ИНТЕГРАЦИЯ ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ

За прошедшие десятилетия многое изменилось как в общественно - политической и культурной жизни, так и в условиях жизни отдельного человека, и это не могло не отразиться в языке. Открытость границ и свобода слова привели к качественным изменениям в языке.
Так современная лингвистика демонстрирует возросший интерес к социальной обусловленности языка и речи. На основании многих социолингвистических исследований доказано, что в изучении влияния социальных хаpaктеристик на речь говорящего необходим учет не только факторов, обусловливающих развитие и функционирование языка в целом и мыслящихся как нечто достаточно внешнее по отношению к языку, но и таких социально - демографических параметров, как социальный статус, возраст, образование говорящего и гендер.
«Гендер» - одно из важных понятий современного общества. «Гендер» выступает в качестве важного критерия отчасти и потому, что в нашем обществе постоянно говорится о важной роли гендерных различий. Телевидение, литература и народный фольклор очень часто изображают мужчин и женщин существами, совершенно непохожими друг на друга. Родители, учителя и сверстники часто подталкивают детей обращать особое внимание на «гендер».
Само слово «гендер» не имеет в русском языке эквивалентного перевода, а его написание и произношение скалькировано с английского, поэтому полезно проследить, какой смысл и значение приданы этому слову там, откуда оно пришло.
Так в англо-русском словаре В. Мюллера gender имеет два значения. Первое - «грамматический род» и второе - «пол» как шутливое обозначение [1]. В Американском словаре наследия английского языка (American Heritage Dictionary of English Language) слово «гендер» также определено в первую очередь, как классификационный термин, в том числе и как морфологическая хаpaктеристика («грамматический род»), а другое значение - «классификация пола, пол» [2]. Получается, что с одной стороны «гендер» - это грамматическая категория, а с другой - биологическая.
Однако, изначально «гендер» использовался в своем втором значении, т.е. как «пол» (sех) и обозначал те анатомо-физиологические особенности людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины. Считалось, что все различия между мужчинами и женщинами связаны с их биологическими особенностями, т.е. с полом. «Пол» был причиной всех непониманий между ними [3].
Гендерное исследование речевого поведения коммуникантов является одним из актуальных направлений исследований в отечественной и зарубежной лингвистике. Несмотря на обширную литературу по теме исследования, посвященную гендерным исследованиям остается достаточно много вопросов, требующих специального изучения.
В последнее десятилетие появился широкий круг работ, где на разном материале демонстрируются гендерные отличия [4]. Это может быть свидетельством того, что «гендерно маркированный дискурс» [5] представляет собой один из социально обусловленных вариантов языка.
Изучение гендерного аспекта речевой коммуникации позволит полнее учитывать его в общении и, соответственно, сделать коммуникацию более успешной. Это представляет собой несомненный интерес как для лингвистов, работающих над гендерной проблематикой, речевой коммуникацией, так и для пpaктиков, специализирующихся в области риторики, социального менеджмента, психологии, философии. В этом состоит, на наш взгляд, актуальность гендерных исследований. Именно поэтому гендерные исследования включают во многие учебные программы, например, в учебные курсы по языкознанию, лексикологии, теории перевода, лингвистической гендерологии, психологии, философии и др. Использование результатов исследования в лексикографии при обновлении и дополнении существующих словарей, при составлении словарей серии «Язык и культура», а также в лингводидактических целях при преподавании русского и иностранного языков.
Таким образом, мы видим, что «гендер» - это феномен, который охватывает все области человеческого бытия, соответственно, все науки, которые так или иначе связаны с человеком, должны затрагивать данную проблему.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Мюллер В.К. Англо-русский словарь. Изд-во: Диалог ИД. М., 2003. - 895 с.
- American Heritage Dictionary of English Language // «Словарь американского (культурного) наследия». Нью-Йорк, 1999
- Горошко Е.И. Особенности мужского и женского вербального поведения (психолингвистический анализ): Дис...канд. филол. наук. - М., 1996. - 158 с.
- Буренина Н.В. Гендерная стратификация английского языка: исследования и результат // Гендер: язык, культура, коммуникация. Материалы Первой Межд. Конф. М., 1999. С.24.; Горошко Е.И. Особенности мужского и женского стиля письма // Гендерный фактор в языке и коммуникации / Под ред. И.И. Халеевой. - Иваново, 1999. С. 28-41; Ласкова М.В. Грамматическая категория рода в аспекте гендерной лингвистики. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Ростов-на-Дону, 2001.
- Коноваленко И.В. Роль гендерного фактора в коммуникативном поведении мужчин и женщин. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Омск, 2003.
Работа представлена на научную международную конференцию «Европейская интеграция высшего образования», 12-19 июля 2008 г., Черногория (Бечичи). Поступила в редакцию 06.05.2008 г.
Статья в формате PDF
312 KB...
16 11 2025 11:54:38
Статья в формате PDF
112 KB...
15 11 2025 20:12:41
Статья в формате PDF
115 KB...
14 11 2025 5:50:17
Статья в формате PDF
104 KB...
13 11 2025 5:58:55
Статья в формате PDF
140 KB...
12 11 2025 22:49:30
Статья в формате PDF
115 KB...
09 11 2025 23:29:27
Статья в формате PDF
189 KB...
08 11 2025 1:24:23
Статья в формате PDF
122 KB...
07 11 2025 5:26:46
Статья в формате PDF
141 KB...
06 11 2025 16:24:44
05 11 2025 16:59:51
Статья в формате PDF
270 KB...
03 11 2025 7:41:12
Процессы разрушения твердой среды рассматриваются в связи с формированием и действием сейсмического излучения. Основой анализа является представление о сейсмическом излучении как о передаче в твердой среде механического импульса.
...
31 10 2025 0:35:29
Статья в формате PDF
253 KB...
30 10 2025 18:37:32
Статья в формате PDF
384 KB...
29 10 2025 0:48:12
Статья в формате PDF
123 KB...
28 10 2025 5:22:55
27 10 2025 19:15:42
Статья в формате PDF
113 KB...
25 10 2025 5:37:49
Научно-технический прогресс приносит новый блага цивилизации и ставит новые проблемы перед ней. Автомобильный трaнcпорт дал людям высокую степень мобильности и комфорта, за которые, однако, приходится расплачиваться ухудшением экологии. В статье изучена динамика роста численности автомобильного и грузового трaнcпорта в городе Сочи и тот ущерб, который трaнcпорт наносит экологии сочинского региона.
...
24 10 2025 12:43:19
Статья в формате PDF
273 KB...
23 10 2025 8:56:42
Статья в формате PDF
213 KB...
22 10 2025 12:38:57
Рассматриваются проблемы синтеза искусств в творчестве дагестанских художников, основные художественные и эстетические черты традиционных форм народного искусства, дающие обширный материал для формирования и развития современной художественной культуры Дагестана.
...
21 10 2025 13:50:48
Статья в формате PDF
123 KB...
20 10 2025 14:10:53
19 10 2025 10:32:14
Статья в формате PDF
489 KB...
17 10 2025 10:56:13
Статья в формате PDF
304 KB...
16 10 2025 16:15:10
Статья в формате PDF
109 KB...
14 10 2025 2:20:29
13 10 2025 17:39:39
12 10 2025 23:38:32
Статья в формате PDF
109 KB...
11 10 2025 22:19:22
Статья в формате PDF
108 KB...
10 10 2025 9:51:21
Статья в формате PDF
115 KB...
08 10 2025 4:12:43
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::