ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ГРАЖДАНСКОМУ ПРАВУ
Дисциплина «Гражданское право» всегда занимала значимое место в учебном процессе юридических вузов, а с развитием частных начал в жизни обществе его роль еще больше возрастает. Традиционные подходы к обучению в юридических вузах не в полной мере соответствуют потребностям сегодняшнего дня, в этой связи правовая подготовка по гражданскому праву должна учитывать современные тенденции развития образовательного процесса.
Первая тенденция связана с переходом от жесткой обучающей системы со стабильным содержанием учебного материала к гибкой, мобильной, с постоянно меняющимся содержанием. Этот подход нашел непосредственное закрепление в пункте 39 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования, где вузу предоставлено право ежегодно обновлять ООП (в части состава дисциплин (модулей), установленных в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей) ... с учетом развития техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы».[1]
Интеграция учебных дисциплин как один из перспективных инновационных приемов, способствующих устранению предметной разобщенности и фрагментарности мировоззрения студентов, и составляет вторую тенденцию развития образовательного процесса. Данный процесс получил отражение в законодательных актах в виде социального заказа на усиление внимания к проблемам педагогической интеграции. Так, Закон Российской Федерации «Об образовании» (cт.14), проекты ФГОС ВПО третьего поколения закрепляют необходимость построения различных учебных дисциплин в едином психологическом и смысловом ключе.
Междисциплинарные связи между правовыми знаниями, умениями, навыками, необходимыми для формирования профессиональных компетенций, приобретают хаpaктер закономерности и обладают рядом признаков:
1) связи причинно-следственной зависимости одних знаний, умений и навыков от других, связи взаимодействия (например, представления об основных отраслях права, видах правоотношений и источниках права, полученные при изучении «Теории государства и права», предшествуют изучению гражданского правоотношения, регулируемого гражданским законодательством);
2) связи объективные (заложены в требованиях к структуре ООП специалиста в образовательном стандарте по специальности «Юриспруденция»);
3) связи необходимые, которые складываются неизбежно, не могут не возникнуть, например, знание выпускником системы гражданского законодательства РФ и умение пользоваться нормативными правовыми актами обусловлены знаниями и умениями работы с источниками права, полученными при изучении теории государства и права и конституционного права;
4) связи общие (имеют применение при изучении различных общепрофессиональных дисциплин, в частности, выпускник должен знать сущность, содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов правоотношений в различных отраслях права);
5) связи устойчивые (существуют постоянно и не могут прекратиться или разрушиться, ибо правовые знания и умения неотвратимо предопределяют формирование профессиональных компетенций). Речь идет о творческом восприятии информации в рамках междисциплинарных связей знаний о праве и законодательстве, представленных в профессиональных дисциплинах в целом, а не о механическом их заимствовании или догматическом использовании.
Хаpaктер междисциплинарных связей гражданского права с учебными дисциплинами различных циклов неодинаков, с профессиональными дисциплинами он имеет не только прямые, но и обратные связи. Это означает, что гражданское право не только является фундаментальной основой для отдельных дисциплин рассматриваемого блока базовой (например, коммерческое право) или вариативной частей (жилищное, банковское право и т.п.), но в свою очередь подвергается и определенному воздействию с их стороны. Достигается это в основном благодаря разработке и накоплению в рамках изучения данных дисциплин огромного эмпирического материала, который используется в гражданском праве в качестве пpaктических примеров при выработке у обучающихся правовых знаний, умений и навыков через решение пpaктических задач.
Третью тенденцию в совершенствовании преподавания гражданского права, предполагающую интеграцию технологий обучения, преподаватели могут воплотить путем поиска и применения различных форм и методов обучения, приемлемых для данной дисциплины, что стало возможным в результате демократизации и гуманизации нашего общества и закрепления в ст. 44 Конституции РФ гарантированного права преподавателя на творческий поиск.
Важной особенностью теоретического уровня подготовки обучающихся по гражданскому праву является его подвижность (изменчивость). Этим объясняется необходимость постоянного совершенствования не только содержания, но и образовательных технологий.
Учитывая отмеченное, в основу формирования модели обучения по гражданскому праву должны быть положены объективные и субъективные факторы, которые влияют на отбор содержания дисциплины и на распределение учебного материала по курсам, семестрам, темам и уровням усвоения. В настоящее время в соответствии с Законом РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» вузы могут самостоятельно разpaбатывать и утверждать программы учебных дисциплин, в том числе федерального компонента.
Непрерывное развитие системы подготовки студентов по гражданскому праву связано с постоянным изменением и совершенствованием гражданского законодательства, исходя из этого изучать надо правовые понятия, конструкции, категории и их воплощение в законе, формировать надо умения работы с законом, а не требовать точного знания его текста. В условиях коренного обновления гражданского законодательства и всей правовой доктрины, которые последуют в связи с утверждением Президентом РФ в октябре 2009 года «Концепции развития гражданского законодательства», эти слова звучат более, чем актуально.
Учитывая тенденцию снижения аудиторных часов в проектах ФГОС ВПО - III, и то, что объем необходимых для человека знаний быстро возрастает, а интенсификация обучения имеет свои пределы, следует делать главную ставку не на усвоение суммы знаний, а на привитие умений самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке правовой информации.
Мозаичное применение НПА на пpaктических занятиях недостаточно способствует повышению эффективности правовой подготовки. Выработке умений осуществлять системный анализ НПА, находить правовые нормы для прогнозирования ответов на различные правовые вопросы, самостоятельно пополнять свои знания способствует авторская технология обучения, основанная на методике тестирования «с обоснованием»[2]. Использование НПА при обучении гражданскому праву является своего рода подкреплением и поддержкой, что дает возможность студенту, с одной стороны, чувствовать себя увереннее, проявляя самостоятельность при «активном общении с законом», с другой стороны, приобретать навыки в сфере применения правовых норм, которые станут важным «подкреплением» при поиске нужных норм в правовых актов, регулирующих гражданские правоотношения. При «нормативной поддержке» в обучении правовым дисциплинам приобретает особое значение новое понимание и актуализация профессиональных умений юриста. Тестирование «с обоснованием» - это и способ проверки знаний, и способ формирования умений и навыков применения правовых норм, и способ обогащения понятийного запаса правовых категорий, является средством обучения и служит развитию и закреплению системного подхода к изучению гражданского права и формированию компетенций.
[1] Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства 14.02.2008 № 71.
[2] Бондаренко С.А. Формирование правовой компетентности у студентов экономических специальностей.- Барнаул., Изд-воААЭП, 2008. - 156 с.
Статья в формате PDF 135 KB...
11 12 2024 13:42:14
Статья в формате PDF 123 KB...
10 12 2024 16:43:48
Статья в формате PDF 131 KB...
09 12 2024 22:57:42
Статья в формате PDF 292 KB...
08 12 2024 8:21:50
Статья в формате PDF 145 KB...
07 12 2024 15:54:29
Вентральная грыжа – одно из наиболее распространенных хирургических заболеваний, которым страдают 5–7% населения земного шара. Довольно значительный сегмент среди грыж живота занимают паховые грыжи двухсторонней локализации, что представляет собой обособленную проблему современной герниологии. По данным отечественных и зарубежных исследователей на долю больных с контралатеральными паховыми грыжами приходится до15% от всех больных грыжей паховой локализацией. ...
06 12 2024 15:20:30
Статья в формате PDF 227 KB...
05 12 2024 7:34:11
01 12 2024 6:21:56
Статья в формате PDF 231 KB...
30 11 2024 11:50:30
Статья в формате PDF 115 KB...
29 11 2024 0:53:26
Статья в формате PDF 101 KB...
28 11 2024 18:38:34
Статья в формате PDF 100 KB...
27 11 2024 18:18:19
Статья в формате PDF 110 KB...
26 11 2024 9:49:13
Статья в формате PDF 111 KB...
25 11 2024 7:30:25
Статья в формате PDF 277 KB...
24 11 2024 21:10:39
Статья в формате PDF 365 KB...
23 11 2024 13:27:14
22 11 2024 22:37:41
Статья в формате PDF 133 KB...
21 11 2024 17:13:29
Статья в формате PDF 251 KB...
20 11 2024 20:19:22
Статья в формате PDF 156 KB...
19 11 2024 5:59:24
Изучено изменение количества эритроцитов и состояние их мембран при переезде студентов в новую местность и при адаптации к условиям обучения в вузе. Полученные результаты свидетельствуют о более выраженных качественных изменениях эритроцитов по сравнению с их количественным составом. Это выражается в изменении соотношении эритроцитов по стойкости: преобладание числа низкостойких эритроцитов у городских студентов и средне- и высокостойких – у приезжих, что является свидетельством большей выраженности компенсаторных реакций в группе приезжих студентов. ...
17 11 2024 6:42:28
Статья в формате PDF 133 KB...
16 11 2024 9:37:52
Для функционального описания поведения территории нами вводится новые понятия — активность и интенсивность растительного покрова. Причем территория понимается как простейшее геодезическое изображение ландшафта. А сам ландшафт, в свою очередь, является первым компонентом динамической геотриады «ландшафт + население + хозяйство». Активность учитывается по доле площади растительного покрова (леса и древесно-кустарниковая растительность, луга и пастбища, особо охраняемые территории и болота) и этот экологический параметр позволяет хаpaктеризовать фактически образовавшиеся отклонения от территориального экологического равновесия на конкретной территории. Рассмотрены районы и города Республики Марий Эл (РМЭ) по состоянию распределения земель на 01.01.07 г. В наиболее общем случае интенсивность проявляется как активность во времени. Физически интенсивность — это скорость изменений. А активность — это сами изменения в природной, природно-техногенной или технической среде (по площади, урожайности растений, продуктивности почвы и пр.) в некотором срезе времени. ...
15 11 2024 15:11:37
14 11 2024 9:27:46
13 11 2024 19:11:56
Статья в формате PDF 126 KB...
12 11 2024 4:43:46
Статья в формате PDF 113 KB...
11 11 2024 6:20:26
Статья в формате PDF 127 KB...
10 11 2024 1:31:49
Статья в формате PDF 117 KB...
09 11 2024 4:27:45
Статья в формате PDF 127 KB...
08 11 2024 6:52:17
07 11 2024 21:42:53
Статья в формате PDF 121 KB...
06 11 2024 10:47:33
Статья в формате PDF 157 KB...
05 11 2024 17:53:46
Статья в формате PDF 119 KB...
04 11 2024 15:20:40
Статья в формате PDF 262 KB...
03 11 2024 22:52:24
Статья в формате PDF 266 KB...
02 11 2024 8:53:27
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::