НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Чефранова Ж.Ю. Макотрова Т.А. Макотрова Г.В. Григоренко П.А Шаповалова С.Л. Статья в формате PDF 121 KB

Учебно-исследовательская культура личности школьника и студента является компонентом базовой культуры личности, ее интегративным показателем, хаpaктеризующимся единством знаний целостной картины мира, умениями, навыками научного познания, ценностного отношения к его результатам и обеспечивающее ее самоопределение и творческое саморазвитие.

Целью нашей работы является изучение взаимосвязи и взаимозависимости творческих качеств личности, используя результаты педагогических исследований, и нейрофизиологических особенностей этих детей.

На базе научно-исследовательской лаборатории профилактической и восстановительной медицины Белгородского государственного университета проведено электрофизиологическое исследование 69 старшеклассников в возрасте 15-18 лет с высоким уровнем учебно-исследовательской культуры (определяемой по методике Г.В.Макотровой)и сравнительное ЭЭГ исследование 70 первокурсников БелГУ, проходивших обследование в рамках ВУЗовской Программы по оценке здоровья студентов и составления «паспорта здоровья».

В данном исследовании использовался программно-аппаратный комплекс, включающий в себя 16-кaнaльный ЭЭГ-16С фирмы «Нейрософтр» (Иваново), электроэнцефалограф через плату АЦП соединялся с персональным компьютером. Запись ЭЭГ велась на жесткий диск ЭВМ с частотой дискредитации 100 Гц. Затем, специально отобранные безартефактные 5-секундные отрезки ЭЭГ подвергались автоматизированному компьютерному анализу с помощью специального пакета прикладных программ.

ЭЭГ запись производилась в первой половине дня, в экранированной, звукоизолированной кабине. Больной находился в положении полулежа, в специальном кресле, с закрытыми глазами. Перед проведением исследования пациенту давали краткую инструкцию, в которой объясняли суть исследования, его безвредность, безболезненность, излагали общий порядок процедуры и ее продолжительность.

Регистрировали как фоновую ЭЭГ, так и ЭЭГ на фоне различных функциональных проб.

1. Проба на открывание и закрывание глаз является одной из наиболее распространенных. При этом на ЭЭГ появляются хаpaктерные артефакты окулограммы. Наряду с этим наступают изменения ЭЭГ, основное значение в которых имеет выраженность десинхронизации доминирующего ритма - реакция «пробуждения». По особенностям этого феномена оценивается хаpaктер активирующих восходящих влияний и соответственно уровень возбудимости. Случаи извpaщeния этой реакции в виде появления а-ритма указывают на исходно сниженный уровень ФС мозга.

2. Реакция усвоения ритма на ритмическую фотостимуляцию позволяет хаpaктеризовать различные стороны церебрального гомеостаза и текущее функциональное состояние.

Использовался фотостимулятор, позволяющий продуцировать короткие вспышки света (150 мкс) близкие по спектру к белому свету, достаточно высокой интенсивности (0,1 - 0,6 Дж). Исследовалась способность ЭЭГ колебаний воспроизводить относительно высокие частоты (10 Гц и 16 Гц).

3. Проба с гипервентиляцией связана с воздействием на внутреннее состояние организма. В процессе исследования испытуемому предлагалось глубоко дышать в течении 3-х минут, частота дыхания - 16-20 в мин. Регистрацию ЭЭГ начинали примерно за 1 минуту до начала гипервентиляции и вели в течение всей гипервентиляции и 3 мин. после ее окончания. Общий ответ на гипервентиляцию заключается в нарастании билатеральной синхронизации а-ритма, увеличении амплитуды и удлинении периода медленных волн, как следствие уменьшения углекислоты - естественного стимула ретикулярной формации.

При компьютерном анализе фоновой ЭЭГ нами делался акцент на частотно-амплитудные хаpaктеристики.

В группу сравнения включены студенты (случайная выборка) 1 курса различных факультетов, прошедшие комплексное обследование на базе научно-исследовательской лаборатории профилактической и восстановительной медицины Белгородского государственного университета. Группы идентичны по возрасту и полу.

Результаты анализа ЭЭГ-картины основной группы исследуемых показал, что у всех старшеклассников с высоким УИК основным регистрируемым ритмом был альфа ритм средней амплитуды (только в 2 случаях был высокоамплитудным 96мкВ и 92 мкВ), средняя же амплитуда в левосторонних отведениях равна 68,3_ 1,6; справа 66_2,4 мкВ, средняя частота альфа ритма 9,3_0,6 в сек. Межполушарная асимметрия не превышала 23%. Представленность бета ритма не превышала 24%, только в двух случаях этот ритм занимал 50%. Средняя амплитуда по обоим полушариям 12,2_1,4 мкВ, частота 16,6_2,4 в сек.Высокоамплитудные низкочастотные ритмы занимали небольшой процент в структуре ЭЭГ. Пароксизмальная активность зарегистрирована была у 4 старшеклассников при гипервентиляции, в фоновой записи пароксизмальной активности, эпиактивности не отмечалось.

В контрольной группе в целом преобладал на ЭЭГ альфа ритм, но в то же время у 35% студентов отмечены особенности ЭЭГ пленки. Так, у 10 человек(15%) регистрировалась низкоамплитудная «плоская» ЭЭГ и еще у 8 студентов (11%) отмечался нерегулярный неустойчивый альфа ритм с нарушением зональных различий, у 3 пациентов в фоновой записи зарегистрирована эквиваленты эпиактивности.

Сравнительный анализ физиологических ритмов у исследуемых обоих групп представлен в таблице 1.

Таблица 1. Значение индексов (%) физиологических ритмов в фоновой ЭЭГ

Ритм ЭЭГ

Группы (М±m)

Достоверность, Р

Основная

Контрольная

альфа

44,6±1,0

27,0±1,4

Р<0,05

бета

23,2±1,6

26,6±2,0

Р>0,05

тета

21,2±0,8

25,2±1,2

Р>0,05

дельта

11,4±0,9

21,0±1,4

Р<0,05

Коэффициент соотношения быстрых и медленных волн в фоновой записи и при гипервентиляции (ГВ) у старшеклассников и студентов исследуемых групп представлен в таблице 2.

Таблица 2. Коэффициент соотношения быстрых и медленных волн в фоновой записи и при гипервентиляции (ГВ)

Условия исследования

Группы (М±m)

Достоверность, Р

Основная

Контрольная

Фон, s

 d

2,0±0,03

1,6±0,08

Р<0,05

2,2±0,04

1,8±0,04

Р<0,05

ГВ, s

 d

1,6±0,01

1,2±0,06

Р>0,05

1,4±0,06

1,15±0,03

Р>0,05

Коэффициент достоверно выше в фоновой записи у старшеклассников с высоким УИК. Различий же по изменениям его при ГВ достоверных нет между группами, что подчеркивает еще некоторую незрелость физиологических и метаболических процессов у исследуемых. Снижение коэффициента - это нарастание билатеральной синхронизации альфа ритма, увеличение представленности медленноволновой составляющей как следствие уменьшения углекислоты - естественного стимула ретикулярной формации.

В пробе с открыванием и закрыванием глаз достоверных отличий по подавлению альфа активности нет.

Интересны результаты реакции усвоения ритма частот 10 и 16 Гц, они отражены в таблице 3.

Таблица 3. Реакция усвоения ритма (10 и 16 Гц)

Частота

Группы (%)

Достоверность, Р

Основная

Контрольная

10 Гц

82 %

74 %

Р>0,05

16 Гц

65 %

52 %

Р<0,05

Достоверные различия между группами прослеживается на уровне усвоения фотостимулов с частотой 16 Гц, % усвоения навязываемого ритма у старшеклассников с высоким УИК выше, чем в контрольной группе, что отражает более высокий функциональный уровень активности головного мозга у исследуемых основной группы.

Таким образом, анализ картины ЭЭГ в фоне и при различных функциональных пробах показывает, что у старшеклассников с высоким УИК и первокурсников контрольной группы ЭЭГ соответствует хаpaктеристикам взрослого человека с преобладанием основных ритмов альфа и бета, с хорошим ответом на провоцирующие стимулы. Межполушарной асимметрии, превышающей допустимые 25%, не выявлено ни в одной из групп.

Нейрофизиологические хаpaктеристики по ЭЭГ у старшеклассников основной группы отличаются большей устойчивостью нервных процессов, преобладанием активирующих влияний и высокой функциональной активностью головного мозга.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ "Нейропедагогические условия индивидуализации развития творческого потенциала старшеклассников", проект 08-06-00193

Работа представлена на научную международную конференцию «Современное естественнонаучное образование», Китай (Пекин), 26 ноября - 4 декабря 2008 г. Поступила в редакцию 19.10.2008.



ЛАЗЕРНАЯ ТЕРАПИЯ – НАУКА И ПРЕДМЕТ ОБУЧЕНИЯ ВРАЧЕЙ

ЛАЗЕРНАЯ ТЕРАПИЯ – НАУКА И ПРЕДМЕТ ОБУЧЕНИЯ  ВРАЧЕЙ Статья в формате PDF 178 KB...

01 12 2022 21:22:40

РОД КАК ИСКОННОЕ ПОНЯТИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

РОД КАК ИСКОННОЕ ПОНЯТИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ Статья в формате PDF 111 KB...

19 11 2022 1:57:59

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ Статья в формате PDF 121 KB...

12 11 2022 12:28:10

ПЕРСПЕКТИВА ПРИМЕНЕНИЯ ФТОРИДА АММОНИЯ ДЛЯ ВЫДЕЛЕНИЯ СИНТЕТИЧЕСКИХ КАУЧУКОВ ИЗ ЛАТЕКСОВ

ПЕРСПЕКТИВА ПРИМЕНЕНИЯ ФТОРИДА АММОНИЯ ДЛЯ ВЫДЕЛЕНИЯ СИНТЕТИЧЕСКИХ КАУЧУКОВ ИЗ ЛАТЕКСОВ Изучена коагулирующая способность фторида аммония при выделении каучука из латекса СКС- 30АРК. Исследовано влияние температуры и концентрации раствора фторида аммония на полноту коагуляции. Проведена оценка свойств резиновых смесей и вулканизатов на основе каучука СКС-30 АРК, выделенного из латекса фторидом аммония. ...

11 11 2022 11:38:41

ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНЫХ УЧИТЕЛЕЙ

ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНЫХ УЧИТЕЛЕЙ В работе приводится анализ мотивации выбора профессии педагога на основе изучения профессиональной ориентации в группе студентов факультета дополнительных профессий СГПИ. ...

10 11 2022 13:10:54

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ОБЩЕЙ ХИМИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ОБЩЕЙ ХИМИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Химическая подготовка студентов медицинского вуза в значительной степени влияет на качество медицинского образования. Модульная структура курса общей химии для медиков, методическая система обучения, предложенные и внедренные на кафедре общей химии Кубанской государственной медицинской академии, позволяют создать условия для того, чтобы общая химия играла значимую роль в подготовке высококвалифицированного врача, в развитии и воспитании личности будущего медика. ...

09 11 2022 6:18:50

Арт-объект как специфичная художественная форма

Арт-объект как специфичная художественная форма Статья в формате PDF 314 KB...

06 11 2022 18:56:18

ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗВЛЕЧЕНИЯ МЕЛКОГО ЗОЛОТА ИЗ РЕЧНОГО ПЕСКА

ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗВЛЕЧЕНИЯ МЕЛКОГО ЗОЛОТА ИЗ РЕЧНОГО ПЕСКА Рассматривается возможность извлечения мелкого золота из золотосодержащего речного песка при проведении очистки фарватера р. Енисей (Тува) земснарядом с производительностью 250 м³/ час по исходным пескам, и убедительно показана целесообразность и экономическая выгода этого. ...

04 11 2022 9:34:48

БОЛЕЗНИ ЦИВИЛИЗАЦИИ В АСПЕКТЕ УЧЕНИЯ В.И.ВЕРНАДСКОГО

БОЛЕЗНИ ЦИВИЛИЗАЦИИ В АСПЕКТЕ УЧЕНИЯ В.И.ВЕРНАДСКОГО В последние годы на медицинском факультете Российского университета дружбы народов периодически проводятся научные конференции международного масштаба, на которых в том или ином объёме обсуждаются проблемы, связанные с воздействиями на организм нарушений взаимоотношения человека со средой его обитания. Важность такой тематики стала несомненной с того момента, когда в мировой научной литературе впервые появился термин «Болезни цивилизации». Это определение включает в себя следующий смысл: «Болезни цивилизации – это результат безответственного и неправильного использования возможностей, предоставленных человеку цивилизацией» (Шош, Гати, Чолаи, 1972). ...

03 11 2022 14:13:34

ХИТИН И ХИТОЗАН – МАТЕРИАЛЫ XXI ВЕКА

ХИТИН И ХИТОЗАН – МАТЕРИАЛЫ XXI ВЕКА Статья в формате PDF 254 KB...

29 10 2022 15:35:39

МАНИПУЛЯЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МАНИПУЛЯЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья в формате PDF 108 KB...

28 10 2022 13:23:48

ТУЧНЫЕ КЛЕТКИ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ НОСА КРЫСЫ ПРИ ОДНОКРАТНОМ ПРИЁМЕ АЛКОГОЛЯ И ХРОНИЧЕСКОЙ АЛКОГОЛЬНОЙ ИНТОКСИКАЦИИ

ТУЧНЫЕ КЛЕТКИ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ НОСА КРЫСЫ ПРИ ОДНОКРАТНОМ ПРИЁМЕ АЛКОГОЛЯ И ХРОНИЧЕСКОЙ АЛКОГОЛЬНОЙ ИНТОКСИКАЦИИ На 30 беспородных крысах-самцах моделировалась хроническая алкогольная интоксикация и однократный приём алкоголя. Исследовалась слизистая оболочка полости носа крысы, которая окрашивалась толуидиновым-синим. Выявлено, что тучные клетки, как регуляторы местного гомеостаза реагируют на однократный и многократный приём алкоголя изменением количества клеток, величины профильного поля, коэффициента дегрануляции. Между этими изменениями выявлена коррелятивная связь. ...

27 10 2022 0:35:33

HИКОЛAЕВ HИКОЛАЙ CПИPИДОНОВИЧ

HИКОЛAЕВ HИКОЛАЙ CПИPИДОНОВИЧ Статья в формате PDF 86 KB...

22 10 2022 9:30:20

Новые приборы в реологии пищевых систем

Новые приборы в реологии пищевых систем Статья в формате PDF 114 KB...

19 10 2022 19:32:39

О МОРФОГЕНЕЗЕ ДОЛЕЙ ТИМУСА У ПЛОДОВ БЕЛОЙ КРЫСЫ

О МОРФОГЕНЕЗЕ ДОЛЕЙ ТИМУСА У ПЛОДОВ БЕЛОЙ КРЫСЫ Разделение тимуса на истинные доли происходит у плодов белой крысы в процессе его неравномерного роста в плотном окружении, под давлением ветвей внутренней грудной артерии и сопровождающих вен. ...

18 10 2022 16:30:31

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::