РАЗВИТИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ, ВОСТРЕБОВАННЫХ НА ПРЕДМЕТЕ ИСТОРИЯ
Сегодня в Государственных Стандартах образования акценты от знаниевой парадигмы перенесены на развитие способностей, причем приоритетным направлением является развитие интеллектуальных способностей.
Образовательная технология «ИнтеллекТ» (ОТИ), являясь технологией развития, представляет собой научную систему педагогических способов повышения эффективности учебной деятельности.
В системе ОТИ созданы учебные пособия, позволяющие развивать определенные интеллектуальные способности, востребованные на конкретном предмете в конкретное время. Данное пособие создано для развития структурности мышления на материале предмета «История». В пособии представлено несколько типов заданий.
Тип 1. Развитие структурности мышления во время слушания/чтения, проявляющейся во время устного выступления (формально: мышление (структурность) в слушании/чтении с выходом на говорение).
Исторические тексты изучаются с помощью чтения и слушания с последующим устным воспроизведением содержания текстов учащимися. Следовательно, школьникам на каждом уроке необходимо не только запоминать новую информацию, но и уметь связать факты, события, объяснить, каким образом они взаимосвязаны, видеть структуру текста, раздела. При составлении устного ответа требуется проводить взаимосвязи, делать выводы. Такие трудности можно преодолеть, продолжая развивать структурность мышления при слушании/чтении с выходом на говорение путем выполнения упражнения Тип 1 (9 заданий и 2 теста в 1 полугодии, 3 задания и 1 тест во 2 полугодии).
Учащимся предлагается прочитать текст и выделить в нем три исторические закономерности. Эти закономерности заносятся в предложенные схемы. В прямоугольники записывается исходный компонент (явление) и результат. Возле стрелок дается объяснение причины, которая привела к найденному результату. Затем необходимо увязать выделенные закономерности в общую структуру текста. Таким образом, идет осмысливание текста во время чтения, а при заполнении схем учащиеся поводят логическую операцию взаимосвязи, а потом структурируют текст, объединяя его части. После заполнения схем учащиеся проверяют правильность выполнения задания. Подводится итог этой части задания. Во время самоподготовки учащиеся строят свой устный ответ, объясняя найденные закономерности между фактами, событиями. Таким образом у школьников развивается структурность мышления и речи.
Оценка результатов:
1. Проверка правильности заполнения схем может проводиться в парах, индивидуально по ключам, фронтально преподавателем, когда он диктует правильные ответы.
2. Проверка общей структуры проводится по предложенным ключам в парах или индивидуально.
3. Проверка пересказа проводится в парах, проверяющий отмечает количество мыслей и указанных взаимосвязей или выборочно (устных ответов), когда оценивает преподаватель.
4. Подводится итог (с учетом правильно названных мыслей и связей между ними), выставляется оценка.
Примерное задание к упражнению Типа 1:
1. Внимательно прочитайте текст, выделите в нем три исторические закономерности. Заполните предложенные схемы, вписав в прямоугольники 1) исходный компонент (явление) и 2) результат. Возле стрелок объясните причину, которая привела к найденному результату (4 мин). Проверьте правильность заполнения схемы по ключам, поставьте себе балл за эту часть задания (1 мин).
2. Во время самоподготовки перескажите текст соседу по парте, пользуясь составленными вами схемами. При этом ваш сосед по парте проверяет устный ответ по ключам, отмечая знаком «+» правильно названные мысли (5 мин);
3. Дома из полученных 3-х частей составьте структурную схему всего текста, соединив полученные компоненты стрелками для указания взаимосвязей между ними. Подумайте, как вы сформулируете эти взаимосвязи в своем устном ответе (словами, предложениями-связками) и перескажите текст по полученной схеме. На следующем уроке сдайте полученную структуру текста учителю.
Задания 1, 11 и 15 могут быть использованы как тренировочные и как диагностические.
Тип 2. Развитие долговременной памяти при слушании/чтении и структурности мышления (составление плана), проявляющейся во время устного выступления (формально: память (долговременная) и мышление (план) с выходом на говорение).
Это развивающее упражнение необходимо в период повышения объема и сложности нового материала. Исторические тексты изучаются с помощью чтения и слушания с последующим устным воспроизведением учащимися содержания текстов. Следовательно, ученикам на каждом уроке необходимо запоминать большой объем подаваемой информации, долго удерживать ее в памяти. Такие трудности можно преодолеть, развивая долговременную память при слушании/чтении с выходом на говорение по составленному к тексту плану путем выполнения упражнения Тип 2 (3 задания и 2 теста во 2 полугодии с использованием полученных умений при подготовке домашних заданий и проверке на уроках в течение 2-го полугодия).
Учащимся предлагается составить план текста на основе приложенных в таблице спискам ключевых слов к каждой части плана (время выполнения - 8 мин) и пересказать его содержание (время выполнения - 3 мин). Составление плана ведется в ходе прочтения текста. Учащиеся прочитывают ключевые слова к одному из пунктов плана и при чтении делают остановку для осмысления прочитанного и формулирования пункта плана. Таким образом, происходит закладка информации в долговременную память.
Оценка результатов
1. Проверка правильности составления плана проводится по ключам в парах или индивидуально.
2. Проверка пересказа проводится в парах, учащиеся отмечают количество связанных, правильно сформулированных и соответствующих пунктам плана мыслей. Подводится итог, выставляется оценка.
Примерное задание к упражнению Типа 2:
1. Вам предстоит составить план текста «...» (время выполнения - 8 мин) и пересказать его содержание (время выполнения - 3 мин). Постройте свою работу с текстом так: сначала прочитайте ключевые слова, выписанные к каждой части плана. Затем прочитайте соответствующую часть текста и сделайте остановку. Сформулируйте пункт плана, запишите его под нужным номером в таблицу. Продолжите свою работу по той же схеме. После составления плана сверьте свой ответ с ключом. Перескажите текст по плану.
2. Проверку пересказа проведите в парах, проверяющие отмечают количество связанных, правильно сформулированных и соответствующих пунктам плана мыслей. Подведите итог, выставите оценки.
Задания 1, 5 могут быть использованы как тренировочные и как диагностические.
Статья в формате PDF 127 KB...
16 01 2025 22:57:42
Статья в формате PDF 114 KB...
15 01 2025 23:48:30
Обсуждается проблема описания устойчивости почвенных экосистем в рамках принципа Ле Шателье-Брауна. ...
14 01 2025 12:13:43
Статья в формате PDF 148 KB...
13 01 2025 1:48:10
В процессе тренировки отдельных компонентов ручной моторики (тонус, сила, точность движений, кинетический и динамический пpaксис) у детей совершенствуется произвольное внимание, развиваются навыки контроля и планирования целостного действия. ...
12 01 2025 4:31:54
Статья в формате PDF 109 KB...
11 01 2025 21:47:26
Статья в формате PDF 107 KB...
10 01 2025 10:10:37
Статья в формате PDF 250 KB...
09 01 2025 6:14:38
Статья в формате PDF 106 KB...
08 01 2025 22:56:32
Статья в формате PDF 267 KB...
06 01 2025 6:56:24
Статья в формате PDF 145 KB...
05 01 2025 9:58:49
Статья в формате PDF 121 KB...
03 01 2025 2:41:44
Статья в формате PDF 150 KB...
02 01 2025 4:24:50
Статья в формате PDF 109 KB...
01 01 2025 0:46:58
Статья в формате PDF 289 KB...
30 12 2024 0:52:46
Статья в формате PDF 111 KB...
29 12 2024 2:53:50
Статья в формате PDF 112 KB...
28 12 2024 9:12:48
Статья в формате PDF 629 KB...
25 12 2024 23:41:30
Статья в формате PDF 100 KB...
23 12 2024 17:26:30
Статья в формате PDF 113 KB...
22 12 2024 9:15:28
21 12 2024 16:13:40
Статья в формате PDF 300 KB...
20 12 2024 20:18:45
Представлены данные распространенности производственно обусловленной патологии на территории Свердловской области. Дана оценка качеству жизни и уровня адаптации к повреждающим факторам производственной среды у рабочих криолитового производства. Показано, что техническое загрязнение окружающей среды нeблагоприятно сказывается на адаптивных возможностях человека и снижает качество его жизни ...
19 12 2024 12:53:28
Статья в формате PDF 297 KB...
18 12 2024 12:46:35
Статья в формате PDF 393 KB...
17 12 2024 22:47:28
Статья в формате PDF 109 KB...
16 12 2024 14:54:30
Статья в формате PDF 119 KB...
15 12 2024 5:44:16
Статья в формате PDF 128 KB...
12 12 2024 0:27:44
Статья в формате PDF 127 KB...
11 12 2024 19:21:25
Статья в формате PDF 135 KB...
10 12 2024 23:53:44
Статья в формате PDF 116 KB...
09 12 2024 15:33:49
08 12 2024 20:25:12
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::