САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В МЕЖКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Болонский процесс - это важнейший компонент европейской интеграции. Европа объединяется на всех направлениях развития культуры. В области политики, права, экономики, связи, медицины и, конечно, образования.
Равноправное международное сотрудничество и взаимные обмены в области образования, регулируемые совместно странами при содействии компетентных международных организаций, способствуют сближению, взаимному обогащению культур и лучшему взаимопониманию народов.
Поощрение и поддержка, в том числе финансовая, международной мобильности студентов и преподавателей призваны стать важным постоянным элементом этого сотрудничества, - что и закреплено в Болонской декларации.
Процессы международной интеграции и создания мультикультурного общества в глобальном масштабе набирают все большие обороты: в первую очередь, в области экономики, образования, обмена культурными ценностями. Все более открытой, поликультурной становится университетская среда, и наши образовательные инициативы не могут не учитывать этого интегрирующего фактора университетского образования. Применительно к образовательным программам Благовещенского государственного педагогического университета, со свойственными ему развитыми формами внутривузовской мобильности, международной открытостью образовательных программ, этот фактор становится один из решающих. Поэтому на первый план выходит решение задачи - самоопределение человека в межкультурном прострaнcтве.
Социум Амурской области многонационален. Наряду с коренным эвенкийский этносом на территории области проживает большое количество «приезжих» представителей различных национальностей республик бывшего Советского Союза (русские, украинцы, белорусы, армяне, грузины, таджики, узбеки, татары и др.). Местность направлено обжита и продолжает обживаться народами из Северной Кореи и Китая. Издавна конституирует культуру Амурской области, в частности БАМа, диаспора российских немцев, пришедших сюда через сложные перипетии отечественной истории. Амурская область - место встречи и интенсивного взаимопроникновения различных культур. Развитие и воспитание личности в современных условиях взаимовлияния и взаимопроникновения разных культур на Дальнем Востоке носит интегративный хаpaктер и может рассматриваться как процесс осознания и укрепления духовно-нравственного потенциала своего народа.
Наиболее сильное влияние на процесс самоопределения личности оказывают традиции народа, его культурно-творческая среда, возможности которой активно применяются в пpaктике современного воспитания. Жизненное, личностное, профессиональное самоопределение человека неразрывно связано с определением в культуре, нахождением нравственных позиций и ценностей, определяющих хаpaктер его взаимоотношений с обществом.
Концептуальной основой современного образования является взаимопроникновение педагогики и культуры. В связи с этим нам представляется важным рассмотреть некоторые подходы и педагогические возможности развития коммуникативных навыков личности как основы самоопределения человека в межкультурном прострaнcтве.
Воспитательная сила народно-творческой среды, по определению А.Э.Измайлова, заключается в том, что дает возможность войти «внутрь жизни», постепенно сформировать человеческие и духовные потребности - от осознания человеком своего «Я», своего места в жизни, до самосовершенствования и саморазвития. С точки зрения современных российских педагогов, чтобы жить и успешно функционировать в мобильном и динамичном обществе ближайшего будущего, личность должна иметь два противоположно направленных ряда качеств. «С одной стороны, человек должен обладать устойчивым, твердым ядром, мировоззрением, социальными и нравственными убеждениями. С другой стороны, индивид должен обладать и высокой психологической лабильностью, гибкостью, способностью осваивать и переpaбатывать информацию и создавать нечто новое» [2, с.195-196], то есть воспитание человека будущего должно быть воспитанием самостоятельности, социальной ответственности и творческой инициативы. Применительно к образованию и воспитанию человека творчество во всех его видах и уровнях выделяется как одна из универсальных ценностей для развития и саморазвития, самоопределения человека [3], способствуя, таким образом, вхождению личности в социум. Творчество предполагает способность личности к ломке сложившихся стереотипов, индивидуальному видению стандартной ситуации и поиску нестандартного выхода из «тупиковой», конфликтной ситуации. Творческие способности позволяют человеку увидеть проблему там, где другие не видят ее, и вовремя принять меры к ее разрешению и погашению возможного конфликта в отношениях людей.
Рассматривая личность как сложную структуру, Л.И.Анцыферова, А.А.Бодалев, Г.Олпорт, Б.Ф.Скиннер, К.Ясперс и другие ученые выделяют в ней коммуникативное ядро, которое интегрирует в себе единство отражения, отношения и поведения, проявляемое при взаимодействии с другими людьми.
Коммуникативное ядро личности включает в себе все формы знания о людях и общностях; все более обобщенные или частичные переживания, проявляемые в контактах с другими людьми или общностями; все виды вербального и невербального поведения. При восприятии человека духовно-нравственное «Я» становится стержнем коммуникативного ядра личности (Г.С.Батищев, М.М.Бахтин и др.). Следовательно, коммуникативное ядро личности - это интегральное образование, в своем совершенстве представленное единством самосознания, самопонимания, самооценкой, а также умением соотносить себя с «ТЫ», познавая окружающих и вступая с ними в различные взаимодействия на коммуникативной основе.
На основе философских и психолого-педагогических подходов мы можем определить следующие пути развития коммуникативного ядра личности:
- Личностное общение должно базироваться на духовном единстве;
- Нравственная коммуникация, предлагающая объединение людей на принципах любви и ненасилия, связанная с признанием
«Другого Я» и реализацией собственной индивидуальности; - Духовно-нравственное «Я» опирается на свободу воли, которая предполагает приоритет этических ценностей над социальными.
Наше представление об эффективном самоопределении человека основано на умении вступать в коммуникативные отношения, то есть «опосредоваться» через освоение культурных форм общения, погружаясь в культурно-творческую среду, обращаясь, в частности, к народной культуре.
Взаимопроникновение культур, языковое взаимообогащение, этно-экономическая и социально-гуманитарная толерантность обеспечивает внутри- и межрегиональную социальную миграцию студентов дальневосточных вузов. С этой целью проводится лингвокультурный мониторинг национального образования (на примере эвенкийского национального образования), социально-экономическое образование развивается при посредстве организации профильных поликультурных образовательных программ, с учетом особенностей образовательного прострaнcтва региона. Работают секции философии, истории и культуры корейского и китайского народов, идет активный обмен делегациями России и Северной Кореи, в состав которых входят представители БГПУ и ДГУПС.
На базах Дальневосточных государственных университетов действуют «Гёте-Центры», которые поддерживают инициативы, сформулированные на крупном социальном форуме «Лига БАМа: проблемы мировоззрения, экономики, социальной истории». Высшее учебное заведение всегда являлось средоточием исследовательской мысли, опopным пунктом развития науки.
Гёте-Центр в г.Тынде может стать не только образовательным и информационным центром изучения и распространения немецкого языка, но и центром реализации Межкультурного Сотрудничества. Здесь место образовательному проекту ДААД по обмену студенческими группами. Проекту «Breitenarbeit» по просветительской работе с российскими немцами, проекту с Портлендским университетом - партнером ДВГУПС и др.
Самоопределение человека через вхождения его в культуру может быть также решено следующим образом: введение преподавания языков и прививания культуры владения иностранным языком в детских садах, как это делалось и делается в Бурятии, в т.ч. на Бурятском участке БАМа, областном центре Амурской области г.Благовещенске (прогимназия №1) и др. В школах города и района кажется уместным более полное использование ресурсов регионального компонента, который позволит познакомить учащихся с культурой местных жителей и провести параллель с родной национальной культурой. Это возможно и при организации летнего детского лингвистического лагеря с привлечением иностранных специалистов, носителей языка: немецкого, эвенкийского, французского, китайского, английского, как это делается в г.Благовещенске (летний лагерь для детей российских немцев - немецкий язык), при Багдаринской школе-интернате Баунтовского района, республика Бурятия (летний этнический лагерь - эвенкийский язык), в г.Хабаровске (полиязыковая смена для школьников на зимних каникулах - английский, немецкий, французский, китайский языки).
Принимая рассмотренные нами позиции, мы подходим к утверждению о том, что человек только тогда Человек, когда его жизнь вплетена в жизнь другого. Коммуникативное ядро личности вплетено в контекст народно-творческого прострaнcтва и является основой самоопределения человека в межкультурном прострaнcтве.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Бодалев А.А. О коммуникативном ядре личности / А.А. Бодалев / Советская педагогика. - 1990. - №5. - С.77-81.
- Кон И.С. Социализация и воспитание молодежи / И.С. Кон // Новое педагогическое мышление/ Под ред, А.В. Петровского. - М.: Педагогика, 1989. - 280 с. - С.191-205.
- Франкл В. Человек в поисках смысла/ В.Франкл. - М.: Прогресс, 1990. - 301 с.
Статья в формате PDF 263 KB...
06 10 2024 4:59:49
Статья в формате PDF 137 KB...
05 10 2024 9:35:47
Статья в формате PDF 120 KB...
04 10 2024 11:47:14
Статья в формате PDF 246 KB...
03 10 2024 15:15:50
Статья в формате PDF 112 KB...
29 09 2024 8:46:58
Статья в формате PDF 266 KB...
28 09 2024 2:28:54
Статья в формате PDF 100 KB...
27 09 2024 18:11:33
Статья в формате PDF 118 KB...
26 09 2024 16:51:23
24 09 2024 11:59:48
Статья в формате PDF 109 KB...
23 09 2024 5:13:29
Статья в формате PDF 732 KB...
22 09 2024 21:32:13
Статья в формате PDF 102 KB...
21 09 2024 23:32:57
Статья в формате PDF 123 KB...
20 09 2024 8:56:40
Статья в формате PDF 289 KB...
17 09 2024 18:52:53
Авторы рассматривают роль и значение в общей системе экологической безопасности окружающей среды и человека с целью повышения эффективности трaнcпортного процесса. Приводятся основные требования, касающиеся надежности и безопасности реконструируемых участков автомагистралей «Дон» и «Кавказ». Раскрываются основные направления установки мощных нейтрализаторов геопатогенных зон (ГПЗ). ...
15 09 2024 10:40:40
Предложен новый подход к изучению земного магнетизма. В центре Земли монополь µ, шаровая молния возникает в пучностях стоячих волн монополя. Гравитация – квадрупольное излучение µ. ...
13 09 2024 6:33:46
Статья в формате PDF 379 KB...
12 09 2024 8:24:38
Статья в формате PDF 459 KB...
11 09 2024 19:31:39
Статья в формате PDF 262 KB...
10 09 2024 21:16:43
В работе представлены результаты органометрического исследования пуповины новорожденных при физиологической беременности и с экстрагeнитaльной патологией: анемией, артериальной гипертензией, артериальной гипотензией, хроническим пиелонефритом с учетом типа телосложения женщины. Выявлена взаимосвязь простых и расчетных показателей параметров пуповины при физиологической и патологической беременности. Это важно для объективной оценки возможных патологических изменений пуповины новорожденных с учетом патологии и соматического типа женщины. ...
09 09 2024 21:38:55
Статья в формате PDF 253 KB...
08 09 2024 9:43:24
Статья в формате PDF 102 KB...
07 09 2024 23:37:48
Статья в формате PDF 125 KB...
06 09 2024 6:51:41
Статья в формате PDF 109 KB...
05 09 2024 9:32:50
Статья в формате PDF 153 KB...
04 09 2024 13:13:54
Статья в формате PDF 144 KB...
03 09 2024 2:18:26
Статья в формате PDF 111 KB...
02 09 2024 9:17:58
Статья в формате PDF 125 KB...
01 09 2024 1:19:27
Статья в формате PDF 120 KB...
31 08 2024 18:57:58
Статья в формате PDF 113 KB...
30 08 2024 0:27:10
Статья в формате PDF 257 KB...
29 08 2024 14:52:17
Статья в формате PDF 119 KB...
28 08 2024 16:28:41
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::