ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ФЕНОМЕН ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ФЕНОМЕН ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ФЕНОМЕН ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Эрдынеева К.Г. Кадашникова Э.Б. Статья в формате PDF 137 KB В зарубежной литературе выделяют различные виды компетентности: компьютерную и информационную (Н.Gapski), организационную (N.Thom, R. Zaugg), самоорганизации (G. Nourth), управленческую (W. Jetter), мотивирования (F. Bazer), межкультурную (A. Kalpaka) и др. Однако экологическая оценка изменения среды обитания и состояния здоровья человека, природной среды и состояния естественных экологических систем вызывает необходимость выделения экологической компетентности как компонента профессиональной компетентности.

XXI век хаpaктеризуется усиливающимся загрязнением окружающей природной среды, истощением невозобновляемых природных ресурсов, нарушением устойчивости и снижением разнообразия биосферы, ухудшением здоровья и качества жизни человека.

Стратегия цивилизационного развития, принятая в Рио-де-Жанейро в 1992 г. и в Йоханнесбурге в 2002 г. на форумах ООН, является результатом новой ориентации экологического сознания. Как известно, генеральным направлением деятельности мирового сообщества по преодолению развертывающегося экологического кризиса была реализация макросхем экологобезопасного природопользования на основе глобальной концепции устойчивого и безопасного развития (Рио-де-Жанейро, 1992). Тем не менее, ожидавшиеся существенные изменения социоприродной системы не наступили.

Глобальный экологический кризис охватил все страны и регионы мира, в том числе и современные постиндустриальные страны.

Австрийский ученый О. Прокоп в своих исследованиях показывает, что даже в цивилизованной Европе примерно 2% населения составляют люди, психически неполноценные. По его мнению, это темные, но спокойные силы (спокойные потому, что родились в зажиточных странах). Далее, еще примерно 5% населения - это психопаты, а 10% - социопаты, которые не столько живут своей собственной жизнью, сколько интересуются чужой: подслушивают, подсматривают, доносят. В Европе на данный момент от двух до девяти процентов детей посещают школы для умственно отсталых.

Н.А.Агаджанян, Н.А.Пересадин и др. отмечают, что экологически нeблагоприятные факторы антропогенной природы (ксенобиотики, радиация, повышенное содержание солей тяжелых металлов в водах и продуктах питания, вещества с аллергизирующим, гепатоксичным и мутагенным эффектами) приводят к следующим отрицательным последствиям: снижению репродуктивной способности человека вследствие высокого уровня спонтанных aбopтов, мертворождений, множественных врожденных пороков развития, перинатальной младенческой и детской cмepтности. Все это в конечном итоге приводит к отрицательному приросту населения и его депопуляции, угнетению иммунологической реактивности организма.

Ситуация экологического кризиса требует осмысления новых подходов к анализу взаимодействия природы и общества с учетом становления определенной экологической компетентности.

Опираясь на идеи А.Н. Агаджаняна, мы полагаем, что становление экологической компетентности студентов не мыслимо без разностороннего синтеза, комплексного рассмотрения проблемы на основе интеграции знаний разных наук, в рамках которой активно участвуют, прежде всего, медико-биологические, социальные и географические науки.

В настоящее время по России 36,1% сбрасываемых сточных вод, поступающих в водоемы и на рельеф - загрязненные (в том числе 7,4% - неочищенные вообще). Качество воды в большинстве водных объектов России не отвечают нормативным требованиям. Огромное антропогенное загрязнение привело к тому, что лишь 12-14% озер и рек России экологически здоровые.

Чита входит в «Приоритетный список» - перечень городов с наибольшим средним уровнем загрязнения атмосферы. Область находится на 4-м месте среди субъектов Федерации по высокому уровню проб почвы селитебной зоны (44,3%), не отвечающей гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, на третьем месте (46,8%) по загрязнению почв жилых районов тяжелыми металлами и свинцом (22,8%), на первом месте по загрязнению кадмием (12,5% проб выше ПДК).

Экологическая устойчивость среды по всей территории Забайкальского края низкая, что обусловлено суровыми климатическими условиями, определяющими невысокую продуктивность природных комплексов, экстремальностью их существования, как на севере области, так и на юге. Все это усугубляется геолого-геоморфологическим строением, различными отрицательными геологическими явлениями (землетрясения, эоловые процессы, осыпи, вечная мерзлота и т.д.). Поэтому приобретает особое значение экологическая оценка загрязнений. Наиболее подвержены нeблагоприятному воздействию загрязненной окружающей среды дети, пожилые люди и беременные женщины, а также люди, страдающие хроническими заболеваниями.

Примитивизация целей жизнедеятельности значительной части общества, девальвация общечеловеческих ценностей, приоритет экономических интересов способствуют снижению уровня экологической безопасности человечества, становятся причиной социальной напряженности. В этой связи возникает необходимость дальнейшего исследования экзистенциальных вопросов, касающихся экологического выживания.

В настоящее время усилился интерес к экологической компетентности. Обусловлено это рядом обстоятельств теоретического и пpaктического хаpaктера. Интерес к выявлению сущности экологической компетентности возрос в связи с пониманием того, что решение глобальной экологической проблемы, существующей в современном мире, невозможно без качественного изменения экологической культуры и экологической компетентности.

Понятие «competentia» происходит от латинского глагола «competere», что означает «совпадать, подобать». Теоретический анализ исследований по проблеме профессиональной компетентности позволил выявить следующие подходы к исследованию рассматриваемого феномена:

  • Функционально-деятельностный подход (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, В.П. Симонов, Н.Ф. Талызина, Р.К. Шакуров), согласно которому компетентность рассматривается как единство теоретической и пpaктической готовности к реализации профессиональных функций, при осуществлении которых основные параметры профессиональной компетентности задаются функциональной структурой пе­дагогической деятельности, включающей ряд умений: аналитических, прогностических, проек­тивных, рефлексивных, организаторских, коммуникативных и др.
  • Аксиологический подход (К.А. Абульханова-Славская, Б.С. Гершунский, В.Г. Воронцова, Н.С. Розов)рассматривает компетентность как образовательную ценность.

Понятие экологическая компетентность принимает универсальный, междисциплинарный, интегральный и социокультурный хаpaктер. Конструкт экологической компетентности представляет интегративное сочетание способностей, установок и опыта творческой деятельности. Их компонентная взаимосвязь позволяет устанавливать экологические отношения в системе общество-природа-человек. Специфическое сочетание различных способностей субъекта деятельности образует основу профессионального поведения, направленного на решение экологических проблем. Таким образом, экологическая компетентность является основополагающим элементом в успехе экологической деятельности.

Экологическая компетентность связана с самоорганизацией действующих, творческих субъектов, способных на неожиданные решения в сложной экологической обстановке.

В основу конструирования системы становления экологической компетентности могут быть положены общие системные принципы:

  1. Принцип целостности предполагает зависимость каждого элемента, свойства и отношения системы от его места и функции внутри целого.
  2. Принцип иерархичности означает, что изучаемая система или ее элемент, представляет собой один из элементов более широкой системы.
  3. Принцип структурности указывает на то, что связи и отношения системы организованы в определенную структуру. Поведение системы обусловливается поведением ее элементов и свойствами ее структуры.
  4. Принцип взаимосвязи и взаимозависимости системы и среды выражается в том, что элементы экологической системы находятся в сложных отношениях взаимодействия.
  5. Принцип множественности означает конструирование множества моделей, каждая из которых отражает определенные свойства.
  6. Принцип историзма учитывает прошлый опыт.
  7. Принцип динамизма - система требует изучения в постоянном развитии.

Проблемы становления экологической компетентности, ее типологизации, особенности взаимодействия с другими экологическими конструктами проработаны недостаточно полно.

Предпосылки феномена экологической компетентности были сформулированы в античной философии. Платон, Аристотель, Зенон из Китиона, Лукреций, Марк Аврелий в соответствии с теорией географического детерминизма полагали, что человек должен жить в соответствии с законами природы, стремиться к слиянию или гармонизации с ней. Прообразом экологической компетентности выступают природоодухотворенные знания.

В Новое время по Р. Декарту, люди должны «сделаться хозяевами и господами природы». Следовательно, экологическая компетентность понималась как утилитарно-потребительская проблема.

Сторонники инвайроментализма (Дж. Пиншо, О. Леопольд, Р. Эмерсон) призывали к созданию новой этики, соответствующей и природе человека, и законам окружающей среды. Особое значение приобретает этика благоговения перед жизнью А. Швейцера.

В.С. Барулин, П.С. Гуревич, А.Г. Сабиров подчеркивают значимость экологического сознания как фактора гармонизации взаимоотношения человека и природы как важный компонент духовности человека. В настоящее время приобретают особую актуальность вопросы экологически безопасного развития цивилизации. Ситуация экологического кризиса требует осмысления новых подходов к анализу взаимодействия природы и общества с учетом становления определенной экологической компетентности, утверждения новых духовно-нравственных идеалов.

Изучение ценностного отношения к экологической компетентности у студентов факультета физической культуры ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского проводилось с помощью анкеты: «Ценностные ориентации и профессиональное развитие».

В исследовании принимали участие 286 студентов второго и третьего курса факультета физической культуры по специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского. В результате эксперимента было установлено, что у 83% студентов ценность экологической компетентности носит инструментальный хаpaктер, доминирует пассивная позиция в направлении ее становления, осознанность отношения к экологии и экологической компетентности обнаружена у 86,2% испытуемых. Информация о сохранении и укреплении здоровья, о необходимости формирования экологической компетентности представлена на уровне житейских представлений.

Анализ результатов показал, что у «экстерналов» (42%) имеет место завышенная самооценка (tэ-и=4,75; tэ-у=3,84), низкий уровень притязаний (tэ-и=5,09; tэ-у=4,08), низкая мотивация к избеганию неудач (tэ-и=2,93; tэ-у=2,32). Они полагают, что экологическая компетентность является результатом целенаправленной политики, действия законов, педагогической деятельности.

 «Интерналам» свойственны высокий уровень притязаний (tи-э=2,21; tи-у= 2,06), ярко выражена мотивация к избеганию неудач, адекватная самооценка, по сравнению с о студентами - «экстерналами». Следует отметить, что студенты «интерналы» ориентированы в отношении становления экологической компетентности на внутреннюю причинность событий. Выявлено, что отношение к здоровью как ценности чаще демонстрируют студенты - «интерналы».

Таким образом, категориальный анализ показывает, что экологическая компетентность рассматривается как сложный, многоуровневый, междисциплинарный системный объект. Проблема становления экологической компетентности будущего специалиста по адаптивной физической с учетом его личностной хаpaктеристики остается открытой.

Работа выполнена по заказу Министерства образования (госбюджетная тема ГБ 1. 1. 06).

Работа представлена на научную международную конференцию «Современное образование. Проблемы и решения», Бангкок, Паттайа (Тайланд), 20-30 декабря 2008 г. Поступила в редакцию 20.11.2008.



ИДЕНТИФИКАЦИЯ АТОМОВ ПРИМЕСИ НА ОСНОВЕ КРИСТАЛЛОФИЗИЧЕСКИХ СВОЙСТВ МИНЕРАЛА

ИДЕНТИФИКАЦИЯ АТОМОВ ПРИМЕСИ НА ОСНОВЕ КРИСТАЛЛОФИЗИЧЕСКИХ СВОЙСТВ МИНЕРАЛА На основе анализа электронной конфигурации примесных атомов в минералах, обладающих кристаллической структурой типа NiAs (например, пирротин), установлена корреляция плотности примесных атомов и катионных вакансий с электропроводностью и удельной намагниченностью минералов. Плотность катионных вакансий возрастает при увеличении суммарной плотности примесных атомов, при этом уменьшается электропроводность кристалла. Показано, что природа этих явлений – уменьшение концентрации электронов в зоне проводимости в результате захвата примесными атомами электрона вакансии. На основе расчетов плотности примеси исследованы свойства анионных примесных атомов и проанализирован механизм их изоморфного замещения ионов серы в структуре пирротина. Установлена связь магнитных свойств пирротина и содержанием золота в породе. ...

22 04 2024 0:36:35

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ КВАНТОВОЙ ХИМИИ

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ КВАНТОВОЙ ХИМИИ Статья в формате PDF 95 KB...

21 04 2024 18:13:55

ПОСТКИНЕМАТИЧЕСКИЕ ГРАНИТОИДЫ КАЛБА-НАРЫМСКОЙ ЗОНЫ КАЗАХСТАНА И АЛТАЯ: ПЕТРОЛОГИЯ И ФЛЮИДНЫЙ РЕЖИМ

ПОСТКИНЕМАТИЧЕСКИЕ ГРАНИТОИДЫ КАЛБА-НАРЫМСКОЙ ЗОНЫ КАЗАХСТАНА И АЛТАЯ: ПЕТРОЛОГИЯ И ФЛЮИДНЫЙ РЕЖИМ Приведены петрологические данные и флюидный режим посткинематических гранитоидов поздепермско-раннетриасового калбинского комплекса Калба-Нарымской минерагенической зоны Казахстана и Алтая. Гранитоиды по петро-геохимическим параметрам близки анорогенному А-типу. В генерации интрузий и дайковых образований выявлено мантийно-коровое взаимодействие. Расплавы формировались в процессе плавления корового материала типа гранатового амфиболита под воздействием базальтоидных мантийных магм. По соотношениям изотопов стронция и неодима граниты Борисовского массива тяготеют к источнику мантии типа EM II. В долго живущий глубинный очаг происходил подток мантийных трaнcмагматических флюидов, имевших более восстановленный хаpaктер и обогащённых рядом летучих компонентов: углекислотой, фтором, бором, фосфором. Оптимальные параметры флюидного режима создавали благоприятные условия для формирования промышленного оруденения тантала, ниобия, лития, олова, молибдена, вольфрама в пегматитах, апогранитах, грейзенах и жилах. ...

13 04 2024 3:54:31

СЕТЕВЫЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ФОРМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ

СЕТЕВЫЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ФОРМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ Учебный предмет география состоит из двух блоков. Физическая география изучает элементы природы как единое целое, формирует “образ территории”. Социально-экономическая география рассматривает развитие общества и экономики в тесной взаимосвязи с природными условиями. Для формирования и поддержания интереса к географии в ФТЛ № 1 широко используются современные информационные технологии. Компьютерное тестирование систематически используется на уроках. Лицеисты успешно участвуют в различных телекоммуникационных олимпиадах - индивидуальных и групповых конкурсах с использованием электронной почты и сети Интернет. Такие проекты развивают умение работать с различными источниками информации, способствуют межпредметной интеграции знаний и формированию целостной картины мира. ...

08 04 2024 17:44:32

РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ХЛЕБА, ОБОГАЩЕННОГО СЕМЕНАМИ НУТА

РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ХЛЕБА, ОБОГАЩЕННОГО СЕМЕНАМИ НУТА Статья посвящена экспериментальному исследованию по разработке технологии приготовления хлеба повышенной биологической ценности на основе биоактивированных семян нута. В ходе исследований были определены рациональные режимы проращивания семян нута, исследованы их химический состав и ферментативная активность; разработана технология хлебобулочных изделий на основе измельченных биоактивированных семян нута; составлен аппаратурно-технологический участок приготовления теста. ...

03 04 2024 13:28:44

ВНЕПЕЧЕНОЧНЫЕ ОСЛОЖНЕНИЯ ХРОНИЧЕСКОГО ВИРУСНОГО ГЕПАТИТА С (ОБЗОР)

ВНЕПЕЧЕНОЧНЫЕ ОСЛОЖНЕНИЯ ХРОНИЧЕСКОГО ВИРУСНОГО ГЕПАТИТА С (ОБЗОР) Вирусом гепатита С инфицировано 3% населения Земли. Заболевание в 50-80% случаев принимает хронический хаpaктер с разной степенью поражения печени, включая цирроз и гепатоцеллюлярную карциному. Могут развиваться и внепеченочные осложнения. Для их возникновения важное значение имеет длительное течение заболевания, стимуляция В-лимфоцитов антигенами вируса, а также его репликация в отдельных тканях (эпителий слизистой оболочки рта, слюнных желез и т.д.). Ассоциированные осложнения при HCV-инфекции разделены на 3 группы: заболевания, при которых доказана этиологическая роль HCV (смешанная криоглобулинемия); oсложнения, в развитии которых HCV принимает участие в качестве одного из этиологических факторов относятся (узелковый полиартериит, В-клеточная неходжкинская лимфома, иммунная тромбоцитопения, синдром Шегрена, поздняя кожная порфирия, красный плоский лишай и т.д.). и группа состояний, в развитии которых участие вируса предполагается, но требует дополнительных доказательств (гигантоклеточный височный артериит, фиброзирующий альвеолит, полимиозит, миокардит, дерматомиозит и др.). Появление внепеченочных осложнений затрудняет процесс лечения. Поэтому особенно важным является раннее начало лечения гепатита, еще до развития внепеченочных осложнений. ...

02 04 2024 12:30:51

ФАСИЛИТИ МЕНЕДЖМЕНТ

ФАСИЛИТИ МЕНЕДЖМЕНТ Статья в формате PDF 204 KB...

29 03 2024 22:59:17

ЭХОГРАФИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ ВНУТРИУТРОБНОЙ ИНФЕКЦИИ

ЭХОГРАФИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ ВНУТРИУТРОБНОЙ ИНФЕКЦИИ Одной из важнейших проблем современной перинатологии является прогрессирующий рост инфекционной патологии у плода и новорожденного. Целью данной работы являлась комплексная ультразвуковая оценка фето-плацентарной системы у беременных с высоким инфекционным индексом для прогнозирования степени тяжести внутриутробного инфицирования у новорожденного. Обследовано 123 беременных в сроке гестации 30-36 недель. В зависимости от тяжести состояния все новорожденные ретроспективно были разделены на 4 группы. В контрольную (1 группа) вошли новорожденные от матерей с неосложненной беременностью, состояние ребенка при рождении удовлетворительное. В основную (1 – 4 группы) вошли новорожденные от матерей с высоким инфекционным индексом, с локальными или генерализованными проявлениями внутриутробной инфекции. В результате проведенного исследования выявлены эхографические маркеры амнионита, плацентита и собственно инфекционного поражения плода, которое наиболее значимо для прогнозирования рождения ребенка с ВУИ. Патологические показатели биофизической активности, допплерометрия отражают системные нарушения в состоянии плода, его дисстресс. Таким образом, чем больше эхографических маркеров внутриутробного инфицирования встречается у плода, тем более вероятно рождение ребенка с признаками ВУИ. ...

23 03 2024 10:52:57

НОВАЯ ТЕОРИЯ ФАЗОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕРДЦА

НОВАЯ ТЕОРИЯ ФАЗОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕРДЦА Сердце – один из самых загадочных органов. Вскрытие грудной полости и рассечение перикарда нарушает целостность сердечной системы, и способность его работать даже в этих условиях приводит к недооценке перикардиальной полости, как важной функциональной пятой камеры сердца. Представленная схема фаз деятельности пятикамерного сердца будет способствовать развитию теории и пpaктики оздоровления человека, спортивной тренировки и лечения болезней сердца. ...

20 03 2024 16:23:48

СОЮЗ ФИЗИКИ И ИСКУССТВА (СИММЕТРИЯ)

СОЮЗ ФИЗИКИ И ИСКУССТВА (СИММЕТРИЯ) Статья в формате PDF 249 KB...

19 03 2024 2:58:44

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::