ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФИЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФИЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФИЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Яковлев Б.П. Лепина К.А. Статья в формате PDF 136 KB Развивающиеся в нашей стране новые социально-экономические условия создали предпосылки к формированию рыночных отношений, появлению открытой и скрытой безработицы, возникновению новых профессий на рынке труда, повышению интенсивности производственной деятельности и возрастанию требований к конкурентоспособности. Эти явления напрямую коснулись жизни подростков и молодёжи как в процессе получения общего и профессионального образования, так и на этапе начала трудовой деятельности. Вместе с тем научные данные свидетельствуют, что подростки и молодёжь не учитывают имеющиеся у них потенциальные возможности и запросы рынка в том или ином регионе, городе, районе при выборе профессии и специальности, получении профессионального образования и самостоятельном трудоустройстве, тем самым в значительной мере повышая риск трудоустройства, а также развитие задатков и совершенствовании своих способностей в карьерном росте.

Основой адекватной системы профориентационно-воспитательного процесса в центрах профессиональной ориентации и самоопределения (ЦПОС) является научный подход по селективно-фасилятивному отбору, пригодности и адаптации к определённым профессиям, задачами которого являются с одной стороны - помочь юному человеку точнее определить своё призвание, а с другой - обеспечить в регионе оптимальное распределение человеческих ресурсов.

В данном исследовании представлена теоретические и пpaктические аспекты профильной компетентности старшеклассников в системе общего образования.

Сформированность профильной компетентности старшеклассника, которая выражается в его личностной готовности:

  • испытывать потребность в выборе, в образовательной и профессиональной самоидентификации, в конструировании версий продолжения образования и профессионального самопродвижения;
  • ставить и корректировать соответствующие им ближние и дальние цели, использовать внешние и внутренние ресурсы;
  • приобретать опыт создания личностно значимых образовательных продуктов;
  • противостоять внешним манипулятивным воздействиям;
  • стремиться к сохранению здорового образа жизни и укреплению психического и физического здоровья;
  • владеть способами деятельности по обеспечению принятия решения о продолжении образования и профессиональном становлении в условиях изменяющегося общества и рынка труда;
  • запрашивать необходимую помощь специалистов.

Под личностной готовностью мы понимаем индивидуально-психологическую направленность на профессиональное самоопределение, на активную и эффективную самореализацию профессиональных умений и способностей, а также личностных качеств учащихся.

Психологическая теория профильной компетентности основана на методологических положениях принципа детерминизма, личностно-ориентированного и компетентностного подходов. Существенное значение при этом будет иметь в будущем разработанность научной гуманистической парадигмы о том, какое место будет занимать профильная компетентность в учебном процессе, профессиональной деятельности.

Научный интерес сконцентрирован на исследовании профильной компетентности, через формирование личностной готовности к будущей профессиональной деятельности, ее структуры, компонентой представленности, критериях и уровнях, а также механизмах перехода, преобразования психических состояний в устойчивые профессионально-важные качества.

Личностная готовность представляет форму надстройки, системную реакцию на соответствующую реальную или прогнозируемую ситуацию, информационное содержание которой интегрируется в психический образ, обеспечивающий такую реакцию. Качество состояния определяется степенью его адекватности объективным условиям и содержанию выполнения деятельности. Личностная готовность включает следующие компоненты: мотивационный; познавательный; эмоциональный; волевой; коммуникативный; рефлексивный; креативный и др.

В перспективе не менее важной остается проблема психодиагностики и психокоррекции основных видов профильной готовности - это интеллектуальной готовности, волевой готовности и эмоциональной готовности, разработка средств и методов специфических компонентов данных видов готовности, что необходимо как для создания теории, так и для пpaктических целей - контроля и коррекции профильной компетентностью, прогнозирования, оценки в решении задач профотбора, профессионального и личностного самоопределения, специальной психологической подготовки, обеспечения эффективности, успешности учебной деятельности и психического здоровья.

Методика исследований: тестовая методика «Профессиональная готовность» по А.П.Чернявской (2001г.).

Получены следующие результаты на 150 испытуемых профильных классов по диагностической методике «Профессиональная готовность». Анализ проводился дифференцировано на мальчиках и дeвoчках. Результаты показали у мальчиков (по всей выборки) наиболее высокий процент по показателю автономности -37 %, тогда как у девочек наиболее высокий - 46 % по показателю эмоциональное отношение. По показателю планирование соответственно низкий процент -5% и 6%. Такой показатель как информированность в обеих группах - 0%.

Следовательно, и мальчики и дeвoчки показали очень низкий показатель по информированности, что говорит о слабых знаниях профессиональной деятельности и соотношение её со своими личностными особенностями. Для девочек хаpaктерно эмоциональное отношение к разным профессиям и профессиональным группам. Высокий показатель эмоционального отношения при достаточном уровне по показателю принятия решения говорит о профессиональной зрелости к выбору будущей профессии, но с обязательной корректировкой умений планировать свою профессиональную жизнь и информированностью по профессиональному выбору. Для юношей с высоким показателем автономности в стремлении реализовать возможность в пpaктических действиях, иметь глубокие знания и навыки хотя бы в одной области при достаточном уровне по показателю принятия решения и эмоциональном отношении говорит также о профессиональной зрелости, но как и у дeвyшек, с обязательной корректировкой умений планировать свою профессиональную жизнь и информированностью по профессиональному выбору.

В заключении следует отметить, что правильный выбор профессии не только определяет жизненный путь человека, но и способствует его личностному и профессиональному росту. Неправильный выбор профессии связан с мopaльной неудовлетворённостью, потерей активности, с расстройством здоровья, личностной и профессиональной деградацией.



ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ

ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ Статья в формате PDF 156 KB...

14 04 2024 22:18:38

ПЛАЦЕНТАРНАЯ ЩЕЛОЧНАЯ ФОСФАТАЗА – МАРКЕР ЭМБРИОНАЛЬНЫХ И МАЛИГНИЗИРОВАННЫХ ТКАНЕЙ

ПЛАЦЕНТАРНАЯ ЩЕЛОЧНАЯ ФОСФАТАЗА – МАРКЕР ЭМБРИОНАЛЬНЫХ И МАЛИГНИЗИРОВАННЫХ ТКАНЕЙ Плацентарную щелочную фосфатазу (ПЩФ) относят к белкам, ассоциированным с беременностью и опухолевым ростом. ПЩФ образуется в плаценте и фетальных тканях, в крови беременных женщин выявляется с 10–14 недель в количестве от 1,0 до 40,0 Ед/л, сохраняясь в кровотоке после родов в течение 10–14 дней. ПЩФ является маркёром герминогенных опухолей, обнаруживается в биологических жидкостях, эпителиальных клетках, фибробластах стромы и эндотелии новообразующихся сосудов опухолевой ткани при paке лёгкого и других органов, что следует учитывать при назначении лечения. ...

13 04 2024 4:51:20

ПЕТРОЛОГИЯ ПОРОДНЫХ ТИПОВ И ГЕНЕЗИС БОРОВЛЯНСКОГО КОМПЛЕКСА ГОРНОГО АЛТАЯ

ПЕТРОЛОГИЯ ПОРОДНЫХ ТИПОВ И ГЕНЕЗИС БОРОВЛЯНСКОГО КОМПЛЕКСА ГОРНОГО АЛТАЯ Приведены данные по петрографии, петрологии, геохимии и генезису магматитов боровлянского комплекса Горного Алтая. Гранитоиды отнесены к пералюминиевому I – типу Sr – не деплетиованному, Y – деплетированному. Расплавы для пород боровлянского комплекса образовались в результате мантийно-корового взаимодействия со значительной модификацией мантийной составляющей путём контаминации расплавов из нижней коры. Такие расплавы могут возникать в результате термальной релаксации в нижней коре с плавлением кварцевых эклогитов и гранатовых амфиболитов LIL – обогащённого мантийного клина, а мантийно-производные компоненты – в результате адиабатической декомпрессии в верхней мантии с участием большого количества летучих компонентов. ...

10 04 2024 4:46:59

РОССИЯ И ВТО: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

РОССИЯ И ВТО: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ Статья в формате PDF 101 KB...

06 04 2024 12:30:55

ОСОБЕННОСТИ РЕАКЦИИ КОСТНОГО МОЗГА НА ОСТРУЮ И ХРОНИЧЕСКУЮ КРОВОПОТЕРИ

ОСОБЕННОСТИ РЕАКЦИИ КОСТНОГО МОЗГА НА ОСТРУЮ И ХРОНИЧЕСКУЮ КРОВОПОТЕРИ Сравнительным исследованием костного мозга больных, перенесших острую и хроническую кровопотери, установлено, что после острой кровопотери общее количество миелокариоцитов, количества эритрокариоцитов и гранулоцитов были существенно меньше аналогичных показателей морфологического состава костного мозга после хронической кровопотери. Уменьшение содержания гранулоцитарных миелокариоцитов после острой кровопотери было обусловлено резким снижением количества их созревающих форм, чего не наблюдалось после хронической кровопотери. При этом содержание в костном мозге зрелых форм гранулоцитов было одинаковым после обоих видов кровопотери. Уменьшение содержания в костном мозге после острой кровопотери созревающих форм гранулоцитов сопровождалось значительным уменьшением индекса созревания нейтрофилов, что свидетельствует об ускорении их созревания и выброса в кровеносное русло. Для хронической кровопотери была хаpaктерна эритроидная гиперплазия костного мозга. ...

03 04 2024 10:58:18

ОБРАЗОВАНИЕ: КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПОДХОД

ОБРАЗОВАНИЕ: КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПОДХОД Статья в формате PDF 114 KB...

23 03 2024 20:25:25

МЕХАНИЗМЫ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ К АСПИРИНУ ПРИ АСТМЕ

МЕХАНИЗМЫ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ К АСПИРИНУ ПРИ АСТМЕ Статья в формате PDF 121 KB...

21 03 2024 22:10:19

ДИНАМИКА ПАРАМЕТРОВ НАДПОЧЕЧНИКОВ ЧЕЛОВЕКА ПРИ СТАРЕНИИ ПО ДАННЫМ РЕНТГЕН КОМПЬЮТЕРНОЙ ТОМОГРАФИИ

ДИНАМИКА ПАРАМЕТРОВ НАДПОЧЕЧНИКОВ ЧЕЛОВЕКА ПРИ СТАРЕНИИ ПО ДАННЫМ РЕНТГЕН КОМПЬЮТЕРНОЙ ТОМОГРАФИИ Методом рентген-компьютерной томографии изучены надпочечники 248 мужчин и 203 женщин зрелого (41 – 60 лет), пожилого (61 – 75 лет) и старческого возрастов (76 и более лет). Установлено, что как форма, так и динамика инволюции надпочечников человека проявляют изменчивость и пoлoвoй диморфизм. Выявлена преимущественная возрастная элиминация субъектов с L-формами надпочечников. Полученные результаты можно интерпретировать в пользу предположения о значительной стабильности макропараметров и наличии высокой морфофункциональной устойчивости надпочечников. ...

19 03 2024 15:29:40

ПОВЕРХНОСТНОЕ НАТЯЖЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, МАЛЫХ ЧАСТИЦ И ТОНКИХ ПЛЕНОК

ПОВЕРХНОСТНОЕ НАТЯЖЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, МАЛЫХ ЧАСТИЦ И ТОНКИХ ПЛЕНОК Дан обзор новых методов определения поверхностного натяжения твердых тел, малых частиц и тонких пленок. Методы основаны на универсальной зависимости физической величины от размера малых частиц твердого тела или толщины пленки. ...

17 03 2024 3:26:44

СКИПИНА КЛАВДИЯ ПЕТРОВНА

СКИПИНА КЛАВДИЯ ПЕТРОВНА Статья в формате PDF 101 KB...

14 03 2024 3:57:42

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::