РЕСУРСЫ КЛИЕНТА КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

РЕСУРСЫ КЛИЕНТА КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

РЕСУРСЫ КЛИЕНТА КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

Гинсбург М.В. Статья в формате PDF 149 KB Жизнедеятельность конкретного человека или группы осуществляется в процессе реализации тех или иных потребностей. Именно в этой связи человек, группа, сообщество вступают в определенные отношения с обществом. Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно[1].

Клиент отрасли социальной защиты это гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги[2].

В этом случае человек или группа не может удовлетворить собственные потребности из-за разрыва взаимосвязи с социальной средой. Разрыв этой взаимосвязи можно назвать недостатком ресурсов для удовлетворения потребностей. Социальные проблемы и конфликты понимаются как реакция на несбалансированный обмен ресурсами между лицом или группой и окружающей средой.

Именно ресурсы имеют первостепенное значение для тех индивидов и общественных систем, которыми занимаются специалисты по социальной работе. При этом человек рассматривается ими как комплекс ресурсов, способностей и возможностей, используемых для решения трудной жизненной ситуации, жизненных свершений и достижения поставленных целей.

В данном контексте ресурсы - это средства, которые используются в случае необходимости, источник будущего действия, внутренняя возможность, т.е. то, что в данный момент находится в свернутом виде. Для того, чтобы мобилизовать возможности индивида, группы или сообщества, перевести ресурс из резервного состояния в действующее, нужна определенная сила - внутренняя или внешняя. Внешней силой в социальной защите, с одной стороны, выступают социальные службы, специалисты по социальной работе, психологи, социальные педагоги и т.д., т.е. субъекты социальной работы. С другой стороны - обстоятельства, трудная жизненная ситуация.

Воздействие субъекта социальной работы на объект традиционно хаpaктеризуется термином «помощь», что предполагает внешнее действие, актуализирующее или компенсирующее отсутствующий ресурс. Помощь рассматривается как вмешательство в процесс мобилизации, активизации ресурса, управление его использованием.

Результатом помогающего воздействия становятся нормальное социальное функционирование, реализация потребностей, обеспечение необходимого уровня жизни, реализация прав, компенсация недостатков. Следовательно, работа отрасли социальной защиты - это управление использованием ресурсов человека, семьи, общества, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Ресурсы клиента можно рассматривать с точки зрения их природы, источников и полезности. Они могут быть, во-первых, внутренними или внешними, или смежными по отношению к лицу или коллективу; во-вторых, официальными (формальными) или неофициальными (неформальными); в-третьих, реально существующими или потенциальными (скрытыми); в-четвертых, в разной мере управляемыми с точки зрения их использования для достижения определенной цели; в-пятых, материальные и нематериальные и др.

Подробнее рассмотрим классификацию ресурсов клиента социальной работы по источнику: внутренние (непосредственно принадлежащие объекту), внешние (принадлежащие социальному окружению) и смежные (результат взаимодействия объекта и общества).

Внутренние ресурсы человека, семьи включают в себя физические возможности, способности и уровень развития, жизненную позицию, приобретенный индивидуальный социальный опыт, материальные возможности, временной потенциал.

Физические возможности (физический ресурс) применительно к индивиду или группам лиц, объединенных определенным признаком, проявляются в состоянии здоровья (хаpaктере функционирования основных систем организма), выносливости, физической силе и т.п.

Материальные возможности определяют имущественный статус, материальное положение отдельного человека или семьи в целом.

Такой ресурс как способности можно рассматривать в двух направлениях. Традиционное рассмотрение способностей как свойств, определяющих успешность в какой-либо деятельности. Динамика развития способностей обусловлена обстоятельствами социализации человека, зависят от его жизненной позиции. В нашем аспекте способности - это ресурсы, которые можно использовать как способ выхода из трудной жизненной ситуацию напрямую. Другое - способности как умение создавать и формировать ресурсы, привлекать, мобилизовать их.

Жизненная позиция, самоотношение в качестве ресурса - это субъективное отношение к себе, собственным возможностям и перспективам. В тоже время в процессе осуществления социальной работы жизненная позиция проявляется с отрицательной стороны как потребительское отношение к социальным службам, социально-психологический инфантилизм и иждивенчество.

Вид внутренних ресурсов - освоенный социальный опыт и здравый смысл, могут тpaктоваться, как «самобытный синтез различного рода запечатленных ощущений и переживаний; знаний, умений и навыков; способов общения, мышления и деятельности; стереотипов поведения; интериоризированных ценностных ориентации и социальных установок»[3].

Временной потенциал - весьма существенный ресурс удовлетворения потребностей. Он может быть определен путем вычитания из стандартных 24 часов затрат на непосредственное удовлетворение витальных потребностей, а также на производственную деятельность (или подготовку к ней, например, образование), на поддержание гигиенических условий существования семьи. Динамика данного ресурса специфична, так как максимальный временной потенциал может быть обнаружен у детей и неработающих пенсионеров.

Внешние ресурсы клиентов социальной защиты - это финансовые, материальные, организационные, кадровые и др. возможности субъекта помощи, т.е. государственных и негосударственных социальных учреждений и фондов, способных или призванных оказывать необходимую помощь, это ресурсы соседей, друзей, семьи и т.д.

К смежным ресурсам можно причислить социальный и правовой статус. Особая роль смежных ресурсов состоит в том, что они открывают доступ к внешним ресурсам или препятствуют ему.

Правовой статус - это положение, занимаемое объектом социальной работы в системе правовых отношений.[4]. На примере личности можно проследить, как изменяется правовой статус: в полном объеме дееспособность наступает с совершеннолетием, частичная (ограниченная) - имеется у несовершеннолетних (с 14 до 18 лет) и отсутствует у малолетних (с 0 до 14 лет). В соответствии с существующим законодательством интересы лиц, не достигших совершеннолетия, представляют родители или лица, их заменяющие.

Социальный статус можно определить как общественное отражение (зеркало, иногда кривое) внутренних ресурсов человека. С одной стороны, социальный статус показывает отношение общества к конкретному человеку или сообществу, а с другой - открывает им непосредственный доступ к использованию внешних ресурсов. Объективными показателями социального статуса человека являются пол, возраст, состояние здоровья, профессия, имущественный, должностной и правовой статус и т.д.

Существует алгоритм действий специалиста отрасли социальной защиты по мобилизации ресурсов клиента.

Первый этап - выяснение обстановки. Необходимо досконально изучить социальные условия клиента, его потребности, проблемы, попытаться решить их имеющимися у клиента и социальной службы методами. Если собственных ресурсов не хватает, то рассматривается возможность получения дополнительных ресурсов (изучить имеющиеся целевые государственные программы, составить перечень некоммерческих организаций, фирм, частных лиц, которые могут оказать помощь, направить к ним письма-запросы).

Следующий шаг будет заключаться в умении заинтересовать потенциального источника оказания помощи. Это следует делать таким образом, чтобы значимость той или иной проблемы возросла в глазах всех причастных лиц.

При работе с клиентами специалисты по социальной работе стараются координировать свои усилия и усилия и ресурсы клиентов и, используя один или несколько методов - заключение соглашения, убеждение, формирование коалиции, оказание влияния.

Существует ряд механизмов оказания помощи в привлечении ресурсов клиентам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Механизм прямой передачи ресурсов действует при социальном обеспечении во всех его формах (пенсии, пособия, льготы) и при информировании (консультировании) клиентов учреждений социального обслуживания по юридическим, медицинским, психологическим вопросам.

Механизм внешнего замещения предполагает временное замещение отсутствующего ресурса. Примером действия механизма внешнего замещения могут служить различные формы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека и попечительство, приемная семья). В этом случае родителя заменяет усыновитель, опекун (попечитель) или приемный родитель, выступающий в качестве носителя ресурсов и связующего звена между обществом и ребенком. Внешнее замещение возможно и в том случае, если социальный работник представляет интересы клиента в тех или иных социальных организациях или институтах.

Механизм выращивания внутренних ресурсов предполагает воздействие на те ресурсы, уровень которых на данный момент соответствует возрастной норме. Его не нужно восстанавливать, однако его дополнительное развитие обеспечит успешность решения объектом социальной работы тех или иных жизненных задач.

Механизм резервирования ресурсов относится, прежде всего, к накоплению финансовых средств и проявляется в социальном страховании. Развитие страховой пpaктики в пенсионном обеспечении, здравоохранении показывает, что государство заинтересовано во временной консервации ресурсов с целью использования их в соответствующих обстоятельствах. Эти обстоятельства называются страховым случаем. При заключении договора о страховании страхователь и страховщик определяют условия (страховой случай и его признаки), при которых первый выплачивает второму определенную сумму[5].

Система помощи включает неофициальную добровольческую сеть людей и другие социальные ресурсы, и официальную структуру, располагающую некоторой поддержкой и финансированием. Также и группы социальной помощи могут либо непосредственно предоставлять необходимые ресурсы, либо оказывать то или иное содействие отдельным лицам, семьям и группам, способствуя возвращению людей в общество, помогая им восстановить общественные связи, смягчить последствия стрессов, кризисов или бедствий и содействовать их преодолению.

Очевидным стало положение, когда обеспечение всех нуждающихся различными формами социальной защиты и социального обслуживания без сотрудничества и использования интеллектуальных, финансовых и материальных ресурсов коммерческих и некоммерческих организаций будет малоэффективным.

К экономическим формам взаимодействия относят.

  1. целевое финансирование деятельности некоммерческих организаций из бюджетов различных уровней. В Республике Татарстан (РТ) такая пpaктика существует в организации отдыха некоторых категорий граждан, совместных мероприятий, проводимых детскими и молодежными организациями, организациями инвалидов и ветеранов, организациями, занимающимися проблемами экологии.
  2. государственный социальный заказ. Суть его заключается в конкурсном отборе лучшего исполнителя целевой социальной программы, разработанной и финансируемой органами власти. К участию в конкурсе приглашаются как некоммерческие, так и коммерческие организации. Приняты законы о социальном заказе в Нижегородской, Псковской, Томской, Новосибирской и др. областях России. В РТ разpaбатывается проект закона по г. Казани.
  3. государственный или муниципальный грант. Если в предыдущем случае выбирается лучший исполнитель для уже имеющегося, конкретного проекта, то здесь проводится конкурс инициатив некоммерческого хаpaктера, когда заказчик, грантодатель выбирает для финансирования наиболее интересные, социально-значимые, с его точки зрения, проекты. Конкурсы грантов проводятся во многих городах России. Эта технология более популярна и востребована, чем социальный заказ. В Татарстане с 2002 года с успехом проходили и проходят конкурсы социальных проектов, по своей сути являющиеся конкурсами грантов.
  4. фонды местного сообщества - технология объединения ресурсов бизнеса и общества, при участии местной, муниципальной власти. Предназначение - финансирование социально-значимых инициатив и проектов на определенной территории, например, в пределах одного города или района. Идея состоит в том, что различные социальные проблемы местного сообщества должны решаться силами этого сообщества. Уже хорошо развита в Тольятти, Москве, Тюмени, Тобольске и регионах РТ.
  5. конкурсы социальных проектов, проводимые коммерческими организациями. В основном, такие конкурсы проводят крупные бизнес-корпорации. Появляется такая пpaктика и в Казани, регионах РТ.
  6. иногда к экономическим формам взаимодействия относят предоставление налоговых и иных льгот участникам благотворительной деятельности, создание благоприятного налогового режима для коммерческих организаций, принимающих участие в решении социальных вопросов.

Неэкономические формы взаимодействия.

  1. Проведение совместных мероприятий. Например, конференций и фестивалей. Главное при проведении подобных мероприятий - четко распределить обязанности между партнерами, в том числе по вопросам финансирования этих мероприятий.
  2. Общественные или общественно-экспертные советы. Чаще всего, подобные советы возникают при государственных организациях - министерствах, ведомствах, в них приглашают представителей некоммерческих организаций или бизнеса, наделяют их правом совещательного голоса при решении тех или иных вопросов, чаще всего инициированных самой властью. В Татарстане было несколько попыток создания Общественных советов, но пока они не смогли доказать свою жизнеспособность.
  3. Круглые столы с участием представителей различных секторов. Проводятся для обсуждения различных проблем с вынесением рекомендательного решения. Решают следующие задачи: информационный обмен, анализ опыта участников, выработка совместных решений, принятие обращений в различные органы и т.д. В Татарстане есть удачный опыт проведения регулярных рабочих встреч в виде круглого стола представителей Министерства социальной защиты РТ и Ассоциации некоммерческих организаций РТ.

Добровольчество является одним из наиболее перспективных путей мобилизации общественности по решению существующих социальных проблем. В РТ только разpaбатываются методики подсчета стоимостной хаpaктеристики труда добровольцев. Методик расчета стоимости труда добровольца большое количество. Однако не всегда, они могут быть применены, и показывать точный результат. Например, можно рассчитать стоимость часа деятельности «взрослого» добровольца, исходя из среднемecячной заработной платы квалифицированного специалиста. Вместе с тем, данная методика, хотя и является наиболее показательной, не позволяет оценить труд, например, школьников и студентов. Было бы возможным произвести расчет стоимости их часа, исходя из стоимости труда, например, неквалифицированного социального работника (7-го разряда ETC). Но в этом случае, стоимость часа труда добровольца и студента получается явно заниженной.

Лидеры крупнейших добровольческих организаций России, объединенные в Российский добровольческий центр, предложили расчет часа труда добровольцев исходя из «вилки» минимального и максимального размера заработной труда и 8-часового рабочего дня служащих государственных (бюджетных) учреждений. В этом случае стоимость одного часа труда добровольца составляет чуть более 30 рублей (1 доллар США). Данный подход удобен для расчета массовых акций и мероприятий, но не учитывает квалификацию специалиста-добровольца (например, педагога, адвоката).

Социально-экономическую эффективность работы добровольцев можно оценить по сопоставлению результатов и затраченных на их достижение усилий. Если результатом (Р) является предоставление услуг какому-то количеству граждан, а основным средством достижения результата - привлечение добровольцев (Д), то социально-экономическая эффективность (Э) рассчитывается по формуле: Э = Р /Д.

Таким образом, социальная работа как управление процессом использования ресурсов может быть направлена на сохранение, приумножение, компенсацию недостающих внутренних ресурсов. Если внутренний потенциал индивида, семьи или сообщества достаточен для реализации основного массива потребностей, необходимость в социальной работе отпадает. В противном случае возникает востребованность в использовании внешних ресурсов.


[1] ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 № 195-ФЗ. - Ст. 3. //www.garant.ru.

[2][2] ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 № 195-ФЗ. - Ст. 3. //www.garant.ru.

[3] Социальная педагогика /Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Наука, 2000. - С. 126.

[4] Согласно Гражданскому кодексу РФ возможны три варианта правового статуса: отсутствие дееспособности, частичная дееспособность, полная дееспособность. Дееспособность - способность своими действиями или бездействиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя обязанности и исполнять их. Гражданский кодекс РФ. - М.: Юристь, 2003. - Ст. 28.

[5] Основы социальной работы: учеб. пособие /Под ред. Н.Ф. Басова. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - С.29-31.



ПЕРСОНАЛ БАНКА КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЕГО КАПИТАЛ

ПЕРСОНАЛ БАНКА КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЕГО КАПИТАЛ Статья в формате PDF 118 KB...

06 10 2024 14:29:39

АНТРОПОГЕННЫЕ ПОЧВЫ ГОРОДА ШУИ

АНТРОПОГЕННЫЕ ПОЧВЫ ГОРОДА ШУИ Статья в формате PDF 105 KB...

05 10 2024 12:19:13

СЕМЕЙНО-СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ГИПЕРАКТИВНОСТИ

СЕМЕЙНО-СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ГИПЕРАКТИВНОСТИ Представлены результаты собственных исследований, которые проводились методом добровольного сплошного анкетирования в 9 областных и районных центрах Российской федерации. В качестве исследуемых явлений были оценены: наличие синдрома дефицита внимания с гипеpaктивностью (СДВГ) и социальные факторы, участвующие в механизмах СДВГ. Установлена значимость последних в формировании и инициации данного заболевания, изучена их структура, также оценен вклад социально-психологического окружения. ...

01 10 2024 4:54:51

ПРИМЕНЕНИЕ МАГНИТНЫХ ЖИДКОСТЕЙ

ПРИМЕНЕНИЕ МАГНИТНЫХ ЖИДКОСТЕЙ Статья в формате PDF 129 KB...

29 09 2024 18:12:58

СОЛОГУБ ТАМАРА ВАСИЛЬЕВНА

Статья в формате PDF 258 KB...

25 09 2024 20:21:16

ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМ В США

ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМ В США Статья в формате PDF 320 KB...

16 09 2024 18:58:20

ИНТЕРАКТИВНОЕ ПОСОБИЕ ПО 2D ГРАФИКАМ ФУНКЦИЙ

ИНТЕРАКТИВНОЕ ПОСОБИЕ ПО 2D ГРАФИКАМ ФУНКЦИЙ Статья в формате PDF 641 KB...

11 09 2024 12:17:31

ПЕРИФЕРИЧЕСКИЙ КРОВОТОК У ДЕВУШЕК 18-22 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ИЗОМЕТРИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НАРАСТАЮЩЕЙ ВЕЛИЧИНЫ

ПЕРИФЕРИЧЕСКИЙ КРОВОТОК У ДЕВУШЕК 18-22 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ИЗОМЕТРИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НАРАСТАЮЩЕЙ ВЕЛИЧИНЫ В исследовании изучались и оценивались адаптивные реакции периферического звена кровообращения у дeвyшек 18-22 лет при локальных изометрических нагрузках нарастающей величины. Хаpaктерно, что с ростом прессорных воздействий на сосуды работающих мышц объемная скорость кровотока оставалась более высокой, чем в покое. В целом качество приспособительных реакций кровообращения было ниже у дeвyшек 18 лет при низких объемах выполняемой работы. ...

06 09 2024 5:30:12

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ФОНЕТИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА ВЬЕТНАМСКИХ СТУДЕНТОВ

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ФОНЕТИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА ВЬЕТНАМСКИХ СТУДЕНТОВ Обучение любому иностранному языку начинается, как правило, с обучения фонетике. Каждый национальный язык имеет свою неповторимую индивидуальную фонетическую систему, которая говорящим на этом языке представляется самой удобной. Фонетическая система вьетнамского языка сильно отличается от фонетической системы русского. Для вьетнамских студентов работа по обучению произношению должна строиться с учётом особенностей вьетнамского языка. В статье были показаны всевозможные трудности в обучении фонетике русского языка вьетнамских студентов, начиная с обучения звуков русской речи до интонации. Вместе с тем были предложены способы устранения ошибок при обучении фонетике русского языка вьетнамских студентов. ...

04 09 2024 15:10:55

ОПЫТ СЛОВАЦКИХ КОЛЛЕГ

ОПЫТ СЛОВАЦКИХ КОЛЛЕГ Статья в формате PDF 112 KB...

01 09 2024 22:51:24

БАХРУШИН ВЛАДИМИР ЕВГЕНЬЕВИЧ

БАХРУШИН ВЛАДИМИР ЕВГЕНЬЕВИЧ Статья в формате PDF 114 KB...

31 08 2024 8:27:52

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::