КАЧЕСТВО МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА: ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Высокий уровень математической подготовки является необходимым элементом в модели выпускника технического вуза. Недостатки математической подготовки студентов технического вуза и пути их устранения неоднократно становились предметом обсуждения руководителей и преподавателей технических вузов. Ещё в приказе Минвуза СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию преподавания физико-математических дисциплин» (1977год) был назван ряд недостатков фундаментальной подготовки и предложены меры, исправляющие положение, в том числе:
- повышение квалификации преподавателей;
- чтение дополнительных глав математики;
- взаимная увязка дисциплин;
- активизация научно-методической работы в направлении совершенствования математической подготовки;
- более эффективное использование современных разделов математики в общеинженерных дисциплинах;
В 1980 году анализ состояния математической подготовки инженеров Госинспекцией вузов СССР показал, что качество математических знаний недостаточное. Уровень математической образованности, являющейся одной из важных составляющих качества подготовки студентов технического вуза, в современных условиях продолжает снижаться. Обострению задачи повышения качества математической подготовки студентов технического вуза в современных условиях способствовали:
- увеличение объёмов информационных потоков, в том числе и в области инженерной деятельности;
- изменения социальных условий жизни общества, потребовавшие от будущего инженера профессиональной мобильности, способности адаптироваться в условиях быстрой смены технологий в производстве и даже смене специальности и переквалификации, умения принимать решения в условиях полной или избыточной информации;
- возрастание роли человеческого фактора как активного творческого начала любого производственного процесса;
- снижение качества школьной подготовки по математике: об этом свидетельствуют результаты международных исследований по оценке качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS), проведенных в 1995 и 1999 годах в 38 странах;
- снижение престижа высшего технического образования, что привело к уменьшению конкурса при поступлении в инженерные вузы и, как следствие, к снижению качества подготовки абитуриентов, поступающих в них. Анкетирование слушателей подготовительных курсов ЮТИ ТПУ показало, что на технические специальности планировали поступать в 2006 году из 80 опрошенных -12 человек, что составляет 15%; в 2007 году из 76 опрошенных - 8 человек, - 10 %;
- снижение качества общеучебных умений студентов-первокурсников: умений слушать и управлять своим вниманием, работать с учебной и справочной литературой (особенно анализировать информацию, представленную в форме таблиц, диаграмм, графиков), умений организовать свою самостоятельную познавательную деятельность;
С учётом вышесказанного задача повышения качества математической подготовки студентов в современных экономических условиях приводит к необходимости переосмысления психолого-педагогических основ обучения математике в техническом вузе. На наш взгляд, качество современного математического образования студентов технического вуза зависит не только от эффективного отбора содержания математического образования, но и от выбора адекватных инструментов его передачи студентам, значит, необходим комплексный подход в применении методов обучения, их гибкость и динамичность. Обучающихся с разным уровнем готовности к учебной деятельности нельзя учить одинаково. К каждому из них следует подбирать необходимую именно для него систему педагогических воздействий на основе личностно-ориентированного подхода с учётом адаптации к индивидуальным механизмам усвоения информации, личного опыта и склонностей к профессиональной деятельности. В настоящее время в среде научно-педагогической общественности термин «личностно - ориентированное обучение» получил широкое распространение. Исследованию проблем личностно ориентированного обучения посвящены работы Г.М. Анохиной, Е.В. Бондаревской, А.Ю.Белогурова, З.К. Каргиевой, Н.А. Морозова, А.А.Плигина, С.А. Рогачева, Н.Г.Свининой, В.В. Серикова, В.И. Слободчикова, Е.Г. Силяевой, И.С.Якиманской и др. Проведённый анализ различных подходов к пониманию сущности личностно-ориентированного обучения в школе убеждает, что повышение качества математической подготовки студентов технического вуза возможно при создании и реализации модели личностно-ориентированной системы обучения математике, основанной на деятельностном подходе. «Личностно-ориентированное образовательное взаимодействие, моделью которого является антропоцентрическая модель обучения, а парадигмой - деятельностно-ценностная» [1, с.3] :
- позволяет создать условия для личностной самоактуализации студента и его личностного роста;
- развивает самостоятельную познавательную активность, его готовность к решению проблемных задач;
- способствует формированию саморегуляции, развитию рефлексии;
- предполагает в ходе самостоятельной (но управляемой преподавателем) деятельности максимальное усвоение студентами не только учебного материала по математике, но и методов научного познания, необходимых в жизни современного человека для непрерывного самообразования и решения профессиональных проблем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Алексеев М. В. Ключевые компетенции в педагогической литературе // Педагогические технологии. 2006. №3. С.3-18.
- «Третье международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования».- Интернет-ресурс: Сайт Центра оценки качества образования, http://centeroko.fromru.com/timss/timss.htm.
- Музыченко Е. А. Проблемы совершенствования математической подготовки студентов технического вуза // Научная организация учебного процесса. - 1987. - №118. - С.3-10.
Статья в формате PDF
329 KB...
05 07 2022 10:59:16
Статья в формате PDF
113 KB...
04 07 2022 8:36:35
Статья в формате PDF
319 KB...
03 07 2022 10:50:28
Статья в формате PDF
120 KB...
02 07 2022 22:40:57
Статья в формате PDF
112 KB...
01 07 2022 9:26:41
Статья в формате PDF
133 KB...
30 06 2022 6:24:34
Статья в формате PDF
117 KB...
28 06 2022 17:18:17
Статья в формате PDF
264 KB...
27 06 2022 3:12:44
Статья в формате PDF
121 KB...
26 06 2022 12:54:20
В статье раскрываются внешние и внутренние условия психического развития обучаемых. Автором проанализирован механизм становления и развития перцептивных элементов в процессе обучения двуязычных учащихся на первом и втором языках. В работе приведены педагогические условия развития мыслительных способностей учащихся-монолингвов, а также выявлены условия эффективного развития мыслительных способностей двуязычных учащихся.
...
25 06 2022 20:34:35
24 06 2022 5:11:14
Статья в формате PDF
155 KB...
23 06 2022 5:39:52
22 06 2022 11:50:26
Статья в формате PDF
100 KB...
21 06 2022 23:56:38
Статья в формате PDF
115 KB...
19 06 2022 12:22:53
Статья в формате PDF
119 KB...
18 06 2022 22:36:49
Статья в формате PDF
304 KB...
17 06 2022 18:29:53
Статья в формате PDF
123 KB...
16 06 2022 17:54:33
Статья в формате PDF
120 KB...
15 06 2022 23:51:25
Статья в формате PDF
273 KB...
14 06 2022 22:27:13
Замачивание семян и опрыскивание вегетирующих растений томата растворами сочетаний витаминов: пантотеновая кислота–тиамин и фитогормонов: цитокинин–гибберелловая кислота, и совместным их сочетанием снижает токсическое действие хлоридного засоления, повышая всхожесть семян, рост проростков, стeбля, размеры листьев, интенсивность фотосинтеза и накопление общего белка. Наиболее эффективно во всех случаях комплексное сочетание витаминов с фитогормонами.
...
13 06 2022 5:32:12
Статья в формате PDF
116 KB...
12 06 2022 5:34:18
Статья в формате PDF
108 KB...
11 06 2022 0:44:22
Статья в формате PDF
274 KB...
10 06 2022 23:33:56
Статья в формате PDF
232 KB...
09 06 2022 23:20:38
Статья в формате PDF
109 KB...
07 06 2022 20:26:34
Статья в формате PDF
529 KB...
06 06 2022 17:55:37
В работе представлены результаты исследовании, в которых приняло участие около 186 учащихся, наблюдавшихся несколько раз в течение учебного года. В результате были установлены целый ряд динамических закономерностей в нейрогумopaльных регуляциях и возрастно-пoлoвых различий между детьми в процессах адаптационных перестроек организма в связи с учебными нагрузками в различных учебно-воспитательных учреждениях. Показано, что обучение в начальной школе, хотя и не оказывает существенного влияния на возрастную динамику антропометрических показателей, в то же время в значительной мере увеличивает напряженность регуляторных систем.
...
05 06 2022 17:20:27
Статья в формате PDF
106 KB...
04 06 2022 16:18:55
Статья в формате PDF
103 KB...
03 06 2022 7:38:10
Статья в формате PDF
361 KB...
02 06 2022 20:43:59
Статья в формате PDF
120 KB...
01 06 2022 8:32:24
Статья в формате PDF
106 KB...
31 05 2022 3:59:41
Статья в формате PDF
241 KB...
30 05 2022 22:25:51
Статья в формате PDF
113 KB...
29 05 2022 1:28:14
Статья в формате PDF
287 KB...
28 05 2022 9:21:39
Статья в формате PDF
119 KB...
27 05 2022 8:31:56
Статья в формате PDF 112 KB...
25 05 2022 12:54:41
Статья в формате PDF
120 KB...
24 05 2022 9:25:59
Статья в формате PDF
125 KB...
23 05 2022 4:35:11
В статье представлен анализ современных данных о морфологических особенностях слизистой оболочки и магистральных сосудов полости носа, отражена их специфика и значение в аспектах кранио-фациальных травм и обусловленных ими носовых кровотечений. Приводятся последние научные данные о значении нарушений в системе гемостаза и регуляторных механизмов гемомикроциркуляции в патогенезе рецидивов травматических носовых кровотечений.
...
22 05 2022 8:16:26
Статья в формате PDF
106 KB...
21 05 2022 15:43:30
Статья в формате PDF
367 KB...
20 05 2022 5:29:47
Статья в формате PDF
116 KB...
19 05 2022 3:59:25
На основе построения тренд-сезонных моделей исследуется динамика цен на первичном и вторичном рынках жилья Ивановской области в период 2000-2007 гг. В статье освещаются основные этапы построения моделей, приводятся количественные оценки их параметров. Особое внимание уделяется присутствию S – образной кривой роста в динамике цен на жилье. В результате использования методики с учетом индексов сезонности получены средние прогнозные значения цен на жилье Ивановской области.
...
18 05 2022 7:50:29
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::