ИНТЕГРАЦИЯ ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ
За прошедшие десятилетия многое изменилось как в общественно - политической и культурной жизни, так и в условиях жизни отдельного человека, и это не могло не отразиться в языке. Открытость границ и свобода слова привели к качественным изменениям в языке.
Так современная лингвистика демонстрирует возросший интерес к социальной обусловленности языка и речи. На основании многих социолингвистических исследований доказано, что в изучении влияния социальных хаpaктеристик на речь говорящего необходим учет не только факторов, обусловливающих развитие и функционирование языка в целом и мыслящихся как нечто достаточно внешнее по отношению к языку, но и таких социально - демографических параметров, как социальный статус, возраст, образование говорящего и гендер.
«Гендер» - одно из важных понятий современного общества. «Гендер» выступает в качестве важного критерия отчасти и потому, что в нашем обществе постоянно говорится о важной роли гендерных различий. Телевидение, литература и народный фольклор очень часто изображают мужчин и женщин существами, совершенно непохожими друг на друга. Родители, учителя и сверстники часто подталкивают детей обращать особое внимание на «гендер».
Само слово «гендер» не имеет в русском языке эквивалентного перевода, а его написание и произношение скалькировано с английского, поэтому полезно проследить, какой смысл и значение приданы этому слову там, откуда оно пришло.
Так в англо-русском словаре В. Мюллера gender имеет два значения. Первое - «грамматический род» и второе - «пол» как шутливое обозначение [1]. В Американском словаре наследия английского языка (American Heritage Dictionary of English Language) слово «гендер» также определено в первую очередь, как классификационный термин, в том числе и как морфологическая хаpaктеристика («грамматический род»), а другое значение - «классификация пола, пол» [2]. Получается, что с одной стороны «гендер» - это грамматическая категория, а с другой - биологическая.
Однако, изначально «гендер» использовался в своем втором значении, т.е. как «пол» (sех) и обозначал те анатомо-физиологические особенности людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины. Считалось, что все различия между мужчинами и женщинами связаны с их биологическими особенностями, т.е. с полом. «Пол» был причиной всех непониманий между ними [3].
Гендерное исследование речевого поведения коммуникантов является одним из актуальных направлений исследований в отечественной и зарубежной лингвистике. Несмотря на обширную литературу по теме исследования, посвященную гендерным исследованиям остается достаточно много вопросов, требующих специального изучения.
В последнее десятилетие появился широкий круг работ, где на разном материале демонстрируются гендерные отличия [4]. Это может быть свидетельством того, что «гендерно маркированный дискурс» [5] представляет собой один из социально обусловленных вариантов языка.
Изучение гендерного аспекта речевой коммуникации позволит полнее учитывать его в общении и, соответственно, сделать коммуникацию более успешной. Это представляет собой несомненный интерес как для лингвистов, работающих над гендерной проблематикой, речевой коммуникацией, так и для пpaктиков, специализирующихся в области риторики, социального менеджмента, психологии, философии. В этом состоит, на наш взгляд, актуальность гендерных исследований. Именно поэтому гендерные исследования включают во многие учебные программы, например, в учебные курсы по языкознанию, лексикологии, теории перевода, лингвистической гендерологии, психологии, философии и др. Использование результатов исследования в лексикографии при обновлении и дополнении существующих словарей, при составлении словарей серии «Язык и культура», а также в лингводидактических целях при преподавании русского и иностранного языков.
Таким образом, мы видим, что «гендер» - это феномен, который охватывает все области человеческого бытия, соответственно, все науки, которые так или иначе связаны с человеком, должны затрагивать данную проблему.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Мюллер В.К. Англо-русский словарь. Изд-во: Диалог ИД. М., 2003. - 895 с.
- American Heritage Dictionary of English Language // «Словарь американского (культурного) наследия». Нью-Йорк, 1999
- Горошко Е.И. Особенности мужского и женского вербального поведения (психолингвистический анализ): Дис...канд. филол. наук. - М., 1996. - 158 с.
- Буренина Н.В. Гендерная стратификация английского языка: исследования и результат // Гендер: язык, культура, коммуникация. Материалы Первой Межд. Конф. М., 1999. С.24.; Горошко Е.И. Особенности мужского и женского стиля письма // Гендерный фактор в языке и коммуникации / Под ред. И.И. Халеевой. - Иваново, 1999. С. 28-41; Ласкова М.В. Грамматическая категория рода в аспекте гендерной лингвистики. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Ростов-на-Дону, 2001.
- Коноваленко И.В. Роль гендерного фактора в коммуникативном поведении мужчин и женщин. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Омск, 2003.
Работа представлена на научную международную конференцию «Европейская интеграция высшего образования», 12-19 июля 2008 г., Черногория (Бечичи). Поступила в редакцию 06.05.2008 г.
Статья в формате PDF 328 KB...
24 04 2024 7:54:31
Статья в формате PDF 119 KB...
23 04 2024 11:43:21
Статья в формате PDF 244 KB...
22 04 2024 7:18:33
Статья в формате PDF 285 KB...
21 04 2024 13:11:20
Статья в формате PDF 110 KB...
20 04 2024 0:39:39
17 04 2024 20:35:10
Статья в формате PDF 217 KB...
16 04 2024 1:36:32
Статья в формате PDF 179 KB...
15 04 2024 9:27:23
Статья в формате PDF 100 KB...
14 04 2024 13:54:57
Статья в формате PDF 123 KB...
13 04 2024 1:32:25
Статья в формате PDF 262 KB...
12 04 2024 19:54:19
Статья в формате PDF 102 KB...
11 04 2024 2:36:16
Статья в формате PDF 148 KB...
10 04 2024 2:15:25
Статья в формате PDF 126 KB...
09 04 2024 7:44:43
Статья в формате PDF 250 KB...
08 04 2024 17:41:44
Статья в формате PDF 264 KB...
07 04 2024 11:24:18
В статье рассматривается понятие речевого воздействия и его интерпретации в лингвистике. Понятие эффективности речевого воздействия и его особенностей раскрывается на материале англоязычных предисловий к учебным изданиям. ...
05 04 2024 20:40:39
Статья в формате PDF 282 KB...
04 04 2024 9:15:26
Статья в формате PDF 156 KB...
03 04 2024 5:11:11
Статья в формате PDF 306 KB...
02 04 2024 0:44:35
31 03 2024 3:43:30
Статья в формате PDF 102 KB...
30 03 2024 13:12:50
Статья в формате PDF 115 KB...
27 03 2024 23:59:52
Статья в формате PDF 361 KB...
26 03 2024 1:21:47
Статья в формате PDF 252 KB...
25 03 2024 11:10:10
Статья в формате PDF 101 KB...
24 03 2024 3:46:20
В рыночной экономии предприятия действуют в условиях конкуренции. Изучая потребителей, не следует забывать о конкурентах. Конкурент – важный элемент инфраструктуры системы маркетинга, оказывающий влияние на маркетинговую стратегию предприятия в отношении товара, поставщиков, покупателей. Исследование позиций конкурентов, а так же анализ конкурентной среды, в которой действуют предприятия, охватывает широкий спектр вопросов и требует привлечения значительного объёма информации. Анализ информации, её интерпретация позволяют специалистам вывести обоснованные оценки по каждому фактору конкуренции и охаpaктеризовывать общее положение предприятий на рынке по отношению к основным конкурентам. ...
23 03 2024 2:38:22
Статья в формате PDF 104 KB...
22 03 2024 4:47:49
На модели экспериментального инфаркта миокарда у крыс на фоне введения препарата лонголайф-IBMED изучены изменения ЭКГ и частоты сердечных сокращений (через 1 час и через 7 суток). Показано, что испытуемый препарат обладает противоишемическим действием, улучшает коронарный кровоток в постинфарктный период, достоверно повышает выживаемость животных. ...
21 03 2024 11:30:14
Статья в формате PDF 112 KB...
20 03 2024 23:10:13
Статья в формате PDF 146 KB...
19 03 2024 1:21:28
Статья в формате PDF 202 KB...
17 03 2024 9:13:53
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::