ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Существенные изменения в современной экономической и социокультурной ситуации России, ситуация модернизации отечественного образования предполагают ориентацию на воспитание не только интеллектуальной, культурной, творческой, но и конкурентоспособности студента.
Конкурентоспособность студента, его профессиональная мобильность должны обеспечиваться высоким качеством результатов образовательной деятельности, системная интеграция которой обеспечивает формирование мобильной личности, личности свободной и ответственной, способной к творческой деятельности, готовой к масштабной реализации своих потенциальных возможностей.
Можно утверждать, что в современных условиях одной из приоритетных задач образования становится формирование у студентов конкурентоспособности как базисного качества развивающейся личности. Для успешной реализации данной задачи необходимо
научно обосновать технологию формирования конкурентоспособности студента в образовательном процессе.
Конкурентоспособность студента вуза нами рассматриваться как интегративный показатель качества подготовки при условии что: определены основные направления оценки качества подготовки специалиста в образовательном опыте; найдена адекватная целям и задачам оценивания технология взаимодействия в системе "преподаватель - студент"; разработаны конкретные пути использования новой модели оценивания качества подготовки конкурентоспособного специалиста; диагностические методики оценивания качества подготовки представлены двумя группами:
1) оценка профессиональной компетентности на основе квалификационного стандарта;
2)оценка профессиональной компетентности будущего специалиста как личности.
В этой связи приобретает особое значение структура конкурентоспособности студента вуза, которая по нашему мнению включает в себя следующие компоненты:
- мотивационный компонент - мотивы успеха, личностного достижения, профессионального выбора, профессиональная направленность, ценностные ориентации, эмоционально-волевые качества и другие социально-психологические хаpaктеристики личности, увлеченность процессом формирования конкурентоспособности;
- содержательный компонент - знания хаpaктеристик конкурентоспособности, знания о способах осуществления проектной деятельности, о путях и методах достижения успеха, адекватность смысложизненных ориентаций ситуациям и обстоятельствам, максимальное использование собственных внутренних резервов личности;
- операциональный компонент - умения интеллектуальные, творческие, проектировочные (участие в проектной, научно-исследовательской деятельности, самостоятельное планирование познавательной деятельности, создание собственных проектов, формулирование полученных результатов и т.п.), информационно-коммуникативные (поиск и извлечение нужной информации, оценивание достоверности информации, умение обосновать суждение, владение основными видами публичных выступлений и т.п.), вовлеченность студентов в конкурентную, активную, творческую, созидательную деятельность.
В структуру конкурентоспособности специалиста мы включаем следующие качественные показатели:- компетентность и профессиональная мобильность;
- целеустремленность и уверенность в своих силах ;
- владение навыками самообразования и повышения квалификации;
- инициативность и самодисциплина;
- предприимчивость и деловитость ;
- способность к самоанализу и принятию нестандартных решений ;
- достоинство и личная ответственность ;
- способность к риску и защите своих прав и свобод ;
- эмоциональная устойчивость и коммуникабельность.
Основными инвариантными хаpaктеристиками конкурентоспособного специалиста мы считаем:
- высокий уровень общего образования, культуры;
- широкая информационная, общеобразовательная, общетехническая, компьютерная, экономическая, правовая, психологическая подготовка в сочетании с глубокими узкопрофессиональными, узкопрофильными знаниями;
- профессиональная компетентность, высокое профессиональное мастерство и качество труда;
- способность самостоятельно принимать решения, предвидеть их возможный экономический социальный результат и нести ответственность за принимаемые решения и результаты своей деятельности;
- мобильность, коммуникабельность;
- умение вести здоровый образ жизни, включая культуру поведения, питания, личной гигиены.
Поскольку высшее учебное заведение является производителем, в идеальном варианте оно должно иметь обобщенную модель конкурентоспособного специалиста. В качестве базовых элементов модели конкурентоспособности будущего специалиста можно предложить: объекты освоения в процессе подготовки (структура культуры специалиста), требования к личностным качествам будущего специалиста, требования к умениям, навыкам и способам деятельности.
В формировании конкурентоспособности студента вуза главную роль играет качество профессионального образования, которое определяется нами на трех уровнях:
- на личностном уровне - степенью конкурентоспособности выпускника;
- на институциональном уровне - рейтингом вуза;
- на социальном уровне - интенсивностью воздействия на развитие компонентов национальной системы образования.
Проблема конкурентоспособности выпускников вузов рассматривается нами в контексте перехода молодых специалистов от процесса получения профессионального образования к непосредственно трудовой деятельности в условиях свободного рынка труда, имеющего свои законы и требования к молодым дипломированным специалистам. С этой целью, прежде всего, мы видим необходимость налаживания тесного сотрудничества с самим работодателем. В этом аспекте тесное сотрудничество должно осуществляться по следующим направлениям:
- в ходе учебной деятельности: беседы, диспуты, конференции, форумы, проводимые с участием рабочего коллектива и студентов с привлечением СМИ, интегрированные занятия, совместная творческая деятельность с целью передачи пpaктического опыта от старшего поколения - младшему и др.
- в ходе внеучебной деятельности: ознакомительные экскурсии на предприятия, стажировки, пpaктики, организация совместных мероприятий с профессиональными коллективами и др.
- развитие социального партнерства - совместное с работодателем определение объемов подготовки кадров, развития учебно-материальной базы вуза, представление баз пpaктики, бронирование рабочих мест, развитие целевой контpaктной подготовки специалистов, софинансирование вузов и др.
Эмбриональная полукольцевидная форма является исходной в морфогенезе дефинитивной двенадцатиперстной кишки человека. Она преобразуется в кольцевидную у большинства плодов десятой недели, последняя в типичную подковообразную форму — к середине утробной жизни человека.
...
04 12 2023 17:21:19
Статья в формате PDF
323 KB...
03 12 2023 22:20:12
Статья в формате PDF
100 KB...
02 12 2023 9:59:10
Статья в формате PDF
108 KB...
30 11 2023 1:47:17
Статья в формате PDF
122 KB...
29 11 2023 2:31:14
28 11 2023 14:50:51
В статье изложены результаты исследования содержания таких биоэнергетически активных компонентов-углеводов и липидов в организме Trichocephalus trichiurus,Tr.muris в норме и после применения принятых терапевтических дозах Вермокса, Медамина и Дифезила.
...
27 11 2023 10:48:15
Статья в формате PDF
314 KB...
26 11 2023 19:16:10
Исторически развитие лесной таксации происходило на основе многовекового позитивного (для лесного хозяйства, также и для леса как экологической системы) опыта взаимодействия людей с деревьями.
Исходя из биотехнического принципа в лесной таксации, показана возможность моделирования возрастных распределений лесных деревьев по сортности бревен, экспертно назначаемых таксатором на стволе растущих деревьев подеревной глазомерной таксацией.
...
25 11 2023 18:53:37
Статья в формате PDF
253 KB...
24 11 2023 2:13:58
Статья в формате PDF
116 KB...
23 11 2023 20:15:49
В отличие от традиционного, показан иной путь интегрирования для получения уравнения напряженности гравитационного поля в точке на удалении от модельного однородного шарообразного тела. Доказано его соответствие закону всемирного тяготения при проведении компьютерного суммирования. Обнаружено наличие максимального вклада элементов шарообразного тела в величину напряженности гравитационного поля в исследуемой точке вне этого тела. Получена аналитическая зависимость глубины положения этих элементов внутри шарообразного тела от высоты исследуемой точки над поверхностью тела и его радиуса.
...
21 11 2023 20:13:10
Статья в формате PDF
117 KB...
19 11 2023 13:35:35
Статья в формате PDF
184 KB...
17 11 2023 20:16:15
Статья в формате PDF
531 KB...
16 11 2023 7:10:27
Статья в формате PDF
154 KB...
14 11 2023 20:48:44
13 11 2023 6:46:26
В экспериментальных стресс-моделях на крысах при использовании блокатора D2–рецепторов галоперидолом, исследовался уровень участия дофаминергической системы мозга и зависимость психотропных эффектов аспирина, ацетилсалицилатов цинка (АСЦ) и кобальта (АСК). В ходе работы был получен весомый аргумент в пользу того, что антидепрессантный эффект исследованных салицилатов в значительной мере реализуется через дофаминергическую систему мозга.
...
11 11 2023 17:23:44
Статья в формате PDF
263 KB...
10 11 2023 3:49:58
Экспериментальные исследования на участке распространения пород ледового комплекса выявили увеличение глубины сезонного протаивания и повышение температуры грунтов на прилегающей к железной дороге просеке. Установлено поднятие верхней границы многолетнемерзлых пород под высокой насыпью и низкой насыпью с теплоизолирующим материалом, отсыпанных в зимний сезон. Отмечено формирование чаши протаивания при отсыпке нулевой насыпи в теплый период с удалением сезонноталого слоя в её основания. Предложены мероприятия обеспечивающие устойчивость земляного полотна.
...
09 11 2023 1:47:32
08 11 2023 13:41:46
Статья в формате PDF
146 KB...
07 11 2023 15:20:23
Статья в формате PDF
123 KB...
06 11 2023 10:15:25
Статья в формате PDF
242 KB...
05 11 2023 14:46:11
Статья в формате PDF
100 KB...
04 11 2023 12:10:16
Статья в формате PDF
112 KB...
03 11 2023 19:33:24
Статья в формате PDF
134 KB...
02 11 2023 11:37:45
Статья в формате PDF
268 KB...
01 11 2023 9:46:13
Статья в формате PDF
122 KB...
31 10 2023 2:44:51
Статья в формате PDF
297 KB...
29 10 2023 16:56:33
Статья в формате PDF
274 KB...
28 10 2023 0:32:59
Статья в формате PDF
489 KB...
27 10 2023 0:13:37
Статья в формате PDF
155 KB...
26 10 2023 19:10:28
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::