ИНТЕГРАЦИЯ ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ИНТЕГРАЦИЯ ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ

ИНТЕГРАЦИЯ ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ

Гришкова В.И. Статья в формате PDF 106 KB

За прошедшие десятилетия многое изменилось как в общественно - политической и культурной жизни, так и в условиях жизни отдельного человека, и это не могло не отразиться в языке. Открытость границ и свобода слова привели к качественным изменениям в языке.

Так современная лингвистика демонстрирует возросший интерес к социальной обусловленности языка и речи. На основании многих социолингвистических исследований доказано, что в изучении влияния социальных хаpaктеристик на речь говорящего необходим учет не только факторов, обусловливающих развитие и функционирование языка в целом и мыслящихся как нечто достаточно внешнее по отношению к языку, но и таких социально - демографических параметров, как социальный статус, возраст, образование говорящего и гендер.

«Гендер» - одно из важных понятий современного общества. «Гендер» выступает в качестве важного критерия отчасти и потому, что в нашем обществе постоянно говорится о важной роли гендерных различий. Телевидение, литература и народный фольклор очень часто изображают мужчин и женщин существами, совершенно непохожими друг на друга. Родители, учителя и сверстники часто подталкивают детей обращать особое внимание на «гендер». 

Само слово «гендер» не имеет в русском языке эквивалентного перевода, а его написание и произношение скалькировано с английского, поэтому полезно проследить, какой смысл и значение приданы этому слову там, откуда оно пришло.

Так в англо-русском словаре В. Мюллера gender имеет два значения. Первое - «грамматический род» и второе - «пол» как шутливое обозначение [1]. В Американском словаре наследия английского языка (American Heritage Dictionary of English Language) слово «гендер» также определено в первую очередь, как классификационный термин, в том числе и как морфологическая хаpaктеристика («грамматический род»), а другое значение - «классификация пола, пол» [2]. Получается, что с одной стороны «гендер» - это грамматическая категория, а с другой - биологическая.

Однако, изначально «гендер» использовался в своем втором значении, т.е. как «пол» (sех) и обозначал те анатомо-физиологические особенности людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины. Считалось, что все различия между мужчинами и женщинами связаны с их биологическими особенностями, т.е. с полом. «Пол» был причиной всех непониманий между ними [3].

Гендерное исследование речевого поведения коммуникантов является одним из актуальных направлений исследований в отечественной и зарубежной лингвистике. Несмотря на обширную литературу по теме исследования, посвященную гендерным исследованиям остается достаточно много вопросов, требующих специального изучения.

В последнее десятилетие появился широкий круг работ, где на разном материале демонстрируются гендерные отличия [4]. Это может быть свидетельством того, что «гендерно маркированный дискурс» [5] представляет собой один из социально обусловленных вариантов языка.

Изучение гендерного аспекта речевой коммуникации позволит полнее учитывать его в общении и, соответственно, сделать коммуникацию более успешной. Это представляет собой несомненный интерес как для лингвистов, работающих над гендерной проблематикой, речевой коммуникацией, так и для пpaктиков, специализирующихся в области риторики, социального менеджмента, психологии, философии. В этом состоит, на наш взгляд, актуальность гендерных исследований. Именно поэтому гендерные исследования включают во многие учебные программы, например, в учебные курсы по языкознанию, лексикологии, теории перевода, лингвистической гендерологии, психологии, философии и др. Использование результатов исследования в лексикографии при обновлении и дополнении существующих словарей, при составлении словарей серии «Язык и культура», а также в лингводидактических целях при преподавании русского и иностранного языков.

Таким образом, мы видим, что «гендер» - это феномен, который охватывает все области человеческого бытия, соответственно, все науки, которые так или иначе связаны с человеком, должны затрагивать данную проблему.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Мюллер В.К. Англо-русский словарь. Изд-во: Диалог ИД. М., 2003. - 895 с.
  2. American Heritage Dictionary of English Language // «Словарь американского (культурного) наследия». Нью-Йорк, 1999
  3. Горошко Е.И. Особенности мужского и женского вербального поведения (психолингвистический анализ): Дис...канд. филол. наук. - М., 1996. - 158 с.
  4. Буренина Н.В. Гендерная стратификация английского языка: исследования и результат // Гендер: язык, культура, коммуникация. Материалы Первой Межд. Конф. М., 1999. С.24.; Горошко Е.И. Особенности мужского и женского стиля письма // Гендерный фактор в языке и коммуникации / Под ред. И.И. Халеевой. - Иваново, 1999. С. 28-41; Ласкова М.В. Грамматическая категория рода в аспекте гендерной лингвистики. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Ростов-на-Дону, 2001.
  5. Коноваленко И.В. Роль гендерного фактора в коммуникативном поведении мужчин и женщин. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Омск, 2003.

Работа представлена на научную международную конференцию «Европейская интеграция высшего образования», 12-19 июля 2008 г., Черногория (Бечичи). Поступила в редакцию 06.05.2008 г.



ВИРТУАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ЭКОСИСТЕМ ДЛЯ ЗАДАЧ НАРКОЛОГИИ

ВИРТУАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ЭКОСИСТЕМ ДЛЯ ЗАДАЧ НАРКОЛОГИИ Статья в формате PDF 114 KB...

19 04 2024 7:36:45

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕМОНТА БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕМОНТА БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ В статье показано, что ремонт бытовой техники в зависимости от сложности и условий эксплуатации подразделяется на ремонт непосредственно на дому у заказчика, ремонт в мастерской. Ремонт на дому у заказчика связан с выполнением мелкого и среднего ремонта, т.е. когда ремонт технически возможен и экономически целесообразен. Ремонт в мастерской выполняется тогда, когда невозможно его выполнить в домашних условиях. Кроме того , ремонт бывает в гарантийный период и в послегарантийный периоды эксплуатации. Во всех случаях оплата за ремонт осуществляется по своим правилам, ...

18 04 2024 10:17:34

Акустические волны в многослойных структурах

Акустические волны в многослойных структурах Статья в формате PDF 123 KB...

09 04 2024 21:52:14

ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРИТОРИИ ПРИРОДНОГО ПАРКА «НУМТО» (ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ)

ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРИТОРИИ ПРИРОДНОГО ПАРКА «НУМТО» (ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ) В статье дана комплексная хаpaктеристика природных условий территории природного парка «Нумто»: приводятся сведения по геоморфологии, климату, гидрографии, растительному покрову, фауне уникального участка водно-болотных угодий на стыке подзон северной и средней тайги Западной Сибири. ...

07 04 2024 8:15:28

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ ФАКТОР ПЛАНЕТЫ

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ ФАКТОР ПЛАНЕТЫ Статья в формате PDF 190 KB...

05 04 2024 18:11:13

КОЛОПРОКТОЛОГИЯ

КОЛОПРОКТОЛОГИЯ Статья в формате PDF 231 KB...

29 03 2024 7:25:19

СИНДРОМ «СУХОГО ГЛАЗА» В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

СИНДРОМ «СУХОГО ГЛАЗА» В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ Статья в формате PDF 132 KB...

28 03 2024 12:56:48

РОЛЬ РЕГУЛЯТОРНЫХ ПЕПТИДОВ В МЕХАНИЗМАХ ПОВРЕЖДЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ЭНДОТОКСЕМИИ

РОЛЬ РЕГУЛЯТОРНЫХ ПЕПТИДОВ В МЕХАНИЗМАХ ПОВРЕЖДЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ЭНДОТОКСЕМИИ Патогенез грамотрицательного септического шока рассматривается с позиций нового класса пептидов - цитокинов, инициирующих и опосредующих токсичность молекулы липополисахарида. В механизмах церебральных расстройств при септицемии цитокины считаются ключевыми медиаторами, т.к. головной мозг, наряду с другими органами, является местом активного их синтеза. Считается, что основа будущих неврологических расстройств при эндотоксемии в эксперименте и клинике формируется вначале на молекулярном уровне и затем проявляется в виде морфологического субстрата на ультраструктурном уровне. При нeблагоприятном стечении обстоятельств прогрессирование процесса может привести к развитию клинической картины острой церебральной недостаточности или шокового мозга. ...

26 03 2024 3:12:14

МОТОВИЛОВ КОНСТАНТИН ЯКОВЛЕВИЧ

МОТОВИЛОВ КОНСТАНТИН ЯКОВЛЕВИЧ Статья в формате PDF 215 KB...

25 03 2024 22:57:33

ОСОБЕННОСТИ НЕПРЕРЫВНОЙ МНОГОУРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ЕДИНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ "ШКОЛА-КОЛЛЕДЖ-ВУЗ"

ОСОБЕННОСТИ НЕПРЕРЫВНОЙ МНОГОУРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ЕДИНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ "ШКОЛА-КОЛЛЕДЖ-ВУЗ" В работе выявлены специфические особенности непрерывной многоуровневой подготовки специалистов в едином педагогическом прострaнcтве « Школа – Колледж – ВУЗ », позволяющие с иной точки зрения подходить к отдельным аспектам модернизации непрерывного образования. ...

13 03 2024 5:57:31

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА Статья в формате PDF 120 KB...

11 03 2024 4:16:12

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::