ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ВИТАМИНАМИ И МИКРОЭЛЕМЕНТАМИ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ ХАНТЫ, ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕВЕРНОМ РЕГИОНЕ
Целью работы явилось изучение витаминного и микроэлементного статуса у учащихся коренной национальности, проживающих в нeблагоприятных климатических и экологических условиях Среднего Приобья, обоснование профилактики и лечения заболеваний, связанных с неправильным питанием детей школьного возраста.
Под наблюдением находилось 50 детей-ханты, проживающих в школе-интернате п.Лямино Сургутского района ХМАО. Из 50 обследованных лиц - 30 девочек (60%) и 20 мальчиков (40%). Средний возраст девочек составил 10,6±4,2 лет, а мальчиков11,8±4,5 лет. Для определения витаминной обеспеченности организма детей осуществляли забор крови из локтевой вены в специализированном медицинском помещении. Аскорбиновую кислоту (витамин С) и жирорастворимые витамины А и Е определяли соответственно по окраске титруемого раствора (C.V. Farmer, A. F. Abt) и с помощью коммерческих наборов фирмы «Люмэкс» (г.Санкт-Петербург) на анализаторе «Флюорат-02-АБЛФ». Для диагностики макро и микроэлементов производили отбор волос с 3-5 участков затылочной части головы, ближе к шее. Пробоподготовку и анализ образцов волос осуществляли в лаборатории АНО Центра биотической медицины (г. Москва). В волосах всех обследованных проводили определение 25 химических элементов (Al, As, Be, Ca, Cd, Co, Sr, Cu, Fe, Hg, J, K, Li, Mg, Mn, Na, Ni, P, Pb, Se, Si, Ti, V, Zn) методами атомно-эмиссионной спектрометрии с индуктивно связанной плазмой. Полученные результаты сопоставлялись с референтными величинами для детей данного возраста. Статистическую обработку данных, полученных в ходе комплексного обследования, проводили с помощью пакета программ Microsoft Excel 2003 и Statistica 6,0 на персональном компьютере Pentium-IV.
Установлено, что содержание витамина С у большей части учащихся находилось в пределах допустимых физиологических границ. Однако адекватно обеспеченными аскорбиновой кислотой было только 11 детей (22%), в то время как у остальных 39 школьников (78%), концентрация этого витамина находилась ближе к максимально допустимому уровню. Дефицит витамина А был выявлен у 35 учащихся (70%), причем у 18 из них (36%) он был достаточно глубоким. В то же время уровень витамина Е в крови у 34 детей (68%) оказался в диапазоне оптимального и даже несколько выше его. Однако, у 16 детей коренной национальности (32%) был обнаружен относительный недостаток этого жирорастворимого витамина, а у 9 обследуемых (18%) - выраженный его дефицит.
Проведенный анализ на микроэлементный статус позволил выявить в организме учащихся школыинтерната низкую концентрацию ряда химических элементов. Так, дефицит йода был зарегистрирован почти у половины обследованных лиц, среди которых наиболее выраженный (III-IV степени) был у 17 школьников, что составило 34%. Неадекватная обеспеченность кобальтом и медью была обнаружена у 78% детей, причем у 37 учащихся (74%) из них дефицит был относительно неглубоким, а у 2 (4%) повышенное содержание меди в волосах свидетельствовало о стадии преддефицита. Недостаток кальция был выявлен у 30 детей (60%), среди которых у половины он был более значительным и соответствовал III-IV степени. Содержание железа у 35 обследованных лиц (70%) превышало в 5,3 раза таковой показатель, свойственный здоровым детям аналогичного возраста. Наряду с этим обнаружили и изменения концентрации марганца у 30 школьников (60%), которая превосходила соответствующий параметр у пpaктически здоровых детей более чем в 3,8 раза. Нарушение обмена цинка было выявлено у 70% обследуемых лиц. Особо следует отметить, что нам удалось также обнаружить в ходе исследования избыточное поступление в организм детей - ханты токсических элементов из антропогенных источников, а именно: содержание ртути у большей половины всех школьников (60%) превышало предельно допустимые величины в 1,7-3,5 раза. Не исключено, что причиной повышенной концентрации ртути, железа и марганца в организме детей - ханты является, по-видимому, нeблагоприятный состав питьевой воды и некоторых продуктов питания (рыба, мясо).
Таким образом, выявленный нами полигиповитаминоз и дефицит микроэлементов у детей-ханты различных возрастных групп требует разработки комплекса мероприятий по их устранению и своевременной коррекции. Реализация этих мероприятий позволит обеспечить нормализацию микронутриентного статуса, повысить устойчивость организма детей к действию различных нeблагоприятных факторов окружающей среды и снизить общую заболеваемость.
Статья в формате PDF 104 KB...
26 04 2024 22:24:46
Статья в формате PDF 130 KB...
24 04 2024 23:41:38
Статья в формате PDF 344 KB...
23 04 2024 22:29:54
Статья в формате PDF 261 KB...
22 04 2024 10:13:22
Статья в формате PDF 115 KB...
21 04 2024 10:14:44
Статья в формате PDF 284 KB...
20 04 2024 9:21:34
Статья в формате PDF 313 KB...
19 04 2024 15:22:32
Статья в формате PDF 254 KB...
18 04 2024 2:55:11
Статья в формате PDF 107 KB...
17 04 2024 0:55:58
Статья в формате PDF 111 KB...
15 04 2024 12:42:49
Статья в формате PDF 110 KB...
14 04 2024 8:26:49
Статья в формате PDF 280 KB...
13 04 2024 21:57:35
Статья в формате PDF 251 KB...
11 04 2024 0:59:45
Статья в формате PDF 256 KB...
10 04 2024 22:43:37
Статья в формате PDF 129 KB...
09 04 2024 21:32:16
Статья в формате PDF 101 KB...
07 04 2024 13:19:56
Статья в формате PDF 102 KB...
05 04 2024 13:18:21
Статья в формате PDF 116 KB...
04 04 2024 0:55:31
Стратегия социально-экономического развития РФ поставило на государственном уровне вопрос о достижении нового качества общего образования – готовности и способности учащихся к непрерывному образованию. В настоящее время в соответствии с основными тенденциями развития современного образования меняются целевые, процессуальные и результативные компоненты учебно-воспитательного процесса и прежде всего в начальной школе. ...
03 04 2024 14:30:39
Статья в формате PDF 191 KB...
02 04 2024 17:17:55
01 04 2024 8:17:58
Статья в формате PDF 271 KB...
31 03 2024 21:24:31
Статья в формате PDF 118 KB...
30 03 2024 15:49:53
Статья в формате PDF 121 KB...
29 03 2024 20:53:10
Статья в формате PDF 124 KB...
28 03 2024 2:49:24
Статья в формате PDF 270 KB...
26 03 2024 4:18:46
Статья в формате PDF 125 KB...
25 03 2024 9:55:10
Статья в формате PDF 135 KB...
24 03 2024 12:51:58
Статья в формате PDF 113 KB...
23 03 2024 2:50:53
Статья в формате PDF 111 KB...
22 03 2024 0:35:21
Статья в формате PDF 181 KB...
21 03 2024 23:55:12
Статья в формате PDF 260 KB...
20 03 2024 11:20:25
Статья в формате PDF 109 KB...
19 03 2024 9:26:17
Статья в формате PDF 124 KB...
18 03 2024 3:23:16
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::