ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Существенные изменения в современной экономической и социокультурной ситуации России, ситуация модернизации отечественного образования предполагают ориентацию на воспитание не только интеллектуальной, культурной, творческой, но и конкурентоспособности студента.
Конкурентоспособность студента, его профессиональная мобильность должны обеспечиваться высоким качеством результатов образовательной деятельности, системная интеграция которой обеспечивает формирование мобильной личности, личности свободной и ответственной, способной к творческой деятельности, готовой к масштабной реализации своих потенциальных возможностей.
Можно утверждать, что в современных условиях одной из приоритетных задач образования становится формирование у студентов конкурентоспособности как базисного качества развивающейся личности. Для успешной реализации данной задачи необходимо
научно обосновать технологию формирования конкурентоспособности студента в образовательном процессе.
Конкурентоспособность студента вуза нами рассматриваться как интегративный показатель качества подготовки при условии что: определены основные направления оценки качества подготовки специалиста в образовательном опыте; найдена адекватная целям и задачам оценивания технология взаимодействия в системе "преподаватель - студент"; разработаны конкретные пути использования новой модели оценивания качества подготовки конкурентоспособного специалиста; диагностические методики оценивания качества подготовки представлены двумя группами:
1) оценка профессиональной компетентности на основе квалификационного стандарта;
2)оценка профессиональной компетентности будущего специалиста как личности.
В этой связи приобретает особое значение структура конкурентоспособности студента вуза, которая по нашему мнению включает в себя следующие компоненты:
- мотивационный компонент - мотивы успеха, личностного достижения, профессионального выбора, профессиональная направленность, ценностные ориентации, эмоционально-волевые качества и другие социально-психологические хаpaктеристики личности, увлеченность процессом формирования конкурентоспособности;
- содержательный компонент - знания хаpaктеристик конкурентоспособности, знания о способах осуществления проектной деятельности, о путях и методах достижения успеха, адекватность смысложизненных ориентаций ситуациям и обстоятельствам, максимальное использование собственных внутренних резервов личности;
- операциональный компонент - умения интеллектуальные, творческие, проектировочные (участие в проектной, научно-исследовательской деятельности, самостоятельное планирование познавательной деятельности, создание собственных проектов, формулирование полученных результатов и т.п.), информационно-коммуникативные (поиск и извлечение нужной информации, оценивание достоверности информации, умение обосновать суждение, владение основными видами публичных выступлений и т.п.), вовлеченность студентов в конкурентную, активную, творческую, созидательную деятельность.
В структуру конкурентоспособности специалиста мы включаем следующие качественные показатели:- компетентность и профессиональная мобильность;
- целеустремленность и уверенность в своих силах ;
- владение навыками самообразования и повышения квалификации;
- инициативность и самодисциплина;
- предприимчивость и деловитость ;
- способность к самоанализу и принятию нестандартных решений ;
- достоинство и личная ответственность ;
- способность к риску и защите своих прав и свобод ;
- эмоциональная устойчивость и коммуникабельность.
Основными инвариантными хаpaктеристиками конкурентоспособного специалиста мы считаем:
- высокий уровень общего образования, культуры;
- широкая информационная, общеобразовательная, общетехническая, компьютерная, экономическая, правовая, психологическая подготовка в сочетании с глубокими узкопрофессиональными, узкопрофильными знаниями;
- профессиональная компетентность, высокое профессиональное мастерство и качество труда;
- способность самостоятельно принимать решения, предвидеть их возможный экономический социальный результат и нести ответственность за принимаемые решения и результаты своей деятельности;
- мобильность, коммуникабельность;
- умение вести здоровый образ жизни, включая культуру поведения, питания, личной гигиены.
Поскольку высшее учебное заведение является производителем, в идеальном варианте оно должно иметь обобщенную модель конкурентоспособного специалиста. В качестве базовых элементов модели конкурентоспособности будущего специалиста можно предложить: объекты освоения в процессе подготовки (структура культуры специалиста), требования к личностным качествам будущего специалиста, требования к умениям, навыкам и способам деятельности.
В формировании конкурентоспособности студента вуза главную роль играет качество профессионального образования, которое определяется нами на трех уровнях:
- на личностном уровне - степенью конкурентоспособности выпускника;
- на институциональном уровне - рейтингом вуза;
- на социальном уровне - интенсивностью воздействия на развитие компонентов национальной системы образования.
Проблема конкурентоспособности выпускников вузов рассматривается нами в контексте перехода молодых специалистов от процесса получения профессионального образования к непосредственно трудовой деятельности в условиях свободного рынка труда, имеющего свои законы и требования к молодым дипломированным специалистам. С этой целью, прежде всего, мы видим необходимость налаживания тесного сотрудничества с самим работодателем. В этом аспекте тесное сотрудничество должно осуществляться по следующим направлениям:
- в ходе учебной деятельности: беседы, диспуты, конференции, форумы, проводимые с участием рабочего коллектива и студентов с привлечением СМИ, интегрированные занятия, совместная творческая деятельность с целью передачи пpaктического опыта от старшего поколения - младшему и др.
- в ходе внеучебной деятельности: ознакомительные экскурсии на предприятия, стажировки, пpaктики, организация совместных мероприятий с профессиональными коллективами и др.
- развитие социального партнерства - совместное с работодателем определение объемов подготовки кадров, развития учебно-материальной базы вуза, представление баз пpaктики, бронирование рабочих мест, развитие целевой контpaктной подготовки специалистов, софинансирование вузов и др.
Статья в формате PDF
253 KB...
11 02 2025 5:15:47
Изучено состояние иммунной системы у прооперированных больных с узловыми образованиями щитовидной железы. Установлено достоверное снижение абсолютных показателей иммунитета в клеточных и гумopaльных звеньях. В основе механизмов нарушений регуляции иммунного ответа лежат как модуляции свойств отдельных популяций иммуннокомпетентных клеток, так и на молекулярно-генетическом уровне за счет изменения экспрессии генов цитокинов. Выявлена тесная взаимозависимость нейроэндокринной и иммунной систем в реабилитации иммунного гомеостаза в пост операционный период. Для оценки иммунного статуса определялся субпопуляционный состав лимфацитов периферической крови и иммуноглобулины. Исследована клиническая эффективность комплексного применения иммуномодуляторов и тиреоидных препаратов. Обосновано применение в комплексном лечении послеоперационных пациентов с узловым зобом иммунофана, нуклеината натрия в комплексе с гормональными препаратами.
...
10 02 2025 0:50:52
Приведены методы ранжирования и рангового моделирования гидрологических параметров у множества крупных рек Земли по примеру статистических данных из учебника.
...
09 02 2025 14:48:51
Статья в формате PDF
111 KB...
06 02 2025 10:55:12
В статье рассматривается особенность сократовского диалога в контексте идей педагогической антропологии. Методологическим принципом современного педагогического знания является антропологический принцип, и в этой связи диалог как универсальная форма общения участников образовательного процесса приобретает особую значимость. Представлены особенности сократического философского диалога, которые объясняют закономерность выстраивания отношений в системе «человек – человек» в ситуации передачи имеющегося опыта.
...
05 02 2025 21:58:57
Данная статья посвящена актуальной проблеме – развитию селезенки как органа иммунной системы на этапах постнатального онтогенеза. Приведен сравнительный анализ литературных источников по постнатальному развитию селезенки. В работах отмечается разноречивость некоторых суждений исследователей, касающихся органогенеза и гистогенеза данного органа.
...
04 02 2025 4:52:45
Статья в формате PDF
136 KB...
02 02 2025 10:46:34
Статья в формате PDF
120 KB...
01 02 2025 17:24:18
Статья в формате PDF
335 KB...
31 01 2025 3:21:40
Статья в формате PDF
194 KB...
30 01 2025 8:42:57
Статья в формате PDF
117 KB...
29 01 2025 1:29:54
Статья в формате PDF
144 KB...
28 01 2025 12:31:40
Статья в формате PDF
315 KB...
27 01 2025 17:26:35
Статья в формате PDF
125 KB...
26 01 2025 1:16:12
Статья в формате PDF
143 KB...
25 01 2025 8:20:26
Статья в формате PDF
205 KB...
24 01 2025 19:54:14
Статья в формате PDF
113 KB...
22 01 2025 6:10:15
Статья в формате PDF
130 KB...
19 01 2025 10:41:50
Статья в формате PDF
162 KB...
18 01 2025 0:37:23
Статья в формате PDF
284 KB...
17 01 2025 4:49:27
Статья в формате PDF
100 KB...
16 01 2025 6:18:43
При выборочной обработке произрастающих деревьев первым действием всегда является отбор их по качеству древесины. В связи с этим цель статьи – показать методологическую возможность разработки и уточнения системы акустических показателей древесины (САПД) применительно к действиям отбора растущих деревьев для последующей механической обработки древесины.
...
14 01 2025 18:23:21
Перспективами развития лесной отрасли России и состоянием лесных экосистем обеспокоены многие ведущие специалисты [1]. Анализ развития ситуации с лесами и лесным хозяйством в развитых государствах показывает, что без стратегического планирования (предвидения и контроля ситуации в отрасли на десятилетия вперед) невозможно достичь устойчивого развития. Поэтому прогноз развития лесной отрасли на основе анализа состояния лесов в Южном федеральном округе, в особенности в его горной части (в пределах Краснодарского края), где развиты уникальные и особо ценные леса юга России, сосредоточены важнейшие курорты России в непосредственно в пограничной зоне ее, приобретает особую геополитическую значимость и актуальность.
...
13 01 2025 4:30:39
Статья в формате PDF
123 KB...
12 01 2025 9:25:12
Статья в формате PDF
250 KB...
11 01 2025 23:56:36
Статья в формате PDF
141 KB...
10 01 2025 14:23:23
Статья в формате PDF
114 KB...
08 01 2025 9:47:32
Статья в формате PDF
103 KB...
07 01 2025 16:56:30
Статья в формате PDF
416 KB...
06 01 2025 8:35:59
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::