ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВОГО СИНТЕТИЧЕКОГО ПРЕПАРАТА ФЭТИЛ В АДАПТИВНОЙ СТРАТЕГИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА
Очевидно, что наиболее привлекательными для использования в адаптивной стратегии растениеводства регуляторами роста являются те, которые сочетают свойства стимулировать рост растений и индуцировать развитие защитных реакций, играющих важную роль в предадаптации растений к возможным стрессовым ситуациям. Поскольку препарат Фэтил в целом отвечает этим требованиям, важно было исследовать эффективность от его совместного с химическими средствами защиты применения на растениях пшеницы.
В Учхозе БГАУ Уфимского района РБ проведены мелко-деляночные опыты по оценке эффективности применения гербицида Чисталан и смеси гербицида с регулятором роста Фэтил на продуктивность пшеницы. Результаты, приведенные в таблице 1, убедительно демонстрируют эффективность гербицидной обработки посевов пшеницы, позволяющей повысить получение урожая зерна на 3-4 ц/га. Однако сравнение данных анализа структуры урожая с вариантом без обработки гербицидом, но при прополке сорняков (контроль 2), выявило некоторый угнетающий эффект Чисталана почти на все показатели продуктивности, что отражается и в уменьшении урожая зерна на 1.4 ц/га. В то же время, совместная с гербицидом обработка растений препаратом Фэтил способствовала получению дополнительной прибавки урожая: относительно контроля 2 на 3.9 ц/га и относительно варианта только с гербицидной обработкой - на 5.3 ц/га, по-видимому, вследствие действия именно Фэтила, главным образом, за счет увеличения количества продуктивных стeблей и зерен в колосе.
Таблица 1 Сравнительный анализ структуры урожая зерна мягкой яровой пшеницы сорта Симбирка при обработке гербицидом Чисталан (0.8 л/га) в смеси с препаратом Фэтил (2г/л)*
Вариант опыта |
Число продуктивных стeблей, шт./м2 |
Число зерен в колосе, шт. |
Урожай зерна, ц/га |
Контроль 1 (без прополки) |
346 |
18 |
26.8 |
Контроль 2 (ручная прополка посевов) |
394 |
20.9 |
31.9 |
Обработка Чисталаном |
376 |
20.6 |
30.5 |
Одновременная обработка посевов гербицидом и Фэтилом |
462 |
21.5 |
35.8 |
* Обработка посевов проводилась в фазу кущения
Известно, что сорные растения играют значительную роль в поддержании инфекционного фона на посевах зерновых, в связи с чем, интересно было сопоставить хаpaктер влияния обработки только Чисталаном и смеси этого гербицида с Фэтилом на развитие корневой гнили и бурой ржавчины на растениях пшеницы. Данные, приведенные в табл. 2, демонстрируют, что обработка гербицидом пpaктически не оказывала влияния на интенсивность развития грибных болезней на растениях пшеницы (уменьшение этого показателя составило 8 - 10%). В то же время, при совместной с ним обработке Фэтилом развитие корневой гнили и бурой ржавчины снижалось на 40 %.
Таблица 2 Влияние гербицида Чисталан и композиции гербицида и Фэтила на устойчивость пшеницы сорта Симбирка к возбудителям грибных болезней*
Вариант опыта |
Корневая гниль, % |
Бурая ржавчина, % |
||
Развитие болезни |
Биологическая эффективность препаратов |
Развитие болезни |
Биологическая эффективность препаратов |
|
Без обработки препаратами |
38.3 |
- |
66.5 |
- |
Чисталан |
35.2 |
8.1 |
60.1 |
9.6 |
Чисталан + Фэтил |
23.1 |
39.7 |
40.2 |
39.5 |
* Анализ развития болезней на растениях пшеницы проводился в фазу колошения
Важный вклад в повышение продуктивности пшеницы от совместной с гербицидом обработкой Фэтилом вносит не только его ярко выраженный ростстимулирующий эффект, вероятно, в первую очередь, обусловленный его влиянием на накопление гормонов цитокининовой природы, но и антистрессовый эффект. Известно, что обработка гербицидами вызывает в растениях окислительный стресс, в связи с этим способность Фэтила заметно снижать уровень повреждающего действия стресс-индуцированного накопления АФК на растения может иметь важное значение в предотвращении негативного действия гербицида на защищаемые от сорняков растения.
Совокупность полученных результатов позволяет заключить, что регулятор роста Фэтил является перспективным для внесения в баковые смеси с гербицидами компонентом, индуцирующим развитие комплексной устойчивости пшеницы к разным по природе нeблагоприятным факторам среды (нарушение водного режима, возбудители грибных болезней, негативное действие химических средств защиты), что способствует увеличению продуктивности пшеницы.
Сообщение содержит примеры актуализации, мотивации и организации разнородных исследований, выполняемых учащимися совместно с преподавателем Курса "ОБЖ и экология" в составе научно-познавательного общества гимназии "Зеркало". Пpaктика освоения одаренными учащимися естественно-научного мировоззрения в ходе работ, имеющих отклик коллектива, стимулирует творческое саморазвитие и убеждает в своей способности добиться не только радости открытия, но и общественного признания.
...
06 12 2023 15:49:15
Статья в формате PDF
225 KB...
04 12 2023 2:52:47
Статья в формате PDF
175 KB...
03 12 2023 5:52:41
Статья в формате PDF
106 KB...
02 12 2023 22:22:37
Статья в формате PDF
120 KB...
01 12 2023 17:18:39
Разработана методика определения констант диссоциации протонированных трехкислотных оснований, отличающаяся новым подходом к оценке и учету концентраций всех равновесных частиц, для расчета ионной силы раствора.
...
29 11 2023 2:47:30
Статья в формате PDF
114 KB...
28 11 2023 7:25:59
Статья в формате PDF
407 KB...
27 11 2023 10:20:16
Статья в формате PDF
112 KB...
25 11 2023 6:42:19
Статья в формате PDF
146 KB...
24 11 2023 4:47:42
Статья в формате PDF
189 KB...
22 11 2023 3:39:47
Статья в формате PDF
120 KB...
21 11 2023 9:40:56
Статья в формате PDF
123 KB...
20 11 2023 14:43:39
Статья в формате PDF
101 KB...
19 11 2023 13:37:21
Статья в формате PDF
109 KB...
17 11 2023 13:21:16
Статья в формате PDF
275 KB...
15 11 2023 14:41:44
Статья в формате PDF
125 KB...
14 11 2023 3:41:29
Статья в формате PDF
143 KB...
13 11 2023 9:34:43
12 11 2023 16:51:31
Понятие время является важнейшим понятием, как физики, так и философии. Актуальность этой проблемы обусловлена тем, что до сих пор, несмотря на широкий круг исследований, не сложилось твердо закрепленного представления о времени. В статье делается попытка раскрыть сущность понятия времени и связать меру времени с движением. За меру времени механического движения предлагается выбрать путь, пройденный, например, концом стрелки часов, участвующей не только в собственном движении относительно циферблата, как это принято, но и в сложном движении, включающем движение часов как целое относительно внешнего наблюдателя. Синхронизация хода часов производится по периодам их движений в соответствие с принятым эталоном времени. Рассматривается случай, когда часы движутся относительно внешнего наблюдателя с постоянной скоростью. Такой подход к проблеме времени позволяет понять его непрерывность и бесконечность.
...
11 11 2023 22:49:13
09 11 2023 9:10:11
Статья в формате PDF
100 KB...
08 11 2023 20:22:48
Статья в формате PDF
119 KB...
07 11 2023 19:49:40
Статья в формате PDF
143 KB...
06 11 2023 3:51:18
Статья в формате PDF
155 KB...
05 11 2023 10:16:13
Статья в формате PDF
101 KB...
04 11 2023 5:56:35
Статья в формате PDF
109 KB...
03 11 2023 9:39:46
Статья в формате PDF
275 KB...
02 11 2023 17:39:55
Статья в формате PDF
110 KB...
01 11 2023 10:48:27
Статья в формате PDF
115 KB...
31 10 2023 6:12:32
Статья в формате PDF
144 KB...
29 10 2023 1:11:56
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::