ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Жиркова З.С. Скрябина Ю.Н. Нурмухамедова Т.Н. Статья в формате PDF 256 KB

В данной статье рассматривается проблема самостоятельной работы студентов и описаны результаты исследования условий самостоятельной работы студентов разных вузов.

Самостоятельная работа студента - вид внеаудиторной работы, предусмотренный ГОС; в целом объем СРС за весь срок обучения примерно равен объему аудиторной работы [4].

Понятие «самостоятельная работа» учеными Л.Г. Вяткин, М.Г. Гарунов, Н.И. Пидкасистый рассматривается и как форма организации, и как метод, и как средство обучения, и как вид учебной деятельности.

Определение, данное Л.Г. Вяткиным, который под самостоятельной работой понимает «такой вид деятельности, при котором в условиях систематического уменьшения прямой помощи преподавателя выполняются учебные задания, способствующие сознательному и прочному усвоению знаний, умений и навыков формирования познавательной самостоятельности как черты личности студента» [1].

Самостоятельная работа рассматривается, с одной стороны, как вид деятельности, стимулирующий активность, самостоятельность, познавательный интерес, и как основа самообразования, толчок к дальнейшему повышению квалификации, а с другой - как система мероприятий или педагогических условий, обеспечивающих руководство самостоятельной деятельностью студентов.

П.И. Пидкасистый считает, что «самостоятельная работа в высшей школе является специфическим педагогическим средством организации и управления самостоятельной деятельностью в учебном процессе» [3]. С одной стороны, по мнению П.И. Пидкасистого, самостоятельная работа представляет собой учебное задание, т.е. объект деятельности студента, предлагаемый преподавателем или программированным пособием, с другой - форму проявления определенного способа деятельности по выполнению соответствующего учебного задания. Именно способ деятельности человека либо к получению совершенно нового, ранее ему неизвестного, знания. Либо к упорядочиванию, углублению уже имеющихся знаний. По мнению М.Г. Гарунова, П.И. Пидкасистого самостоятельной работе студентов присущи следующие хаpaктеристики: она формирует у обобщающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимых объем и уровень знаний, навыков и умений для решения познавательных задач; выpaбатывает у студента психологическую установку на систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной информации; является важнейшим условием самоорганизации обобщающегося в овладении методами профессиональной деятельности, познания и поведения; является орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной и научно-производственной деятельностью обобщающегося в процессе обучения и профессионального самоопределения [2, 3].

Мы видим, что исследователи, занимающиеся проблемой самостоятельной работы студентов, вкладывают в это понятие разное содержание. На наш взгляд, самостоятельная работа может рассматриваться как один из видов познавательной деятельности, направленной на общеобразовательную и специальную подготовку студентов и управляемую преподавателем.

Правильная организация самостоятельных учебных занятий, их систематичность, целесообразное планирование рабочего времени позволяет привить студентам умения и навыки в овладении, изучении, усвоении и систематизации приобретаемых знаний в процессе обучения, привить навыки повышения профессионального уровня в течении всей трудовой деятельности.

Эффективность всей самостоятельной работы студентов во многом определяется уровнем самоконтроля. Основным объектом самоконтроля студентов в системе их труда могут быть: планирование самостоятельной работы и выполнение индивидуального плана; изучение предмета согласно тематическому плану, учебной программе; участие в научно-пpaктических конференциях; проектирование и выполнение творческих работ; выполнение контрольных, тестовых, курсовых и дипломных работ.

Нами было проведено исследование, в котором приняли участие 867 студентов разных вузов (546 - студенты СВФУ). Из них:

2. 93 % - самостоятельно находят нужную им литературу (7 % - обращаются к библиотекарям - консультантам); 87 % - пользуются Интернет-ресурсами.

К услугам обучающихся СВФУ им. М.К. Амосова имеется 7 учебных библиотек, 4 крупных читальных зала с 540 рабочими местами.

3. В среднем 1 пользователь посетил библиотеку 26, 6 раз и взял 70, 5 экземпляров разной литературы

4. Лишь 60 студентов из 546 ходят в библиотеку для самообразования. Остальные только по учебе.

Частота посещения библиотеки: 14 % - менее 5 раз в год; 17 % - 5-10 раз в год; 68 % - более 10 раз в год

Популярные платные услуги: 2 % - ночной абонемент;1 % - копирование;14 % - библиографический розыск; 68 % отмечают, что в наших библиотеках нет нужной литературы.

Выяснили, как разные формы организации СРС оцениваются студентами: 55 % студентов считают наиболее полезной формой СРС - научные статьи, 20 % - творческие задания, 10 % - рефераты. Наиболее сложными формами СРС представились: 35 % -
рефераты, 20 % творческие задания, 18 % - проработки научной литературы.

Был проведен Интернет-опрос, где приняли участие:

1. Студенты педагогического института СВФУ.

2. Студенты юридического факультета СВФУ.

3. Студенты Новосибирской Государственной Академии Водного Tрaнcпорта.

4. Студенты Современной Гуманитарной Академии г. Санкт-Петербург.

5. Студенты Казахстана (разных вузов).

При опросе выявилось, что среднемecячный объем СРС выполняемый студентами Казахстана превышает показатели остальных респондентов. 73 % - Казахстан, 32 % - Юрфак СВФУ, 24 % -
СГА (СПб), 21 % - Пединститут СВФУ, 14 % - НГАВТ. Процентное соотношение затрат времени соответственно объему.

Среди наиболее распространенных причин невыполнения СРС были заявлены: лень, непонятность задания, отсутствие интереса, нехватка источников.

Таким образом, по проведенному исследованию, можно сделать выводы:

- проблемы субъективности причин невыполнения СРС;

- студенты посещают библиотеки лишь для выполнения заданных СРС, а не по собственным интересам;

- возросшее число случаев кибер - плагиата;

Выводы:

Главное в организации самостоятельной работы студентов заключается в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в ходе всех видов учебной деятельности. Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации к дальнейшей профессиональной деятельности.

Список литературы

  1. Вяткин Л.Г. Уровни познавательной самостоятельности студентов педагогических вузов / Л.Г. Вяткин, А.Б. Ольнева, Г.Д. Турчин // Актуальные вопросы региональной педагогики: сб.науч.тр. - Саратов, 2002. - С. 35-38
  2. Гарунов М.Г. Самостоятельная работа студентов. - М.: Знание, 1998.
  3. Пидкасистый П.И. Сущность самостоятельной работы студентов и психолого-дидактические основы ее классификации // Проблемы активизации самостоятельной работы студентов. Пермь, 2000.
  4. www.marketidea.ru/s2/cont/serv/gloss.php.


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА Статья в формате PDF 105 KB...

15 04 2024 8:27:59

СИСТЕМНЫЕ МОДЕЛИ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ

СИСТЕМНЫЕ МОДЕЛИ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ Статья в формате PDF 108 KB...

05 04 2024 22:38:26

РАЗВИТИЕ СТЕКЛОВИДНОГО ТЕЛА ГЛАЗА ЧЕЛОВЕКА

РАЗВИТИЕ СТЕКЛОВИДНОГО ТЕЛА ГЛАЗА ЧЕЛОВЕКА Статья в формате PDF 194 KB...

03 04 2024 6:25:26

ОХРАНА НАСЕКОМЫХ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОХРАНА НАСЕКОМЫХ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ Статья в формате PDF 253 KB...

30 03 2024 10:20:17

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ Статья в формате PDF 290 KB...

27 03 2024 3:22:56

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД В ТИРЕОИДОЛОГИИ

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД В ТИРЕОИДОЛОГИИ Статья в формате PDF 93 KB...

22 03 2024 12:39:33

СТОЛЯРОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ

Статья в формате PDF 139 KB...

21 03 2024 23:52:26

ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕРЗЛОТНЫХ КОМПОНЕНТОВ ЭКОСИСТЕМ ПОД ВЛИЯНИЕМ ПРИРОДНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ

ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕРЗЛОТНЫХ КОМПОНЕНТОВ ЭКОСИСТЕМ ПОД ВЛИЯНИЕМ ПРИРОДНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ Экспериментальные исследования на участке распространения пород ледового комплекса выявили увеличение глубины сезонного протаивания и повышение температуры грунтов на прилегающей к железной дороге просеке. Установлено поднятие верхней границы многолетнемерзлых пород под высокой насыпью и низкой насыпью с теплоизолирующим материалом, отсыпанных в зимний сезон. Отмечено формирование чаши протаивания при отсыпке нулевой насыпи в теплый период с удалением сезонноталого слоя в её основания. Предложены мероприятия обеспечивающие устойчивость земляного полотна. ...

16 03 2024 10:44:22

ФИЗИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ТОРЦЕВОГО ВЫПУСКА РУДЫ

ФИЗИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ТОРЦЕВОГО ВЫПУСКА РУДЫ Работа посвящена физическому моделированию торцевого выпуска руды при системах с обрушением руды и вмещающих пород. Актуальность темы определяется необходимостью повышения эффективности отработки рудных месторождений полезных ископаемых с применением систем с обрушением. Рассматриваемые системы хаpaктеризуются высокими показателями потерь и разубоживания руды. Моделирование выпуска руды позволят решать вопрос оптимизации параметров системы разработки и совершенствования технологических процессов очистной выемки. ...

12 03 2024 10:24:47

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::