КАЧЕСТВО МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА: ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Высокий уровень математической подготовки является необходимым элементом в модели выпускника технического вуза. Недостатки математической подготовки студентов технического вуза и пути их устранения неоднократно становились предметом обсуждения руководителей и преподавателей технических вузов. Ещё в приказе Минвуза СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию преподавания физико-математических дисциплин» (1977год) был назван ряд недостатков фундаментальной подготовки и предложены меры, исправляющие положение, в том числе:
- повышение квалификации преподавателей;
- чтение дополнительных глав математики;
- взаимная увязка дисциплин;
- активизация научно-методической работы в направлении совершенствования математической подготовки;
- более эффективное использование современных разделов математики в общеинженерных дисциплинах;
В 1980 году анализ состояния математической подготовки инженеров Госинспекцией вузов СССР показал, что качество математических знаний недостаточное. Уровень математической образованности, являющейся одной из важных составляющих качества подготовки студентов технического вуза, в современных условиях продолжает снижаться. Обострению задачи повышения качества математической подготовки студентов технического вуза в современных условиях способствовали:
- увеличение объёмов информационных потоков, в том числе и в области инженерной деятельности;
- изменения социальных условий жизни общества, потребовавшие от будущего инженера профессиональной мобильности, способности адаптироваться в условиях быстрой смены технологий в производстве и даже смене специальности и переквалификации, умения принимать решения в условиях полной или избыточной информации;
- возрастание роли человеческого фактора как активного творческого начала любого производственного процесса;
- снижение качества школьной подготовки по математике: об этом свидетельствуют результаты международных исследований по оценке качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS), проведенных в 1995 и 1999 годах в 38 странах;
- снижение престижа высшего технического образования, что привело к уменьшению конкурса при поступлении в инженерные вузы и, как следствие, к снижению качества подготовки абитуриентов, поступающих в них. Анкетирование слушателей подготовительных курсов ЮТИ ТПУ показало, что на технические специальности планировали поступать в 2006 году из 80 опрошенных -12 человек, что составляет 15%; в 2007 году из 76 опрошенных - 8 человек, - 10 %;
- снижение качества общеучебных умений студентов-первокурсников: умений слушать и управлять своим вниманием, работать с учебной и справочной литературой (особенно анализировать информацию, представленную в форме таблиц, диаграмм, графиков), умений организовать свою самостоятельную познавательную деятельность;
С учётом вышесказанного задача повышения качества математической подготовки студентов в современных экономических условиях приводит к необходимости переосмысления психолого-педагогических основ обучения математике в техническом вузе. На наш взгляд, качество современного математического образования студентов технического вуза зависит не только от эффективного отбора содержания математического образования, но и от выбора адекватных инструментов его передачи студентам, значит, необходим комплексный подход в применении методов обучения, их гибкость и динамичность. Обучающихся с разным уровнем готовности к учебной деятельности нельзя учить одинаково. К каждому из них следует подбирать необходимую именно для него систему педагогических воздействий на основе личностно-ориентированного подхода с учётом адаптации к индивидуальным механизмам усвоения информации, личного опыта и склонностей к профессиональной деятельности. В настоящее время в среде научно-педагогической общественности термин «личностно - ориентированное обучение» получил широкое распространение. Исследованию проблем личностно ориентированного обучения посвящены работы Г.М. Анохиной, Е.В. Бондаревской, А.Ю.Белогурова, З.К. Каргиевой, Н.А. Морозова, А.А.Плигина, С.А. Рогачева, Н.Г.Свининой, В.В. Серикова, В.И. Слободчикова, Е.Г. Силяевой, И.С.Якиманской и др. Проведённый анализ различных подходов к пониманию сущности личностно-ориентированного обучения в школе убеждает, что повышение качества математической подготовки студентов технического вуза возможно при создании и реализации модели личностно-ориентированной системы обучения математике, основанной на деятельностном подходе. «Личностно-ориентированное образовательное взаимодействие, моделью которого является антропоцентрическая модель обучения, а парадигмой - деятельностно-ценностная» [1, с.3] :
- позволяет создать условия для личностной самоактуализации студента и его личностного роста;
- развивает самостоятельную познавательную активность, его готовность к решению проблемных задач;
- способствует формированию саморегуляции, развитию рефлексии;
- предполагает в ходе самостоятельной (но управляемой преподавателем) деятельности максимальное усвоение студентами не только учебного материала по математике, но и методов научного познания, необходимых в жизни современного человека для непрерывного самообразования и решения профессиональных проблем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Алексеев М. В. Ключевые компетенции в педагогической литературе // Педагогические технологии. 2006. №3. С.3-18.
- «Третье международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования».- Интернет-ресурс: Сайт Центра оценки качества образования, http://centeroko.fromru.com/timss/timss.htm.
- Музыченко Е. А. Проблемы совершенствования математической подготовки студентов технического вуза // Научная организация учебного процесса. - 1987. - №118. - С.3-10.
Статья в формате PDF
204 KB...
27 09 2023 4:45:56
Статья в формате PDF
308 KB...
26 09 2023 22:30:34
Статья в формате PDF
125 KB...
25 09 2023 21:27:24
Статья в формате PDF
323 KB...
24 09 2023 23:19:54
Статья в формате PDF
117 KB...
23 09 2023 22:44:28
Статья в формате PDF
330 KB...
21 09 2023 7:19:31
Включение имунофана и полиоксидония в комплексное лечение детей с язвенной болезнью двенадцатипёрстной кишки обеспечивало более быструю положительную динамику клинико-лабораторных показателей и более быстрое наступление клинической ремиссии, нормализацию большинства параметров иммунологической реактивности.
...
19 09 2023 5:14:23
Статья в формате PDF
112 KB...
18 09 2023 18:56:58
Статья в формате PDF
103 KB...
17 09 2023 7:43:38
Статья в формате PDF 101 KB...
16 09 2023 10:27:19
Статья в формате PDF
113 KB...
14 09 2023 3:49:52
Статья в формате PDF 249 KB...
12 09 2023 17:39:10
Статья в формате PDF
132 KB...
11 09 2023 19:28:31
Статья в формате PDF
135 KB...
10 09 2023 8:44:46
Рассматривается проблема организации продуктивной умственной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений в системе дидактических принципов современной педагогики. Анализ принципов показывает, что отечественная дидактика в большой мере сохраняет черты традиционной модели обучения и недостаточно учитывает психологическую природу мышления и закономерности продуктивной умственной деятельности при разработке принципов обучения. Выделены основополагающие принципы организации продуктивной умственной деятельности на основе закономерностей развития знания и процесса познания, психологических закономерностей мышления.
...
09 09 2023 12:23:24
Статья в формате PDF
106 KB...
08 09 2023 9:21:12
Статья в формате PDF
113 KB...
07 09 2023 23:38:54
Статья в формате PDF
114 KB...
06 09 2023 17:24:40
Статья в формате PDF
133 KB...
05 09 2023 3:12:27
Статья в формате PDF
118 KB...
04 09 2023 12:16:20
Статья в формате PDF
152 KB...
03 09 2023 10:55:43
02 09 2023 22:12:52
Статья в формате PDF
138 KB...
01 09 2023 5:26:17
31 08 2023 11:58:13
Статья в формате PDF
297 KB...
30 08 2023 0:26:25
Статья в формате PDF
120 KB...
28 08 2023 6:25:36
27 08 2023 14:53:42
Статья в формате PDF
134 KB...
26 08 2023 17:58:15
Статья в формате PDF
138 KB...
25 08 2023 20:58:55
Статья в формате PDF
121 KB...
24 08 2023 2:44:59
Статья в формате PDF
730 KB...
23 08 2023 13:36:16
Статья в формате PDF
138 KB...
22 08 2023 11:30:29
Статья в формате PDF
121 KB...
21 08 2023 19:27:59
В статье приведены спopные данные предшественников по составу и особенностям становления гранитоидов Абайского массива среднего девона. Новые данные, полученные авторами по петрологии и геохимии, позволяют отнести гранитоиды массива к анорогенному типу (А-тип) с щелочными минералами (рибекитом, астрофиллитом). Формирование массива протекало в три фазы: 1 – гранодиориты; 2 – граниты, умеренно-щелочные рибекитовые граниты; 3 – лейкограниты и лейкогранит-порфиры. Генерация их происходила в постколлизионной обстановке, инициированной плюмтектоникой. В северо-западной части массива в районе пологого погружения кровли, осложнённой куполовидным поднятием, зафиксировано аномальное обогащение флюидной магматогенной фазы летучими компонентами, и особенно фтором, что указывает на возможность обнаружения здесь редкометалльно-редкоземельного оруденения.
...
20 08 2023 11:20:54
Статья в формате PDF
161 KB...
19 08 2023 20:21:20
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::