НЕСОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

НЕСОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

НЕСОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

Баландина Э.Г. Статья в формате PDF 117 KB

Ведь не в обычае Философии

оставлять в пути невинного

и без сопровождения!

Северин Боэций

В последние несколько лет тема преподавания философии стала предметом оживленной дискуссии. Суть дискуссии заключалась не только в традиционном вопросе о том, как преподавать философию, а о том, стоит ли ее вообще преподавать, нужно ли ее преподавать за пределами нескольких элитарных классических университетов, да еще в качестве общеобязательной дисциплины. Управленческие решения были приняты как будто в пользу преподавания философии: она вошла в корпус стандартных дисциплин, администраторы от образования убеждают преподавательское и научное сообщество в том, что положение философии в учебных программах не изменилось, но вопросы остаются и даже множатся. Философия не в почете ни у властей предержащих, ни у администраторов, ни у тех, кого она призвана «духовно окармливать» - у общества, в частности у студенческой массы. Первые досадуют на ее неутилитарность, неспособность решать государственные задачи, поэтому в лучшем случае ее можно терпеть, тем более, что опасаться современной философии не следует: с вырванным жалом социальной критики она способна разве что перетаптывать собственную историю или упражняться в постмодернистских «дискурсах». Вторые (администраторы) приручают философию жесткими рамками госстандартов, тестов, учебных планов, где приличия ради, философия сохраняется, как полугодовой курс из десятка лекций и десятка же семинаров. Тайная мечта освободиться от «обольстительных мудрований философии» просматривается в рекомендациях заменить ее преподаванием разнообразных «философий»: права, менеджмента, религии, культуры, физики, медицины и т.д. и т.д.

Для третьих философия представляется ни к чему не обязывающим многословием, не имеющим пpaктической ценности. Дух утилитаризма и пpaктицизма, царящий в обществе, требует немедленных, зримо и материально выраженных результатов всякой деятельности. Вряд ли, однако, можно измерять значимость философии экономическим критерием эффективности или прагматическим критерием пользы. Это не значит, что философия, занятия ею, обучение ей бесполезны. Но чаще она действительно не дает непосредственных, тем более количественно измеримых результатов. Для подтверждения высокой роли философии приходится ссылаться на мнения признанных авторитетов в области науки и духовной культуры. Вот философия когда-то рассеяла печали и горести заключенного Северина Боэция, вот Фрейд утверждал зависимость общей культуры общества от достойного места философии в нем, вот Кант определял философию как законодательство свободного человеческого разума. Отсюда свободное общество невозможно без свободных людей, свобода невозможна без свободы разума, а свободу разума обеспечивает философия. Так обычно профессиональное сообщество философов и преподавателей философии оправдывает свое право на существование в современном обществе, вынуждающем постоянно это право доказывать. Философия потеряла образ и статус духовного лидера, и странным было бы отнести к современности утверждение Гегеля о том, что философия есть самосознание эпохи. Философские кафедры в вузах борются за выживание, они живут там, где их терпят, они утратили достоинство духовного лидерства и не смеют даже претендовать на него. Кандидат философских наук - а именно из них состоит основной корпус преподавателей этой дисциплины - либо не очень хорошо подготовленный выпускник какого-нибудь наспех сколоченного в начале 90-х годов «философского факультета», либо совершивший побег из другой области знания и деятельности: тут встретишь инженеров, филологов, врачей, музыкантов... да кого только не встретишь в эдемских кущах философии.

Итак, отношение государства и общества к философии, состояние самого преподавательского корпуса как будто не оставляют сомнений: с философией должно быть покончено ввиду ее полной бесполезности и несостоятельности. Мировоззренческие, аксиологические и мopaльные вопросы вполне может взять на себя религия, тем более, что она совсем не прочь заменить философию в рассуждениях о смысле жизни и дать ответы на все смысложизненные вопросы. Необходимость философской методологии для развития науки не столь очевидна, как это представляется самим философам. Прикладные, эмпирические задачи не нуждаются в разработке категориального аппарата и философско-методологического инструментария; научной стратегией занимается ничтожно малое число ученых, значит и философскую подготовку можно вынести за пределы вузовских планов. Философия как искусство жизни тоже неактуальна, для этого нужны отнюдь не философские навыки.

Наконец философия имеет дело с тем, что недоступно зрению, слуху, тактильным ощущениям, она имеет дело с идеей, понятием, категорией. А наш современный мир аудиовизуальный, то, что находится за пределами чувственного восприятия, попросту не трaнcлируется и не воспринимается. Философ, по своей природе отключенный от медийных средств, вынужден - но редко когда удачно - использовать эти средства в педагогической пpaктике в виде мультимедийных лекций, Интернет - тестирования, дистанционного обучения.

И все-таки хотелось бы верить, что для философии в вузе «все не так суицидально». Нынешняя ситуация для нее отнюдь не нова. С самого начала своего существования философия должна была доказывать свое право на жизнь, она сопротивляется усилиям похоронить или приручить ее уже третье тысячелетие. Так что основания для оптимизма есть. Гораздо труднее вопрос, что же она должна делать сегодня в вузе и имеет ли ресурсы для своего философского дела?

 Не прямо, но косвенно, она продолжает выполнять свои функции. В мировоззрении за нею сохраняется способность формировать критическое мышление, в том числе и по отношению к самой себе. Критика есть способность к сомнению и последующему рефлексивному анализу, представляющая необходимый компонент мышления как такового и творческого мышления в особенности. Никакая частная наука, ни тем более религия не дает интеллектуальной пpaктики критики и самоанализа.

В способности к критическому мышлению может нуждаться большая или меньшая часть людей, могут нуждаться единицы, но нужда в такой способности никогда не исчезает полностью. Философское сообщество и сообщество преподавателей философии будет достойно уважения, обратившись к утверждению новых критических механизмов в общественном и индивидуальном сознании. Философия займет свое место, выполняя новую «охранительную» функцию: став стражем свободы духа. Когда Хайдеггера спросили, почему падает престиж философии, он ответил, что философия нужна только свободному человеку. Если есть кризис свободы - есть кризис философии. И наоборот: кризис философии свидетельствует о недостатке свободы. Речь идет не столько о свободах политических, сколько о свободе мышления, которой действительно не хватает. Не хватает мужества жить собственным умом, не хватает ума, чтобы жить мужественно, не суетясь и не требуя признания «здесь, сейчас и немедленно». Такое признание сейчас обеспечивает не философия, а СМИ и по законам СМИ. Имеется несколько правил добиться признания в качестве «медиа - философа». Как можно громче обругивать классиков и предшественников, как можно чаще участвовать в околофилософских ток-шоу, желательно иметь нетрадиционную концепцию чего-нибудь, и эпатировать время от времени «почтеннейшую публику» устными или письменными выступлениями. Словом, быть суперсовременным философом, тогда как философия не бывает современной или несовременной. Ее время - вечность.

Наконец, самый болезненный вопрос для философии - ее пpaктическая ценность. Она, на наш взгляд состоит в воспитании пpaктических навыков мышления. Они появляются только в диалогических пpaктиках, в умении сформулировать и переформулировать проблему, увидеть новую постановку вопроса, продемонстрировать разномыслие и разнословие с включением в общий строй мышления разнообразных форм духовной деятельности, ценностных установок. Пpaктически философская задача сделать мир людей более понятным и «человекоразмерным», противостоять в нем всяческой ограниченности, узости и косности.

Все эти задачи требуют решительного организационного «перекоса» в сторону пpaктических, групповых, индивидуальных занятий, относительного сокращения лекционных часов и увеличения длительности семинаров. Задачи предъявляют также те требования к преподавателям, которые, как можно предвидеть, не всем окажутся по силам: уметь вести диалог, выслушивать альтернативные точки зрения, дирижировать разномыслием, резюмировать все сказанное, присоединяя, а не навязывая собственное видение вопроса.

Переход к реформе образования особо остро ставит вопрос о преемственности, о сохранении традиций отечественного образования и науки. Одной из таких традиций является идеал университетски образованного человека, сочетающего мировоззренческую широту и глубокое знание своей специальности. Философия призвана сохранять и культивировать этот идеал, противопоставляя себя опасной тенденции к узкоспециализированному и утилитарному «пэтэушному» образованию. Такова ее сегодняшняя задача, такова ее вечная миссия. И если она окажется выполнимой, возможно, мы еще станем свидетелями получения российскими вузами наивысших экспертных оценок международного сообщества, как это было в конце 50-х - начале 60-х гг. прошлого, ХХ столетия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Боэций. ´´Утешение философией´´ и другие тpaктаты. - М., 1990.
  2. Гобозов И.А. Куда катится философия. - М. Издатель Савин С.А. 2005 г.
  3. Кант И. Спор факультетов// Кант И. Соч. в шести томах. Т. 6 - М. 1966 г с.311 - 334
  4. Лангер С. Философия в новом ключе - М. Республика, 2000
  5. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура - М. Ренессанс, 1992.
  6. Хайдеггер М. Ницше и пустота. - М. Эксмо, 2006 г.
  7. Хофмайстер Х. Что значит мыслить философски - СПб. 2000

Работа представлена на научную международную конференцию «Перспективы развития вузовской науки», "Дагомыс" (Сочи), 20-23 сентября 2008 г. Поступила в редакцию 23.09.2008.



БИОФИЗИКА (учебник для вузов)

БИОФИЗИКА (учебник для вузов) Статья в формате PDF 127 KB...

09 08 2022 19:36:54

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА СЕМЯН МАСЛИЧНОГО ЛЬНА

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА СЕМЯН МАСЛИЧНОГО ЛЬНА Статья в формате PDF 138 KB...

06 08 2022 20:33:17

ОСОБЕННОСТИ ОБМЕНА НЕКУЛЬТИВИРУЕМЫХ ФОРМ ХОЛЕРНЫХ ВИБРИОНОВ

ОСОБЕННОСТИ ОБМЕНА НЕКУЛЬТИВИРУЕМЫХ ФОРМ ХОЛЕРНЫХ ВИБРИОНОВ Приведенные материалы исследования позволяют заключить следующее. Изменения в диссимиляции глюкозы происходят еще до утраты клетками способности образовывать колонии на питательных средах. Уменьшение количества и замедление выхода радиоактивного углекислого газа в НФ холерных вибрионов, вероятно, связано с перестройкой метаболизма, проявляющемся в сдвиге его в сторону гликолиза и разрывом цепей цикла Кребса, хаpaктерным для хемолитоавтотрофов. Пребывание в условиях микрокосмов при низкой температуре индуцирует функционирования цикла Кальвина, что вероятно, обеспечивает клетку необходимыми пластическими материалами и способствует выживанию при отсутствии органических питательных веществ. ...

04 08 2022 21:55:15

Изомерия и гомеостаз популяций

Изомерия и гомеостаз популяций Статья в формате PDF 102 KB...

03 08 2022 13:35:17

О ПРИЧИНАХ И УСТРАНЕНИИ НЕВОСПРОИЗВОДИМОСТИ КОНСТАНТ ДИССОЦИАЦИИ КВЕРЦЕТИНА

О ПРИЧИНАХ И УСТРАНЕНИИ НЕВОСПРОИЗВОДИМОСТИ КОНСТАНТ ДИССОЦИАЦИИ КВЕРЦЕТИНА Известные значения констант диссоциации одного из самых распространенных природных флавоноидов – кверцетина – отличаются крайней невоспроизводимостью. Одной из причин этого следует считать легкое окисление кверцетина в процессе титрования кислородом воздуха. Для устранения этого эффекта предложен модифицированный вариант потенциометрического титрования с барботированием инертного газа (азот) через титруемый раствор с добавкой в него неионогенного детергента. Полученное таким способом значение pKaI кверцетина равно 6.62 ± 0.04. Из этого следует принципиально важный вывод: в нейтральной среде (при рН ~ 7) кверцетин и, возможно, другие флавонолы, пpaктически полностью диссоциированы. ...

31 07 2022 6:14:44

СТРОЕНИЕ КЛАПАНОВ БЕДРЕННОЙ ВЕНЫ У ЧЕЛОВЕКА

СТРОЕНИЕ КЛАПАНОВ БЕДРЕННОЙ ВЕНЫ У ЧЕЛОВЕКА Статья в формате PDF 107 KB...

29 07 2022 9:17:36

РОССИЙСКАЯ ВЛАСТЬ И ГЕНДЕРНЫЙ ДИСКУРС

РОССИЙСКАЯ ВЛАСТЬ И ГЕНДЕРНЫЙ ДИСКУРС Статья в формате PDF 150 KB...

27 07 2022 15:46:47

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ИНТЕНСИВНОСТИ НАГРЕВА МЕТАЛЛА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕЖИМОВ РАБОТЫ ЭЛЕКТРОПЕЧНЫХ АГРЕГАТОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ИНТЕНСИВНОСТИ НАГРЕВА МЕТАЛЛА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕЖИМОВ РАБОТЫ ЭЛЕКТРОПЕЧНЫХ АГРЕГАТОВ В статье даются разъяснения к применению зависимости коэффициента интенсивности нагрева (kи.н) металла от тока электрода с целью обеспечения оптимальных электрических и технологических показателей работы электропечных агрегатов для случаев экранированного и неэкранированного горения дуг. Представлено соспоставление скорости нагрева металла и kи.н для двух указанных случаев. ...

21 07 2022 3:47:51

Структура собеседования

Структура собеседования Статья в формате PDF 254 KB...

20 07 2022 16:33:50

ОБЩАЯ СХЕМА ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА РАЗМОЛА ПОЛУФАБРИКАТОВ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ДВП

ОБЩАЯ СХЕМА ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА РАЗМОЛА ПОЛУФАБРИКАТОВ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ДВП В работе определено значение процесса размола древесной массы в общей технологии получения древесноволокнистых плит. Показана взаимосвязь основных технологических, конструктивных и энергосиловых параметров размольных установок и влияние их на качественные, количественные хаpaктеристики получения древесноволокнистых плит. ...

18 07 2022 15:37:39

О ПЕРСПЕКТИВАХ ЭВОЛЮЦИИ НООСФЕРЫ

О ПЕРСПЕКТИВАХ ЭВОЛЮЦИИ НООСФЕРЫ Статья в формате PDF 183 KB...

01 07 2022 13:18:26

ИСТОКИ ФРАКТАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

ИСТОКИ ФРАКТАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ Статья в формате PDF 245 KB...

29 06 2022 20:19:42

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::