ОПЫТ ТЕМАТИЧЕСКОГО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, занятого преподавательской работой в образовательных учреждениях высшего профессионального образования является стандартной процедурой, а обязанность прохождения краткосрочного обучения педагогов не реже одного раза в пять лет закреплена в ряде нормативных актов и учитывается как обязательный критерий при переизбрании преподавателей и их назначении на более высокую должность. Вместе с тем, стандартная программа повышения квалификации преподавателей включает в себя, главным образом, разделы по клинической специальности и педагогике высшей школы, оставляя «за кадром» ряд других актуальных вопросов.
Решение задач совершенствования участия медицинского вуза в оптимизации региональной системы здравоохранения поставили перед учеными-медиками проблему усиления взаимосвязи с пpaктическим здравоохранением, особенно в такой достаточно деликатной сфере как экспертиза качества оказанных лечебными учреждениями и оплаченными медицинскими страховыми компаниями медицинских услуг. После формирования в университете корпуса экспертов стало понятно, что даже чрезвычайно высокий уровень профессиональной подготовки по отдельной клинической специальности еще не в полной мере обеспечивает успешность экспертной деятельности, как правило, даже высококвалифицированные преподаватели недостаточно владеют минимумом знаний вопросов общественного здоровья и организации здравоохранения, необходимых для работы в системе медицинского страхования.
Это поставило задачу по организации краткосрочного тематического усовершенствования для подобранной группы преподавателей-экспертов в области организации здравоохранения и оценки качества медицинских услуг.
Численность отобранной для работы в качестве экспертов группы лиц из числа профессорско-преподавательского состава клинических кафедр составила 85 человек. Среди них: доля заведующих кафедрами составила 41,2%, профессоров кафедр - 11,75%, доцентов - 9,40%, ассистентов - 37,65% от общей численности группы. 3,5% не имели ученой степени, 47,0% - являлись кандидатами медицинских наук и почти половина группы - 49,5% была представлена докторами медицинских наук.
Ученое звание профессора было у 47,0% экспертов, 41,2% имели ученое звание доцента и 11,8% от общего числа преподавателей не имели ученого звания.
Высшую врачебную категорию по соответствующим медицинским специальностям имели все члeны группы (четыре человека не указали в анкете наличие или отсутствие у них врачебной категории).
В диаграмме 1 хаpaктеризуется распределение курсантов (врачей экспертов из числа профессорско-преподавательского состава университета) по медицинским специальностям. Для упрощения изложения материала всех специалистов распределили на три группы. К основным специальностям были отнесены: терапия, педиатрия, хирургия, стоматология, инфекционные болезни и акушерство и гинекология. В группу редких специальностей вошли: анестезиология, аллергология, дерматовенерология, детская хирургия, неврология, оториноларингология, психиатрия, судебная медицина, травматология, урология и эндокринология. В третьей группе представлены такие медицинские специальности как: клиническая фармакология, нейрохирургия, неонтология, офтальмология, сосудистая хирургия, фтизиатрия и эпидемиология. Всего в группе экспертов - специалисты по 24 медицинским специальностям.
Диаграмма 1. Распределение курсантов по медицинским специальностям
Таблица 1.
Хаpaктеристика возрастного состава группы курсантов-экспертов
|
< 41 года |
41 - 50 лет |
51 - 60 лет |
61 - 70 лет |
> 70 лет |
Итого |
Доля курсантов в % |
9,41 |
32,94 |
25,88 |
28,24 |
3,53 |
100,00 |
В табл.1 представлены данные по возрастному составу группы профессорско-преподавательского состава (врачей-экспертов), зачисленной на краткосрочный цикл тематического усовершенствования по общественному здоровью и здравоохранению «Экспертиза качества медицинских услуг», а в табл.2 - материалы хаpaктеризующие опыт работы в здравоохранении этой группы специалистов. Необходимо отметить, что из 85 учащихся краткосрочного цикла только 5 человек, в различные периоды своей профессиональной карьеры, имели опыт работы на организационных должностях здравоохранения (главные врачи лечебных учреждений или их заместители).
Таблица 2.
Распределение курсантов по медицинскому стажу
|
До 15 лет |
15 - 24 года |
25 - 34 года |
35 - 44 года |
45 и более лет |
Итого |
Количество курсантов в % |
5,88 |
24,71 |
32,94 |
29,41 |
7,06 |
100,00 |
Приведенные данные позволяют охаpaктеризовать группу экспертов как коллектив врачей, весьма высоко подготовленных в своих специальных медицинских областях, имеющих большой стаж профессиональной деятельности и общественное признание (ученые степени, звания, квалификационные категории) своего уровня подготовки. Вместе с тем, для специалистов столь высокого уровня, занятых клинической деятельностью, вполне хаpaктерным (за редким исключением) является недостаточное внимание к вопросам организации здравоохранения, и, соответственно некоторые пробелы в знаниях, связанные с вопросами общественного здоровья.
Преподавание на описываемом цикле было организовано по классической схеме, широко используемой в образовательных учреждениях последипломной подготовки врачей - цикл представлял из себя тематическое усовершенствование (ТУ) продолжительностью 72 часа (две недели) по модифицированной для обучаемого контингента программе «Экспертиза качества медицинских услуг». В программу были включены лекции, лекции-дискуссии, семинарские и пpaктические занятия, самостоятельная работа. Началу цикла предшествовала традиционная оценка уровня базовой подготовки курсантов по итогам проведения компьютерного тестирования [1, 4] по разделам общественного здоровья, которые предполагалось обсудить в ходе изучения материала.
В качестве итогового контроля (подведения итогов обучения) учащимся было предложено написание реферата по теме цикла с его рецензированием и защитой или прохождение итогового компьютерного тестирования по разработанным кафедрой комплексам вопросов, включающих в себя тесты первого и второго уровней.
Максимальная оценка, которую могли получить тестируемые как при оценке исходного уровня подготовки, так и при заключительном тестировании составляла 100% за каждое тестирование. В табл. 3 представлены результаты базового и итогового тестирования.
Таблица 3.
Сравнительные данные результатов тестирования
Оценка в % |
Базовый контроль знаний |
Заключительное тестирование |
Не аттестовано |
11,76 |
11,76 |
Уклонились от тестирования |
11,76 |
0,00 |
0 - 25,0 |
5,88 |
0,00 |
25,1 - 50,0 |
49,41 |
4,71 |
50,1 - 75,0 |
16,47 |
28,24 |
75,1 - 100,0 |
4,71 |
55,29 |
Итого |
100,00 |
100,00 |
К группе «не аттестованные» отнесено 10 курсантов, которые в силу различных причин посетили не более 2-3 дней занятий, работа с которыми перенесена на следующий цикл тематического усовершенствования. В силу ряда независящих от кафедры факторов (личное отношение к компьютерным тестам, неприятие системы оценки знаний, невозможность публичной демонстрации пробелов в сумме остаточных знаний и т.п.) 10 курсантов (11,76%) уклонились от участия в исходном - базовом контроле знаний по предмету [5]. С учетом этого и был предложен альтернативный вариант оценки эффективности подготовки на цикле в виде рецензируемого и защищаемого реферата. Успешно подготовленный и защищенный реферат оценивался в 88,00%. Из общего числа обучавшихся 19 человек (22,35%) предпочло воспользоваться такой возможностью, остальные 56 человек (65,88%) подверглись итоговому компьютерному тестированию.
Как видно из приведенных данных, уровень базовых знаний (знаний на начало цикла) по общественному здоровью и здравоохранению у описываемой группы курсантов, был, как и следовало ожидать, весьма невысоким (в целом более 60% курсантов получили оценку ниже 50,00%), лишь около 5% (4 человека) тестируемых получили оценку в диапазоне выше 75% от возможного максимума [2]. Заключительное тестирование показало, что даже краткосрочное целенаправленное обучение позволяет систематизировать имеющиеся знания, расширить их и перейти в режим «знаний-умений», что и проявилось в результатах: более 80% учащихся получили оценку в диапазоне 51-100 %, в том числе 55,29% (47 человек) показали знания выше 75% от возможной 100 бальной суммы. Следует отметить, что столь высокая эффективность краткосрочного обучения в значительной мере связана с составом группы - научно-педагогические работники высокой квалификации, это контингент, умеющий нестандартно мыслить, работать самостоятельно и в сжатые сроки усваивать и переосмысливать, в том числе и новую (либо очень хорошо забытую!) информацию.
Общая оценка для каждого обучаемого складывалась из суммы баллов полученных в результате базового и итогового тестирования и проявленной в ходе обучения активности [3]. Каждый из критериев максимально оценивался на уровне 100% (по шкале соответствия баллов - %). Результаты общей оценки представлены в табл. 4.
Таким образом, как показали результаты проведения экспериментального цикла тематического усовершенствования, использование краткосрочных циклов для переподготовки высокоподготовленной целевой аудитории, сочетаемых с компьютерным тестовым контролем исходных знаний и результатов подготовки, является оптимальным как в ресурсном, так и в познавательном плане.
Таблица 4.
Итоги проведения цикла по показателю общей оценки
Общие баллы в % к максимальной сумме баллов |
Число курсантов в % к общему |
Всего человек |
Не аттестовано |
11,76 |
10 |
< 33 |
0,00 |
0 |
34 - 50 |
2,35 |
2 |
51 - 66 |
37,65 |
32 |
67 - 82 |
45,88 |
39 |
> 82 |
2,35 |
2 |
Итого |
100,00 |
85 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Аванесов B.C. Композиция тестовых заданий. - М.: Адепт, 1998. - 217 с.
- Гладковский В.И., Гладыщук А.А., Панасюк И.М. Воспитательные функции рейтинговой системы оценки знаний (РСОЗ) // Высшая школа: состояние и перспективы. - Минск: РИВШ БГУ, 1997. - 107 с.
- Зайцева Л.В. Некоторые аспекты контроля знаний в дистанционном обучении // Сборник научных трудов 4-й международной конференции "Образование и виртуальность - 2000" - Харьков - Севастополь: УАДО, 2000, - с. 126 - 131.
- Lee S.H., Wang C.J. Intelligent hypermedia learning system on the distributed environment // ED-MEDIA/ED-TELECOMS´. World Conference on Educational Multimedia / Hypermedia and World Conference on Educational Telecommunications. - AACE, 1997, - p. 625-630.
- Zaitseva L., Boule C. Student models in Computer-based Education // Proceedings of the 3rd IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies. ICALT 2003. - Athens, Greece, 2003, - p. 451.
Статья в формате PDF
111 KB...
04 12 2023 23:40:27
Статья в формате PDF
116 KB...
02 12 2023 17:59:40
Статья в формате PDF
129 KB...
30 11 2023 20:36:18
Статья в формате PDF
243 KB...
29 11 2023 20:50:15
Статья в формате PDF
306 KB...
28 11 2023 5:23:44
26 11 2023 17:32:50
25 11 2023 21:58:32
Статья в формате PDF
106 KB...
24 11 2023 22:17:36
Статья в формате PDF
112 KB...
23 11 2023 17:14:33
В процессе воспитания у детей формируется система взглядов на объективный мир, его место в нем, на отношение к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные основные позиции, правила поведения в чрезвычайных ситуациях, навыки само и взаимопомощи, ценностные ориентации. Ключевое место в формировании мировоззрения детей занимает в школе предмет основы безопасности жизнедеятельности, призванный стимулировать знания процессов развития личности, формирования и укрепления здоровья, накопление адаптационных ресурсов организма. Содержание курса ОБЖ должно быть направлено на гуманизацию образовательного процесса. Гуманистический подход связан с развитием творческих возможностей человека, созданием реальных безопасных условий для обогащения интеллектуального, эмоционального, волевого и нравственного потенциала личности, стимулированием у нее стремления реализовать себя через активно не адоптированные действия, расширяющие границы самосохранения, саморазвития и самоосуществления.
...
22 11 2023 14:34:44
Приведены данные по поведению золота в расплавах различной кремнекислотности. На основании авторских данных и других исследователей намечен основной термодинамический и петрологический механизм поведения золота в расплавах. Установлена важная роль смены режима окисленности – восстановленности расплавов. Отмечена роль коэффициента разделения элементов при эволюции и фpaкционировании расплавов. Более предпочтительна ассоциация крупных месторождений золота с восстановленными магмами, сформировавшимися в процессе контаминации углеродистым коровым материалом родоначальных мантийных базальтоидных магм.
...
21 11 2023 4:49:21
Статья в формате PDF
148 KB...
20 11 2023 14:12:53
Статья в формате PDF
286 KB...
18 11 2023 15:41:12
Статья в формате PDF
115 KB...
17 11 2023 14:20:36
Статья в формате PDF
101 KB...
16 11 2023 7:23:52
Статья в формате PDF
124 KB...
15 11 2023 15:58:11
Статья в формате PDF
315 KB...
14 11 2023 14:19:42
Статья в формате PDF
112 KB...
13 11 2023 15:58:28
Статья в формате PDF
141 KB...
12 11 2023 10:51:38
Статья в формате PDF
112 KB...
11 11 2023 20:43:17
Статья в формате PDF
110 KB...
10 11 2023 21:21:31
Статья в формате PDF
276 KB...
09 11 2023 4:45:12
Методами ДТА и РФА исследованы фазовые равновесия в системе Tl2S-Tl2Te-Tl9SbTe6 (А). Построены политермическое сечение Tl2S-Tl9SbTe6 и изотермическое сечение при 400К фазовой диаграммы, а также проекция поверхности ликвидуса системы А. Установлено, что она является квазитройным фрагментом четверной системы Tl-Sb-S-Te и хаpaктеризуется образованием широких областей твердых растворов на основе исходных соединений. Поверхность ликвидуса системы А состоит из трех полей, отвечающих первичной кристаллизации твердых растворов на основе соединений Tl2S, Tl2Te и Tl9SbTe6. В работе также обсуждены особенности фазовых равновесий в аналогичных системах и, в частности, показано, что все шесть систем данного типа хаpaктеризуются образованием твердых растворов на основе исходных соединений, причем наиболее широкие области гомогенности имеют соединения типа Tl9BVX6.
...
08 11 2023 10:38:39
Статья в формате PDF
102 KB...
06 11 2023 1:19:44
Статья в формате PDF
112 KB...
05 11 2023 5:29:23
Статья в формате PDF
276 KB...
04 11 2023 23:50:39
Статья в формате PDF
112 KB...
03 11 2023 1:25:56
Статья в формате PDF
560 KB...
02 11 2023 16:33:43
Статья в формате PDF 91 KB...
01 11 2023 4:29:33
Статья в формате PDF
111 KB...
31 10 2023 9:48:44
Статья в формате PDF
132 KB...
30 10 2023 1:41:20
Статья в формате PDF
163 KB...
29 10 2023 13:49:11
Статья в формате PDF
329 KB...
28 10 2023 17:29:44
Исследовано водно- и спирто-щелочное расщепление 1,4-бис (диметилэтил-, диэтилметил и диметилфенацил)-2,3-дибромбут-2-ениленаммоний дигалоген-идов. Показано, что в отличие от их триметильного аналога, во всех случаях расщепление протекает в довольно жестких условиях (высокие температуры, избыток щелочи), с образованием сложной смеси продуктов.
...
27 10 2023 0:51:50
Статья в формате PDF
104 KB...
26 10 2023 4:45:50
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::