САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ КРЕДИТНО-ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ КРЕДИТНО-ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ КРЕДИТНО-ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ

Захожая Т.М. Статья в формате PDF 122 KB

Экономические и социальные трaнcформации последних десятилетий определяют необходимость изменения подходов к высшему образованию. Включение российского образования в Болонскую систему также концентрирует внимание на изменение структуры и содержания обучения, целей подготовки специалистов, хаpaктер организации учебного процесса, определение роли преподавателя и студента и т.д.

Содержательная модель современного выпускника вуза может быть описана следующим образом. Он должен:

  • быстро адаптироваться в меняющихся жизненных и профессиональных ситуациях с учетом анализа имеющихся проблемных вопросов,
  • быть готовым к постоянному обновлению знаний, саморазвиваться, генерировать новое знание, умело применять знания на пpaктике для решения профессиональных задач,
  • ориентироваться во все возрастающем потоке информации, использовать современные технологии для ее анализа, трaнcформации и использования в профессиональной деятельности и собственной жизни,
  • самостоятельно критически творчески мыслить,
  • быть коммуникабельным, контактным, уметь работать в разных комaндах,
  • быть активным в достижении поставленных целей.

Именно эти качества возможно формировать в условиях активизации самостоятельной работы студентов.

Перестройка образовательной деятельности в кредитно - зачетной системе делает студента центральной фигурой в учебном процессе - формируется индивидуальная траектория обучения, создавая условия его академической мобильности, определяется вариативность содержания образования, приближая его к потребностям рынка, формулируются конкретные требования к качеству подготовки специалистов, выраженные в компетентностном подходе.

Развитие системы самостоятельной работы студентов как отдельного компонента в организации процесса обучения определяется основной идеей Болонской системы - создание условий для развития личности учащегося, формирования его как самостоятельного, мобильного, реагентного субъекта профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа студентов определяется как особая учебно - познавательная деятельность, средство повышения творческой активности и профессионального мастерства с помощью выполнения различных заданий учебного, исследовательского и самообразовательного хаpaктера с применением современных технологий обучения. Самостоятельная работа студента подразделяется на подготовку к семинарским и пpaктическим занятиям, освоение содержания тем, выносимых на самостоятельное обучение, подготовку к различного рода формам контроля (контрольные работы, минизачеты, коллоквиумы и т.д.), выполнение специальных заданий по курсу - домашние задания, написание рефератов, выполнение индивидуальных заданий и т.д.

Методологической базой организации самостоятельной работы студента СРС должны стать системный и деятельностный подходы. Они определяют целенаправленный процесс субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студента, в ходе которого преподаватель, используя различные виды и формы заданий для самостоятельной работы, через систему различных способов и приемов планирования, осуществления и контроля учебно-познавательной деятельности создает условия для формирования
студента как субъекта собственной учебной деятельности.

Основное содержание кредитно - зачетной системы заключается в определении кредита как меры трудоемкости учебой работы студентов и преподавателей. Именно это положение формирует новое понятие самостоятельной работы студента в условиях внедрения принципов Болонского процесса. Трудоемкость дисциплины включает как аудиторную нагрузку студента, так и систему самостоятельной работы по освоению содержания дисциплины. В традиционных системах трудоемкость распределяется как 50 % - 50 %, что пpaктически сводит на нет организацию собственно самостоятельной работы студента, кроме подготовки к семинарским и пpaктическим занятиям, так как количество аудиторной работы не сокращается, при норме 57 часов не происходит уменьшения нагрузки студента и т.д. Внедрение в таких условиях кредитной системы носит формальный хаpaктер пересчета часовой трудоемкости дисциплины на кредиты. При этом содержание подготовки не меняется.

Перестройка учебной деятельности студента по заявленным принципам болонского процесса (формирование мобильности студента) происходит только в том случае, если уменьшается аудиторная работа студента, появляются консультационные часы у преподавателя и самостоятельная работа увеличивается в процентном отношении. Именно в таком случае появляется возможность планирования СРС, планирование системы контроля СРС, определение содержания контроля и т.д. Это в свою очередь приводит к изменению деятельности преподавателя, основной акцент которой в данном случае переносится на организаторскую функцию и функцию методического обеспечения образовательного процесса. Таким образом, перестраивается и структура нагрузки преподавателя, которая зависит не от количества аудиторных часов, а от количества студентов, с которыми работает преподаватель, и от общей трудоемкости дисциплины.

Кроме того, самостоятельная работа студента является обязательным компонентом освоения содержания дисциплины вне зависимости от курса обучения студентов. Это определяет и обязательность для преподавателя ее планирования и организации контроля. Виды, объем и содержание заданий по организации самостоятельной работы студентов устанавливается в соответствии с учебными планами и рабочими программами учебных дисциплин.

Введение такого понятия как трудоемкость дисциплины, распределение часового эквивалента на аудиторную и самостоятельную работу студентов, контроль самостоятельной работы в рамках разнообразных форм определяют появление «контактных» часов для преподавателя и студента. Они являются отдельным видом деятельности преподавателя, это специальная индивидуальная работа со студентами, так называемые индивидуальные консультации. Как представляется, индивидуальные консультации - это форма организации индивидуальной работы преподавателя в виде специально выставленных в расписание учебных занятий, с целью создания условий для индивидуализации обучения.

Обязательным условием организации СРС при использовании кредитов является методическое обеспечение образовательного процесса и переструктурирование содержания образования в рамках модульной технологии обучения, так как формальное сокращение аудиторной нагрузки приведет к несоответствию качества заявленным целям. Сокращение лекционных занятий должно сопровождаться целостной структурно - содержательной перестройкой в рамках компетентностной модели выпускника. Методическое обеспечение учебного процесса также должно соответствовать требованиям современной парадигмы образования, должно выстраиваться в модульной структуре с использованием современных информационных технологий.

Таким образом, построение организации СРС в системе кредитно - зачетных единиц осуществляется в следующих направлениях перестройки учебного процесса в структуре болонских положений:

  • формирование нагрузки преподавателей на основе реального распределения времени с учетом работы с конкретным контингентом студентов,
  • создание прозрачной системы контроля качества обучения на основе автоматизированной системы проектирования учебного процесса по дисциплине (накопительная система и рейтинговый контроль)
  • проектирование содержания образования на основе деятельностного подхода, использование современных технологий обучения.

Признание СРС как самостоятельного компонента учебной деятельности определяет инновационность организации учебного процесса, так как формируется новое качество подготовки специалиста.

В частности при внедрении кредитно - зачетной системы в Сургутском государственном педагогическом университете определились действенные изменения в организации учебного процесса.

  • Планирование СРС осуществляется на основе принятых в университете нормативов из расчета - 40 % аудиторной и 60 % самостоятельной работы студентов.
  • Введена бессессионная система обучения, основанная на непрерывности и систематичности контроля. Аттестация студентов осуществляется по полусеместрам (тетраместрам) - полусеместровая и семестровая аттестация.
  • Контроль в СурГПУ подразделяется на три вида - текущий, рубежный, итоговый. Предметом контроля является уровень усвоения студентом содержания дисциплины, которое может быть усвоено в рамках двух форм - аудиторной работы студента (лекции, семинарские и пpaктические занятия) и самостоятельной работы.
  • Введена система рейтингового контроля. Рейтинговая система оценки успеваемости студентов в ходе всех форм контроля осуществляется по балльной шкале, сопоставимой с общей трудоемкостью дисциплины. Рейтинговый балл выставляется по факту прохождения текущей и рубежной аттестации и рассчитывается по накопительной системе.
  • Контроль осуществляется в индивидуальной и групповой форме.
  • Отдельной формой контроля является индивидуальная работа со студентами (индивидуальные консультации).


КОСМОЛОГИЯ

КОСМОЛОГИЯ Статья в формате PDF 455 KB...

26 11 2022 0:57:26

ТАНГАНОВ БОРИС БАДМАЕВИЧ

ТАНГАНОВ БОРИС БАДМАЕВИЧ Статья в формате PDF 142 KB...

24 11 2022 16:16:51

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ СТРОЕНИЯ СЕЛЕЗЕНКИ В ПОСТНАТАЛЬНОМ ОНТОГЕНЕЗЕ

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ СТРОЕНИЯ СЕЛЕЗЕНКИ В ПОСТНАТАЛЬНОМ ОНТОГЕНЕЗЕ Данная статья посвящена актуальной проблеме – развитию селезенки как органа иммунной системы на этапах постнатального онтогенеза. Приведен сравнительный анализ литературных источников по постнатальному развитию селезенки. В работах отмечается разноречивость некоторых суждений исследователей, касающихся органогенеза и гистогенеза данного органа. ...

19 11 2022 21:40:47

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОЛЩИНЫ СМАЗОЧНОЙ ПЛЕНКИ В ЗОНЕ КОНТАКТА АБРАЗИВНЫХ ЗЕРЕН ПРИ ОБРАБОТКЕ ДЕТАЛЕЙ УПЛОТНЕННЫМ АБРАЗИВОМ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОЛЩИНЫ СМАЗОЧНОЙ ПЛЕНКИ В ЗОНЕ КОНТАКТА АБРАЗИВНЫХ ЗЕРЕН ПРИ ОБРАБОТКЕ ДЕТАЛЕЙ УПЛОТНЕННЫМ АБРАЗИВОМ В статье приведены результаты исследований величин защитных пленок смaзoчно-охлаждающей жидкости (СОЖ) при обработке деталей уплотненным абразивом. При исследовании толщины адсорбционной пленки адсорбцию выражали через молярно – объемные концентрации поверхностно-активных веществ (ПАВ) в растворе абразивной суспензии до и после обработки на экспериментальном стенде камерного типа. Полученные значения величин защитных пленок, необходимы для оценки интенсивности обработки поверхности детали выступами микрорельефа абразивного зерна. ...

16 11 2022 19:53:29

КОНТРОЛЬ СОСТОЯНИЯ ПОДШИПНИКОВЫХ УЗЛОВ

КОНТРОЛЬ СОСТОЯНИЯ ПОДШИПНИКОВЫХ УЗЛОВ Статья в формате PDF 349 KB...

14 11 2022 17:13:24

МЕЛАМИН ВОЛОС И ЗДОРОВЬЕ

МЕЛАМИН ВОЛОС И ЗДОРОВЬЕ Статья в формате PDF 132 KB...

13 11 2022 16:55:40

ВЛИЯНИЕ СВИНЦА НА ПОТОМСТВО БЕЛЫХ КРЫС

ВЛИЯНИЕ СВИНЦА НА ПОТОМСТВО БЕЛЫХ КРЫС Статья в формате PDF 128 KB...

10 11 2022 19:47:15

ТОПОГРАФИЯ КРАНИАЛЬНЫХ БРЫЖЕЕЧНЫХ ЛИМФАТИЧЕСКИХ УЗЛОВ У МОРСКОЙ СВИНКИ

Краниальные брыжеечные лимфатические узлы морской свинки размещаются вдоль ствола одноименной артерии и около конца подвздошно-ободочной артерии (центральные и периферические узлы). ...

08 11 2022 20:20:33

УПРОЧНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТА ВАНАДИРОВАНИЕМ

УПРОЧНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТА ВАНАДИРОВАНИЕМ Статья в формате PDF 259 KB...

04 11 2022 7:30:45

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ФОНЕТИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА ВЬЕТНАМСКИХ СТУДЕНТОВ

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ФОНЕТИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА ВЬЕТНАМСКИХ СТУДЕНТОВ Обучение любому иностранному языку начинается, как правило, с обучения фонетике. Каждый национальный язык имеет свою неповторимую индивидуальную фонетическую систему, которая говорящим на этом языке представляется самой удобной. Фонетическая система вьетнамского языка сильно отличается от фонетической системы русского. Для вьетнамских студентов работа по обучению произношению должна строиться с учётом особенностей вьетнамского языка. В статье были показаны всевозможные трудности в обучении фонетике русского языка вьетнамских студентов, начиная с обучения звуков русской речи до интонации. Вместе с тем были предложены способы устранения ошибок при обучении фонетике русского языка вьетнамских студентов. ...

03 11 2022 6:32:14

СТАТИСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПРИ ХРОНИЧЕСКОЙ СЕРДЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ У БОЛЬНЫХ ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ СЕРДЦА

СТАТИСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПРИ ХРОНИЧЕСКОЙ СЕРДЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ У БОЛЬНЫХ ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ СЕРДЦА В статье описываются математические модели в виде уравнения регрессии, которое позволяет по клиническим признакам хронической сердечной недостаточности со статистической достоверностью предсказать результаты 6-минутного теста. ...

02 11 2022 12:19:57

Феномен технонауки

Феномен технонауки Статья в формате PDF 255 KB...

31 10 2022 7:22:42

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЛОЧНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЛОЧНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Статья в формате PDF 157 KB...

30 10 2022 2:51:14

Новое в технологии лечения разлитого перитонита

Новое в технологии лечения разлитого перитонита Статья в формате PDF 112 KB...

28 10 2022 10:46:43

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::