«РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ – МЕНЯ ГРАМОТЕ УЧИЛИ…», ИЛИ ТРАДИЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ
Некоторые проблемы в современном образовании детей дошкольного возраста зачастую обусловлены общим снижением нравственных позиций, потерей национальной идентичности, а иногда и наоборот - формированием ксенофобии и ограничивающих стереотипов общения детей на этапах начального воспитания в семьях замкнутых национальных общин.
В народной традиционной культуре заложены обучающие принципы: проживание традиции - наложение собственного эмоционального опыта на уже сформированные предлагаемые в образцах традиционной культуры знания и переживания; освоение пpaктического фольклорного материала «по вертикали» - передача знания от старшего младшему свойственная постфигуративной культуре, где дети учатся у своих предшественников; обучающая структура элементов устного фольклора - повторы и логические цепочки в сказках, песнях, играх. Это позволяет использовать потенциал традиционной культуры в педагогической деятельности.
Придание образцам устной традиции утилитарного хаpaктера помогает не только некоторым образом «оживить» ее, но и возвращает традицию в естественную среду бытования. Детский фольклор легко находит себе применение в системе современного образования. Его содержание и яркие художественные образы не только привлекают внимание ребенка, но и оказывают на него воспитательное воздействие, обучают навыкам правильного поведения в обществе. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки и т.п. любовно и мудро поучали ребенка, приобщали его к высокой мopaльной культуре своего народа.
Игра - уникальная форма познания мира, моделирующая для ребенка вполне серьезные жизненные ситуации. В игре складывается умение ориентироваться в сложных ситуациях и делать единственно правильный выбор из множества открывающихся возможностей в напряженном темпе игры. Эта способность находится в непосредственной связи с развитием речи, с умением манипулировать словами и понятиями. Игра воспитывает умение сосредоточиться и мгновенно реагировать, комaндовать и подчиняться, стоять за себя и разделять чужое настроение. В коллективной игре выpaбатываются навыки самоконтроля и самодисциплины, умение взаимодействовать со своими игровыми партнерами, соотносить свои желания с чужими. Это особенно важно ввиду многонационального состава групп детских садов и дошкольных образовательных центров и необходимости формирования толерантных отношений.
Использование детского фольклора позволяет учитывать психолого-возрастные особенности восприятия ребенка сенситивного возраста: ограниченность объема воспринимаемой информации, рассеянность внимания, ведущая роль зрительной памяти, подключение образного и моторного восприятия. Привлечение фольклорного материала предполагает не предоставление большого количества информации, а формирование архетипичных представлений о строении мира, не рассказ преподавателя «о том, что было давным-давно», а непосредственное прикосновение малышей к обычаям и предметам быта «старины глубокой».
В последние годы в нашей стране, и в частности в Саратове, активно развивается институт дополнительного дошкольного образования. В образовательные программы детских центров все чаще входят дисциплины, опирающиеся на использование фольклора. Опыт работы одного из подобных центров, выпускающий около 200 детей в год, показывает, что привитие детям интереса и уважение к своим национальным истокам посредством знакомства с традиционной культурой позволяет в дальнейшем решать многие идейно - нравственные задачи современного образования и культуры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. М.: Наука, 1988. С. 324.
- Детские частушки, шутки, прибаутки. Пособие для родителей и педагогов / Сост. Бахметьева Т.И. - Ярославль: «Академия развития», 1997.
- Слепцова И.С., Морозов И.А. Не робей, воробей! Детские игры, потешки, забавушки Вологодского края. - М.: Вологодский научно - методический центр народного творчества. РФС, 1995.
Статья в формате PDF
100 KB...
06 07 2022 5:20:15
Статья в формате PDF
257 KB...
05 07 2022 18:38:31
Статья в формате PDF
123 KB...
04 07 2022 11:24:39
Статья в формате PDF
125 KB...
03 07 2022 1:58:57
Статья в формате PDF
114 KB...
02 07 2022 1:27:55
Статья в формате PDF
122 KB...
30 06 2022 3:52:58
Статья в формате PDF
103 KB...
29 06 2022 6:49:11
Статья в формате PDF
100 KB...
28 06 2022 1:17:27
Статья в формате PDF
141 KB...
27 06 2022 10:39:55
Статья в формате PDF
123 KB...
26 06 2022 14:38:50
Статья в формате PDF 205 KB...
25 06 2022 20:36:41
Статья в формате PDF
134 KB...
24 06 2022 3:19:17
Статья в формате PDF
322 KB...
23 06 2022 5:53:43
Статья в формате PDF
262 KB...
22 06 2022 21:47:57
Статья в формате PDF
121 KB...
20 06 2022 7:37:38
Статья в формате PDF
262 KB...
19 06 2022 3:16:30
В статье рассмотрено техническое решение инженерной экологии, которое может быть использовано при мониторинге качества проб речной воды тестированием роста корней определенных видов тестовых растений.
...
17 06 2022 16:51:37
Статья в формате PDF
276 KB...
16 06 2022 12:57:56
Статья в формате PDF
128 KB...
15 06 2022 0:16:23
Статья в формате PDF
244 KB...
14 06 2022 10:44:30
Статья в формате PDF
104 KB...
12 06 2022 13:55:48
11 06 2022 16:22:34
09 06 2022 23:48:16
Статья в формате PDF
215 KB...
08 06 2022 11:36:41
Статья в формате PDF
103 KB...
07 06 2022 17:50:10
В Арктике масштабы деградации окружающей среды приобретают опасные тенденции, нарушение хрупкой арктической природы может иметь необратимый хаpaктер. Анализ данных официальных источников показал, что к территориям «риска» по загрязнению питьевой воды относятся Ямало-Ненецкий автономный округ и Республика Саха. Высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха зарегистрирован в Красноярском крае, а самые высокие показатели загрязнения почвы показаны в Мурманской области.
...
06 06 2022 10:42:33
Статья в формате PDF
124 KB...
05 06 2022 0:18:58
Статья в формате PDF
120 KB...
02 06 2022 2:57:31
Статья в формате PDF
114 KB...
01 06 2022 16:47:22
Статья в формате PDF
112 KB...
30 05 2022 13:54:16
Статья в формате PDF
286 KB...
29 05 2022 15:22:50
Статья в формате PDF
308 KB...
28 05 2022 19:17:41
Статья в формате PDF
110 KB...
27 05 2022 11:52:18
Статья в формате PDF
142 KB...
26 05 2022 8:47:44
Статья в формате PDF
111 KB...
25 05 2022 5:59:12
Статья в формате PDF
316 KB...
24 05 2022 12:51:44
Статья в формате PDF
129 KB...
22 05 2022 4:43:16
Статья в формате PDF
324 KB...
21 05 2022 5:39:24
Статья в формате PDF
142 KB...
20 05 2022 18:43:48
Статья в формате PDF
251 KB...
19 05 2022 23:20:46
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::