КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ К ПРОДОЛЖЕНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ
На старшей ступени общеобразовательной школы осуществляется целенаправленная интеллектуальная и общепсихологическая подготовка к обучению в высшей школе. Поэтому ведущими образовательными задачами этого этапа являются:
- выполнение обязательных требований к уровню подготовки выпускников в условиях многопрофильной школы;
- профессиональная ориентация учащихся с учетом их возможностей, потребностей рынка труда;
- формирование мотивации к дальнейшему образованию, развитие потребностей в самообразовании для социально-профессионального самоопределения;
- формирование общих приемов и способов интеллектуальной и пpaктической деятельности;
- развитие рефлексивных навыков, позволяющих реально оценить свои возможности, способности и потребности, сделать выбор, принять ответственное решение.
Анализ литературы показал, что существуют различные подходы к дефиниции «готовность». Так, в Большом толковом психологическом словаре даются следующие определения:
- готовность - это положение подготовленности, в котором организм настроен на действие или реакцию;
- готовность - это такое состояние человека, при котором он готов извлечь пользу из некоторого опыта. В зависимости от типа опыта, это состояние может пониматься как относительно простое и биологически де-терминированное или как сложное в когнитивном плане и в плане развития (например, готовность к чтению).
Подобная точка зрения представлена и в пособии С.Н. Чистяковой и А.Я. Журкина «Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению» [1], определяющих готовность как качество, включающее знания, умения, навыки, настрой на конкретные действия, которое можно назвать функциональным состоянием личности, результатом психических процессов, предшествующих конкретной деятельности.
В нашем исследовании мы будем рассматривать готовность к деятельности в контексте компетентностного подхода к образованию.
Концепция модернизации российского образования [2], определяющая цели общего образования на период до 2010, подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования». Концепция определяет также важнейшие задачи воспитания: «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда». Решение этих задач предполагает обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны.
Компетентностный подход в определении целей и содержания общего образования не является совершенно новым, а тем более чуждым для российской школы. Ориентация на усвоение умений, способов деятельности, и, более того, обобщенных способов деятельности была ведущей в работах таких отечественных педагогов, как В.В. Давыдова, И.Я. Лернера, В.В. Краевского, М.Н. Скаткина и их последователей [3, 4, 5, 6, 7]. В этом русле были разработаны как отдельные учебные технологии, так и учебные материалы. Однако данная ориентация не была определяющей, она пpaктически не использовалась при построении типовых учебных программ, стандартов и оценочных процедур. В настоящее время компетентностный подход ориентирует на такую систему обеспечения качества подготовки школьников, которая бы отвечала потребностям современного мирового рынка труда.
Таким образом, компетентностный подход в образовании - это попытка привести в соответствие, с одной стороны, потребность личности интегрировать себя в деятельность общества и, с другой, потребность общества использовать потенциал каждой личности для обеспечения своего экономического, культурного и политического саморазвития.
Компетентностный подход - один из подходов, который противопоставляется «знаниевому» в понимании накопления учеником и трaнcляции преподавателем готового знания, т.е. информации, сведений. Введение компетентностного подхода, по мнению А.В. Хуторского [8], в нормативную и пpaктическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций.
В различных публикациях, касающихся проблем реализации в образовательной пpaктике компетентностного подхода, используются в качестве базовых такие понятия, как «компетентность» и «компетенция». Компетенция - отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке учащихся (государственный заказ, стандарт).
Компетентность - сложное личностное образование, позволяющее наиболее эффективно и адекватно осуществлять образовательную деятельность, обеспечивающее процесс развития и саморазвития ученика. Компетентность - мера включенности человека в деятельность. Такая включенность не может быть без сформированного у личности ценностного отношения к той или иной деятельности. Таким образом, можно констатировать, что компетентность - есть готовность и способность человека действовать в какой-либо области.
Компетентность не противопоставляется знаниям и/или умениям. Понятие компетентности шире понятия знания, или умения, оно включает их в себя (хотя, разумеется, речь не идет о компетентности как о простой аддитивной сумме знания + умения). Обладание компетентностью трaнcформирует «культурного» человека в смысле носителя академичных знаний в человека «активного», «социально адаптивного», настроенного не на «общение» в смысле обмена информацией, а на социализацию в обществе и влияние на общество в целях
его изменения.
Компетентностный подход в образовании прежде всего требует определения «ключевой компетентности» выпускника школы. В материалах Министерства образования России «Стратегии модернизации содержания общего образования» развитие ключевых компетентностей выпускника школы рассматривается как цель и одно из важнейших позитивных конечных результатов школьного образованиях [9].
В понятие ключевой компетентности в это понятие заложена идеология формирования содержания школьного образования «от результата». Названное понятие включает результаты обучения, выражающие «приращение» знаний, умений, навыков, опыта личностного саморазвития, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностных отношений. Ключевые компетентности выпускника школы отличаются интегративной природой, так как их источниками являются различные сферы культуры и деятельности (бытовой, образовательной, гражданской, духовной, социальной, информационной, правовой, этической, экологической и др.)
На основании выше изложенного мы можем сформулировать определение рассматриваемого понятия следующим образом. Ключевая компетентность выпускника школы - сложное личностное образование, включающее в себя аксиологическую, мотивационную, рефлексивную, когнитивную, операционно-технологическую, этическую, социальную и поведенческую составляющие содержания школьного образования.
Таким образом, определим готовность как сложное личностное образование, включающее в себя мотивационно-ценностный, когнитивный, содержательно-деятельностный, интеллектуальный и организационно-деятельностный компоненты.
Список литературы
- Чистякова, С.Н. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению / С.Н. Чистякова, А.Я. Журкин. - М., 2007.
- Концепция модернизации российского образования до 2010 года // Начальная школа. - 2002. - № 4 - С. 4-19.
- Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении. - М., 1972. - 423 с.
- Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Изд. «Педагогика», 1986. - 240 с.
- Краевский, В.В. Проблема научного обоснования обучения. - М.: Изд. «Педагогика», 1977. - 311 с.
- Лернер, Н.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Изд. «Педагогика», 1998.
- Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики. - М.: Изд. «Педагогика», 1984. - 96 с.
- Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики. - М.: Изд. «Педагогика», 1984. - 96 с.
- Стратегия модернизации содержания общего образования // Управление школой. - 2001. - № 30.
18 03 2024 16:40:10
Статья в формате PDF 103 KB...
17 03 2024 9:46:54
Статья в формате PDF 107 KB...
16 03 2024 6:41:16
Статья в формате PDF 298 KB...
14 03 2024 1:42:18
Статья в формате PDF 379 KB...
13 03 2024 6:50:43
В настоящее время важно пройти сложнейший этап перехода к новому типу социально-экономического развития быстро, компетентно, опираясь на собственные творческие возможности. Именно этим целям служит разработанная нами модель педагогических основ формирования целостного образовательного прострaнcтва, основу которого составляет внедрение непрерывного образования в интегрированном профессиональном учебном заведении. Моделирование целостного образовательного прострaнcтва осуществлялось нами через уточнение таких понятий, как «интеграция», «межпредметные связи», «взаимосвязь», интегративно-педагогические закономерности, интегративная деятельность, через изучение опыта зарубежных исследователей, решающих проблемы педагогической интеграции. ...
12 03 2024 6:32:44
Статья в формате PDF 266 KB...
11 03 2024 15:34:19
Статья в формате PDF 162 KB...
10 03 2024 13:39:22
Статья в формате PDF 107 KB...
09 03 2024 0:19:33
Статья в формате PDF 110 KB...
08 03 2024 10:26:54
Статья в формате PDF 215 KB...
07 03 2024 23:57:14
Статья в формате PDF 363 KB...
06 03 2024 20:31:48
Обобщаются понятия «компетентность». Формулируются компетентности, необходимые для решения проблем безопасности жизнедеятельности в пpaктической работе инженера. Предлагается направление целевого развития компетентностей выпускника технического вуза в процессе его обучения. ...
05 03 2024 20:52:51
Статья в формате PDF 304 KB...
04 03 2024 1:55:58
Статья в формате PDF 109 KB...
03 03 2024 6:40:56
Статья в формате PDF 113 KB...
02 03 2024 18:24:45
Статья в формате PDF 158 KB...
29 02 2024 20:27:44
Статья в формате PDF 252 KB...
28 02 2024 2:14:58
Статья в формате PDF 100 KB...
27 02 2024 19:23:48
Статья в формате PDF 101 KB...
24 02 2024 5:32:39
При управлении автоматическими космическими аппаратами (КА) важной проблемой является обеспечение надежного и оперативного анализа и диагностирования работоспособности бортовых систем. Это позволит своевременно выявить негативные тенденции в работе бортовой аппаратуры и предотвратить их развитие. Наибольшую актуальность проблема приобретает при управлении КА со сложными бортовыми системами, хаpaктеризующимися большим объемом телеметрических параметров, а так же при необходимости выдачи комaндных воздействий непосредственно в сеансах связи. Существующий опыт управления КА показывает, что в ряде случаев только своевременная выдача комaнд немедленного исполнения позволила обеспечить выполнение программы полета КА [1]. В настоящей работе предлагается общий подход к решению указанной проблемы, основанный на создании адекватных моделей анализа и диагностики функционирования бортовых систем и алгоритмов автоматизированной выработки рекомендаций по воздействию на КА. Ожидается, что использование в пpaктике управления таких моделей и алгоритмов даст возможность существенно повысить эффективность работы аппаратуры, в том числе за счет оперативного устранения возникающих на борту нештатных ситуаций. ...
23 02 2024 12:30:34
Статья в формате PDF 101 KB...
21 02 2024 20:20:59
Статья в формате PDF 115 KB...
20 02 2024 9:36:28
Предложена стохастическая многолистная теория гравитации без сингулярностей и «черных дыр». Отмечена связь интервала в гиперкомплексном прострaнcтве с системной термодинамикой. Представлен класс пост’октетных физических теорий. Масса является флогистоном. ...
19 02 2024 6:49:31
Статья в формате PDF 142 KB...
18 02 2024 11:43:17
Изучено становление лимфоидного аппарата и морфология органов пищеварительного тpaкта в зависимости от смены питания при создании экспериментальной модели. Исследованы 3 группы белых крысят линии «Вистар», из которых 2 группы - экспериментальные, 3-я - контрольная. Крысята получали естественное, смешанное и искусственное вскармливание. Установлены морфо-функциональные изменения в стенке тонкой, толстой кишки, желудка, паренхиме печени, охватывающие 3 стадии процесса адаптации к хаpaктеру питания. ...
17 02 2024 21:29:50
Статья в формате PDF 102 KB...
16 02 2024 6:30:24
Статья в формате PDF 135 KB...
15 02 2024 18:30:57
Статья в формате PDF 156 KB...
14 02 2024 15:25:18
Статья в формате PDF 111 KB...
13 02 2024 15:30:43
Статья в формате PDF 111 KB...
12 02 2024 11:27:39
Статья в формате PDF 102 KB...
11 02 2024 14:11:44
Статья в формате PDF 176 KB...
10 02 2024 0:34:37
Статья в формате PDF 113 KB...
09 02 2024 11:12:43
Статья в формате PDF 108 KB...
08 02 2024 14:41:34
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::