ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЛОНТЕРСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЛОНТЕРСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЛОНТЕРСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Каримов В.Р. Статья в формате PDF 223 KB

Прогрессивные изменения, происходящие в современной России призваны обеспечить устойчивое развитие государства и общества, однако, сопровождаются эти кардинальные перемены и негативными тенденциями: расслоением общества, снижением уровня жизни значительной части населения, нестабильностью и социально-правовой незащищённостью, - которые заставляют обратить внимание не только на возрождение экономики и необходимость повышения благосостояния народа, но и на изучение опыта, связанного с организацией текущей пpaктической помощи, добровольной и бескорыстной. Исследование феномена «волонтёрство» (фр. volontaire, англ.volunteer - доброволец, от лат. Voluntarius - лицо, добровольно поступившее на военную службу) [1] позволяет не только объяснить его место в историко-культурном процессе российского общества, но и актуализировать управление и прогнозирование этого явления. Волонтёрство как важная часть молодёжной политики государства участвует в формировании ценностно-нормативной системы образования и воспитания современной России. Мopaльно-нравственная и технологическая подготовка выпускников образовательных учреждений всех ступеней к участию в волонтёрском движении является важной задачей, решение которой зависит и от эффективности государственной политики в данной сфере, и от заинтересованности в успешном её решении со стороны всех участников педагогического процесса.

Комплексное исследование формирования волонтёрской профессиональной компетенции студентов педагогических вузов требует, в первую очередь, аналитического представления её исторического становления, что обеспечивает адекватное понимание современного состояния и научно обоснованное определение дальнейших перспектив. Воспользовавшись методом периодизации, так как он задает программу исследовательской деятельности, способствует поиску новых путей решения проблемы и позволяет проанализировать состояние проблемы в ее генезисе, мы рассмотрели историю формирования волонтёрского движения педагогов в европейской и отечественной науке (Таблица 1).

Таблица 1

Историография волонтёрского движения 

Этапы

Основное содержание и хаpaктеристика этапа

США и страны Запада

Россия

1

2

3

1750 г - 1913 г

Вовлечение представителей среднего и высшего классов западноевропейского общества в социальную работу для борьбы с бедностью:

- волонтерская работа студентов, которые жили по соседству с обнищавшим населением рабочих кварталов, с целью было улучшения условий жизни местных жителей, межклассовой соседской самоорганизации и взаимной помощи;

- образовательные курсы для взрослых, каникулы в деревне для детей и поддержка переселенцев

Принципы и формы взаимопомощи, милосердия, благотворительности и других форм служения ближнему, составляющие сущность социального служения, определяет православная Церковь и императорская семья:

- создание сиротских домов при храмах;

-ведомство благотворительных учреждений взяло под свою опеку все воспитательные дома, а также почти все образовательные учреждения для детей;

- по инициативе императора Александра I основано Императорское Человеколюбивое общество;

-гражданское добровольческое движение сестёр милосердия

1914 г - 1971 г

Расширение государственных структур, которые в полной мере оказывали социальные услуги:

- оттеснение волонтерской деятельности из сферы социальных услуг;

- рассмотрение волонтеров как помощников-любителей, которых по возможности следует заменять профессиональной рабочей силой

В Россию пришло скаутское движение (первым скаутом был цесаревич Алексей), которое привлекло к волонтерской деятельности молодежь.

В советский период добровольчество в России продолжает развиваться:

-образ комсомольца-добровольца присутствует во всех значимых событиях советского периода истории России;

-внутри советских общественных организаций для молодого человека открываются возможности для общественно-полезной, социально-значимой, добровольческой деятельности

1972 г - 1991 г

Начало системного создания инфраструктуры, поддерживающей волонтерскую деятельность:

-сфера адресных социальных услуг в основном передана общественным организациям, обладающим многолетним опытом в сфере социальной работы;

- покрытие дефицита государственных организаций и бюрократических структур за счет участия граждан и ориентации на местное сообщество;

- возникли многочисленные инициативные группы и организации, которые привлекали к добровольной работе молодежь;

-создание сети национальных волонтёрских агентств.

1991 г - настоящее время

14 сентября 1990 года была принята Всеобщая декларация волонтеров в которой определены смысл, цели и основные принципы движения волонтеров в мире:

- волонтерское движение как очень важный элемент развития демократии, посредством которого граждане берут на себя ответственность за сообщество;

- привлечение маргинальных групп, таких как представители национальных меньшинств, инвалиды, пенсионеры;

- интеграция волонтерской работы в систему образования и созданию возможностей участия в ней для молодежи;

- создание условий для подготовки педагогических кадров к координации волонтёрского движения

Государством признана необходимость предоставления возможности гражданам инициативно участвовать в социальной взаимопомощи:

-создание фондов и благотворительных организаций: Фонд культуры, детский фонд, Фонд милосердия и здоровья;

-появление общественных молодежных и подростковых объединений различной направленности;

-принятие Федерального закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»

На 11-м конгрессе Международной ассоциации волонтеров в Париже, 14 сентября 1990 года была принята Всеобщая декларация волонтеров в которой определены смысл, цели и основные принципы движения волонтеров в мире. Декларация написана в соответствии со Всеобщей Декларацией Прав Человека 1948 г. и Международной Конвенцией о Правах Ребенка 1989 года и исходит из принципа, что «любое лицо имеет право свободного объединения в мирные ассоциации» [4]. Для дальнейшего развития волонтерского движения в 1994 году была принята программа «Измените все к лучшему. Общая стратегия волонтерской деятельности». Эта программа, финансируемая из государственного бюджета, была разработана для организаций государственного, добровольческого и бизнес- секторов и рассматривает волонтерское движение как очень важный элемент развития демократии, посредством которого граждане берут на себя ответственность за сообщество. Главным требованием программы является привлечение маргинальных групп, таких как представители национальных меньшинств, инвалиды, пенсионеры. Особое внимание уделяется также интеграции волонтерской работы в систему образования и созданию возможностей участия в ней для молодежи. Следующей важной составной частью программы является создание благоприятных условий для волонтерской деятельности. Помимо сотрудничества между тремя секторами, предусматривается расширение региональных посреднических организаций, финансируемых из государственных целевых программ, и даже проведение национальных общественных кампании по привлечению волонтеров с активным участием средств массовой информации.

Благодаря сотрудничеству промышленных, торговых предприятий, банков с общественными организациями, работодатели поощряют волонтерскую деятельность своих сотрудников. «Типичный» волонтер, поддерживаемый работодателем, пару часов в месяц работает в социальных организациях, занимаясь фандрайзингом (англ. fundraising - деятельность по сбору средств, формированию различных финансовых, денежных фондов, в частности, для благотворительных либо образовательных целей) или оказывая адресную помощь. Труд добровольцев в 90-е годы XX века стал для США и европейских стран весомым экономическим ресурсом, что подтверждает статистика. По данным UNV (United Nations Volunteers - Волонтёры ООН) в 1987 году 80 миллионов человек в мире работали волонтерами, в 1995 - 93 миллиона, в 1998 году уже 109 миллионов человек были вовлечены в волонтерскую деятельность. В этой работе участвуют все слои населения независимо от уровня образования, профессии и доходов. В 1998 году этим видом деятельности была охвачена почти половина граждан, а с учетом подростков старше 14 лет - 79% [3].

Волонтерство рассматривается как форма гражданского участия в общественно полезных делах, способ коллективного взаимодействия и эффективный механизм решения актуальных социально-педагогических проблем. Таким образом, добровольчество стало важной составляющей демократического общества. Волонтеры рассматривают свою деятельность как инструмент социального, культурного, экономического и экологического развития. В Декларации 1990 г. особо подчеркивается, что волонтёрство является добровольным выбором, отражающим личные взгляды и позиции, активное участие гражданина в жизни человеческих сообществ[5]. Оно должно способствовать улучшению качества жизни, личному процветанию и углублению солидарности людей. Совместная деятельность волонтеров осуществляется, как правило, в рамках разного рода ассоциаций, способствует реализации основных человеческих потребностей на пути строительства более справедливого и мирного общества, более сбалансированному экономическому и социальному развитию, созданию новых рабочих мест и новых профессий.

Таким образом, ретроспективный анализ становления волонтёрства подтверждает важность создания условий для научно-обоснованной подготовки участников волонтёрского движения, являющегося неотъемлемой частью гуманного демократического общества.

Список литературы

  1. Волонтерское движение // ADOLESMED.ru - портал для специалистов работающих в сфере подросткового здоровья и медицины. - [Б. г]. - URL: http://www.adolesmed.ru/volunteers.html (16.06.10).
  2. Конвисарева, Л.П. Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи : автореф. ... канд. пед. наук [Текст] / Конвисарева Л.П. ; [Костром. гос. ун-т
    им. Н.А. Некрасова]. - Кострома, 2006. - 24 с.
  3. Константинова, Л.В. Становление общественного сектора как субъекта социальной политики: опыт концептуализации и анализ реальных пpaктик [Текст] / Л.В. Константинова // Журнал исследований социальной политики. Т.2. - 2004.- N» 4. - с. 447-468.
  4. Леонтьева, А.В. Методическое пособие для волонтеров [Текст] / А.В. Леонтьева. - Жигулевск: Городской благотворительный Фонд «Дорога к дому», 2003. - 45 с.
  5. Мозаика российского добровольчества: Факты, ресурсы, мнения : [Сб. ст.] [Текст] / IREX. Совет по междунар. исслед. и обменам. Прогр. укрепления и развития рос. НКО, Межрегион. благотвор. обществ. фонд «Созидание». - Ростов н./Д.: Старые русские, 2003. - 191 с.


Перспективы использования электрофизических методов при освоении месторождений минерального сырья

Перспективы использования электрофизических методов при освоении месторождений минерального сырья На основе анализа литературных источников показана необходимость создания эффективных методов переработки руд цветных металлов. Описано отрицательное воздействие горнообогатительного производства на окружающую среду. Рассмотрены проблемы освоения месторождений сырья и предложены пути их решения. Приведена схема рационального освоения минеральных ресурсов рудного месторождения с применением разрядноимпульсных методов. Обоснована возможность использования разрядноимпульсных воздействий в обогатительных процессах, что позволит повысить полноту извлечения полезных компонентов при переработке минерального сырья. Выделены ограничения применения импульсных методов. Установлено, что разрядноимпульсные методы интенсифицируют избирательное раскрытие минеральных ассоциаций во всем диапазоне исходных классов крупности. Эти методы эффективны в комбинированных схемах переработки труднообогатимых руд сложного состава. Применение комбинированных схем позволит сократить на 10–15 % время измельчения до выхода контрольного класса. ...

14 04 2024 0:12:46

МАТЕРИКИ И ИХ ГИДРОМОРФНАЯ СТРУКТУРА

МАТЕРИКИ И ИХ ГИДРОМОРФНАЯ СТРУКТУРА Статья в формате PDF 118 KB...

08 04 2024 1:47:51

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ДИАГОНАЛЬНОЙ СЕГМЕНТАРНОЙ АМПЛИТУДОМЕТРИИ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ДИАГОНАЛЬНОЙ СЕГМЕНТАРНОЙ АМПЛИТУДОМЕТРИИ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНОВ Методика диагональной сегментарной амплитудометрии, заключающаяся в регистрации амплитуды колебаний активного и реактивного сопротивления тканей человеческого организма, широко используемая в медицинской пpaктике, начинает применяться в спорте для контроля за функциональным состоянием спортсменов в различные периоды учебно-тренировочного процесса. Результаты, полученные данным методом, показывают, что различия в проводимости тканей определяются видом спорта, а также квалификацией спортсменов. Проводимость тканей более устойчива в подготовительный период по сравнению с соревновательным. Суммарная нестабильность проводимости тканей выше на соревнованиях более высокого уровня. ...

06 04 2024 3:22:15

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ФОНЕТИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА ВЬЕТНАМСКИХ СТУДЕНТОВ

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ФОНЕТИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА ВЬЕТНАМСКИХ СТУДЕНТОВ Обучение любому иностранному языку начинается, как правило, с обучения фонетике. Каждый национальный язык имеет свою неповторимую индивидуальную фонетическую систему, которая говорящим на этом языке представляется самой удобной. Фонетическая система вьетнамского языка сильно отличается от фонетической системы русского. Для вьетнамских студентов работа по обучению произношению должна строиться с учётом особенностей вьетнамского языка. В статье были показаны всевозможные трудности в обучении фонетике русского языка вьетнамских студентов, начиная с обучения звуков русской речи до интонации. Вместе с тем были предложены способы устранения ошибок при обучении фонетике русского языка вьетнамских студентов. ...

05 04 2024 9:51:34

МОБИЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ

МОБИЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ Статья в формате PDF 165 KB...

04 04 2024 16:12:36

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ Статья в формате PDF 119 KB...

01 04 2024 19:47:27

БИОТЕХНИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПОДГОТОВКА ИСХОДНЫХ ДАННЫХ

БИОТЕХНИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПОДГОТОВКА ИСХОДНЫХ ДАННЫХ Статья в формате PDF 249 KB...

29 03 2024 20:58:37

ПУШКАРЕВ БОРИС ГЕОРГИЕВИЧ

ПУШКАРЕВ БОРИС ГЕОРГИЕВИЧ Статья в формате PDF 141 KB...

26 03 2024 19:37:43

Признаки конкурентоспособности инженера

Признаки конкурентоспособности инженера Статья в формате PDF 264 KB...

19 03 2024 20:18:34

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА Статья в формате PDF 530 KB...

17 03 2024 20:35:43

ЖИЗНЬ ЭТО...

ЖИЗНЬ ЭТО... «Что такое жизнь?» Этот вопрос занимает человечество с древнейших времён. Многие философы и естествоиспытатели пытались и пытаются разрешить этот вопрос, определить жизнь как явление. Существует множество определений жизни, но, несмотря на это, среди них нет ни одного, который бы наиболее полно отразил основной принцип существования жизни, её сущность. В предлагаемой вашему вниманию статье сделана ещё одна попытка объяснения феномена жизни. Её основная идея: Жизнь - это самовоспроизводящийся катализатор диссипации энергии. Что касается самовоспроизведения, то здесь всё более или менее понятно, а вот словосочетание «катализатор диссипации» требует некоторых разъяснений. Диссипация - термин, обозначающий рассеяние энергии, т.е. её переход с потенциально более высокого уровня на более низкий - тепловой уровень. В свете рассматриваемого определения жизни подразумевается, что энергия квантов солнечного света, которые могут стрaнcтвовать в космосе «бесконечно», будучи поглощенной растениями поэтапно диссипатируется, в процессах жизнедеятельности и формирования собственных структур последовательными участниками пищевой цепи (растение - травоядное - хищник - падальщики), в тепловое излучение. Таким образом, живое вещество, многократно ускоряя процесс диссипации энергии солнечных квантов в тепловое излучение, играет в нем роль специфического катализатора. Далее рассматривается ряд важных следствий, вытекающих из данного определения. ...

15 03 2024 17:11:23

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ ФАКТОР ПЛАНЕТЫ

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ ФАКТОР ПЛАНЕТЫ Статья в формате PDF 190 KB...

14 03 2024 20:44:46

ЭКОЛОГИЯ СИБИРСКОГО РЕГИОНА: К ИСТОРИИ ПРОБЛЕМЫ

ЭКОЛОГИЯ СИБИРСКОГО РЕГИОНА: К ИСТОРИИ ПРОБЛЕМЫ Статья в формате PDF 179 KB...

12 03 2024 18:21:27

НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ БИЛИАРНОГО ЛИТОГЕНЕЗА У ПАЦИЕНТОВ С ОПИСТОРХОЗОМ И ХОЛЕЛИТИАЗОМ В РАННИЕ СРОКИ ПОСЛЕ ТЕРАПИИ БИЛЬТРИЦИДОМ И УРСОСАНОМ

НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ БИЛИАРНОГО ЛИТОГЕНЕЗА У ПАЦИЕНТОВ С ОПИСТОРХОЗОМ И ХОЛЕЛИТИАЗОМ В РАННИЕ СРОКИ ПОСЛЕ ТЕРАПИИ БИЛЬТРИЦИДОМ И УРСОСАНОМ Обследовано 33 пациента с описторхозом и холелитиазом. Проведена сравнительная оценка некоторых показателей холестеринового, пигментного, белкового обмена в пузырной и печеночной порции желчи у обследованных пациентов до и после терапии бильтрицидом и урсосаном. Выявлено, что у пациентов с описторхозом и холелитиазом в ранние сроки после монотерапии бильтрицидом отмечается увеличение нуклеирующих факторов и литогенных свойств желчи, обусловленных усилением холестаза и гиперпротеинбилией. Назначение урсосана позволяет избежать активации литогенеза и увеличения литогенных свойств желчи в ранние сроки после терапии бильтрицидом. ...

09 03 2024 17:23:37

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::