ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ – ВЫХОДЦЕВ ИЗ МАЛОДЕТНЫХ СЕМЕЙ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ – ВЫХОДЦЕВ ИЗ МАЛОДЕТНЫХ СЕМЕЙ

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ – ВЫХОДЦЕВ ИЗ МАЛОДЕТНЫХ СЕМЕЙ

Харламова Т.М. Баландина Л.Л. Корниенко Д.С. Статья в формате PDF 107 KB

С целью изучения особенностей хаpaктера родителей детей с патологией зрения - выходцев из малодетных семей, нами были сформированы две выборки. В первую вошли обозначенные испытуемые в количестве 23 человек, во вторую - родители детей с нормальным зрением - 21 человек, также выходцы из малодетных семей. Ко всем 44 испытуемым была применена методика определения акцентуаций хаpaктера К. Леонгарда. Первичные данные обpaбатывались с помощью корреляционного анализа и t-критерия Стьюдента.

Корреляционный анализ позволил обнаружить наличие статистически достоверных связей между исследуемыми показателями и выделить на их основе определенные симптомокомплексы, хаpaктеризующие рассматриваемый феномен. Всего выявлено 18 взаимосвязей, в т.ч. 1 общая и 17 специфичных. Общей является обратная корреляция между показателями «дистимический» и «демонстративный» типы, указывающая на наличие механизмов взаимной компенсации. Можно предположить, что сниженное настроение, фиксация на мрачных сторонах жизни, идеомоторная заторможенность, серьезность родителей обеих выборок соотносится со сниженной способностью к вытеснению, отсутствием демонстративности, тщеславия, нарочитости в поведении и наоборот.

Среди специфичных взаимосвязей наибольший интерес для нас представляют следующие. Показатель гипертимического типа, содержание которого составляют повышенный фон настроения, безудержный оптимизм, высокая активность, предприимчивость, живой ум, общительность и т.п., в выборке родителей детей с патологией зрения коррелирует с показателем демонстративности, основными хаpaктеристиками которого являются стремление произвести впечатление, привлечь внимание, склонность к самовосхвалению и т.п. В то же время в выборке родителей детей-нормы исследуемый показатель взаимосвязан с показателем возбудимого типа, содержание которого составляют выраженная импульсивность поведения, ослабленный самоконтроль, низкая терпимость по отношению к другим людям и т.п. Интересно, что в данной выборке показатель эмотивного типа имеет прямые взаимосвязи с показателями застревающего, тревожного типов и обратную - с показателем педантичного типа. Очевидно, чем чувствительнее, впечатлительнее, эмоционально отзывчивее, эмпатийнее родитель ребенка-нормы, тем более он склонен к застреванию на травмирующих факторах, обидчив, тревожен в отношении судьбы близких, неуверен в собственных силах и тем менее педантичен. В выборке родителей детей с патологией зрения имеет место противоположная тенденция, поскольку показатель педантичного типа коррелирует с показателем тревожного типа и эта попарная корреляция обособлена от остальных взаимосвязей.

В числе специфичных взаимосвязей и корреляции показателя циклотимического типа. В выборке родителей детей с патологией зрения он имеет прямые связи с показателями возбудимого и экзальтированного типов, а в выборке родителей детей-нормы, соответственно, с показателем педантичного типа. Можно предположить, что чем более выражены у испытуемых первой выборки чувствительность к изменениям жизненных ситуаций, подверженность чередованиям периодов повышенного и пониженного настроения, тем более им свойственны импульсивность поведения, двигательное беспокойство, конфликтность, легкость и яркость перехода от восторга к отчаянию и т.п. Во второй выборке усиление циклотимных черт хаpaктера соотносится с повышением аккуратности, стремления к порядку, неспособности к быстрым переменам, принятию ответственности и т.п.

В качестве «ядерного» показателя в выборке родителей детей с патологией зрения из малодетных семей выступает показатель демонстративного типа (3 корреляции, в т.ч. 1 прямая и 2 обратные). Данную акцентуацию хаpaктера отличают, как было сказано выше, постоянное стремление быть в центре внимания, рассказы о себе или событиях, в которых данные личности занимают центральное место. Возможно, тем самым компенсируется чувство неудовлетворенности ролью родителя ребенка с аномалией развития. Обратные корреляции рассматриваемого показателя с показателями застревающего и дистимического типа также могут указывать на наличие механизмов компенсации. При этом, чем более демонстративен в поведении испытуемый данной выборки, тем менее он подвержен длительным аффектам, менее уязвим, менее склонен вынашивать планы мести и концентрироваться на мрачных сторонах жизни.

В выборке родителей детей-нормы в качестве «ядерного» показателя выступает показатель возбудимого типа (4 корреляции, в т.ч. 3 прямых и 1 обратная). Данную акцентуацию хаpaктера, в дополнение к сказанному выше, отличают склонность к протестным реакциям, беспричинные колебания настроения, повышенная требовательность к окружающим, уверенность в собственной правоте, неконтролируемые побуждения и т.п. Связан рассматриваемый показатель с показателями гипертимического, дистимического, экзальтированного типов (прямые корреляции) и демонстративного типа (обратная корреляция). Очевидно, различные хаpaктеристики возбудимого типа, в т.ч. крайне низкая терпимость в области социального взаимодействия, компенсируются у данных испытуемых потребностью самоутверждения в глазах других людей.

Сравнение средних значений исследуемых показателей по t-критерию Стьюдента позволило выявить, что у родителей детей с нормальным зрением в большей степени, чем у родителей детей с патологией зрения выражен показатель циклотимического типа. Следует отметить, что данная акцентуация хаpaктера встречается часто, особенно у людей, занятых интеллектуальной или творческой деятельностью. Ее основными хаpaктеристиками являются частые и не случайные смены гипертимических и дистимических состояний, т.е. переходы от активности, жажды деятельности и т.п. к замедленности реакций, вязкости мышления, ригидности эмоций и т.п.

(Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 08-06-82610 а/У)



БЕГ С РАВНОМЕРНОЙ И ПЕРЕМЕННОЙ СКОРОСТЬЮ

БЕГ С РАВНОМЕРНОЙ И ПЕРЕМЕННОЙ СКОРОСТЬЮ Статья в формате PDF 302 KB...

21 01 2025 7:36:34

МЕЛКИЕ МЛЕКОПИТАЮЩИЕ В ТРАНСФОРМИРОВАННЫХ УРБАНИЗАЦИЕЙ ЛЕСНЫХ ЭКОСИСТЕМАХ

МЕЛКИЕ МЛЕКОПИТАЮЩИЕ В ТРАНСФОРМИРОВАННЫХ УРБАНИЗАЦИЕЙ ЛЕСНЫХ ЭКОСИСТЕМАХ По комплексу признаков оценили трaнcформированные урбанизацией лесные фитоценозы, и населяющие их сообщества мелких млекопитающих в лесопарково-парковой зоне крупного промышленного центра. Выявили, что хотя и наблюдаются общие закономерности в группировке фито- и зооценозов в зависимости от уровня и хаpaктера урбаногенного воздействия, но между ними нет полного соответствия. Специфика сообществ мелких млекопитающих определяется не только эдафо-растительными условиями. Ведущим параметром в трaнcформации сообществ является рекреация и сопровождающие ее факторы. ...

20 01 2025 14:48:20

ШАГ В ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (учебное пособие)

ШАГ В ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (учебное пособие) Статья в формате PDF 114 KB...

16 01 2025 2:29:46

ЕГЭ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ

ЕГЭ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ Статья в формате PDF 99 KB...

13 01 2025 15:38:50

К ПРОБЛЕМЕ СРАВНЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ МОЩНОСТЕЙ

К ПРОБЛЕМЕ СРАВНЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ МОЩНОСТЕЙ Статья в формате PDF 107 KB...

02 01 2025 15:39:57

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОЛУЧЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ ЯЧЕИСТЫХ КОМПОЗИТОВ ИЗ ТЕХНОГЕННЫХ ОТХОДОВ

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОЛУЧЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ ЯЧЕИСТЫХ КОМПОЗИТОВ ИЗ ТЕХНОГЕННЫХ ОТХОДОВ Со дня введения новых СНиПов проектировщики и строители оказались в весьма затруднительном положении. Если строить из традиционных материалов пришлось бы толщину стен увеличить чуть ли не втрое. На наш взгляд, наиболее полно отвечают всем требованиям изделия из газобетона, которые могут одновременно служить стеновым и теплоизоляционным материалом. ...

30 12 2024 12:35:40

ПОКАЗАТЕЛИ ЭНДОГЕННОЙ ИНТОКСИКАЦИИ ПРИ РОЖЕ

ПОКАЗАТЕЛИ ЭНДОГЕННОЙ ИНТОКСИКАЦИИ ПРИ РОЖЕ Статья в формате PDF 109 KB...

25 12 2024 8:12:12

К ВОПРОСУ ОБ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ

К ВОПРОСУ ОБ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ Статья в формате PDF 251 KB...

24 12 2024 1:24:29

НОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ПОЛЯ КОМПЬЮТЕРОВ

НОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ПОЛЯ КОМПЬЮТЕРОВ Статья в формате PDF 278 KB...

19 12 2024 3:29:44

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОТЫ И РАБОТА СИЛЫ ТРЕНИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОТЫ И РАБОТА СИЛЫ ТРЕНИЯ Показано, что общепринятая формула для определения работы справедлива только для частных случаев. Правильное определение работы. Общепринятая формула работы тоже применима только к одному частному случаю. ...

18 12 2024 9:42:28

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ Территориальные различия электopaльных предпочтений отличаются высокой устойчивостью в современной России. Этот феномен подтверждается методом корреляционного анализа. Выделяются шесть основных социальных факторов, влияющих на различия в электopaльной географии: 1) доля городского населения; 2) приближенность к центру; 3) этнический фактор; 4) доля молодежи в составе населения; 5) преобладающие виды деятельности населения; 6) структура социальных связей. Электopaльное поведение в России менее индивидуально, чем в западных странах, большее значение имеют объективные социальные факторы. ...

15 12 2024 15:55:17

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::