НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Чефранова Ж.Ю. Макотрова Т.А. Макотрова Г.В. Григоренко П.А Шаповалова С.Л. Статья в формате PDF 121 KB

Учебно-исследовательская культура личности школьника и студента является компонентом базовой культуры личности, ее интегративным показателем, хаpaктеризующимся единством знаний целостной картины мира, умениями, навыками научного познания, ценностного отношения к его результатам и обеспечивающее ее самоопределение и творческое саморазвитие.

Целью нашей работы является изучение взаимосвязи и взаимозависимости творческих качеств личности, используя результаты педагогических исследований, и нейрофизиологических особенностей этих детей.

На базе научно-исследовательской лаборатории профилактической и восстановительной медицины Белгородского государственного университета проведено электрофизиологическое исследование 69 старшеклассников в возрасте 15-18 лет с высоким уровнем учебно-исследовательской культуры (определяемой по методике Г.В.Макотровой)и сравнительное ЭЭГ исследование 70 первокурсников БелГУ, проходивших обследование в рамках ВУЗовской Программы по оценке здоровья студентов и составления «паспорта здоровья».

В данном исследовании использовался программно-аппаратный комплекс, включающий в себя 16-кaнaльный ЭЭГ-16С фирмы «Нейрософтр» (Иваново), электроэнцефалограф через плату АЦП соединялся с персональным компьютером. Запись ЭЭГ велась на жесткий диск ЭВМ с частотой дискредитации 100 Гц. Затем, специально отобранные безартефактные 5-секундные отрезки ЭЭГ подвергались автоматизированному компьютерному анализу с помощью специального пакета прикладных программ.

ЭЭГ запись производилась в первой половине дня, в экранированной, звукоизолированной кабине. Больной находился в положении полулежа, в специальном кресле, с закрытыми глазами. Перед проведением исследования пациенту давали краткую инструкцию, в которой объясняли суть исследования, его безвредность, безболезненность, излагали общий порядок процедуры и ее продолжительность.

Регистрировали как фоновую ЭЭГ, так и ЭЭГ на фоне различных функциональных проб.

1. Проба на открывание и закрывание глаз является одной из наиболее распространенных. При этом на ЭЭГ появляются хаpaктерные артефакты окулограммы. Наряду с этим наступают изменения ЭЭГ, основное значение в которых имеет выраженность десинхронизации доминирующего ритма - реакция «пробуждения». По особенностям этого феномена оценивается хаpaктер активирующих восходящих влияний и соответственно уровень возбудимости. Случаи извpaщeния этой реакции в виде появления а-ритма указывают на исходно сниженный уровень ФС мозга.

2. Реакция усвоения ритма на ритмическую фотостимуляцию позволяет хаpaктеризовать различные стороны церебрального гомеостаза и текущее функциональное состояние.

Использовался фотостимулятор, позволяющий продуцировать короткие вспышки света (150 мкс) близкие по спектру к белому свету, достаточно высокой интенсивности (0,1 - 0,6 Дж). Исследовалась способность ЭЭГ колебаний воспроизводить относительно высокие частоты (10 Гц и 16 Гц).

3. Проба с гипервентиляцией связана с воздействием на внутреннее состояние организма. В процессе исследования испытуемому предлагалось глубоко дышать в течении 3-х минут, частота дыхания - 16-20 в мин. Регистрацию ЭЭГ начинали примерно за 1 минуту до начала гипервентиляции и вели в течение всей гипервентиляции и 3 мин. после ее окончания. Общий ответ на гипервентиляцию заключается в нарастании билатеральной синхронизации а-ритма, увеличении амплитуды и удлинении периода медленных волн, как следствие уменьшения углекислоты - естественного стимула ретикулярной формации.

При компьютерном анализе фоновой ЭЭГ нами делался акцент на частотно-амплитудные хаpaктеристики.

В группу сравнения включены студенты (случайная выборка) 1 курса различных факультетов, прошедшие комплексное обследование на базе научно-исследовательской лаборатории профилактической и восстановительной медицины Белгородского государственного университета. Группы идентичны по возрасту и полу.

Результаты анализа ЭЭГ-картины основной группы исследуемых показал, что у всех старшеклассников с высоким УИК основным регистрируемым ритмом был альфа ритм средней амплитуды (только в 2 случаях был высокоамплитудным 96мкВ и 92 мкВ), средняя же амплитуда в левосторонних отведениях равна 68,3_ 1,6; справа 66_2,4 мкВ, средняя частота альфа ритма 9,3_0,6 в сек. Межполушарная асимметрия не превышала 23%. Представленность бета ритма не превышала 24%, только в двух случаях этот ритм занимал 50%. Средняя амплитуда по обоим полушариям 12,2_1,4 мкВ, частота 16,6_2,4 в сек.Высокоамплитудные низкочастотные ритмы занимали небольшой процент в структуре ЭЭГ. Пароксизмальная активность зарегистрирована была у 4 старшеклассников при гипервентиляции, в фоновой записи пароксизмальной активности, эпиактивности не отмечалось.

В контрольной группе в целом преобладал на ЭЭГ альфа ритм, но в то же время у 35% студентов отмечены особенности ЭЭГ пленки. Так, у 10 человек(15%) регистрировалась низкоамплитудная «плоская» ЭЭГ и еще у 8 студентов (11%) отмечался нерегулярный неустойчивый альфа ритм с нарушением зональных различий, у 3 пациентов в фоновой записи зарегистрирована эквиваленты эпиактивности.

Сравнительный анализ физиологических ритмов у исследуемых обоих групп представлен в таблице 1.

Таблица 1. Значение индексов (%) физиологических ритмов в фоновой ЭЭГ

Ритм ЭЭГ

Группы (М±m)

Достоверность, Р

Основная

Контрольная

альфа

44,6±1,0

27,0±1,4

Р<0,05

бета

23,2±1,6

26,6±2,0

Р>0,05

тета

21,2±0,8

25,2±1,2

Р>0,05

дельта

11,4±0,9

21,0±1,4

Р<0,05

Коэффициент соотношения быстрых и медленных волн в фоновой записи и при гипервентиляции (ГВ) у старшеклассников и студентов исследуемых групп представлен в таблице 2.

Таблица 2. Коэффициент соотношения быстрых и медленных волн в фоновой записи и при гипервентиляции (ГВ)

Условия исследования

Группы (М±m)

Достоверность, Р

Основная

Контрольная

Фон, s

 d

2,0±0,03

1,6±0,08

Р<0,05

2,2±0,04

1,8±0,04

Р<0,05

ГВ, s

 d

1,6±0,01

1,2±0,06

Р>0,05

1,4±0,06

1,15±0,03

Р>0,05

Коэффициент достоверно выше в фоновой записи у старшеклассников с высоким УИК. Различий же по изменениям его при ГВ достоверных нет между группами, что подчеркивает еще некоторую незрелость физиологических и метаболических процессов у исследуемых. Снижение коэффициента - это нарастание билатеральной синхронизации альфа ритма, увеличение представленности медленноволновой составляющей как следствие уменьшения углекислоты - естественного стимула ретикулярной формации.

В пробе с открыванием и закрыванием глаз достоверных отличий по подавлению альфа активности нет.

Интересны результаты реакции усвоения ритма частот 10 и 16 Гц, они отражены в таблице 3.

Таблица 3. Реакция усвоения ритма (10 и 16 Гц)

Частота

Группы (%)

Достоверность, Р

Основная

Контрольная

10 Гц

82 %

74 %

Р>0,05

16 Гц

65 %

52 %

Р<0,05

Достоверные различия между группами прослеживается на уровне усвоения фотостимулов с частотой 16 Гц, % усвоения навязываемого ритма у старшеклассников с высоким УИК выше, чем в контрольной группе, что отражает более высокий функциональный уровень активности головного мозга у исследуемых основной группы.

Таким образом, анализ картины ЭЭГ в фоне и при различных функциональных пробах показывает, что у старшеклассников с высоким УИК и первокурсников контрольной группы ЭЭГ соответствует хаpaктеристикам взрослого человека с преобладанием основных ритмов альфа и бета, с хорошим ответом на провоцирующие стимулы. Межполушарной асимметрии, превышающей допустимые 25%, не выявлено ни в одной из групп.

Нейрофизиологические хаpaктеристики по ЭЭГ у старшеклассников основной группы отличаются большей устойчивостью нервных процессов, преобладанием активирующих влияний и высокой функциональной активностью головного мозга.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ "Нейропедагогические условия индивидуализации развития творческого потенциала старшеклассников", проект 08-06-00193

Работа представлена на научную международную конференцию «Современное естественнонаучное образование», Китай (Пекин), 26 ноября - 4 декабря 2008 г. Поступила в редакцию 19.10.2008.



ФЕМИНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СИЛОВЫХ СТРУКТУР

ФЕМИНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СИЛОВЫХ СТРУКТУР Статья в формате PDF 135 KB...

16 05 2025 1:24:23

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Статья в формате PDF 249 KB...

12 05 2025 23:25:38

ХОРУНЖИН ВЛАДИМИР СТЕПАНОВИЧ

ХОРУНЖИН ВЛАДИМИР СТЕПАНОВИЧ Статья в формате PDF 174 KB...

07 05 2025 10:22:47

ПРОИСХОЖДЕНИЕ АРАНЖИРОВКИ И ЕЕ РОЛЬ В МУЗЫКЕ

ПРОИСХОЖДЕНИЕ АРАНЖИРОВКИ И ЕЕ РОЛЬ В МУЗЫКЕ Статья в формате PDF 155 KB...

03 05 2025 10:18:58

К СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАНИЯ XXI ВЕКА

К СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАНИЯ XXI ВЕКА Статья в формате PDF 154 KB...

26 04 2025 12:15:42

ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАННОЕ НА КОМПЕТЕНЦИЯХ

ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАННОЕ НА КОМПЕТЕНЦИЯХ Статья в формате PDF 145 KB...

23 04 2025 23:16:44

БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Статья посвящена анализу рынка бытовых услуг Саратовской области. Дается хаpaктеристика объема и структуры потрeбления, места бытовых услуг в системе предпочтений граждан, обеспеченности бытовыми услугами населения городской и сельской местности, анализируется распределение оказывающих бытовые услуги организаций по формам собственности. ...

22 04 2025 21:13:54

ЦЕНА ОПЦИОНА ПРИ УСЛОВИИ ДИСКРЕТНОСТИ ХЕДЖИРОВАНИЯ

ЦЕНА ОПЦИОНА ПРИ УСЛОВИИ ДИСКРЕТНОСТИ ХЕДЖИРОВАНИЯ В данной работе предложен принципиально новый подход нахождения справедливой цены опциона европейского типа при условии дискретности хеджирования на эффективном рынке базового актива. Развитый подход позволяет определить стоимость опциона для достаточно широкого класса распределений цены базового актива, не ограничиваясь гипотезой о том, что распределение цен базового актива подчиняется логнормальному закону. Анализ полученных результатов позволил утверждать, что существуют такие состояния рынка, при которых осуществить хеджирование не предоставляется возможным. Данный эффект не находится в противоречии с теорией Блэка-Шоулза, т.к. конфигурация областей «нехеджируемости» вырождается в пустое множество при достаточно большом количестве актов хеджирования и достаточно малом промежутке времени между актами хеджирования ...

20 04 2025 17:28:33

ОПУХОЛИ ЯИЧНИКОВ: ПЕРСПЕКТИВЫ ИММУНОДИАГНОСТИКИ

ОПУХОЛИ ЯИЧНИКОВ: ПЕРСПЕКТИВЫ ИММУНОДИАГНОСТИКИ Статья в формате PDF 112 KB...

18 04 2025 11:46:15

К ТЕОРИИ ВИНТОВОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ СИЛ

К ТЕОРИИ ВИНТОВОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ СИЛ Статья в формате PDF 376 KB...

15 04 2025 19:40:36

КРАТКОСРОЧНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОПОТРЕБЛЕНИЯ

КРАТКОСРОЧНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ  ЭЛЕКТРОПОТРЕБЛЕНИЯ Статья в формате PDF 139 KB...

13 04 2025 13:52:49

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВА ЗНАНИЙ В ОБЩЕСТВО РИСКА

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВА ЗНАНИЙ В ОБЩЕСТВО РИСКА Статья в формате PDF 281 KB...

12 04 2025 13:53:13

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::