ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ
Проблема экологического образования особенно остро возникла в ХХ столетии, причиной тому явился глобальный экологический кризис. Опасность необратимого изменения природной среды стала возможной в связи с масштабной хозяйственной деятельностью человека. Способность биосферы к самоочищению близка к пределу. Решение острейших экологических проблем тесным образом связано с перестройкой современного образа жизни людей. Главную роль в этом играет экологическое образование.
Частичное решение проблемы экологического образования студентов в педагогическом вузе возможно при изучении курса «Биология с основами экологии». Данная дисциплина входит в число дисциплин общей естественно-математической подготовки и изучается студентами I курса отделения «Химия, биология» естественно-географического факультета Самарского государственного педагогического университета. Она рассчитана на 72 часа, 36 часов аудиторных (по 18 часов лекционных и лабораторно-пpaктических занятий) и 36 часов самостоятельной работы студентов. Заканчивается изучение биологии с основами экологии экзаменом.
Нами разработана рабочая программа данного курса, которая включает следующие разделы: живые системы, физиология и экология человека и основы экологии.
Изучение вопросов раздела «Живые системы» сопровождается анализом экологических аспектов. Так, например, при рассмотрении клетки как функциональной единицы жизни большое внимание уделяется изучению влияния различных абиотических и антропогенных факторов на функционирование живой клетки. При освоении темы обмен веществ и энергии выявляется зависимость фотосинтеза от внешних условий (освещенности, температуры, от длины волны светового излучения).
Прохождение темы физиология и экология человека сопровождается изучением таких важных вопросов как: человек и окружающая среда, здоровье индивидуума и здоровье популяции, действие факторов среды на индивидуальное развитие и здоровье человека (урбанизация, радиация, электромагнитное поле, канцерогены). Кроме того, студенты самостоятельно готовят и защищают презентации с использованием компьютерных технологий по темам: «Адаптация человека к высоким температурам. Тропический адаптивный тип», «Адаптация человека к низким температурам. Арктический адаптивный тип», «Конституция человека и его устойчивость к воздействию нeблагоприятных факторов среды», «Акселерация как результат изменения экологических условий обитания человека в ХХ в.». При освоении основ теории эволюции определенное внимание уделяется формированию понятий: популяция (ее структура и свойства), среды жизни и адаптации к обитанию в различных средах.
Большую роль в экологическом образовании студентов играет изучение раздела основы экологии. При изучении этой темы рассматриваются понятия: экология как наука, понятие о биоценозе и экосистеме, природные и антропогенные экосистемы, учение о биосфере и ноосфере. Студенты получают также задание, которое связано с изготовлением самодельных моделей различных экосистем. В них они должны отразить не только основные компоненты той или иной экосистемы, но и всевозможные взаимосвязи меду ними, выявить влияние, которое оказывает человек на природные системы. Кроме того, программой предусмотрена самостоятельная работа студентов по подготовке и защите рефератов. Защита проводится в виде конференции в часы, запланированные для индивидуальной работы со студентами. Тематика рефератов связана с вопросами охраны природы и рационального природопользования, экологическими последствиями процессов загрязнения окружающей среды, экологии и здоровья человека, и т.п. Защита рефератов сопровождается обсуждением и дискуссией, в которой активно участвуют студенты.
Таким образом, изучение курса «Биологии с основами экологии» способствует экологическому образованию студентов естественно-географического факультета отделения «Химия, биология» СамГПУ.
Статья в формате PDF 359 KB...
25 04 2024 0:14:28
Статья в формате PDF 118 KB...
24 04 2024 0:35:41
Статья в формате PDF 126 KB...
23 04 2024 18:50:56
При экспериментальном токсическом гепатите у крыс выявлено увеличение объема форменных элементов крови, ускорение свертывания крови и лимфы, увеличение их вязкости, ацидоз, уменьшение уровня гемоглобина в крови. Последнее связано с уменьшением средней концентрации гемоглобина в одном эритроците, несмотря на рост числа эритроцитов в крови. Этот факт, вероятно, связан с превращением в эритроцитах гемоглобина в метгемоглобин, который не участвует в газообмене. Таким образом, при токсическом гепатите ухудшаются реологические свойства крови и лимфы, их текучесть по сосудам на фоне выраженной анемии и снижении трaнcпортной функции лимфатической системы. ...
22 04 2024 10:16:19
Статья в формате PDF 322 KB...
21 04 2024 18:52:13
Статья в формате PDF 253 KB...
20 04 2024 13:57:55
Выявлены количественные и качественные особенности формирования запасов углерода в степных экосистемах. ...
19 04 2024 8:43:28
Получено, что на 30‒й день холодовой адаптации на низкие дозы норадреналина реактивность системного давления больше контроля, а на большие дозы меньше контроля. Реактивность артерий конечности была на все дозы норадреналина меньше контроля. Нами впервые показано, что прессорное действие норадреналина на периферические артерии уменьшается на все дозы после адаптации к холоду, что способствует большему кровотоку и усилению прогрева тканей. Из данной работы следует, что дозированное действие холодного климата может способствовать уменьшению спазма артерий на норадреналин и поэтому, дозированный холод может помогать в лечении гипертонической болезни. ...
18 04 2024 6:30:41
Статья в формате PDF 235 KB...
17 04 2024 7:40:54
Статья в формате PDF 256 KB...
16 04 2024 6:15:45
Статья в формате PDF 316 KB...
15 04 2024 11:15:16
Статья в формате PDF 170 KB...
14 04 2024 11:47:36
Статья в формате PDF 104 KB...
13 04 2024 10:59:10
Статья в формате PDF 106 KB...
12 04 2024 14:33:39
В данной работе авторами обоснована актуальность исследований в области пенсионного обеспечения, раскрыты основные направления дальнейшего развития пенсионной модели. ...
11 04 2024 3:42:50
Статья в формате PDF 246 KB...
09 04 2024 4:52:24
Статья в формате PDF 261 KB...
08 04 2024 16:46:50
Статья в формате PDF 106 KB...
07 04 2024 18:50:25
Статья в формате PDF 109 KB...
06 04 2024 1:18:38
Статья в формате PDF 122 KB...
05 04 2024 5:53:34
Статья в формате PDF 245 KB...
04 04 2024 1:10:58
Статья в формате PDF 293 KB...
03 04 2024 2:51:33
Статья в формате PDF 112 KB...
02 04 2024 8:56:47
Статья в формате PDF 135 KB...
01 04 2024 7:50:45
Статья в формате PDF 412 KB...
30 03 2024 11:52:38
Статья в формате PDF 126 KB...
29 03 2024 5:43:41
Статья в формате PDF 245 KB...
28 03 2024 1:48:36
Статья в формате PDF 274 KB...
27 03 2024 2:28:26
26 03 2024 4:21:51
Статья в формате PDF 101 KB...
25 03 2024 5:39:43
Статья в формате PDF 256 KB...
24 03 2024 14:33:10
Статья в формате PDF 112 KB...
23 03 2024 15:25:10
Статья в формате PDF 244 KB...
22 03 2024 15:45:35
Статья в формате PDF 105 KB...
20 03 2024 18:50:27
Статья в формате PDF 127 KB...
18 03 2024 7:19:27
Статья в формате PDF 339 KB...
17 03 2024 4:14:40
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::