изучение скорости протекания химических реакций в живых организмах.
Таким образом, выполнение учащимися научных исследований, развивающих экспериментов формируют у них способность «мыслить творчески, вовлекают их в активную познавательную деятельность, ставят новые проблемы и задачи, создают возможности для переноса теоретических знаний в незнакомые ситуации» [4]. Научно- исследовательская работа является показателем активности ученика, его умений увидеть новую проблему и решить ее своими силами, обеспечивает устойчивый интерес к поиску и исследованиям. Знания, приобретаемые усилиями собственной мыслительной деятельности, усваиваются учащимися осознанно и прочно.
Литература
- Глазкова О.В., Клеянкина М.К., Зайцев О.С. // Химия в школе. 1998, №3. С. 37.
- Оржековский П.А. // Химия в школе. 1999, №6. С. 28.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: АПН, 1958. 34 с.
- Сурин Ю.В. // Химия в школе. 1996, №5.
- Энгельгардт В.А. Познание явлений жизни. М., 1984. 297с.
Статья в формате PDF
112 KB...
27 04 2025 17:20:51
Статья в формате PDF
186 KB...
26 04 2025 15:44:58
Статья в формате PDF
113 KB...
25 04 2025 0:37:33
Статья в формате PDF
177 KB...
24 04 2025 14:33:27
Статья в формате PDF
122 KB...
23 04 2025 2:47:51
Цель исследования - изучение особенностей клеточного звена иммунитета и содержания цитокинов в сыворотке крови у пациентов с гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью и пищеводом Барретта. Обследованы 70 пациентов с эрозивной формой гастроэзофагеальной рефлюксной болезни и 42 пациента с пищеводом Барретта. Применены клинические, эндоскопические, морфологические, иммунологические методы исследования. Выявлены различия в показателях клеточного звена иммунитета и содержания в сыворотке крови интерлейкина-4, интерлейкина-8, интерлейкина-10, фактора некроза опухолей-, интерферона- у больных гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью в динамике лечения и у пациентов с пищеводом Барретта.
...
22 04 2025 2:16:17
Статья в формате PDF
125 KB...
21 04 2025 2:27:57
Статья в формате PDF
109 KB...
20 04 2025 18:31:24
Статья в формате PDF
142 KB...
19 04 2025 20:41:36
Статья в формате PDF
131 KB...
18 04 2025 16:43:25
Статья в формате PDF
432 KB...
17 04 2025 16:16:34
Статья в формате PDF
118 KB...
16 04 2025 21:33:47
Статья в формате PDF
174 KB...
14 04 2025 4:28:30
Статья в формате PDF
275 KB...
13 04 2025 5:12:49
Статья в формате PDF
271 KB...
11 04 2025 10:26:48
Статья в формате PDF
106 KB...
10 04 2025 11:39:42
Статья в формате PDF 251 KB...
08 04 2025 7:59:31
07 04 2025 19:36:55
Статья в формате PDF
112 KB...
06 04 2025 7:15:26
Проведен анализ эффективности курсового гетеросуггестивного воздействия на функциональное состояние ЦНС у женщин репродуктивного возраста. С помощью методов электроэнцефалографии и спектрального анализа вариабельности сердечного ритма получены достоверные данные о положительной динамике на центральном и вегетативном уровнях обеспечения психофизиологической устойчивости обследованных женщин.
...
05 04 2025 17:59:55
Статья в формате PDF
105 KB...
04 04 2025 14:11:29
01 04 2025 22:56:51
Статья в формате PDF
131 KB...
31 03 2025 19:35:27
Статья в формате PDF
123 KB...
29 03 2025 13:38:45
Статья в формате PDF
111 KB...
28 03 2025 10:28:56
Статья в формате PDF 256 KB...
27 03 2025 4:32:33
Статья в формате PDF
139 KB...
26 03 2025 12:49:32
25 03 2025 10:15:58
Статья в формате PDF
121 KB...
24 03 2025 4:19:43
Статья в формате PDF
112 KB...
23 03 2025 2:48:18
Статья в формате PDF
123 KB...
22 03 2025 20:37:40
Статья в формате PDF
111 KB...
21 03 2025 17:38:55
В настояще время весьма актуальной является задача поиска, отбора, поддержки и развития интеллектуально одарённых детей. «Трёхкольцевая модель одарённости» Рензулли включает следующие компоненты: высокий уровень интеллекта, креативность и усиленную мотивацию. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и особой педагогической поддержки. В современной пpaктике обучения используются педагогические стратегии и программы, которые предусматривают высокий уровень развития мыслительных процессов, совершенствование творческих способностей и быстрое усвоение знаний, умений и навыков. Процесс обучения одарённых детей требует создания особой образовательной среды. Ключевой фигурой в создании такой среды является учитель. Функция педагога состоит в сопровождении и поддержке, развитии личности ученика. Продуктивность взаимодействий обеспечивается включённостью ученика и учителя в общую целенаправленную деятельность.
...
20 03 2025 3:25:57
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::