«РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ – МЕНЯ ГРАМОТЕ УЧИЛИ…», ИЛИ ТРАДИЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ
Некоторые проблемы в современном образовании детей дошкольного возраста зачастую обусловлены общим снижением нравственных позиций, потерей национальной идентичности, а иногда и наоборот - формированием ксенофобии и ограничивающих стереотипов общения детей на этапах начального воспитания в семьях замкнутых национальных общин.
В народной традиционной культуре заложены обучающие принципы: проживание традиции - наложение собственного эмоционального опыта на уже сформированные предлагаемые в образцах традиционной культуры знания и переживания; освоение пpaктического фольклорного материала «по вертикали» - передача знания от старшего младшему свойственная постфигуративной культуре, где дети учатся у своих предшественников; обучающая структура элементов устного фольклора - повторы и логические цепочки в сказках, песнях, играх. Это позволяет использовать потенциал традиционной культуры в педагогической деятельности.
Придание образцам устной традиции утилитарного хаpaктера помогает не только некоторым образом «оживить» ее, но и возвращает традицию в естественную среду бытования. Детский фольклор легко находит себе применение в системе современного образования. Его содержание и яркие художественные образы не только привлекают внимание ребенка, но и оказывают на него воспитательное воздействие, обучают навыкам правильного поведения в обществе. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки и т.п. любовно и мудро поучали ребенка, приобщали его к высокой мopaльной культуре своего народа.
Игра - уникальная форма познания мира, моделирующая для ребенка вполне серьезные жизненные ситуации. В игре складывается умение ориентироваться в сложных ситуациях и делать единственно правильный выбор из множества открывающихся возможностей в напряженном темпе игры. Эта способность находится в непосредственной связи с развитием речи, с умением манипулировать словами и понятиями. Игра воспитывает умение сосредоточиться и мгновенно реагировать, комaндовать и подчиняться, стоять за себя и разделять чужое настроение. В коллективной игре выpaбатываются навыки самоконтроля и самодисциплины, умение взаимодействовать со своими игровыми партнерами, соотносить свои желания с чужими. Это особенно важно ввиду многонационального состава групп детских садов и дошкольных образовательных центров и необходимости формирования толерантных отношений.
Использование детского фольклора позволяет учитывать психолого-возрастные особенности восприятия ребенка сенситивного возраста: ограниченность объема воспринимаемой информации, рассеянность внимания, ведущая роль зрительной памяти, подключение образного и моторного восприятия. Привлечение фольклорного материала предполагает не предоставление большого количества информации, а формирование архетипичных представлений о строении мира, не рассказ преподавателя «о том, что было давным-давно», а непосредственное прикосновение малышей к обычаям и предметам быта «старины глубокой».
В последние годы в нашей стране, и в частности в Саратове, активно развивается институт дополнительного дошкольного образования. В образовательные программы детских центров все чаще входят дисциплины, опирающиеся на использование фольклора. Опыт работы одного из подобных центров, выпускающий около 200 детей в год, показывает, что привитие детям интереса и уважение к своим национальным истокам посредством знакомства с традиционной культурой позволяет в дальнейшем решать многие идейно - нравственные задачи современного образования и культуры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. М.: Наука, 1988. С. 324.
- Детские частушки, шутки, прибаутки. Пособие для родителей и педагогов / Сост. Бахметьева Т.И. - Ярославль: «Академия развития», 1997.
- Слепцова И.С., Морозов И.А. Не робей, воробей! Детские игры, потешки, забавушки Вологодского края. - М.: Вологодский научно - методический центр народного творчества. РФС, 1995.
Статья в формате PDF 112 KB...
24 04 2024 6:10:30
Статья в формате PDF 124 KB...
23 04 2024 7:21:58
Статья в формате PDF 118 KB...
22 04 2024 18:30:12
Статья в формате PDF 103 KB...
21 04 2024 13:13:45
Статья в формате PDF 321 KB...
19 04 2024 1:21:30
18 04 2024 21:41:22
Статья в формате PDF 132 KB...
17 04 2024 20:47:29
Статья в формате PDF 295 KB...
16 04 2024 6:57:45
Статья в формате PDF 119 KB...
15 04 2024 5:27:15
Статья в формате PDF 125 KB...
14 04 2024 19:52:28
Статья в формате PDF 126 KB...
13 04 2024 19:34:13
Статья в формате PDF 122 KB...
10 04 2024 20:34:37
Статья в формате PDF 110 KB...
08 04 2024 13:48:10
В статье освящаются проблемы влияния наследственности, общего анатомо - физиологического, психологического и социально-духовного состояния организма на здоровье детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи. ...
07 04 2024 2:10:20
Статья в формате PDF 379 KB...
06 04 2024 3:21:38
Статья в формате PDF 143 KB...
05 04 2024 0:21:30
Статья в формате PDF 123 KB...
04 04 2024 2:51:13
Статья в формате PDF 264 KB...
03 04 2024 17:22:53
Статья в формате PDF 307 KB...
02 04 2024 18:22:15
Статья в формате PDF 131 KB...
01 04 2024 17:43:24
Статья в формате PDF 158 KB...
31 03 2024 8:33:20
Статья в формате PDF 135 KB...
30 03 2024 0:17:47
Статья в формате PDF 242 KB...
29 03 2024 0:19:45
Статья в формате PDF 109 KB...
28 03 2024 17:35:21
В статье показано увеличение интереса граждан России к истории и культуре стран ислама. Это связано с повышением политической активности этих стран и расширением их туристического сервиза. ...
26 03 2024 2:43:34
Статья в формате PDF 100 KB...
25 03 2024 19:40:41
Статья в формате PDF 112 KB...
24 03 2024 17:34:36
Статья в формате PDF 130 KB...
23 03 2024 6:15:13
Статья в формате PDF 573 KB...
22 03 2024 11:59:30
21 03 2024 11:16:35
Статья в формате PDF 110 KB...
20 03 2024 15:42:10
Статья в формате PDF 369 KB...
19 03 2024 10:55:57
Статья в формате PDF 112 KB...
17 03 2024 18:59:18
Статья в формате PDF 100 KB...
16 03 2024 15:36:12
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::