ИЗМЕНЕНИЯ БИОХИМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМИ БИОРИТМАМИ В ПЕРИОД ИХ РАБОТЫ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ
Введение
При работе за компьютером организм человека сталкивается с комплексным влиянием на него различных явлений. Сейчас хорошо известно, что уже кратковременная работа за компьютером приводит к усиленной работе основных регуляторных систем организма [5]. Условия работы за компьютером таковы, что напряжению подвергаются многие системы организма, в том числе нервно-психическая сфера пользователя, и эндокринная система не является исключением [4, 6]. В современной литературе недостаточно данных об индивидуальных особенностях реагирования организма на условия работы за компьютером [7]. Поэтому целью нашего исследования явилось изучение некоторых биохимических показателей школьников с разными типами биоритмов, при их работе за компьютером в течение учебного года.
1. Материалы и методы исследований
1.1. Объект исследования
В эксперименте принимало участие 116 учеников 6-х, 8-х и 10-х классов школы №37 Железнодорожного района г. Самары, среди которых по результатам тестирования было выявлено 60 человек с утренним биоритмологическим типом и 56 человек с вечерним биоритмологическим типом. Учащиеся в течение 40 мин выполняли работу с текстом на компьютере. Исследования проводились три раза: в феврале, мае и сентябре 2008 года, во время 3 урока с 10 00.
В качестве биологического материала использовали ротовую жидкость, которую собирали 2 раза: до начала урока и после него. Сбор биологического материала проводили в химически чистые пробирки по 3 мл. Перед забором испытуемый промывал рот кипячёной водой и просушивал салфеткой. Полученный материал хранился в морозильной камере при температуре -15 ºС.
1.2. Методы исследования
Гистамин и серотонин определяли по методике Л.Я.Прошиной (1981) в нашей модификации (Подковкин В.Г., Панина М.И., Васильева Т.И., 2003) на приборе БИАН-130 флуориметрический [1].
Определение 11-оксикортикостероидов (11-ОКС) проводили по методике Ю.А.Панкова, И.Я. Усватовой в модификации В.Г. Подковкина и соавт. [1], используя прибор БИАН-130 флуориметрический.
Для определения биоритмологических типов школьников мы использовали тест «Сова» или «Жаворонок», по которому выделяют три группы людей: утренний тип, вечерний тип и промежуточный тип [8]. Мы изучали только вечерний и утренний тип.
Статистическую обработку полученных данных проводили стандартным способом с помощью критерия Стьюдента. Статистически значимыми считали различия с уровнем значимости Р < 0,05 [9].
2. Результаты исследования и их обсуждение
2.1. Результаты исследования
Весной и осенью у школьников 6-х и 8-х классов после работы за компьютером наблюдалось увеличение содержания в ротовой жидкости серотонина на 47%, 36% и 28%, 27% соответственно, в то время как у школьников утреннего типа подобного увеличения не происходило (табл. 1, 2). У старшеклассников заметного изменения содержания серотонина в ротовой жидкости после работы за компьютером не наблюдалось ни зимой, ни весной, ни осенью. Значительного изменения содержания гистамина у всех испытуемых школьников после работы за компьютером не происходило ни зимой, ни весной, ни осенью. Необходимо отметить, что весной у шестиклассников утреннего и вечернего типа начальная (до работы за компьютером) и конечная (после работы за компьютером) концентрации серотонина оказались ниже чем осенью в 2.9, 3.0 и 3.1, 2.3 раза соответственно. Зимой у десятиклассников утреннего и вечернего типа начальная концентрация гистамина были выше чем осенью на 45% и 53% соответственно, а у восьмиклассников утреннего и вечернего типа начальная концентрация гистамина была ниже весенней на 35% и 39%
Т
|
Утренний тип |
|||||
6-е классы |
8-е классы |
10-е классы |
||||
До урока |
После урока |
До урока |
После урока |
До урока |
После урока |
|
Зима |
||||||
11-ОКС, мкг/мл |
|
|
0,151±0,0124 |
0,218±0,0354 |
0,211±0,0314 |
0,238 ± 0,029 |
Гистамин, мкг/мл |
|
|
0,201±0,0464 |
0,244±0,0395 |
0,241 ± 0,0345 |
0,258±0,061 |
Серотонин, мкг/мл |
|
|
0,276±0,042 |
0,189 ± 0,038 |
0,305±0,033 |
0,227±0,062 |
Весна |
||||||
11-ОКС, мкг/мл |
0,228±0,0233 |
0,387±0,0283* |
0,254±0,01634 |
0,389±0,03234* |
0,372±0,03834 |
0,334±0,0463 |
Гистамин, мкг/мл |
0,378±0,0523 |
0,388 ±0,0433 |
0,310 ± 0,02834 |
0,305±0,0363 |
0,318±0,0423 |
0,329±0,0473 |
Серотонин, мкг/мл |
0,116±0,0143 |
0,120 ± 0,0073 |
0,235±0,018 |
0,187 ± 0,040 |
0,363±0,027 |
0,318±0,039 |
Осень |
||||||
11-ОКС, мкг/мл |
0,102±0,0173 |
0,133±0,0503 |
0,160±0,0143 |
0,203±0,0253 |
0,180±0,0243 |
0,212±0,0283 |
Гистамин, мкг/мл |
0,120±0,0163 |
0,208 ±0,0633 |
0,131 ± 0,0223 |
0,140±0,02935 |
0,133±0,03335 |
0,165±0,0643 |
Серотонин, мкг/мл |
0,339±0,0463 |
0,357 ± 0,0433 |
0,216±0,021 |
0,165±0,029 |
0,292±0,061 |
0,252±0,044 |
Примечание: * - результаты до и после урока статистически достоверны (Р<0,05); 3 - различия результатов осенью и весной статистически достоверны (Р<0,05); 4 - различия результатов весной и зимой статистически достоверны (Р<0,05); 5 - различия результатов зимой и осенью статистически достоверны (Р<0,05).
Табл. 2. Изменение биохимических показателей у школьников вечернего типа в различные сезоны года при работе за компьютером
|
Вечерний тип |
|||||
6-е классы |
8-е классы |
10-е классы |
||||
До урока |
После урока |
До урока |
После урока |
До урока |
После урока |
|
Зима |
||||||
11-ОКС, мкг/мл |
|
|
0,225 ± 0,054 |
0,291±0,039 |
0,268±0,025 |
0,281±0,0294 |
Гистамин, мкг/мл |
|
|
0,191±0,0284 |
0,227±0,0164 |
0,214 ± 0,03645 |
0,226 ± 0,031 |
Серотонин, мкг/мл |
|
|
0,279±0,0435 |
0,187±0,017 |
0,296 ± 0,063 |
0,225 ± 0,057 |
Весна |
||||||
11-ОКС, мкг/мл |
0,294±0,0183 |
0,221±0,025* |
0,311 ± 0,0403 |
0,213±0,025* |
0,303±0,037 |
0,361±0,02534 |
Гистамин, мкг/мл |
0,401±0,0473 |
0,418 ±0,0333 |
0,314 ± 0,02634 |
0,308±0,03134 |
0,349 ± 0,04634 |
0,312±0,0403 |
Серотонин, мкг/мл |
0,095±0,0143 |
0,180 ± 0,0343* |
0,157±0,013 |
0,246±0,022* |
0,266±0,043 |
0,332±0,032 |
Осень |
||||||
11-ОКС, мкг/мл |
0,134±0,0143 |
0,153±0,046 |
0,169±0,0303 |
0,196±0,038 |
0,249 ± 0,037 |
0,250±0,0413 |
Гистамин, мкг/мл |
0,126±0,0243 |
0,206 ± 0,0363 |
0,140 ± 0,0193 |
0,173±0,0273 |
0,101 ± 0,02535 |
0,141 ± 0,0393 |
Серотонин, мкг/мл |
0,293±0,0393 |
0,406 ± 0,0363* |
0,182±0,0215 |
0,249±0,021* |
0,274±0,049 |
0,258 ± 0,044 |
Примечание: * - результаты до и после урока статистически достоверны (Р<0,05); 3 - различия результатов осенью и весной статистически достоверны (Р<0,05); 4 - различия результатов весной и зимой статистически достоверны (Р<0,05); 5 - различия результатов зимой и осенью статистически достоверны (Р<0,05).
соответственно. Весной начальная и конечная концентрации гистамина у школьников 6-х и 8-х и 10-х классов утреннего биоритмологического типа оказались выше осенних в 3.1, 1.9 и 2.4, 2.2 и 2.4, 2.0 раза соответственно, аналогично у учащихся 6-х и 8-х и 10-х классов вечернего биоритмологического типа начальная и конечная концентрации гормона были выше чем осенью в 3.2, 2.0 и 2.2, 1.8 и 3.4, 2.2 раза соответственно (см. табл. 1, 2).
Зимой и осенью у всех испытуемых значительного изменения концентрации 11-ОКС после урока информатики не происходило. Весной у шестиклассников и восьмиклассников утреннего типа после работы за компьютером происходило увеличение концентрации 11-ОКС на 41% и 35%, а у шестиклассников и восьмиклассников вечернего типа, наоборот, происходило уменьшение концентрации гормонов на 25% и 32% соответственно. Необходимо отметить, что зимой у учеников 8-х и 10-х классов утреннего биоритмологического типа начальная концентрация 11-ОКС была ниже весенней на 41% и 43% соответственно. Осенью у школьников 6-х и 8-х и 10-х классов утреннего типа начальная и конечная концентрации 11-ОКС оказались ниже чем весной в 2.2, 2.9 и 1.6, 1.9 и 2.1, 1.6 раза соответственно, аналогично, у шестиклассников и восьмиклассников вечернего типа начальная концентрация кортикостероидов оказалась ниже весенней в 2.2 и 1.8 раза соответственно.
2.2. Обсуждение результатов
Повышение содержания серотонина у школьников младших классов вечернего биоритмологического типа после работы за компьютером, может свидетельствовать об эмоциональном напряжении учащихся. Экспериментально подтверждено, что формирование эмоционального состояния связано с серотонинергической системой [10]. Низкий уровень серотонина у шестиклассников весной может говорить о развитии у них утомления к концу учебного года. Весеннее понижение уровня 11-ОКС после работы за компьютером у шестиклассников и восьмиклассников вечернего типа свидетельствует о снижении резервных возможностей гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы [2]. Весеннее повышение содержания 11-ОКС у учеников 6-х и 8-х классов утреннего типа после работы за компьютером говорит об активации у них потенциала гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы. По данным из литературных источников известно, что гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая система играет существенную роль в адаптации организма к условиям окружающей среды [3]. В целом для всех испытуемых весенний период хаpaктеризуется повышением активности эндокринных систем, ответственных за адаптацию организма, ослабленного к концу учебного года.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Биологические и иммунологические методы оценки регулирующих систем организма. - Куйбышев: Изд-во СамГУ, 1999. - 246 с.
- Васильева Т.И. Индивидуальные особенности адаптационных реакций школьников в условиях работы с персональным компьютером: Автореф. Дис. ... канд. биологических наук: 03.00.13 / Самарский государственный университет. - Самара, 2006. - 19 с.
- Виру А.А. Гормональные механизмы адаптации и тренировки. - Ленинград: Наука, Медицинское отделение, 1981. - 156 с.
- Воронцов М.П., Михеев В.В. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы дeвyшекподростков, обучающихся в техническом училище // Гигиена и санитария. - 1980. - №2. - С.33.
- Григорьев Ю.Г., Лукьянова С.Н., Григорьев О.А. и др. К оценке опасности ЭМП, генерируемого видеомонитором (исследования в условиях кратковременной работы оператора на ПК) // Радиационная биология. Радиоэкология. 1996. Т.36. Вып.5. С.738-746.
- Демирчоглян Г.Г. Компьютер и здоровье. - М.: Советский спорт, 1995. - 261с.
- Денисов Л. А. Оpганизация социальногигиенического монитоpинга в Зеленогpаде // Гигиена и санитария. - 2000. №4. С. 47.
- Доскин В.А., Куинджи Н.Н. Биологические ритмы растущего организма. - М.: Медицина, 1989. - 224 с.
- Фролов Ю.П. Математические методы в биологии: ЭВМ и программирование. - Самара: Изд-во СамГУ, 1997. - 265 с.
- 1Ellison G.D. Behaviour and the balance between norepinephine and serotonin // Acta neurobiol. exp. 1975. v. 35. 5-6. P. 499.
Статья в формате PDF 251 KB...
24 04 2024 8:45:35
Рассматриваются проблемы синтеза искусств в творчестве дагестанских художников, основные художественные и эстетические черты традиционных форм народного искусства, дающие обширный материал для формирования и развития современной художественной культуры Дагестана. ...
23 04 2024 16:29:23
Статья в формате PDF 116 KB...
22 04 2024 19:30:19
Статья в формате PDF 138 KB...
21 04 2024 7:42:58
Статья в формате PDF 115 KB...
20 04 2024 16:54:59
Статья в формате PDF 260 KB...
19 04 2024 13:14:12
Статья в формате PDF 123 KB...
18 04 2024 1:33:20
Статья в формате PDF 129 KB...
17 04 2024 15:37:14
Статья в формате PDF 109 KB...
15 04 2024 4:23:47
Статья в формате PDF 274 KB...
13 04 2024 17:18:54
Статья в формате PDF 111 KB...
12 04 2024 20:43:58
Статья в формате PDF 215 KB...
10 04 2024 5:50:35
Представлены результаты исследований инфpaкрасных спектров поглощения в образцах высушенной капли мочи. Применение метода ИК – спектроскопии для исследования образцов мочи в виде высушенной капли позволяет повысить диагностическую значимость молекулярного анализа. Полученные результаты могут быть использованы при разработке новых методов ранней диагностики различных заболеваний. ...
09 04 2024 22:13:25
Статья в формате PDF 104 KB...
07 04 2024 3:21:19
Статья в формате PDF 120 KB...
05 04 2024 12:16:18
Статья в формате PDF 126 KB...
04 04 2024 20:31:21
Статья в формате PDF 112 KB...
03 04 2024 14:49:37
Рассмотрены основные составляющие познавательной системы профессора И.С.Мустафина, которая включает позитивное использование опыта негативных событий, а также применение оригинальных задач-рассказов и поэтического творчества для развития творческих и естественнонаучных способностей. ...
02 04 2024 17:26:43
В статье представлены результаты микробиологического исследования сточных вод на различных этапах очистки. Применен метод ионной хроматографии (ИХ) как экспресс- метод детекции патогенов. В результате исследования выявлено наличие патогенов, таких как Staphylococcus aureus, Escherichia coli, Proteus mirabilis, Klebsiella pneumonia после механической очистки. Результаты исследования полагают необходимость совершенствования методов очистки сточных вод, используемых в различных целях. ...
01 04 2024 10:19:32
Статья в формате PDF 120 KB...
31 03 2024 22:45:12
30 03 2024 14:22:44
Статья в формате PDF 101 KB...
29 03 2024 11:45:11
Статья в формате PDF 111 KB...
28 03 2024 20:36:51
Статья в формате PDF 296 KB...
27 03 2024 12:56:52
Статья в формате PDF 137 KB...
26 03 2024 10:57:39
Статья в формате PDF 150 KB...
25 03 2024 17:34:35
С целью изучения экологических и этнических особенностей адаптационно-компенсаторных механизмов у детей различных популяционных групп были обследованы 208 школьников 7-15 лет, проживающие в г. Красноярске и в Эвенкии. Проведена комплексная клинико-инструментальная оценка вегетативного статуса по показателям кардиоинтервалографии с клиноортостатической пробой. Показано, что в популяции жителей Эвенкии этническая принадлежность (дети эвенков) является одним из факторов, формирующих вегетативный гомеостаз. Они отличаются от детей пришлого населения Эвенкии по напряжению вегетативных механизмов регуляции. Полученные результаты необходимы для разработки региональных критериев здоровья, проведения коррекционных и профилактических мероприятий на донозологическом этапе. ...
23 03 2024 7:27:24
Статья в формате PDF 391 KB...
22 03 2024 15:43:17
21 03 2024 21:15:33
Обследовано 109 детей 8-15 лет с эрозивно-язвенными и неэрозивными формами гастродуоденальной патологии в динамике заболевания. В острой фазе заболевания при деструктивных формах поражения выявлена перестройка терминального русла, замедление кровотока во всех сосудах, сопровождающееся внутрисосудистой агрегацией эритроцитов, изменением их реологических свойств в сочетании с изменениями центральной гемодинамики. Установлена выраженная коррелятивная связь гемореологических нарушений с кислотообразующей и ощелачивающей функциями желудка. ...
20 03 2024 15:40:15
Статья в формате PDF 115 KB...
19 03 2024 20:21:26
Учебный предмет география состоит из двух блоков. Физическая география изучает элементы природы как единое целое, формирует “образ территории”. Социально-экономическая география рассматривает развитие общества и экономики в тесной взаимосвязи с природными условиями. Для формирования и поддержания интереса к географии в ФТЛ № 1 широко используются современные информационные технологии. Компьютерное тестирование систематически используется на уроках. Лицеисты успешно участвуют в различных телекоммуникационных олимпиадах - индивидуальных и групповых конкурсах с использованием электронной почты и сети Интернет. Такие проекты развивают умение работать с различными источниками информации, способствуют межпредметной интеграции знаний и формированию целостной картины мира. ...
18 03 2024 20:27:54
Статья в формате PDF 154 KB...
17 03 2024 5:42:58
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::