ВОЗДЕЙСТВИЕ РАЗГРУЗОЧНО-ДИЕТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ НА БИОХИМИЧЕСКИЙ СТАТУС ВНУТРИСОСУДИСТОГО И МЕЖКЛЕТОЧНОГО ПРОСТРАНСТВ У ПАЦИЕНТОВ ОЖИРЕНИЕМ В СОЧЕТАНИИ С АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИЕЙ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ВОЗДЕЙСТВИЕ РАЗГРУЗОЧНО-ДИЕТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ НА БИОХИМИЧЕСКИЙ СТАТУС ВНУТРИСОСУДИСТОГО И МЕЖКЛЕТОЧНОГО ПРОСТРАНСТВ У ПАЦИЕНТОВ ОЖИРЕНИЕМ В СОЧЕТАНИИ С АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИЕЙ

ВОЗДЕЙСТВИЕ РАЗГРУЗОЧНО-ДИЕТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ НА БИОХИМИЧЕСКИЙ СТАТУС ВНУТРИСОСУДИСТОГО И МЕЖКЛЕТОЧНОГО ПРОСТРАНСТВ У ПАЦИЕНТОВ ОЖИРЕНИЕМ В СОЧЕТАНИИ С АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИЕЙ

Уpaкова Т.Ю. Лысенкова Н.С. Тхакушинов Р.А. Статья в формате PDF 122 KB

Среди немедикаментозных методов лечения неинфекционных заболеваний устойчивую позицию начинает занимать разгрузочно-диетическая терапия (РДТ), сочетающаяся с различными методами оздоровительного хаpaктера.

Целью данной работы явилось оценка хаpaктера воздействия РДТ на клинические проявления заболевания, а также на биохимический статус внутрисосудистого и межклеточного секторов пациентов ожирением, сочетающегося с артериальной гипертонией.

Материал и методы исследования

Исследован состав интерстициального и внутрисосудистого прострaнcтва и его изменение в динамике РДТ у 544 пациентов в возрасте от 30 до 72 лет ожирением и артериальной гипертонией. Для хаpaктеристики биохимического состава плазмы крови определяли: общий холестерин, триглицериды, холестерин липопротеинов низкой плотности - ХС ЛПНП, холестерин липопротеинов высокой плотности-ХС ЛПВП , уровень глюкозы. Исследование биохимического, гормонального, ионного состава, кислотно-основного состояния, активности ферментов АсАТ и АлАТ интерстициального прострaнcтва (соматограммы) осуществляли на аппарате DDFAO (Франция). Обследование проводили до начала курса и за 1-2 дня перед окончанием курса РДТ. Продолжительность курса РДТ составляла 19-21 день; полное голодание- до 15 дней. Цифровой материал обработан по типовой программе «Statistika 5,0» с использованием критерия t- Стьюдента. Различия принимались достоверными при р≤0,05.

Результаты исследования и их обсуждение

Проведение РДТ оказалось эффективно во всех возрастных группах, что подтверждалось достоверным уменьшением показателя индекса массы тела, который достоверно уменьшился на 10,43 %. У пациентов с АГ и ожирением после комплексной реабилитации отмечено достоверное снижение АД систолического на 17,4%, АДд-на 8,0%, АД ср-15,1%.

При исследовании кислотно-основного состояния выявлены признаки метаболического ацидоза с дыхательной компенсацией, отмечено достоверное уменьшение концентрация бикарбонатных ионов, напряжения углекислого газа, достоверное увеличение дефицита оснований, напряжение кислорода. В совокупности указанные сдвиги носили компенсированный хаpaктер, что не сопровождалось изменением показателей кислотности среды.

При исследовании ионного состава интерстициального прострaнcтва к моменту выхода из РДТ отмечено достоверное увеличение ионов натрия, калия, хлора и магния и уменьшение концентрации ионов кальция. В сравнительном аспекте эти изменения оказались более выраженными у женщин, в то время как аналогичные сдвиги у мужчин были отмечены при изолированной форме ожирения.

Сопоставляя изменения, происходящие в интерстициальном и внутрисосудистом секторах, можно отметить параллелизм в изменениях уровня триглицеридов, концентрация которых снижается однонаправленно в изучаемых секторах. Особенно наглядно это прослеживается в возрастной группе 36-60 лет. В отношении холестерина внутрисосудистый сектор реагирует более активно, что хаpaктеризуется достоверным снижением этого показателя. Однако в межклеточном секторе к концу курса РДТ наметились лишь тенденции к изменению уровня холестерина.

Сопоставление уровня глюкозы в исследуемых секторах показало, что в интерстициальном прострaнcтве имело место достоверное снижение этого показателя только в возрастной группе 61 и более лет. Однако в крови уровень глюкозы не изменялся и оставался в пределах физиологической нормы на всех этапах наблюдения.

По нашему мнению, лимит времени, отпущенный на проведение РДТ, недостаточный для модификации фpaкций холестерина ЛПВП и ЛПНП, хотя тенденции к положительным сдвигам явно прослеживались. Этот факт позволяет сделать заключение о необходимости проведения повторных курсов РДТ с соблюдением соответствующего пищевого режима. В этом случае следует ожидать снижение атерогенной фpaкции холестерина и повышение ХС ЛПВП , что позволит снизить риск развития грозных осложнений и улучшить качество жизни. Проведенное исследование свидетельствует, что РДТ в восстановительном периоде сопровождается умеренными гормональными сдвигами, выраженность которых зависит от возраста пациентов. С учетом тенденций, отмеченных во всех возрастных группах можно говорить о некоторых общих закономерностях. Они выражаются в умеренной активации гипоталамо-гипофизарной системы, снижении уровня антидиуретического гормона и кортизола, значительным снижением концентрации инсулина. Отсутствие изменений концентрации адреналина и снижение уровня альдостерона и кортизола свидетельствует о своеобразном ответе надпочечников на пищевую депривацию у лиц с ожирением в период прекращения пищевой депривации. Эту стадию можно соотнести со стадией адаптации организма на пищевую депривацию. Появление адекватного диуреза у пациентов свидетельствовало о снижении активности и концентрации антидиуретического гормона. Такую реакцию можно объяснить тем, что ответ гипоталамуса находился в физиологически допустимых пределах, однако достаточный для адаптации по отношению к пищевой депривации. Это лишний раз подчеркивает «физиологичность» используемой методики. Понижение уровня гормонов щитовидной железы на фоне активации гипоталамуса можно расценить двояко. С одной стороны, такое соотношение гипоталамических тропных гормонов и гормонов щитовидной железы может свидетельствовать о наличие слабо выраженного гипотиреоза, генез которого может быть многообразен. В частности, одной из причин может быть образование целой группы недоокисленных продуктов обмена, угнетающих синтез гормонов щитовидной железы. С другой стороны, в процессе активации липолиза потрeбление тироксина для осуществления им специфических функций может значительно возрастать, что и создает относительный дефицит его в интерстициальном прострaнcтве. Кроме того, сам ТТГ может участвовать в активации липолиза без присутствия гормонов щитовидной железы. Еще одним вариантом может быть повышенное превращение тироксина в условиях голодания в реверсивный трийодтиронин. В целом, наблюдаемое снижение активности щитовидной железы не дает клинических проявлений, напротив, клиническая картина свидетельствует о благоприятном течении завершающего периода РДТ. Снижение активности и концентрации гормонов щитовидной железы уменьшают затраты на поддержание основного обмена, тем самым оптимизируя расход энергии в условиях голодания. Не менее важным моментом является снижение концентрации инсулина в интерстициальном прострaнcтве. Наиболее вероятной причиной такого состояния может быть восстановление чувствительности рецепторов к инсулину, отмеченное авторами у тучных людей. Доказательством этому служат нормальные показатели уровня глюкозы в крови таких пациентов. Это позволяет значительно уменьшить дозы сахароснижающих препаратов, а в некоторых случаях отменить их. В совокупности выявленные эндокринные реакции можно охаpaктеризовать как проявление формирования долгосрочной адаптации на пищевую депривацию.

Таким образом, разгрузочно-диетическая терапия вызывает в организме ряд положительных биохимических сдвигов, протекающих в режиме эустресса с элементами формирования долгосрочной адаптации. Биохимические и ионные перестройки сопровождаются значительной потерей веса, улучшением липидного спектра интерстициального и внутрисосудистого прострaнcтв, положительными сдвигами в гормональном составе интерстициального прострaнcтва. Наметившиеся в организме тенденции для своего завершения требуют соблюдения рекомендаций по режимам питания и проведению повторных курсов РДТ.



ПРЕОДОЛЕНИЕ ФОРМАЛИЗМА В ЗНАНИЯХ СТУДЕНТОВ

ПРЕОДОЛЕНИЕ ФОРМАЛИЗМА В ЗНАНИЯХ СТУДЕНТОВ Статья в формате PDF 262 KB...

16 04 2024 9:11:10

РОЛЬ КУРСА ОБЖ В ГУМАНИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОЛЬ КУРСА ОБЖ В ГУМАНИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В процессе воспитания у детей формируется система взглядов на объективный мир, его место в нем, на отношение к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные основные позиции, правила поведения в чрезвычайных ситуациях, навыки само и взаимопомощи, ценностные ориентации. Ключевое место в формировании мировоззрения детей занимает в школе предмет основы безопасности жизнедеятельности, призванный стимулировать знания процессов развития личности, формирования и укрепления здоровья, накопление адаптационных ресурсов организма. Содержание курса ОБЖ должно быть направлено на гуманизацию образовательного процесса. Гуманистический подход связан с развитием творческих возможностей человека, созданием реальных безопасных условий для обогащения интеллектуального, эмоционального, волевого и нравственного потенциала личности, стимулированием у нее стремления реализовать себя через активно не адоптированные действия, расширяющие границы самосохранения, саморазвития и самоосуществления. ...

14 04 2024 9:59:43

АНАТОМИЯ ПОЯСНИЧНЫХ СТВОЛОВ БЕЛОЙ КРЫСЫ

АНАТОМИЯ ПОЯСНИЧНЫХ СТВОЛОВ БЕЛОЙ КРЫСЫ Статья в формате PDF 115 KB...

13 04 2024 17:38:57

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ Статья в формате PDF 89 KB...

11 04 2024 13:34:56

КЛОЧКОВ ЕВГЕНИЙ ПЕТРОВИЧ

КЛОЧКОВ ЕВГЕНИЙ ПЕТРОВИЧ Статья в формате PDF 189 KB...

06 04 2024 21:43:14

ПРОИЗВОДСТВО СЫРОКОПЧЁНЫХ КОЛБАС ИЗ КУРИНОГО МЯСА

ПРОИЗВОДСТВО СЫРОКОПЧЁНЫХ КОЛБАС ИЗ КУРИНОГО МЯСА Статья в формате PDF 269 KB...

04 04 2024 23:38:33

ПРИРОДНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ И УРОЖАЙНОСТЬ ГРЕЧИХИ

ПРИРОДНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ И УРОЖАЙНОСТЬ ГРЕЧИХИ Алтайский край разнообразен по рельефу, климату и почвам. Включает 5 природных зон – от сухой степи до увлажнённых предгорий. Гречиха посевная выращивается на всей территории края, однако её посевы наиболее продуктивны в условиях лесостепи, что связано с природными ресурсами и развитым пчеловодством. Применение зонального агротехнического комплекса в лесостепи позволяет получать высокий урожай зерна (1,5–2,0 т/га). ...

02 04 2024 9:56:36

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННОГО МУЛЬТИМЕДИЙНОГО УЧЕБНИКА «ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ»)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННОГО МУЛЬТИМЕДИЙНОГО УЧЕБНИКА «ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ») Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения предъявляет новые требования к формам и методам проведения образовательного процесса, неотъемлемой частью которого становятся информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). В статье обоснована эффективность использования ИТК в процессе обучения. Детально приведены требования к разработке электронных образовательных комплексов. Описана структура электронного мультимедийного учебника «История педагогики и образования», содержащего: лекции по предложенным для изучения темам; задания для семинарских занятий; темы рефератов; темы курсовых работ; блок «Тестирование». Приведены конкретные пpaктические результаты эксперимента, подтверждающие эффективность использования ИКТ в процессе обучения в высшей школе. ...

25 03 2024 9:58:36

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::