ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с планом модернизации российского образования, связанного с его интеграцией в мировое образовательное прострaнcтво, высшие профессиональные учебные заведения, в том числе технические, стоят на пороге внедрения новых образовательных стандартов двухуровневой подготовки, предусматривающих значительные изменения образовательного процесса в высшей профессиональной школе. Новая экономика и новый подход к человеческим ресурсам диктуют переход к компетентностно-ориентированному (инновационному) образованию, удовлетворяющему востребованность таких компетенций специалиста, как умения работать в коллективе, умения ориентироваться на рынке труда, готовности связывать свою карьеру с продолжением образования, способности принимать решения, менять профиль деятельности в зависимости от изменения стратегии предприятия, технологий и т.п. Новый подход, основанный на превращении высшего профессионального образования в образование, соотнесенное с общечеловеческими ценностями, требует пересмотра привычной стратегии преподавания и воспитания в высшей школе.
Уже первое знакомство с проектами новых образовательных стандартов показывает, сколь велики, порой революционны, вносимые изменения, особенно касающиеся таких хаpaктеристик и элементов образовательного процесса, как его структура, цели, содержание. При этом остается огромным поле выбора форм организации учебной деятельности, методов и средств обучения, критериев оценки его результатов и для самих высших учебных заведений, которые в более сжатый временной интервал обязаны обеспечить развитие личности и высококачественную подготовку квалифицированных специалистов (бакалавров и магистров), способных конкурировать на мировом рынке труда.
В условиях инновационного образования чрезвычайно важным оказывается способность преподавательского состава высшего профессионального учебного заведения обеспечить такую подготовку специалистов. Для этого потребуется широкое использование преподавателями новых образовательных технологий, в том числе технологий «открытого образования», «смешанного обучения», интеpaктивных форм обучения, проектных и других методов, стимулирующих активность обучающихся, формирующих навыки анализа информации и самообучения и т.д.
Необходимое повышение психолого-педагогической квалификации преподавательского состава может быть обеспечено созданной в вузе системой повышения квалификации (переподготовки) кадров, предусматривающей различные организационные формы (семинары, конференции, курсы, школы и т.д.) и являющейся частью стратегического планирования развития высшего учебного заведения. В настоящее время большую часть поставленной задачи могут выполнять существующие в некоторых ведущих технических вузах страны на постоянной основе Центры (школы) по переподготовке и повышению квалификации преподавателей.
Так, в условиях Волгоградского государственного технического университета с 1995 года успешно функционирует Школа педагогического мастерства (ШПМ) преподавателей, изначально созданная для удовлетворения потребности в педагогической подготовке преподавателей технического вуза. Цели и задачи ШПМ включают:
- повышение уровня педагогического мастерства преподавателей и осознание того, что процесс обучения, прежде всего, - явление педагогическое;
- организация психолого-педагогиче-ской, методологической и методической поддержки процесса преподавания;
- освоение преподавателями новых форм преподавания дисциплины (деловые игры, видеотренинг, обеспечение обратной связи и т.д.);
- проникновение гуманистических идей и гуманитарных методов в преподавание естественно-научных и технических дисциплин;
- создание банка данных по методологическим разработкам гуманитарного блока и т.д.
Второе профессиональное образование специалистов, на которое ориентировано данное учреждение, переводит освоение преподавания на научно обоснованный путь. Научными основами такой профессиональной психолого-педагогической переподготовки специалистов непедагогического профиля являются сведения об актуальных для преподавателя психологических процессах, явлениях и закономерности усвоения студентами содержания высшего образования, особенности становления профессиональных качеств студентов в конкретной предметной области.
Занятия в Школе педагогического мастерства проводятся по безотрывной форме обучения в течение учебного года согласно учебному плану и рабочим программам, утвержденным ректором.
Рабочие программы соответствуют современным дидактическим представлениям о структуре и содержании подготовки преподавания в вузе. Учебный план ШПМ, рассчитанный на 200 часов, включает проведение лекционных и семинарских занятий по следующим дисциплинам:
- проблемы высшей школы и качества образования;
- дидактика высшей школы;
- основы пpaктической психологии;
- теория воспитания;
- профессиональная этика преподавателя;
- организация учебно-, научно-методической работы в вузе;
- лингвистические основы устного и письменного общения преподавателя;
- психологические нормы делового общения преподавателя;
- основы ораторского мастерства преподавателя;
- социальные технологии в системе образования;
- социологические методы оценки качества и эффективности обучения в вузе.
Занятия в ШПМ ведут опытные преподаватели, высококвалифицированные специалисты в области психологии, педагогики, техники и технологий. Обучение производится на гибкой основе: ежегодно в содержание, методы обучения, график учебного процесса вносятся коррективы, вызванные необходимостью совершенствования процесса обучению преподавательского состава.
Таким образом, оптимизация педагогической подготовки преподавателей технического вуза с применением новых педагогических технологий и методов обучения будет способствовать повышению качества подготовки специалистов вуза.
Статья в формате PDF 222 KB...
19 04 2024 10:58:30
Статья в формате PDF 109 KB...
18 04 2024 12:46:57
В современных исследованиях в области кардиологии убедительно доказано, что улучшение энергетического метаболизма ишемизированного миокарда открывает перспективы разработки нового подхода к лечению сердечнососудистых заболеваний. В задачи исследования включалось разработать оптимальную модель гипоксии-ишемии-реоксигенации и изучить 10 лекарственных средств в данных условиях. Для оценки степени эффективности фармакологической кардиоцитопротекции в условиях модели гипоксия-ишемияреоксигенация изучались 14 показателей электрокардиографического (ЭКГ) – мониторинга. В качестве наиболее эффективного лекарственного средства при моделирования условий гипоксии-ишемии-реоксигенации обладало кислородтрaнcпортное соединение – эмульсия перфторана. Средней степенью эффективности обладали раствор аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ), раствор кокарбоксилазы, раствор магния сульфата, расвор рибоксина, раствор солкосерила, раствор цитохромаС и раствор эссенциале. Низкой степенью эффективности обладали раствор аскорбиновой кислоты и раствор карнитина хлорид. ...
16 04 2024 11:20:53
Статья в формате PDF 102 KB...
15 04 2024 10:40:36
14 04 2024 20:53:31
Статья в формате PDF 275 KB...
13 04 2024 12:53:18
Статья в формате PDF 119 KB...
12 04 2024 13:39:55
Статья в формате PDF 117 KB...
11 04 2024 23:15:47
Статья в формате PDF 250 KB...
10 04 2024 16:41:49
Статья в формате PDF 150 KB...
09 04 2024 4:23:18
08 04 2024 14:13:25
Статья в формате PDF 121 KB...
06 04 2024 13:39:58
Статья в формате PDF 141 KB...
04 04 2024 0:10:36
Статья в формате PDF 131 KB...
03 04 2024 17:12:56
Статья в формате PDF 151 KB...
02 04 2024 10:43:57
Статья в формате PDF 135 KB...
01 04 2024 20:38:24
Статья в формате PDF 105 KB...
31 03 2024 2:36:20
Статья в формате PDF 153 KB...
30 03 2024 0:49:49
В экспериментальных стресс-моделях на крысах при использовании блокатора D2–рецепторов галоперидолом, исследовался уровень участия дофаминергической системы мозга и зависимость психотропных эффектов аспирина, ацетилсалицилатов цинка (АСЦ) и кобальта (АСК). В ходе работы был получен весомый аргумент в пользу того, что антидепрессантный эффект исследованных салицилатов в значительной мере реализуется через дофаминергическую систему мозга. ...
29 03 2024 16:36:39
В статье приведены данные оценки экологического состояния атмосферной среды Промышленного района города Ставрополя, с помощью методов лихеноиндикации. Исследованиями были охвачены придорожные лесополосы проспекта Кулакова и улицы Доваторцев и лесной массив – «Русский лес». ...
28 03 2024 20:54:47
Статья в формате PDF 113 KB...
27 03 2024 23:40:53
Статья в формате PDF 254 KB...
26 03 2024 7:38:59
Статья в формате PDF 250 KB...
25 03 2024 1:14:48
Статья в формате PDF 345 KB...
24 03 2024 9:58:58
Статья в формате PDF 105 KB...
23 03 2024 8:31:43
Статья в формате PDF 290 KB...
22 03 2024 3:37:45
Статья в формате PDF 113 KB...
21 03 2024 16:33:52
Статья в формате PDF 115 KB...
20 03 2024 4:25:50
Статья в формате PDF 255 KB...
19 03 2024 11:48:28
Статья в формате PDF 161 KB...
17 03 2024 14:22:12
Статья в формате PDF 127 KB...
16 03 2024 12:29:22
Статья в формате PDF 227 KB...
15 03 2024 10:18:35
Статья в формате PDF 112 KB...
14 03 2024 4:16:10
Статья в формате PDF 118 KB...
13 03 2024 7:17:30
Статья в формате PDF 127 KB...
12 03 2024 7:52:32
Статья в формате PDF 182 KB...
11 03 2024 5:32:18
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::