ПЕРВАЯ АВТОРСКАЯ НАУЧНАЯ ШКОЛА ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Быстро изменяющаяся социальная действительность вызвала к жизни новые цели, содержание, методики и технологии образования. Это повлекло за собой и иные требования к педагогу. Сегодня учитель должен выполнять функции не только преподавателя, наставника, воспитателя, но и исследователя, который открывает в своей деятельности новые принципы, способы обучения и воспитания, объединяет традиции с нововведениями, строгие алгоритмы и правила с творческим поиском, использует новые информационно-коммуника-ционные технологии.
Успешно выполнять эту работу и соответствовать современным требованиям сможет лишь тот, кто овладеет методологией научного познания, будет готовым к проведению научно-педагогического исследования и сумеет использовать полученный результат в своей пpaктической деятельности. В современном образовании возникла потребность в целенаправленной научно-исследовательской деятельности педагога.
Необходимость формирования исследовательской позиции педагога, способного реализовать в деятельности свою поисковую активность, ориентирует систему непрерывного профессионального образования на новые формы научно-методической работы с учителями.
В январе 2007 года под нашим научным руководством открыта авторская Научная школа педагогов «АКМЕ», целью которой является содействие профессионально-личностному развитию учителей и освоению ими методологии научного познания. Школа объединила педагогов, занимающихся инициативными научными исследованиями. Интеграция образовательных процессов с инновационной и исследовательской работой стала нормой деятельности педагогических работников, вошедших в состав Научной школы и осваивающих новые образовательные области, новые технологии.
Открытие авторской Научной школы педагогов в системе повышения квалификации обусловлено следующими целевыми установками:
- содействие развитию научно-педаго-гической и научно-исследователь-ской деятельности педагогов различных образовательных учреждений;
- выполнение научных исследований по актуальным проблемам профессиональной, педагогической и управленческой деятельности;
- внедрение в педагогическую пpaктику результатов научных исследований и разработок.
В данном случае нами используется подход к рассмотрению Научной школы как объективно обусловленной формы организации научной деятельности группы педагогов- исследователей. Научная школа педагогов «АКМЕ» - это исследовательский коллектив, в рамках которого происходит становление культуры научного общения, осваиваются нормы профессионального и социального поведения научного сообщества.
Основная функция школы в науке (как любой школы) - образовательная и ориентирована на воспроизводство научных кадров через обучение педагогов основам научной деятельности, расширение их научного кругозора. Вместе с тем, выполняя образовательную функцию, авторская Научная школа педагогов «АКМЕ», ориентирована на совместную исследовательскую деятельность по программе лидера и под его руководством.
В Научной школе педагогов «АКМЕ» деятельность осуществляется по единой научно-исследовательской программе. Тема - «Акмеология образования». Функцию управления исследованием осуществляет научный руководитель.
Почему Научная школа педагогов называется «АКМЕ», а программа исследований обозначена как «Акмеология образования»?
Нерешенность и сложность многих проблем теории и пpaктики образования на рубеже XXI века в новых условиях социально-экономического и информационно-культурологического развития общества стали, как известно, причиной появления целого ряда интегративных наук об образовании. Это естественно, так как образование, как социальную сферу жизнедеятельности человека, нельзя рассматривать только как педагогическую реальность и сводить проблемы образования лишь к педагогическим аспектам. Система образования имеет многообразные связи с наукой и с обществом, и само образование является сферой функционирования системы научного знания. Каждая проблема образования представляет собой комплексную междисциплинарную проблему, требующую интеграции знаний для ее анализа и решения. Проблемы образования становятся ядром новых научных дисциплин, основой конструирования научных областей «двойного подчинения» на стыке педагогического и другого знания.
Одной их таких научных областей стала акмеология образования. Это психолого-педагогическая наука, которая интегрирует знания о развитии человека в образовательной среде, о достижении вершин в жизнедеятельности и развитии человека в условиях образовательной деятельности в различных типах и видах образовательных систем. Именно акмеологический подход в качестве цели образования выдвигает целостное развитие человека и в качестве высшей ценности рассматривает индивидуальность.
В целях объективного и всестороннего исследования и развития образования необходимо использование интегрально-целостной методологии, в структуре которой занимает достойное место и акмеологический подход как новая методология образования. Акмеологический подход формирует высокую мотивацию достижения, стремление к успеху, к творчеству, к высоким результатам, к возрождению духовного мира человека, его духовному развитию и духовной зрелости. В связи с этим значительно возросла социальная роль системы последипломного образования педагога, ее стратегической идеологической функции. Перестройка самосознания учителя, раскрытие механизмов саморазвития и становления его индивидуальности на послевузовском этапе представляются особенно важными в аспекте решения новых задач образования.
В соответствие с этим участниками Научной школы педагогов «АКМЕ» разpaбатываются сегодня такие значимые для образования проблемы, как профессионально-личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения, создание условий для творческой активности учителей, обеспечение эффективного взаимодействия учителей и учащихся посредством реализации акмеологического подхода, формирование и развитие акмеологической позиции субъектов образовательного процесса, создание акмеологического прострaнcтва урока.
Назовем принципиальные положения, определяющие сущность и основные хаpaктеристики деятельности Научной школы педагогов «АКМЕ» (НШП):
- целью образовательной деятельности НШП является не передача знаний, умений, навыков как таковая, а обучение научному творчеству;
- систематичность и последовательность освоения содержания подготовки определяется логикой научно-исследовательской деятельности по приоритетной тематике;
- образовательный процесс в научной школе не ограничивается временными рамками, они индивидуальны для каждого участника НШП;
- образовательный процесс в НШП "погружен" в процесс самой научно-исследовательской деятельности по приоритетной тематике;
- участникам НШП предоставляется свобода в выборе темы исследования в рамках научно-исследовательской программы школы;
- индивидуализация обучения сочетается с коллективным хаpaктером научно-исследовательской деятельности;
- результатом образовательного взаимодействия является становление педагога как ученого и получение объективно нового научного знания.
Формирование профессионально-личностной готовности учителя к самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности осуществляется посредством реализации Научной школой следующих функций:
1. Информационно-обучающая: происходит постоянное расширение и углубление знаний в области теории и методологии познания; педагоги получают оперативную информацию на заседаниях, лекциях, семинарах.
2. Консультационная: в процессе осмысления профессионального опыта и самообразовательной деятельности учителя могут сразу при возникновении потребности получить консультацию научного руководителя.
3. Организационно-коммуникативная: создается постоянно действующий психолого-педагогический семинар, который удовлетворяет потребность учителей в профессиональном общении, обмене опытом научно-иссле-довательской деятельности, обеспечивает знакомство с последними достижениями в своей научной области и в смежных областях научного знания.
4. Мотивационно-стимулирующая: активизация самообразования, самосовершенстования, самореализации в профессиональной деятельности и в научно-педагогической деятельности, личностного роста, а также активизация стремления к освоению способов научно-исследовательской деятельности педагога.
5. Ценностно-организационная (концептуально-мировоззренческая): актуализация ценности профессионализма и творчества; осмысление концептуальных основ своей профессиональной (педагогической) и научно-исследо-вательской деятельности, перспектив своего профессионально-личностного развития.
6. Развивающая: разнообразные формы и методы научно-образо-вательного взаимодействия педагогов на послевузовском этапе, самообразовательная деятельность ориентированы на развитие всех сторон личности учителя - мотивационно-потребностной сферы, ценностных ориентаций, концептуального мышления, операционально-технологических компонентов педагогической деятельности, способности и готовности к научной деятельности и др.
7. Общекультурная: расширение общекультурного кругозора педагогов, содействие развитию их гуманитарной культуры, способности к творческой самореализации.
Результатом обучения в Научной школе педагогов должно стать формирование (становление) самостоятельного ученого, выявление собственной профессиональной и личностной позиции в научно-исследовательской деятельности, защита кандидатских диссертаций по педагогике и психологии.
Статья в формате PDF 130 KB...
06 10 2024 5:32:57
Статья в формате PDF 127 KB...
05 10 2024 0:21:44
Статья в формате PDF 102 KB...
04 10 2024 9:47:31
03 10 2024 20:39:34
Статья в формате PDF 163 KB...
02 10 2024 6:19:15
Статья в формате PDF 263 KB...
01 10 2024 16:55:43
Статья в формате PDF 100 KB...
30 09 2024 11:30:59
Статья в формате PDF 115 KB...
29 09 2024 8:42:30
Статья в формате PDF 109 KB...
28 09 2024 0:36:22
Статья в формате PDF 103 KB...
27 09 2024 4:53:31
Статья в формате PDF 114 KB...
26 09 2024 4:18:34
Статья в формате PDF 256 KB...
25 09 2024 23:54:24
Статья в формате PDF 141 KB...
24 09 2024 5:45:22
Статья посвящена современным проблемам гепатоэетерологии, в частности геморрагическому синдрому при заболеваниях печени. Основное место уделено алкогольным поражением печени. В статье присутствуют материалы посвященные изучению системы гемостаза, являющиеся сложной и актуальной проблемой в настоящее время. ...
23 09 2024 14:15:57
Статья в формате PDF 254 KB...
22 09 2024 14:24:17
Статья в формате PDF 358 KB...
20 09 2024 2:49:33
Статья в формате PDF 181 KB...
19 09 2024 6:42:30
Статья в формате PDF 120 KB...
18 09 2024 6:16:45
Статья в формате PDF 110 KB...
16 09 2024 18:20:14
Статья в формате PDF 220 KB...
15 09 2024 4:42:22
Статья в формате PDF 491 KB...
13 09 2024 20:44:32
При моделировании микроускорений возникает вопрос о функции распределения этой величины. В работе исследуется статистическая функция распределения микроускорений внутри космического аппарата, имеющего большие упругие элементы, после выключения управляющих paкетных двигателей. ...
12 09 2024 22:29:54
Статья в формате PDF 113 KB...
11 09 2024 23:36:16
Статья в формате PDF 107 KB...
10 09 2024 8:42:55
Статья в формате PDF 105 KB...
09 09 2024 5:50:50
Статья в формате PDF 164 KB...
08 09 2024 14:49:38
Статья в формате PDF 257 KB...
07 09 2024 4:27:38
Статья в формате PDF 261 KB...
06 09 2024 2:57:27
Статья в формате PDF 118 KB...
05 09 2024 11:16:19
Статья в формате PDF 109 KB...
03 09 2024 8:27:29
Статья в формате PDF 369 KB...
02 09 2024 15:16:59
Статья в формате PDF 263 KB...
01 09 2024 7:56:15
Статья в формате PDF 263 KB...
31 08 2024 4:49:37
Статья в формате PDF 124 KB...
30 08 2024 0:19:29
29 08 2024 21:49:36
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::