ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ ТЮМЕНСКОГО ОПОРНОГО ПУНКТА ВНИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА ИМ. Н.И. ВАВИЛОВА)
Стратегия работы с генетическими ресурсами культурных растений и их диких сородичей была определена Н.И. Вавиловым еще в 20-х - 30-х годах прошлого столетия. Работа с биоразнообразием растений включает сбор, поддержание, организацию комплексного изучения коллекций.
Известно, что в получении устойчивых урожаев, улучшении качества продукции, повышении экономической эффективности ведущих зерновых культур (пшеница, ячмень, овес) значительная роль принадлежит сорту. Однако при подборе сортов для сложных почвенно-климатических условий требуется быстрая и объективная оценка по комплексу хозяйственно-ценных признаков к нeблагоприятным факторам среды на всех этапах органогенеза. Решение этих задач возможно усилиями высококвалифицированных специалистов.
В 2005 году в Тюменском государственном университете (биологический факультет, кафедра ботаники и биотехнологии растений) был открыт Тюменский опopный пункт ВНИИ растениеводства им. Н.И. Вавилова.
Целью проводимых исследований является изучение генофонда культурных растений по комплексу ценных признаков и биологических свойств, с выделением и рекомендацией исходного материала для селекции в условиях юга Тюменской области.
В изучении находятся 80 образцов яровой мягкой пшеницы, поступивших из 14 регионов Российской Федерации (45,0%) и 16 зарубежных стран (55,0%). Оцениваемый материал представлен 9 ботаническими разновидностями, из которых наиболее многочисленна разновидность lutescens (Alef.) Mansf. (36 образцов или 45,0% от всего набора). Значительную долю (25,0% и 12,5% соответственно) составляют разновидности eritrospermum Korn. и ferrugeneum (Alef.) Mansf.
Коллекция овса (51 образец) представлена материалом отечественной (51%) и зарубежной (49%) селекции. Образцы для изучения поступили из 9 областей и 2 краев России, а также из 19 зарубежных стран. Из культурных видов ди- , тетра- и гексаплоидных групп в испытание включены Avena sativa, Avena strigosa, Avena abyssinica, Avena byzantina и представлены образцами, относящимися к различным ботаническим разновидностям (mutica, aurea, aristata и др.).
Полную оценку в течение 3 лет (2004-2006 гг.) прошли 80 образцов ячменя различного эколого-географического происхождения (Россия, Беларусь, Литва, Украина, Латвия, Казахстан, Эстония, Норвегия, Швеция, Дания, Финляндия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Германия, Чехия, Польша, Канада, США); доля образцов зарубежной селекции - 66,5%. Изучаемая коллекция представлена двумя подвидами ячменя: двурядным (Hordeum distichon J.) (68 образцов) и многорядным (Hordeum vulgare J.) (12 образцов); насчитывается семь ботанических разновидностей (pallidum, submedicum, medicum, glabrideficiens, erectum, ricotense, nutans).
Озимая мягкая пшеница получена (94 образца) из 17 областей и 2 краев Российской Федерации, а также из Татарстана, Казахстана и Украины. Основные разновидности: lutescens (Alef.) Mansf., albidum Al., graecum (Koern.) Mansf., eritrospermum Korn., milturum, ferrugeneum (Alef.) Mansf.
Кроме того, в коллекционных питомниках проводятся исследования на горохе (120 образцов), люпине (32 образца), лекарственных растениях (33 вида из 15 семейств).
Полевое испытание коллекций проводится на экспериментальных участках биостанции «Кучак» (Нижне-Тавдинский район Тюменской области) и биологического факультета (г. Тюмень); лабораторные опыты - на базе кафедры ботаники и биотехнологии растений ТюмГУ, оснащенной современным оборудованием.
В научно-исследовательской работе наряду с сотрудниками опopного пункта и преподавателями, принимают участие студенты и аспиранты, выполняющие темы курсовых, дипломных работ и диссертаций.
Гербарный фонд кафедры пополняется культурными растениями: проводится паспортизация генофонда, создается банк семян.
Преподавателям и аспирантам кафедры предоставляется возможность стажировки в отделах и лабораториях ВНИИР им. Н.И.Вавилова.
Результаты научных исследований используются при чтении лекций по дисциплинам: Биологические основы растениеводства, Болезни растений, Методы изучения популяций растений, Феногенетика, Адаптивный потенциал культурных растений и др.
Статья в формате PDF 100 KB...
08 12 2024 22:19:58
06 12 2024 7:44:46
Статья в формате PDF 133 KB...
05 12 2024 7:52:21
Статья в формате PDF 122 KB...
04 12 2024 4:47:31
Статья в формате PDF 117 KB...
03 12 2024 11:41:51
Статья в формате PDF 307 KB...
02 12 2024 6:15:58
Статья в формате PDF 125 KB...
01 12 2024 23:15:49
Статья в формате PDF 114 KB...
30 11 2024 16:30:14
29 11 2024 5:34:51
Статья в формате PDF 314 KB...
28 11 2024 3:12:11
Статья в формате PDF 117 KB...
27 11 2024 17:21:41
Статья в формате PDF 374 KB...
25 11 2024 5:11:29
Статья в формате PDF 231 KB...
24 11 2024 7:20:13
Статья в формате PDF 108 KB...
23 11 2024 13:34:13
22 11 2024 11:13:59
Статья в формате PDF 129 KB...
20 11 2024 9:49:23
Статья в формате PDF 102 KB...
19 11 2024 0:54:34
Статья в формате PDF 316 KB...
18 11 2024 7:54:34
Статья в формате PDF 118 KB...
17 11 2024 22:33:21
Проведена работа по полевому и лабораторному изучению современного гидрохимического состояния воды и донных отложений рек зоны воздействия угледобывающего промышленного комплекса Южной Якутии. На основе анализа результатов исследований дана оценка качества данных водотоков. Установлено загрязнение нормируемого содержания некоторых компонентов воды естественного и техногенного хаpaктера. ...
15 11 2024 13:24:27
Статья в формате PDF 123 KB...
14 11 2024 20:28:29
Статья в формате PDF 129 KB...
13 11 2024 6:58:31
Статья в формате PDF 161 KB...
12 11 2024 4:11:46
Статья в формате PDF 106 KB...
11 11 2024 0:27:11
Статья в формате PDF 137 KB...
10 11 2024 9:49:23
Статья в формате PDF 284 KB...
08 11 2024 22:30:56
07 11 2024 10:33:34
Статья в формате PDF 118 KB...
06 11 2024 15:22:50
Статья в формате PDF 123 KB...
05 11 2024 13:57:21
Статья в формате PDF 101 KB...
04 11 2024 14:53:51
Статья в формате PDF 159 KB...
03 11 2024 21:56:42
Статья в формате PDF 174 KB...
02 11 2024 21:12:17
Статья в формате PDF 151 KB...
30 10 2024 17:14:49
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::