ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ
Современные стандарты высшего образования нацеливают педагогов на формирование у студентов различных компетенций, одной из которых, несомненно, является экологическая. Ее важность связана с углублением составляющих глобального экологического кризиса, продолжением ухудшения качества среды обитания человека, усугубляющегося экономическим напряжением. Компетенция определяется, как личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач; успешно действовать на основе пpaктического опыта, умения и знаний при их решении; короткое поведенческое описание того, что именно делают люди для качественного выполнения определенной работы [3, 8, 9, 12]. Экологическая компетенция отражает активное и адекватное владение информацией, способность анализировать, систематизировать, обобщать, и использовать знания в профессиональной деятельности. Следовательно, формирование экологической компетенции базируется на системе экологических и естественнонаучных знаний, экологических отношениях и ценностных ориентациях, мотивации пpaктической (природоохранной) деятельности, пpaктических навыках адекватного взаимодействия с природой, и, несомненно, требует активных, информационно-коммуникационных, методов, персонификации и индивидуализации учебного процесса [1, 8, 10, 11].
Остановимся на такой важной составляющей компетенции, как экологические отношения [5].
Анализ отношений «человек - природа» производится в историческом и структурно-функциональном плане. Описана типология отношений личности (Б.Г. Ананьев, M.Я. Басов, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин), личностный хаpaктер и предопределение их системой деятельности человека (А.Ф. Лазурский, С.Л. Франк), преобразующая роль (В.М. Бехтерев) [14]. Одним из наиболее полных исследований структурно-функционального плана, на наш взгляд, является работа В.А. Ясвина и С.Д. Дерябо [4, 16]. Ими была разработана системная типология субъективного отношения к природе, основывающаяся на критериях прагматизма, субъективизма, личностных установках, структурно-динамической хаpaктеристике субъективного отношения к природе, описанных Г. Гачевым, М.С. Каганом, О. Леопольдом и иными авторами. С другой стороны, отмечалось, что система формирующихся отношений зависит от имеющихся традиционных отношений человека с природой: они довольно устойчивы и мало изменяются под воздействием чужого мировоззрения. Однако вопросы формирования экологической компетенции изучены еще недостаточно.
Цель исследования заключалась в оценке динамики развития компонентов компетенции в виде экологических знаний и отношения в процессе изучения экологических и естественнонаучных дисциплин, и проведении сравнительного анализа их показателей у студентов I и II курса. В работе участвовали 17-18-летние студенты НИУ «БелГУ», всего 135 человек. Использовались методы анкетирования, беседы, наблюдений, статистического и математического анализа и проч. Была разработана система занятий, направленных на формирование умений применять знания для решения конкретных поставленных задач. Уровень знаний и отношений выявлялся с помощью опросников, позволяющих оценить его компоненты: когнитивный, эмоциональный, пpaктический, поступочный. Часть исследования выполнила Ю.С. Шишкина под руководством автора.
На наш взгляд, условия обучения в высшем учебном заведении благоприятствуют формированию двух основных компонентов отношения - когнитивного и эмоционального. Когнитивный компонент отношения включает совокупность знаний о взаимоотношениях в системе «человек-общество-природа» и законах функционирования самой природы, он предполагает профессиональные знания и убеждения. Важнейшие, на наш взгляд, экоориентированное мировоззрение, стремление сохранять качественную среду обитания (определяемую по критериям экологическим, экономическим, социальным, психологическим, педагогическим, политическим и проч.), понимание зависимости от нее собственного здоровья и плодотворного функционирования, стремление вести здоровый образ жизни. Кроме того, этот компонент отношения предполагает наличие разнообразия оценочных суждений, способа ориентации в изучаемом материале, форму выражения субъективного отношения [7]. Функционирование этого разнопланового сложного образования обеспечивается рядом гностических процессов: ощущения, восприятия, представления, мышления, памяти, воображения.
Эмоциональный (перцептивно-аффективный) компонент содержит эмоционально-оценочное отношение к объектам природы, себе самому, своему здоровью, профессиональным знаниям и убеждениям. Предполагает осознание профессиональной направленности знаний и убеждение в необходимости поддерживать экологический баланс, с последующей реализацией этого убеждения в профессиональной деятельности.
Система разработанных заданий по экологическим и естественнонаучным дисциплинам, нацеленных на развитие экологической компетенции, включала:
1) задания по анализу табличного материала и по составлению таблиц;
2) задания по анализу текста;
3) задания на сопоставление понятий и определений;
4) задания на решения логических, ситуационных и профессиональных задач;
5) задания на комментирование высказываний с экологических позиций;
6) тестирование на бумажных носителях в компьютерном варианте;
7) разгадывание кроссворда;
8) объяснение пословиц, отражающих традиционную экологическую культуру, и сопоставление их с экологическими законами, правилами или понятиями; объяснения с позиций учителя (элементы деловой игры);
9) задание на составление рефератов, докладов и компьютерных презентаций;
10) проблемные вопросы;
11) задания на выполнение учебных проектов;
12) дискуссия по выбранным темам;
13) исследовательские небольшие работы, пpaктические опыты;
14) наблюдения за поведением животных, рассматривание растений, микропрепаратов, сухих и влажных препаратов, классификация и систематизация объектов и некоторые другие.
Анкетирование проводилось в начале первого курса, в конце учебного семестра на первом и в середине - на втором курсе. Результаты показали, что у первокурсников когнитивный компонент отношения представлен недостаточно. Студенты готовы пассивно принимать информацию, но желание активного поиска ее, по сути, у всех первокурсников не прослеживается. Исключение составляют вопросы, связанные с непосредственно утилитарной задачей: вырастить растение, узнать побольше о родном крае (96 % на первом курсе и 100 % на втором). Желание приобрести книгу на тему природы находится даже на более низком уровне, чем у первокурсников 15 лет назад.
У студентов второго курса отмечена тенденция к повышению уровня развитости перцептивно-аффективного компонента. Существенно уменьшилось число студентов, негативно относящихся к паукам (20 % против 56 %), крысам (45 % вместо 64 %), и повысилось количество тех, кто сознает экологическую роль и значимость отдельных видов, например, таpaканов, для целостности экосистем. В целом по данному показателю достоверность разницы составляет t = 0,056. Это свидетельствует о значительном повышении уровня перцептивно-аффективного компонента по сравнению с тем, который присутствовал у первокурсников в тех же группах. По одному из вопросов выявлена отрицательная динамика: теперь 13 % студентов уверены, что больное растение требуется уничтожить, а не лечить, поскольку не будет возможности заразить другие растения.
Приятно отметить положительную динамику в эрудиции студентов: на девять вопросов из десяти правильно ответили все опрошенные. Единственным вопросом, по-прежнему вызывающим затруднения, остается систематическая принадлежность пауков. Позитивные изменения отмечены и у первокурсников. Студенты точнее формулируют свои мысли, часть из них научились находить доказательные аргументы в дискуссии, а представляемые второкурсниками презентации показывают способность кратко и четко излагать свои мысли. Учитывая, что среди первокурсников в прошлом году в основном присутствовали подростки со средним уровнем естественнонаучных знаний, чей багаж оценивался в лучшем случае на «удовлетворительно», полученные результаты оказались обнадеживающими.
Положительная динамика обнаружена для нескольких показателей когнитивного компонента: предпочтение спецкурсов, просмотр соответствующей литературы и т.д. свидетельствуют о повышении интереса к природе большинства студентов II курса. Однако, телепередачи о природе теперь менее интересны 30 % студентов (вместо 12 %), что может быть проявлением возрастных особенностей развития отношения.
Показатели поступочной шкалы в целом проявили положительную динамику. Хотя разница между первым и вторым курсом по этим критериям статистически не достоверна (t = 0,16; Р = 0,4), но теперь больше студентов не пройдут равнодушно мимо мальков в пересыхающей луже или подростков, стреляющих по собакам. Данные пpaктической шкалы, по сути, не изменились по сравнению с первым курсом.
Такие результаты, с одной стороны, объясняются профессиональной направленностью и возрастными особенностями студентов [4, 15], с другой - особенностями организации учебного процесса в вузе, и свидетельствуют о необходимости дальнейшего развития экологических отношений личности.
Однако, необходимо усилить работу по формированию пpaктического и поступочных компонентов посредством экскурсионной и волонтерской деятельности, воспитательных внеаудиторных занятий, учебных или исследовательских экологических проектов и пpaктических работ.
Кроме того, полученные данные позволяют подтвердить заключение о том, что расширение и углубление знаний о единстве и взаимосвязи в природе могут повлиять на детерминацию отношения к ней. Однако, как справедливо отмечено, знание без действия мертво. Можно констатировать, что теоретическое изучение природы позволяет усилить когнитивный компонент отношения, увеличить и расширить запас знаний, научиться владеть ими. Перцептивно-аффективный, поступочный и пpaктический компоненты отношения требуют для своего развития непосредственного общения с природой. В вузе эту задачу выполняют экскурсии в музей, в природу, учебная пpaктика по естествознанию или экологическая.
Вместе с тем, когнитивный компонент может вступать в противоречие с эмоциональным, хотя они достоверно связаны между собой [2, 6]. Это может сделать педагогический процесс значительно менее психологически эффективным. Такое явление отмечалось, например, при изучении воздействия рекламы [13]. В результате, при изучении естествознания можно увидеть вскрытую лягушку или рыбу, рассмотреть засушенного паука. С точки зрения формирования когнитивного компонента эти действия оправданы и целесообразны. Однако, не мотивированные студенты, которых немало среди будущих учителей начальных классов, не испытывают приятных эмоций от таких действий, и это не способствует желанию добыть новые сведения об этих животных. Поэтому в ходе изучения дисциплины необходимо сочетать пpaктические задания, позволяющие выявить хаpaктерные черты той или иной таксономической группы, определить систематическое положение данного вида или изучить адаптивные черты в связи с местообитанием, с заданиями, способствующими повышению интереса к изучаемому предмету, усилению эмоциональной составляющей, а иногда - содержащими художественное представление образа. Вместе с тем, понимание профессиональной ориентированности изучаемых сведений, наряду с желанием учиться, в большей степени определяют положительную мотивацию и отношение к естественнонаучным дисциплинам.
Полученные данные свидетельствуют: необходимо так планировать учебный процесс, чтобы базис теоретической подготовки по естественнонаучным дисциплинам закладывался на первых курсах. Чем старше становятся студенты, тем менее заинтересованы они в теоретических знаниях, и более - в пpaктикоориентированных. Следовательно, целесообразность концентрации педагогических дисциплин на старших курсах университета несомненна. В естественнонаучных курсах наряду с разнообразными знаниями следует акцентироваться на формировании когнитивного, поступочного и пpaктического компонентов отношения, целесообразно применять активные, информационно-коммуникационные методы обучения, усиливая мотивацию студентов к усвоению теоретического материала как основы для формирования экологической и профессиональной компетенции в процессе всего срока обучения.
Список литературы
- Бабурова И.В. Ценностные отношения личности как объект воспитательной работы педагога // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта: Педагогические и психологические науки. - Калининград: РГУ им. И. Канта, 2007. - Вып. 4. - С. 34-40.
- Бочарова Е.Е. Соотношение эмоциональных и когнитивных компонентов субъективного благополучия в разных условиях социализации // Проблемы социальной психологии личности. - Саратов: СГУ, 2008. - UVR: http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30281.shtml.
- Википедия - http://ru.wikipedia.org/wiki.
- Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов/Д: Феникс, 1996. - С. 240-249.
- Линенко О.А. Формирование экологического сознания и субъективного отношения личности к природе // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Спецвыпуск. - Ростов н/Д, 2006. - С. 39-42.
- Мазирка Д.А. Когнитивная теория отношений личности // Прикладная психология и психоанализ. - 2006. - № 4. - С. 162-164.
- Максимова С.В. Творчество: созидание или деструкция? - М.: Академический Проект, 2006. - 224 с.
- Национальная психологическая энциклопедия: Словарь по книге «Психология человека от рождения до cмepти» / под общ. ред. А.А. Реана. - 2002. 2009-2010 - UVR: http://vocabulary.ru/dictionary/793.
- Отношения и поведение личности // Психологос - UVR: http://www.psychologos.ru/Психологос.
- Старовойтенко Е.Б. Отношения личности: философско-психологические и рефлексивные модели // Мир психологии. - 2006. - № 4. - С. 26-38.
- Шамионов Р.М. Психология субъективного благополучия // Вопросы социальной психологии личности. - Саратов, 2003. - Вып. 4. - С. 27-41.
- Экономический словарь - UVR: http://slovari.yandex.ru/книги/Экономический словарь/Компетенция.
- Эмоциональный аспект рекламного воздействия: Психология рекламы. - 26.03.2007. Serge Mikhailov. - UVR: http://www.advertology.ru/; http://sm100.ru/book/advertisement/05.html.
- Ясвин В.А. Исследование структурных хаpaктеристик личностного отношения к природе // Психологический журнал. - 1995. - Т. 16, № 3. - С. 70-73.
- Ясвин В.А. Особенности личностного отношения к природе в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы психологии. - 1995. - № 4. - С. 19-28.
- Ясвин В.А. Психология отношения к природе. - М.: Смысл, 2000. - 456 с.
Статья в формате PDF
113 KB...
07 02 2025 9:15:22
Статья в формате PDF
125 KB...
06 02 2025 6:23:50
Статья в формате PDF
140 KB...
05 02 2025 22:11:25
Статья в формате PDF
253 KB...
04 02 2025 16:15:34
03 02 2025 7:21:15
Статья в формате PDF
142 KB...
02 02 2025 0:30:18
Статья в формате PDF
136 KB...
01 02 2025 13:19:21
31 01 2025 9:42:29
Приводятся результаты исследования восстановления пашен, заброшенных при развитии негативных криогенных процессов и явлений и деформации поверхности. Этот опыт восстановления может использоваться и на долинных сельскохозяйственных угодьях, где распространены близкозалегающие подземные льды, вызывающие деформацию поверхности при мелиоративных воздействиях.
...
29 01 2025 21:35:11
Статья в формате PDF
133 KB...
28 01 2025 10:15:46
Статья в формате PDF
114 KB...
27 01 2025 7:14:45
Статья в формате PDF
122 KB...
26 01 2025 0:35:30
25 01 2025 19:46:30
Предпосылками для использования лигандов соматостатиновых рецепторов в гастроэнтерологии являются существующие представления о биологических и фармакологических эффектах соматостатина и его аналогов. Нейропептид и его аналоги индуцируют ряд физиологических реакций и в их числе эффект угнетения панкреатической секреции. Соматостатин и октреотид могут модулировать продукцию цитокинов, снижать влияние токсинов на клетки печени, желудка и панкреатические ациноциты, влиять на панкреатический кровоток. Неодинаковый хаpaктер лиганд-рецепторного взаимодействия соматостатина и октреотида с разными подтипами SST-рецепторов обуславливают различия их биологических эффектов.
...
23 01 2025 6:25:38
Статья в формате PDF
257 KB...
22 01 2025 20:47:51
Статья в формате PDF
249 KB...
21 01 2025 2:10:56
Статья в формате PDF
123 KB...
20 01 2025 17:43:16
Статья в формате PDF
123 KB...
19 01 2025 22:34:54
Статья в формате PDF
135 KB...
18 01 2025 14:18:30
Статья в формате PDF
111 KB...
17 01 2025 10:13:34
Представлен четырехмерный мир без фактора времени с предопределенностью событий и явлений в вечности.
...
15 01 2025 6:22:39
Статья в формате PDF
142 KB...
11 01 2025 19:20:12
Статья в формате PDF
152 KB...
10 01 2025 11:50:22
Статья в формате PDF
112 KB...
09 01 2025 22:30:58
Статья в формате PDF
102 KB...
08 01 2025 13:51:54
Статья в формате PDF
329 KB...
07 01 2025 19:40:33
Статья в формате PDF
104 KB...
06 01 2025 16:14:22
Статья в формате PDF
118 KB...
05 01 2025 22:34:22
Статья в формате PDF
240 KB...
04 01 2025 7:26:14
Статья в формате PDF
253 KB...
03 01 2025 10:48:27
Обсуждается проблема описания устойчивости почвенных экосистем в рамках принципа Ле Шателье-Брауна.
...
02 01 2025 1:10:34
01 01 2025 3:32:56
Статья в формате PDF
107 KB...
31 12 2024 13:29:52
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::