ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕПРОДУКТИВНЫХ СИСТЕМ РЫБ
В связи со значительными изменениями условий существования рыб и других гидробионтов, вызванные реконструктивными работами в дельте Терека и в его придаточных водоемах, произошли глубокие изменения в их биологии и в поведении, существенно изменились условия воспроизводства и видовой состав ихтиофауны, что привело в конечном счете, к резкому сокращению промыслового эффекта.
Исследованиями установлено, что градиенты действия тех или иных экологических факторов на весь период онтогенеза рыб не одинаковы, они значительно шире в период размножения - в критический период, когда многие из этих факторов становятся лимитирующими. Поэтому нами обращено внимание к изучению этого периода.
Анализ развития пoлoвых клеток (гаметогенез), рост и формирование гонад (гонадогенез) и их функционирование на весь период пoлoвoго цикла показал, что для прохождения этих процессов необходимы определенные экологические факторы, при отсутствии которых нарушается нормальная циклика, а это негативно сказывается на воспроизводительные способности многих видов рыб.
В результаты исследования всего периода размножения, по хаpaктеру развития пoлoвых продуктов, формирования и функционирования пoлoвых желез, изменения морфофизиологических показателей (зрелости и упитанности) с учетом необходимых экологических условий для их прохождения позволили нам разделить его на несколько этапов.
Первый - ядерно-плазменного преобразования (превителлогенез). Это этап у всех непoлoвoзрелых видов рыб самый длительный - от 1 до 7-8 лет, в зависимости от вида рыб и температурных условий их обитания. В гонадах протекает интенсивный процесс оогенеза; пoлoвые клетки на всех фазах протоплазматического (малого) роста и включая овогониальной фазы; яичники находятся в I и II стадиях зрелости; продолжительность этого этапа зависит от экологических условий существования особей и прежде всего от температурных, под влиянием которых он сокращается или удлиняется; величина гонадосомотического индекса минимальная, а показатель упитанности - максимальный.
Второй - трофоплазматического (большого) роста - состоящий из двух подпериодов: раннего и позднего вителлогенеза; идет бурное накопление питательных веществ в ооцитах; продолжительность нескольких месяцев (от 2 до 8); яичники в III и IV стадиях зрелости; пoлoвые клетки представлены от оогонии до ооцитов фазы наполненного желтка; для нормального прохождения данного этапа требуется в основном условия для интенсивного нагула; энергетические ресурсы организма в основном используются на рост и развитие пoлoвых клеток и формирование гонад; продолжительность и хаpaктер прохождения этого этапа зависит от биологии вида рыб - экологии нереста, типа икрометания, особенности гаметогенеза; величина гонадосомотического индекса к концу этапа достигает максимального размера, а показатели жирности и упитанности ближе к минимальному значению.
Третий - предовуляционный - гомогенезации содержимого ооцита (а у некоторых видов - гидратация содержимого ооцита), когда ооциты готовы к овуляции. В ооцитах протекают структурные изменения: перемещение ядра, изменение протоплазмы, появление микропиле с замыкающей клеткой и т.д. Яичник переходит в V стадию, а ооциты - в фазе дефинитивного размера, но с присутствием комплекса пoлoвых клеток младших генераций. Здесь заметны явные признаки хаpaктерные для рыб с разными типами икрометания - единовременный, порционный и переходной. Необходимо присутствие всех экологических факторов - температура, уровенный режим, субстрат и т.д., при отсутствии хотя бы одного из этих, овуляция не происходит, а зрелые икринки подвергаются к резорбции. Величина гомадосомотического индекса самая максимальная, а показатели жирности и упитанности самые минимальные.
Четвертый - после нерестовый. Яичники освобождены от зрелой икры - на гистологическом срезе видны оставшиеся фолликулярные оболочки, единичные зрелые ооциты и комплекс пoлoвых клеток хаpaктерный для младших генераций. Этап не длительный - от нескольких часов до нескольких недель или месяцев, в зависимости от вида рыб, и особенности их нереста. Яичники переходят в VI-II или VI-III стадии в зависимости от типа икрометания рыб. В течении этого же периода в яичниках наблюдается процесс резорбции посленерестовых остатков, длительность которого зависит от температуры (чем выше температура, тем быстрее он протекает).
Пятый этап - хаpaктерен для рыб, завершивших нерест, и посленерестовых резобционных процессов. Он длится не более 1-2 месяца, в зависимости от вида рыб и температурных условий. Яичники находятся в II (у единовременно нерестующих и некоторых порционно нерестующих рыб) или III (у порционнонерестующихвидов рыб) стадиях зрелости. Рыба в течение этого периода интенсивно нагуливается, идет накопление резервных веществ (жира в мышцах, внутренностях и гонадах). Показатель упитанности и жирности рыб достигают максимальных величин, а зрелость - минимальную величину. Понижение температуры воды ниже нерестовой, в организме рыб начинается процесс перераспределения запасного жира, который в основном используется для функционирования репродуктивной системы рыб - развитие пoлoвых клеток, рост, развитие и формирование пoлoвых желез.
Знание условий прохождения пoлoвых циклов, сроки и условия перехода пoлoвых клеток из одной фазы в другую, переход гонад из одной стадии в другую необходимы при решении ряда пpaктических задач: зная время начала и конец интенсивного накопления питательных веществ в ооцитах (продолжительность трофоплазматического роста ооцитов), можно получить зрелую икру разное время, что особено необходимо при искусственном рыборазведении; учитывая особенности развития пoлoвых клеток, функционирования пoлoвых желез (синхронность или ассинхронность развития ооцитов, единовременность или порционность икрометания) можно получить несколько потомства от различного количества выметанных порций икры; изучив картину посленерестовых резорбционных процессов, можно судить о времени и о количестве выметанных порций икры; зная состояние овоцитов, охваченных резорбцией, можно установить причину вызвавшую этот процесс и точно указать последствия (останутся ли самки яловыми; будут ли готовы к очередному пoлoвoму сезону).
18 04 2024 20:54:28
Статья в формате PDF 196 KB...
17 04 2024 0:54:38
Статья в формате PDF 284 KB...
14 04 2024 1:16:31
Статья в формате PDF 136 KB...
13 04 2024 0:47:13
12 04 2024 13:26:16
Статья в формате PDF 118 KB...
11 04 2024 11:52:59
Статья в формате PDF 127 KB...
10 04 2024 11:53:29
Статья в формате PDF 118 KB...
09 04 2024 21:56:41
Статья в формате PDF 109 KB...
08 04 2024 22:20:45
Статья в формате PDF 163 KB...
06 04 2024 13:21:52
05 04 2024 15:45:26
Статья в формате PDF 120 KB...
04 04 2024 9:37:51
Статья в формате PDF 296 KB...
03 04 2024 19:18:31
Статья в формате PDF 112 KB...
02 04 2024 20:27:22
Статья в формате PDF 108 KB...
01 04 2024 20:54:39
Статья в формате PDF 145 KB...
31 03 2024 11:23:39
Статья в формате PDF 120 KB...
30 03 2024 6:37:26
Статья в формате PDF 262 KB...
29 03 2024 15:56:13
Статья в формате PDF 114 KB...
27 03 2024 12:31:36
Статья в формате PDF 251 KB...
26 03 2024 0:44:30
Статья в формате PDF 111 KB...
25 03 2024 15:43:35
Статья в формате PDF 132 KB...
23 03 2024 23:27:48
Статья в формате PDF 110 KB...
22 03 2024 12:19:47
Статья в формате PDF 120 KB...
21 03 2024 8:55:28
Статья в формате PDF 275 KB...
20 03 2024 10:48:11
В настояще время весьма актуальной является задача поиска, отбора, поддержки и развития интеллектуально одарённых детей. «Трёхкольцевая модель одарённости» Рензулли включает следующие компоненты: высокий уровень интеллекта, креативность и усиленную мотивацию. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и особой педагогической поддержки. В современной пpaктике обучения используются педагогические стратегии и программы, которые предусматривают высокий уровень развития мыслительных процессов, совершенствование творческих способностей и быстрое усвоение знаний, умений и навыков. Процесс обучения одарённых детей требует создания особой образовательной среды. Ключевой фигурой в создании такой среды является учитель. Функция педагога состоит в сопровождении и поддержке, развитии личности ученика. Продуктивность взаимодействий обеспечивается включённостью ученика и учителя в общую целенаправленную деятельность. ...
19 03 2024 20:53:54
Статья в формате PDF 129 KB...
18 03 2024 1:50:45
Статья в формате PDF 117 KB...
17 03 2024 10:58:42
Статья в формате PDF 168 KB...
16 03 2024 0:47:56
Статья в формате PDF 125 KB...
15 03 2024 9:23:16
Статья в формате PDF 112 KB...
13 03 2024 2:40:43
12 03 2024 23:55:34
Статья в формате PDF 321 KB...
11 03 2024 12:17:18
Статья в формате PDF 114 KB...
10 03 2024 0:29:45
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::