ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ – ВЫХОДЦЕВ ИЗ МАЛОДЕТНЫХ СЕМЕЙ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ – ВЫХОДЦЕВ ИЗ МАЛОДЕТНЫХ СЕМЕЙ

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ – ВЫХОДЦЕВ ИЗ МАЛОДЕТНЫХ СЕМЕЙ

Харламова Т.М. Баландина Л.Л. Корниенко Д.С. Статья в формате PDF 107 KB

С целью изучения особенностей хаpaктера родителей детей с патологией зрения - выходцев из малодетных семей, нами были сформированы две выборки. В первую вошли обозначенные испытуемые в количестве 23 человек, во вторую - родители детей с нормальным зрением - 21 человек, также выходцы из малодетных семей. Ко всем 44 испытуемым была применена методика определения акцентуаций хаpaктера К. Леонгарда. Первичные данные обpaбатывались с помощью корреляционного анализа и t-критерия Стьюдента.

Корреляционный анализ позволил обнаружить наличие статистически достоверных связей между исследуемыми показателями и выделить на их основе определенные симптомокомплексы, хаpaктеризующие рассматриваемый феномен. Всего выявлено 18 взаимосвязей, в т.ч. 1 общая и 17 специфичных. Общей является обратная корреляция между показателями «дистимический» и «демонстративный» типы, указывающая на наличие механизмов взаимной компенсации. Можно предположить, что сниженное настроение, фиксация на мрачных сторонах жизни, идеомоторная заторможенность, серьезность родителей обеих выборок соотносится со сниженной способностью к вытеснению, отсутствием демонстративности, тщеславия, нарочитости в поведении и наоборот.

Среди специфичных взаимосвязей наибольший интерес для нас представляют следующие. Показатель гипертимического типа, содержание которого составляют повышенный фон настроения, безудержный оптимизм, высокая активность, предприимчивость, живой ум, общительность и т.п., в выборке родителей детей с патологией зрения коррелирует с показателем демонстративности, основными хаpaктеристиками которого являются стремление произвести впечатление, привлечь внимание, склонность к самовосхвалению и т.п. В то же время в выборке родителей детей-нормы исследуемый показатель взаимосвязан с показателем возбудимого типа, содержание которого составляют выраженная импульсивность поведения, ослабленный самоконтроль, низкая терпимость по отношению к другим людям и т.п. Интересно, что в данной выборке показатель эмотивного типа имеет прямые взаимосвязи с показателями застревающего, тревожного типов и обратную - с показателем педантичного типа. Очевидно, чем чувствительнее, впечатлительнее, эмоционально отзывчивее, эмпатийнее родитель ребенка-нормы, тем более он склонен к застреванию на травмирующих факторах, обидчив, тревожен в отношении судьбы близких, неуверен в собственных силах и тем менее педантичен. В выборке родителей детей с патологией зрения имеет место противоположная тенденция, поскольку показатель педантичного типа коррелирует с показателем тревожного типа и эта попарная корреляция обособлена от остальных взаимосвязей.

В числе специфичных взаимосвязей и корреляции показателя циклотимического типа. В выборке родителей детей с патологией зрения он имеет прямые связи с показателями возбудимого и экзальтированного типов, а в выборке родителей детей-нормы, соответственно, с показателем педантичного типа. Можно предположить, что чем более выражены у испытуемых первой выборки чувствительность к изменениям жизненных ситуаций, подверженность чередованиям периодов повышенного и пониженного настроения, тем более им свойственны импульсивность поведения, двигательное беспокойство, конфликтность, легкость и яркость перехода от восторга к отчаянию и т.п. Во второй выборке усиление циклотимных черт хаpaктера соотносится с повышением аккуратности, стремления к порядку, неспособности к быстрым переменам, принятию ответственности и т.п.

В качестве «ядерного» показателя в выборке родителей детей с патологией зрения из малодетных семей выступает показатель демонстративного типа (3 корреляции, в т.ч. 1 прямая и 2 обратные). Данную акцентуацию хаpaктера отличают, как было сказано выше, постоянное стремление быть в центре внимания, рассказы о себе или событиях, в которых данные личности занимают центральное место. Возможно, тем самым компенсируется чувство неудовлетворенности ролью родителя ребенка с аномалией развития. Обратные корреляции рассматриваемого показателя с показателями застревающего и дистимического типа также могут указывать на наличие механизмов компенсации. При этом, чем более демонстративен в поведении испытуемый данной выборки, тем менее он подвержен длительным аффектам, менее уязвим, менее склонен вынашивать планы мести и концентрироваться на мрачных сторонах жизни.

В выборке родителей детей-нормы в качестве «ядерного» показателя выступает показатель возбудимого типа (4 корреляции, в т.ч. 3 прямых и 1 обратная). Данную акцентуацию хаpaктера, в дополнение к сказанному выше, отличают склонность к протестным реакциям, беспричинные колебания настроения, повышенная требовательность к окружающим, уверенность в собственной правоте, неконтролируемые побуждения и т.п. Связан рассматриваемый показатель с показателями гипертимического, дистимического, экзальтированного типов (прямые корреляции) и демонстративного типа (обратная корреляция). Очевидно, различные хаpaктеристики возбудимого типа, в т.ч. крайне низкая терпимость в области социального взаимодействия, компенсируются у данных испытуемых потребностью самоутверждения в глазах других людей.

Сравнение средних значений исследуемых показателей по t-критерию Стьюдента позволило выявить, что у родителей детей с нормальным зрением в большей степени, чем у родителей детей с патологией зрения выражен показатель циклотимического типа. Следует отметить, что данная акцентуация хаpaктера встречается часто, особенно у людей, занятых интеллектуальной или творческой деятельностью. Ее основными хаpaктеристиками являются частые и не случайные смены гипертимических и дистимических состояний, т.е. переходы от активности, жажды деятельности и т.п. к замедленности реакций, вязкости мышления, ригидности эмоций и т.п.

(Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 08-06-82610 а/У)



СТАБИЛИЗАЦИЯ ЛИНЕЙНЫХ ФАЗОННЫХ ДЕФОРМАЦИЙ В КВАЗИКРИСТАЛЛАХ

СТАБИЛИЗАЦИЯ ЛИНЕЙНЫХ ФАЗОННЫХ ДЕФОРМАЦИЙ В КВАЗИКРИСТАЛЛАХ Предлагается феноменологическое описание фазовых переходов в полигональных квазикристаллах, учитывающее собственную симметрию линейных фазонных и фононных деформаций. Определено представление группы этой симметрии, рассчитан базис инвариантов, построен типичный термодинамический потенциал и проведена симметрийная классификация решений уравнений состояния. ...

13 05 2025 0:30:15

PATHOGENICAL AND PATHOMORPHOLOGICAL ASPECTS OF INFANTILE CEREBRAL PARALYSIS

PATHOGENICAL AND PATHOMORPHOLOGICAL ASPECTS OF INFANTILE CEREBRAL PARALYSIS Статья в формате PDF 119 KB...

11 05 2025 5:52:49

Сравнительный анализ динамики формирования алкогольной зависимости у крыс линий Вистар и WAG/Rij с генотипом А1/А1 по локусу Taq 1A дофаминового рецептора второго типа (DRD2)

Сравнительный анализ динамики формирования алкогольной зависимости у крыс линий Вистар и WAG/Rij с генотипом А1/А1 по локусу Taq 1A дофаминового рецептора второго типа (DRD2) Изложенные в статье результаты свидетельствуют о тождестве динамики формирования алкогольной зависимости у неэпилептической линии крыс (Вистар) и крыс с абсансной эпилепсией (WAG/Rij). ...

05 05 2025 2:29:45

ИХТИОФАУНА ДАГЕСТАНСКОГО ПОБЕРЕЖЬЯ КАСПИЯ

ИХТИОФАУНА ДАГЕСТАНСКОГО ПОБЕРЕЖЬЯ КАСПИЯ Статья в формате PDF 125 KB...

02 05 2025 14:40:20

ФОРМИРОВАНИЕ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ЖЕЛУДКА ЧЕЛОВЕКА В ЭМБРИОГЕНЕЗЕ

ФОРМИРОВАНИЕ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ЖЕЛУДКА ЧЕЛОВЕКА В ЭМБРИОГЕНЕЗЕ Статья посвящена актуальной морфологической проблеме – формирование слизистой оболочки желудка человека, в раннем эмбриогенезе. Проведен анализ и обобщение научных данных в отечественной и зарубежной литературе о формировании слизистой оболочки желудка. Рассматривается вопрос о процессе формирования врожденных пороков развития желудка. ...

30 04 2025 2:10:30

ПРОФИЛЬ ЭТО ИМИДЖ?

ПРОФИЛЬ ЭТО ИМИДЖ? Статья в формате PDF 302 KB...

29 04 2025 21:45:13

СПЕКТРЫ ВОДЫ В РАЗЛИЧНЫХ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЯХ

СПЕКТРЫ ВОДЫ В РАЗЛИЧНЫХ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЯХ Статья в формате PDF 440 KB...

28 04 2025 4:27:10

УНИВЕРСАЛЬНОЕ ИСКУССТВОЗНАНИЕ КАК НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

УНИВЕРСАЛЬНОЕ ИСКУССТВОЗНАНИЕ КАК НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В статье доктора искусствоведения профессора Саратовской консерватории, члeна-корреспондента Российской академии естествознания даётся обоснование нового научного направления – универсального искусствознания, целью которого является комплексное исследование художественного процесса с вовлечением всех видов искусства в их глобальном охвате, а также построение художественной картины мира как особого рода исторической памяти. ...

23 04 2025 11:57:34

К ВОПРОСУ О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ И СРЕДСТВАХ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ

К ВОПРОСУ О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ И СРЕДСТВАХ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ Основная задача при работе с одаренными детьми заключается в том, чтобы поддержать в ребенке стремление к освоению высших ценностей, создать условия, в которых ребенок сможет строить свою личность самостоятельно, накапливать индивидуальный познавательный опыт. Физика наряду с другими фундаментальными науками дает возможность развивать творческие способности учащихся, навыки системного мышления. ...

22 04 2025 10:35:54

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ Статья в формате PDF 103 KB...

20 04 2025 10:18:12

ОБ ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ СПЕЦИФИКЕ НАУКИ И ИСКУССТВА

ОБ ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ СПЕЦИФИКЕ НАУКИ И ИСКУССТВА Статья в формате PDF 129 KB...

16 04 2025 2:44:50

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::