ИССЛЕДОВАНИЕ РИСКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО НЕСООТВЕТСТВИЯ К ВРАЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С одной стороны, неправильный выбор профессии или специальности осложняет достижение профессиональной успешности, с другой стороны способствует появлению состояний неудовлетворенности, психической угнетенности, лежит в основе многих личностных конфликтов, нeблагоприятно влияет на функциональное состояние организма в целом. Для представителей профессий социономического типа отмечается рост распространенности такого проявления профессиональной дезадаптации как «синдром профессионального выгорания» (СПВ). Согласно современным взглядам, это явление хаpaктеризуют физическая и эмоциональная истощенность (чувство эмоциональной опустошенности и усталости); деперсонализация (циничное отношение к труду и объектам своего труда), редукция профессиональных достижений. Учитывая хаpaктеристики СПВ, для врачебной деятельности профессиональная дезадаптация приобретает особое значение, так как является фактором риска ухудшения здоровья не только самого профессионала, но и объекта его труда - в данном случае пациента. Исследования СПВ у медицинских работников показали, что одной из причин его развития является завышенная оценка собственных профессиональных и личностных возможностей [1]. Таким образом, рациональный выбор специальности для врачебных профессий имеет двойное, медикосоциальное значение, обуславливая не только здоровье будущего врачаспециалиста, но и опосредованно различных групп населения.
В связи с этим нами проводилось изучение профессионального соответствия студентов старших курсов медицинского вуза, составивших репрезентативные модельные группы будущих хирургов («хирурги») и терапевтов («терапевты»), общим числом 211 человек с паритетным соотношением юношей и дeвyшек. Для реализации поставленной цели использовались социологические методы (анкетирование, метод экспертных оценок), клинико-физиологические (методика Апанасенко Г.Л., 1992) и психодиагностические (тесты-опросники Спилбергера, Тейлора, Айзенка, БассаДарки, шкала оценки потребности в достижении, оценка уровня невротизации по Л.Л. Дмитриевой,1990).
Согласно полученным результатам, 32,7% студентов группы «хирургов» и 47,0% (р>0,05) студентов группы «терапевтов» не имеют четкого представления о хаpaктере будущей профессиональной деятельности; 66,6% и 70,8% (р>0,05) студентов указанных групп не могут конкретизировать причину выбора специальности; 54,5% и 29,4% (р<0,05) считают, что «не совсем» соответствуют выбранному профилю. Индексные оценки представления о хаpaктере будущей деятельности [2] у юношей-«хирургов» составили в среднем - 0,72, у дeвyшек-«хирургов» - 0,75 (р>0,05); в группе «терапевтов» соответственно -0,78 и 0,62 (р<0,05) (рис.1). При этом индексные оценки личностной идентификации студентов профилю специализации в модельной группе хирургов - 0,82 у юношей и 0,72 у дeвyшек (р<0,05); в модельной группе терапевтов соответственно 0,82 и 0,81 (р>0,05).
Рис.1. Соотношение представления о профессиональной деятельности и оценки своего соответствия ей у студентов модельных групп
В сравниваемых группах отмечается расхождение между представлениями студентов о хаpaктере будущей деятельности и оценкой своего соответствия ей, достоверное (р<0,05) у юношей в модельной группе хирургов и дeвyшек в группе терапевтов. В основе такого расхождения высокая оценка своего соответствия выбранной специальности на фоне недостаточного представления об особенностях профессиональной деятельности.
Объективная оценка соответствия индивидуума выбранной профессии, несомненно, должна основываться на знании тех требований, которые она предъявляет к специалисту. Среди наиболее важных - хаpaктеристики здоровья и психоэмоционального статуса. В то же время, подростки и молодежь, как правило, не учитывают имеющиеся у них заболевания при выборе профессии и специальности [3,4,5].
По результатам экспертной оценки для врачей хирургического и терапевтического профиля были выделены наиболее важные для успешной реализации профессиональной деятельности хаpaктеристики соматического здоровья и психоэмоционального статуса с градациями «значимые» и «необходимые» профессионально значимые качества (ПЗК). Для врачей хирургического профиля отмечены 49 ПЗК, из которых 28 - необходимых и 21 - значимых; для терапевтов 41 ПЗК, из которых - 10 - необходимых и 31 - значимых. Полученные результаты свидетельствуют о дифференцированности комплексов ПЗК для врачей хирургического и терапевтического профиля. Основное различие заключается в большей значимости для экспертов-хирургов показателей соматического здоровья, которым вместе с психоэмоциональными свойствами личности они придают приоритетное значение (средний балл оценки степени значимости показателей соматического здоровья у хирургов выше, чем у терапевтов (р<0,001).По нашим данным, в модельной группе хирургов большинство юношей (76,3%) не соответствует выбранной специальности по ряду профессионально «необходимых» показателей физического развития и состояния здоровья, среди дeвyшек аналогичное несоответствие выявлено у 51,9% (р<0,05). В частности, у 36,6% юношей и 22,3% дeвyшек этой группы (р>0,05) уровень соматического здоровья соответствует градации т «низкий», у 36,8% и 29,6% «ниже среднего» (р>0,05).
Согласно экспертной оценке, для врачей терапевтического профиля показатели соматического здоровья не относятся к категории «необходимых». В то же время, к «значимым» эксперты-терапевты отнесли такие признаки, как выносливость, физическая работоспособность, что позволяет предположить у 42,8% юношей и 20,7% дeвyшек группы «терапевтов» (р<0,05) с «низким» уровнем здоровья возможное их несоответствие выбранной специальности по этим ПЗК.
Оценка психоэмоционального статуса студентов-медиков также выявила возможность потенциального несоответствия по ряду «необходимых» и «значимых» для профессии качеств. Так, у 37,1% юношей и 70,7% дeвyшек группы «хирургов» была выявлена эмоциональная нестабильность, что может явиться предпосылкой несоответствия таким отмеченным экспертами-хирургами необходимым профессиональным качествам, как сдержанность, уравновешенность, самоконтроль, умение выслушать собеседника и таким значимым как спокойствие, терпеливость. Кроме того, у каждого четвертого юноши (25,8%) и у половины дeвyшек (53,4%) отмечена интроверсия, осложняющая реализацию такого необходимого признака, как способность к коллегиальной работе и таких значимых признаков, как умение установить психологический контакт, коммуникабельность.
Исследование по методике БассаДарки выявило у 52,2% юношей и 81,3% дeвyшек этой группы высокие индексы враждебности, что может обусловить несоответствие таким необходимым качествам, как способность к состраданию и сочувствию, уважение к чужому мнению, а также таким значимым признакам, как чуткость, сердечность, милосердие, снисходительное отношение к чужим ошибкам, терпимость к чужим недостаткам, эмпатия.
Серьезную проблему для реализации многих качеств, необходимых хирургу, создает высокий уровень невротизации студентов, преимущественно астенотревожной направленности. Так, у 54,1% юношей и 62,3% дeвyшек из группы «хирургов» определены субклинические уровни невротических состояний и соответственно у 8,3% и 14,8% клинические уровни. Наличие субклинических и особенно клинических уровней невротических состояний может отрицательно влиять на такие необходимые, по мнению экспертов, для специальности качества, как скорость восприятия и переработки информации, запоминания, умственная и физическая работоспособность в вечернее и ночное время, снижать стрессовую устойчивость индивида, затруднять выполнение профессиональных функций в критических ситуациях.
Оценка психоэмоционального статуса студентов модельной группы терапевтов выявила у 34,4% юношей и 49,4% дeвyшек высокие уровни личностной тревожности, у 20,9% юношей и 46,4% дeвyшек высокие уровни общей тревожности. У 51,8% юношей и 73,3% дeвyшек группы «терапевтов» определена эмоциональная нестабильность (р<0,05), у 38,1% юношей и 37,4% дeвyшек отмечена интроверсия. Общий уровень невротизации студентов группы «терапевтов» составляет 85,7 % для юношей и 100% для дeвyшек. У 21,4% юношей и 23,5% дeвyшек группы «терапевтов» определены клинические уровни невротических состояний и соответственно у 64,3% и 78,4% субклинические уровни. Выявленные негативные хаpaктеристики психоэмоционального статуса студентов модельных групп могут быть расценены как психологические детерминанты профессиональных деструкций в будущей врачебной деятельности.
Выводы:
- Отсутствие четкого представления о хаpaктере будущей деятельности и необходимых для её успешной реализации ПЗК обусловливают пpaктически у половины обследованных потенциальный риск выбора специальности, неадекватной уровню их индивидуального здоровья и психологическим особенностям.
- Результаты наших исследований позволяют рекомендовать совершенствование системы профессиональной ориентации молодежи, особенно выбирающей профессии социономического типа, в частности, специальности медицинского профиля, а также целенаправленное формирование на этапе обучения в ВУЗе базовых профессионально значимых качеств, начиная с младших курсов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Афанасьева И.В. Синдром профессионального выгорания у среднего медицинского персонала // Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации и социализации человека: Мат-лы 4-й Всероссийской научно-пpaкт. конф. (Волгоград, 3-5 октября 2005 г.). - Волгоград: Волгоградское научное изд-во, 2005. - С.86-89.
- Верецкая А.И. О некоторых особенностях трaнcформации ориентации воронежского студенчества на ценности высшего образования // Организация работы с молодежью в транзитивном обществе: проблемы и перспективы: Мат-лы межд. научно-пpaкт. конф. (Воронеж, 24-25 сентября 2004 г.). - Воронеж: ОАО Центр.-Чернозем.книжное изд-во, 2004. - С.8-10.
- Рапопорт И.К. Системный подход к проведению врачебных профессиональных консультаций подростков и молодежи // Гигиена и санитария. - 2000. № 1. - С.55-59.
- Сухарева Л.М., Шубочкина Е.И. Гигиенические проблемы профессионального обучения подростков и пути решения // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: Мат-лы межд. конгр. (Москва, 12-14 мая 2004). - М.: Издатель НЦЗД РАМН, 2004. - Ч.3. - С.186-188.
- Сухарева Л.М., Павлович К.Э., Рапопорт И.К., Шубочкина Е.И. Профессиональная ориентация молодежи: медицинский и психофизиологические аспекты // Гигиена и санитария. - 2000. № 1. - С.48-52.
Статья в формате PDF
120 KB...
17 03 2025 19:31:32
Статья в формате PDF
182 KB...
16 03 2025 16:12:53
В статье представлены результаты микробиологического исследования сточных вод на различных этапах очистки. Применен метод ионной хроматографии (ИХ) как экспресс- метод детекции патогенов. В результате исследования выявлено наличие патогенов, таких как Staphylococcus aureus, Escherichia coli, Proteus mirabilis, Klebsiella pneumonia после механической очистки. Результаты исследования полагают необходимость совершенствования методов очистки сточных вод, используемых в различных целях.
...
15 03 2025 17:26:52
В работе на созданных молекулярно-генетических моделях выявлена ассоциация генотипа А2/А2 локуса TAG 1A гена рецептора дофамина второго типа крыс с повышенной аудиогенной чувствительностью и увеличением удельной площади базолатеральной группировки миндалевидного комплекса по сравнению с крысами А1/А1. ...
14 03 2025 15:57:46
Статья в формате PDF
286 KB...
11 03 2025 4:48:32
09 03 2025 20:32:58
Проанализированы изменения теплового состояния грунтов при техногенных воздействиях. Выявлено значительное повышение среднегодовой температуры верхних горизонтов криолитозоны и увеличение глубины сезонного протаивания при вырубке леса и удалении напочвенного покрова, вырубке леса на гарях в межаласном типе местности. Количественно оценена динамика среднегодовой температуры грунтов на разнорежимных вырубках, на гарях в зависимости от стадий сукцессионного развития растительности.
...
07 03 2025 17:36:43
06 03 2025 22:35:51
Статья в формате PDF
131 KB...
05 03 2025 20:28:39
Статья в формате PDF
304 KB...
04 03 2025 23:56:56
Обсуждаются возможности использования микроскопических почвенных водорослей при оценке качества окружающей среды. Показано, что в качестве критериев при прогнозировании антропогенной нагрузки на наземные экосистемы можно использовать изменение видового состава и численности почвенных водорослей.
...
02 03 2025 10:18:12
Статья в формате PDF
111 KB...
28 02 2025 21:47:21
Статья в формате PDF
161 KB...
27 02 2025 23:48:35
Статья в формате PDF
121 KB...
24 02 2025 9:54:56
Статья в формате PDF
143 KB...
23 02 2025 7:13:53
Статья в формате PDF
259 KB...
21 02 2025 17:37:47
Статья в формате PDF
111 KB...
20 02 2025 22:27:51
Статья в формате PDF
105 KB...
19 02 2025 16:45:29
Статья в формате PDF
214 KB...
18 02 2025 17:54:11
Статья в формате PDF
117 KB...
17 02 2025 5:10:37
Статья в формате PDF
123 KB...
16 02 2025 3:43:22
В сообщении представлены сведения о трaнcформации населения охотничье-промысловых млекопитающих при освоении Чаяндинского лицензионного участка (Западная Якутия). Материалы собраны в 2009–2011 гг. В результате проведенных учетных работ и опросных сведений на территории лицензионного участка выявлено обитание 10 видов охотничье-промысловых млекопитающих из 20 видов, обитающих на территории Западной Якутии. На настоящий момент существенных изменений численности охотничье-промысловых животных на лицензионном участке не происходит. В целом воздействие геологоразведочных работ на нефть и газ носят локальный хаpaктер.
...
15 02 2025 4:53:44
Статья в формате PDF
119 KB...
14 02 2025 12:29:40
Статья в формате PDF
456 KB...
13 02 2025 13:12:29
Статья в формате PDF
123 KB...
12 02 2025 21:48:24
Исследовано распространение нелинейных поверхностных гравитационных электрокапиллярных волн на поверхности жидкого проводника. Библиогр. 6 назв.
...
11 02 2025 14:24:27
Статья в формате PDF
121 KB...
10 02 2025 11:57:12
Статья в формате PDF
123 KB...
08 02 2025 2:47:11
Статья в формате PDF
111 KB...
07 02 2025 0:23:57
Статья в формате PDF 109 KB...
06 02 2025 1:27:18
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::