ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННОГО МУЛЬТИМЕДИЙНОГО УЧЕБНИКА «ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ») > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННОГО МУЛЬТИМЕДИЙНОГО УЧЕБНИКА «ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ»)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННОГО МУЛЬТИМЕДИЙНОГО УЧЕБНИКА «ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ»)

Стеценко И.А. Середа Д.Н. Ящук Е.В. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения предъявляет новые требования к формам и методам проведения образовательного процесса, неотъемлемой частью которого становятся информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). В статье обоснована эффективность использования ИТК в процессе обучения. Детально приведены требования к разработке электронных образовательных комплексов. Описана структура электронного мультимедийного учебника «История педагогики и образования», содержащего: лекции по предложенным для изучения темам; задания для семинарских занятий; темы рефератов; темы курсовых работ; блок «Тестирование». Приведены конкретные пpaктические результаты эксперимента, подтверждающие эффективность использования ИКТ в процессе обучения в высшей школе. Статья в формате PDF 676 KB

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования ориентирует на развитие у студентов профессионально значимых качеств личности и компетенций современного специалиста. Развитие требуемых качеств возможно при использовании современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Современная система подготовки специалиста не может опираться на использование только традиционных учебников и учебных пособий в бумажном варианте в силу утраты ими ряда дидактических свойств, таких как:

  • связь с современным состоянием науки;
  • наличие проблемных ситуаций, побуждающих студентов к самостоятельному поиску и анализу информации;
  • наличие заданий тестового хаpaктера для проверки полученных знаний.

Кроме того, в отличие от печатного учебника, электронный курс должен разpaбатываться таким образом, чтобы он смог обеспечить:

  • более детальную структуризацию содержания курса;
  • интеpaктивность (в том числе удобство навигации) - возможность изменения представления материала в зависимости от действий обучаемого, а также возможность изменения траектории обучения;
  • гипертекстовую структуру теоретического материала в понятийной части курса (ссылки на определения), а также в логической структуре изложения (последовательность, взаимосвязь частей);
  • использование мощных иллюстративных материалов - разнообразных рисунков и картинок, анимации и других мультимедиа-приложений;
  • использование различных пpaктических и контрольных мероприятий для закрепления знаний, самоконтроля, контроля и оценки полученных знаний, встроенных в электронный учебник (тесты, упражнения, творческие, индивидуальные и групповые задания и др.);
  • наличие системы ссылок (гиперссылок) на различные электронные текстовые и графические образовательные материалы: литературные и научные источники, электронные библиотеки, словари, справочники и другие образовательные и научные ресурсы, размещенные в сети Интернет.

Электронный учебник способен обеспечить непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, представляя теоретический материал, организуя тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, информационно-поисковую деятельность.

Актуальность проблемы разработки электронных мультимедийных образовательных комплексов обусловлена наличием противоречий между:

  • многообразием учебников и учебных пособий по дисциплине и отсутствием электронных учебных пособий, способствующих творческому становлению компетентного специалиста, владеющего основами истории образования и педагогики как фундаментальной составляющей образования, методологически определяющей пути его развития;
  • потенциалом, заключенным в данной учебной дисциплине, развивающим педагогическое мышление будущего педагога, и невозможностью использовать данный потенциал в условиях учебного процесса, когда данная учебная дисциплина, согласно учебным планам различных факультетов, входит в состав целого учебного курса;
  • ограниченными временными рамками, отведенными на изучение дисциплины, и необходимостью рационального использования учебного времени, зачастую затрачиваемого на рутинные операции по поиску необходимого учебного материала.

При разработке электронного мультимедийного учебного пособия «История педагогики и образования» мы придерживались следующих принципов [4]:

- принцип квантования: разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию;

- принцип полноты: каждый модуль должен иметь следующие компоненты:

  • теоретическое ядро;
  • контрольные вопросы по теории;
  • примеры;
  • контрольные вопросы по всему модулю;
  • исторические комментарии.

- принцип наглядности: каждый модуль должен состоять из коллекции кадров с минимумом текста и визуализацией, облегчающей понимание и запоминание новых понятий, концепций и взглядов;

- принцип ветвления: каждый модуль должен быть связан гипертекстными ссылками с другими модулями так, чтобы у пользователя был выбор перехода в любой другой модуль. Принцип ветвления не исключает наличие рекомендуемых переходов, реализующих последовательное изучение предмета;

- принцип регулирования: учащийся самостоятельно выбирает темп и последовательность изучения материала;

- принцип компьютерной поддержки: в любой момент работы учащийся может получить компьютерную поддержку, освобождающую его от рутинной работы и позволяющую сосредоточиться на сути изучаемого в данный момент материала;

- принцип собираемости: электронный учебник, состоящий из учебных модулей, должен быть выполнен в форматах, позволяющих компоновать их в единые электронные комплексы, иметь возможность расширять и дополнять их новыми разделами и темами.

Электронный учебник по дисциплине «История педагогики и образования» представляет собой самостоятельное мультимедийное средство обучения и обладает отличительными особенностями:

  • целостностью изложения учебного материала по данной дисциплине;
  • возможностью использования его в качестве самостоятельного средства обучения.

Представленный электронный учебник позволяет:

  • раскрыть ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития;
  • рассмотреть основные авторские педагогические системы прошлого;
  • проанализировать образовательные системы разных исторических эпох в России и за рубежом;
  • оценить результаты основных реформ образовательной политики в Новое и Новейшее время в России и за рубежом.

За основу разработки электронного учебника взят гипертекст. В основе гипертекста лежит расширенная модель энциклопедии - средства информационной поддержки образования. Электронный учебник «История педагогики и образования» содержит большое количество иллюстраций, таблиц, схем, диаграмм.

Содержание учебника включает:

  • лекции по предложенным для изучения темам;
  • задания для семинарских занятий;
  • темы рефератов;
  • темы курсовых работ;
  • блок «Тестирование».

Каждая лекция начинается с плана и списка рекомендуемой литературы. Пункты плана оформлены в виде гиперссылок, что позволяет осуществлять быстрый переход к необходимому блоку лекционного материала.

Рис. 1. Фрагмент страницы учебника

Задания для семинарских занятий включают вопросы, предназначенные для самостоятельного изучения, а также, в случае необходимости, методические рекомендации (например, задание «написать эссе» сопровождается методическими рекомендациями по его на- писанию).

Блок «Тестирование» позволяет осуществить контроль полученных знаний и содержит:

- модуль «Тестовые задания по курсу «История образования» (персоналии)»;

- модуль «Тестовые задания по курсу «История образования» (определяющие осведомленность в педагогических фактах, событиях)»;

- банк вопросов к модулям;

- базу данных «Статистика», в которой фиксируются:

  • фамилия, имя, отчество студента;
  • дата и время прохождения тестирования;
  • номер группы;
  • название модуля;
  • номера вопросов, на которые были даны неправильные ответы;
  • итоговая оценка.

Поле «Неправильные ответы» позволяет преподавателю легко определить темы, которые вызвали затруднение при изучении.

Рис. 2. База данных «Статистика»

Вход в тестовую программу осуществляется на двух уровнях:

  • для прохождения тестирования (для студентов);
  • для администратора /преподавателя.

Преподаватели могут:

  • редактировать существующий банк вопросов;
  • создавать новые модули;
  • просматривать базу «Статистика» с текущими результатами, а также очищать ее по завершению работы с курсом.

Для получения конкретных пpaктических результатов эффективности использования электронного мультимедийного учебника «История педагогики и образования» нами было проведено следующее экспериментальное исследование.

Рис. 3. Окно администрирования блока «Тестирование»

Контрольная группа студентов 3-го курса (специальность: Профессиональное обучение) изучала дисциплину с использованием традиционных средств и форм обучения. Экспериментальная группа студентов 3-го курса (специальность: Информатика) использовала в процессе обучения разработанный нами учебник.

Список студентов, принимавших участие в эксперименте

Специальность:

«Профессиональное обучение»

Специальность:

«Информатика»

1. Анцибор Маргарита Александровна

1. Бахманов Руслан Намигович

2. Астахова Анастасия Владиславовна

2. Борк Юлия Андреевна

3. Гoлyбова Алла Анатольевна

3. Вереникин Дмитрий Юрьевич

4. Гордиенко Анна Александровна

4. Волков Александр Игоревич

5. Миусская Светлана Викторовна

5. Евланова Анастасия Александровна

6. Поленцова Анжелика Геннадьевна

6. Ефремочкина Екатерина Александровна

7. Потапова Лилия Сергеевна

7. Захаров Олег Игоревич

8. Сиденкова Юлия Игоревна

8. Зубкова Анастасия Михайловна

9. Симонов Руслан Николаевич

9. Иванова Анна Андреевна

10. Снежко Наталья Вячеславовна

10. Каплунов Тимофей Геннадьевич

11. Солодовник Юлия Викторовна

11. Клименко Николай Николаевич

12. Солонченко Оксана Геннадьевна

12. Коненко Александр Васильевич

13. Стрельникова Ольга Владимировна

13. Кононов Давид Николаевич

14. Чепоруха Карина Сергеевна

14. Кревсун Александр Сергеевич

15. Шестопалова Мария Викторовна

15. Рычков Артем Олегович

Контроль уровня освоения содержания дисциплины обе группы проходили с использованием блока «Тестирование».

В итоге нами были получены следующие результаты:

Рис. 4. Результаты эксперимента

Полученные результаты позволяют сделать следующий вывод: использование информационно-коммуникационных технологий, в частности электронных мультимедийных учебников, повышает эффективность процесса обучения, делает его интересным, побуждает студентов к самостоятельному поиску дополнительной информации.

Список литературы

  1. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников. - Астpaxaнь, ООО «ЦНТЭП», 2003. - С. 364.
  2. Стеценко И.А. История образования и педагогической мысли. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2003.
  3. Стеценко И.А., Корниенко О.А. Электронный учебник как средство формирования готовности студентов к профессионально-педагогической деятельности // Психолого-педагогические основы формирования личности в условиях перехода к двухуровневой модели образования: Сб. ст. междунар. научно-пpaктическая конференция. - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2008.
  4. Стеценко И.А. Тестовые задания по курсу «Философия и история образования» Методические рекомендации - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 1999.
  5. Теория и пpaктика создания образовательных электронных изданий. - М.: Изд-во РУДН, 2003.
  6. Христочевский С.А. Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии // Информатика и образование. - 2000. -№ 2. - С. 70-77.


РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ ВНУТРИУТРОБНОГО СОСТОЯНИЯ ПЛОДА У ПАЦИЕНТОК С ЦИТОМЕГАЛОВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ

РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ ВНУТРИУТРОБНОГО СОСТОЯНИЯ ПЛОДА У ПАЦИЕНТОК С ЦИТОМЕГАЛОВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ Цитомегаловирусная инфекция (ЦМВИ) относится к числу самых распространенных вирусных заболеваний. Наиболее уязвимыми являются плод и новорожденный. Целью данного исследования явилась ранняя диагностика нарушений внутриутробного состояния плода у беременных с ЦМВИ. Благодаря разработке новой ультразвуковой аппаратуры, основанной на эффекте Допплера проводились исследования кровотока в магистральных сосудах, а именно маточных артериях. Согласно поставленной цели по разработанной нами методике были рассмотрены анкеты клинико-лабораторного исследования у беременных с ЦМВИ. Всего обследовано 115 женщин с различными сроками беременности и 40, составляющих контрольную группу. Из общего числа беременных у 64 (55,7 %) ЦМВИ протекала в легкой форме, первично-латентную инфекцию наблюдали у 48 (41,7 %) пациенток. Ультразвуковое сканирование проводилось в разные сроки беременности, преимущественно во II-III триместрах, однако, по показаниям в некоторых случаях УЗИ осуществляли и в более ранние сроки. Исследование проводилось на аппарате «Aloka» 1700 SSD с допплерометрическим блоком пульсирующей волны, с использованием трaнcдьюсеров 3,5 и 5 мГц и трaнcвaгинальным датчиком 6,5 мГц. При допплерографии в акушерстве применяется качественный анализ кривых скоростей кровотока (КСК). Определяются систоло-диастолическое соотношение (СДО), индекс резистентности (ИР), пульсовый индекс (ПИ). В нашем исследовании наиболее нeблагоприятным признаком явилось появление дикротической выемки на фоне двухстороннего нарушения маточно-плацентарного кровотока. У беременных с латентной формой ЦМВИ нами выявлена также ассиметрия маточно-плацентарного кровотока. Изменение кровотока в правой МА более выражено, что, по-видимому связано с наличием плацентации одноименной стороны. Снижение маточно-плацентарного кровотока в правой МА постепенно приводит к снижению в левой МА, и связано с наличием морфологических изменений в плаценте. Более выраженные нарушения маточно-плацентарного кровотока встретились у беременных с СЗРП. Из этого следует, что основная причина гипотрофии – это нарушение маточно-плацентарного кровотока. ...

17 06 2025 22:19:11

КОМПОНЕНТЫ ГЕМОСТАЗА И ВЛИЯНИЕ АНТИБИОТИКОВ

КОМПОНЕНТЫ ГЕМОСТАЗА И ВЛИЯНИЕ АНТИБИОТИКОВ Статья в формате PDF 91 KB...

15 06 2025 22:22:23

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА Статья в формате PDF 105 KB...

12 06 2025 23:49:35

ТЕПЛОВОЙ РАЗГОН В ЩЕЛОЧНЫХ АККУМУЛЯТОРАХ

ТЕПЛОВОЙ РАЗГОН В ЩЕЛОЧНЫХ АККУМУЛЯТОРАХ Статья в формате PDF 121 KB...

08 06 2025 5:31:21

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ФУНКЦИИ РАЗЛИЧНЫМИ РЯДАМИ ФУРЬЕ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ФУНКЦИИ РАЗЛИЧНЫМИ РЯДАМИ ФУРЬЕ Статья в формате PDF 648 KB...

06 06 2025 10:43:33

Акустическое воздействие мини-ТЭЦ с газопоршневыми и дизельными двигателями на окружающую среду

Акустическое воздействие мини-ТЭЦ с газопоршневыми и дизельными двигателями на окружающую среду В работе дана экологическая оценка возможных последствий на окружающую среду, жизнь и здоровье населения. Показано, что при решении выбора источника энергии необходимо учитывать не только экономические, но и экологические последствия возможного влияния объектов энергетики при строительстве и эксплуатации. Комбинированное производство энергии двух видов на мини–ТЭЦ способствуют гораздо более экологичному использованию топлива по сравнению с раздельной выработкой электроэнергии и тепловой энергии на котельных установках, но и повышению чистоты воздушного бассейна, улучшению общего экологического состояния окружающей среды. Интенсивное шумовое воздействие на организм человека нeблагоприятно влияет на протекание нервных процессов, способствует развитию утомления, изменениям в сердечно-сосудистой системе и появлению шумовой патологии, среди многообразных проявлений которой ведущим клиническим признаком является медленно прогрессирующее снижение слуха. В работе рассмотрено воздействие мини-ТЭЦ с дизельными и газопоршнеыми двигателями мощностью 1000 кВт на окружающую среду. Установлено что, шум, создаваемый электростанцией, состоящей их 4 газопоршневых двигателей мощностью 1000 кВт, будет ниже допустимого для территории, непосредственно прилегающей к жилым домам. Поэтому специальных мероприятий по снижению шума не требуется. ...

04 06 2025 12:34:58

ВЛИЯНИЕ СТРУКТУРЫ НА ПОТЕРИ В ФЕРРОМАГНЕТИКЕ

ВЛИЯНИЕ СТРУКТУРЫ НА ПОТЕРИ В ФЕРРОМАГНЕТИКЕ Статья в формате PDF 125 KB...

03 06 2025 22:14:25

ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ВЫСЕВ СЕМЯН

ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ВЫСЕВ СЕМЯН Статья в формате PDF 397 KB...

28 05 2025 1:39:59

БИОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ КАРТИНЕ МИРА (часть I)

БИОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ КАРТИНЕ МИРА (часть I) Изложены ключевые положения главных системных концепций современного естествознания — системологии (общей теория систем) и синергетики (теории самоорганизующихся систем). Рассмотрены основные свойства системных объектов: дискретность, элемент, связи, структура, паттерн, организация, целостность, интеграция, иерархия, управление, самоорганизация. Охаpaктеризованы особенности биологических систем: обмен веществ, итеративность, дискретность (прострaнcтвенная и временная), избыток структурных элементов и связей между ними, наследственность и изменчивость, способность к самоорганизации и саморазвитию, раздражимость и возбудимость, способность к адаптации, самовоспроизведение (размножение). ...

24 05 2025 11:20:54

ОШИБКА ЭДВИНА ХАББЛА

ОШИБКА ЭДВИНА ХАББЛА Статья в формате PDF 298 KB...

19 05 2025 0:54:50

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::