РОЛЬ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН В МНОГОУРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
Экологизация системы образования - проникновение идей, понятий, принципов, подходов экологии в структуру других дисциплин, нацеливающее человека на изменение его отношения к окружающей среде, формирование мышления, основанного не на силовых решениях и конфронтациях, а на диалоговых формах общения разных народов, взаимодействии природной и культурной среды.
В Тихоокеанском государственном экономическом университете (ТГЭУ) разработаны экологические курсы для различных специальностей. В настоящее время учебные курсы экологической направленности ведутся на очном, заочном, ускоренном и дистанционном отделениях институтов ТГЭУ по специальностям «Товароведение и экспертиза товаров», « Технология продуктов общественного питания», «Пищевая биотехнология», «Технология бродильных производств и виноделия», «Управление качеством», «Экономика и управление на предприятии» и другие.
Однако зачастую знаний, полученных в рамках вузовской подготовки, недостаточно для решения специалистами конкретных производственных задач. Известно, что более 80% аварий и происшествий, приводящих к негативному воздействию на окружающую среду, происходит из-за слабой подготовки специалистов различного уровня. Пробелы в экологическом образовании приводят к экономическим потерям на предприятиях (выплата ущерба от загрязнения окружающей среды, штрафы за нарушение природоохранного законодательства и др.), негативно сказываются на имидже предприятий, препятствуют их выходу на внешний рынок. Российским законодательством предусмотрено, что руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. При этом объемы подготовки управленческих и производственных кадров в стране остаются низкими, пробелы в базовом образовании в основном решаются специалистами за счет прохождения курсов повышения квалификации.
Возросший объем материала экологической направленности реализуется в вузах через различные формы и методы обучения: лекции, пpaктические и лабораторные занятия, самостоятельную работу обучающихся. Среди дисциплин естественнонаучного цикла особое место в решении насущных экологических проблем занимают химические: общая, неорганическая, органическая, аналитическая химия, биохимия, физическая и коллоидная химия. Создание новых методик, ориентированных на анализ объекта, нахождение в нем полной системы ориентиров предстоящего действия - весьма увлекательная, но сложная задача современного этапа образования.
При чтении лекций по химическим дисциплинам преподаватель вуза должен обращать внимание на проблемы экологии, пользуясь не только информацией специальной, но и обычной прессы, тем более что сообщения об экологических катастрофах разного масштаба стали уже привычными. На лабораторных занятиях целесообразно увеличить количество заданий на выявление причинно-следственных связей. Наиболее наглядной системой с огромным набором элементов и связей, а также состояний этих элементов (таких, как температура, соленость, плотность, кислотность и др.) является Мировой океан. Лабораторное занятие «Загрязнение вод Мирового океана» является яркой иллюстрацией этого и проводится следующим образом: студенты предварительно собирают информацию о типичных загрязнениях Мирового океана, систематизируют ее по видам загрязнения и влиянию токсикантов на организм человека. Далее проводят эксперимент, моделируя экосистему «морское побережье» и наблюдают возможные последствия различных загрязнений, сопровождая соответствующими комментариями. Сравнивая исходные параметры океанической воды (химический состав, прозрачность, наличие живых организмов, изменение запаха и другие) с данными, полученными в результате искусственного загрязнения (нефть, масла, бытовые отходы, сточные воды, механические примеси), учащиеся наблюдают происходящие изменения с сильнейшей эмоциональной оценкой. Соединение теоретических знаний и наглядности проводимого эксперимента становится убедительным аргументом в защиту сохранение качества природной среды и стимулирует обучающихся к принятию экологически грамотных самостоятельных решений.
Для самостоятельного изучения студентам предлагаются материалы, адаптированные к уровню их знаний, которые используются для подготовки к семинарам, написанию рефератов, проведению работ исследовательского хаpaктера. Примером могут служить работы по анализу качества пищевых продуктов, уровню и виду загрязнений окружающей среды, анализу структуры и состава различных экосистем, что формирует ответственное отношение к обсуждаемым объектам. Проводимые исследования находят отражение в лабораторных пpaктикумах по виноделию, физической и коллоидной химии, экологии, результаты используются в дипломных работах, материалах научных конференций.
В Дальневосточном государственном техническом университете (ДВГТУ) накоплен значительный методический, организационный и пpaктический опыт в реализации образовательных программ системы дополнительной подготовки экологических кадров. Нами проведены 58 различных семинаров, обучение по программам повышения квалификации и переподготовки в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования прошли 2100 специалистов, в их числе: специалисты природоохранных структур, муниципальные служащие, руководители и специалисты предприятий.
В связи с тем, что требования к объему и уровню знаний в области природоохранной деятельности выходят за рамки программ повышения квалификации, Научно-образовательным центром инженерной и социальной экологии ДВГТУ разработана программа профессиональной переподготовки по специальности «Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов». Программа рассчитана на работающих по данному профилю государственных и муниципальных служащих, работников исследовательских и проектных организаций, специалистов экологических служб разного уровня, не имеющих базовой экологической подготовки. Она соответствует курсу государственного образовательного стандарта «Защита окружающей среды» и включает: базовые дисциплины (82 часа), специальные (142) и дисциплины специализаций (254). Лица, успешно прошедшие подготовку, получают диплом о переподготовке, предоставляющий право на профессиональную деятельность в сфере управления природоохранной деятельностью на предприятиях и территориально-промышленных комплексах, осуществления экспертизы проектов, технологий и производств, экологического аудита и сертификации.
Для дисциплин специализаций этой программы хаpaктерна модульность, когда отдельные дисциплины соответствуют программам повышения квалификации, что позволяет организовать их прохождение обучающимися в индивидуально приемлемые сроки.
Среди специальных дисциплин данной программы переподготовки значительное внимание уделяется курсу «Химия окружающей среды». Специалисты предприятий, ежедневно сталкиваются с воздействием различных загрязнений на окружающую среду, но не всегда понимают суть происходящих изменений и не могут адекватно оценить возможные последствия. Необходима глубокая теоретическая основа, которая станет базой для принятия оперативных и долгосрочных решений, исключающих негативное воздействие на природную среду. Здесь особенно велика роль химических дисциплин, которые позволяют, например, глубже понять основные законы природы и применить их как наглядную иллюстрацию целостности мира. Химия, как основа самой жизни, помогает разобраться в структуре почвенных покровов, процессах, протекающих в атмосфере и гидросфере, оценить роль океана в поддержании жизни на Земле. С этих позиций ключевыми являются внедрение новых обучающих технологий, способствующих формированию нового мировоззрения. Так, в рамках курса «Химия окружающей среды» программы переподготовки при рассмотрении структуры атмосферы акцентирование внимания на анализе основного компонента тропосферы - кислорода - позволяет отметить важную роль кислорода в жизнедеятельности растительных и животных организмов, определить источники его образования, формы нахождения и уровни содержания в основных компонентах экосферы. Не менее интересна роль инертной составляющей тропосферы - молекулярного азота и его производных в процессах азотофиксации, амонификации, денитрофикации, а также их роль в большом геологическом круговороте азота.
Изучение формирования химического состава морских вод и воздействия на живые организмы является базой для понимания сложнейшей взаимосвязи живого и косного вещества. Очень важно рассмотрение вопроса о роли карбонатной системы океана в консервации углекислого газа и поддержании определенной кислотности его вод, что в свою очередь формирует комфортные условия проживания гидробионтов. Мировой океан, будучи мощным сырьевым источником, является уникальной буферной системой и эталоном замечательной саморегулирующейся экосистемы. Такой подход подачи информации вызывает неподдельный интерес и заинтересованность слушателей, демонстрируя взаимосвязь теории и пpaктики при разрешении конкретных природоохранных задач. Только специалист, вооруженный глубокими теоретическими знаниями, может разрешить существующие экологические проблемы, гармонично сочетая имеющиеся пpaктические навыки с полученными знаниями, принимая решения, оптимальные для состояния окружающей среды. К сожалению, современная действительность постоянно пополняется примерами негативного отношения к важнейшим объектам окружающей среды. Поэтому специалисты подобного плана будут всегда востребованы. Многоуровневая подготовка специалистов позволит обеспечить высокий уровень качества мировоззренческой и профессиональной культуры как студента, так и специалиста предприятия и может рассматриваться как существенный элемент единого образовательного процесса.
Статья в формате PDF 109 KB...
06 09 2024 16:57:20
Статья в формате PDF 265 KB...
05 09 2024 17:21:25
Статья в формате PDF 263 KB...
04 09 2024 16:21:32
Статья в формате PDF 106 KB...
03 09 2024 20:56:17
Приведены новые авторские и литературные данные по петрологии и мантийно-коровому взаимодействию на основании изотопных соотношений стронция и неодима при формировании карбонатитов различных регионов мира. По изотопии стронция и неодима устанавливаются различные компоненты мантии, участвовавшие в генерации карбонатитов: PREMA, HIMU, FOZO, BSE, EM I, EM II. ...
02 09 2024 5:12:44
Статья в формате PDF 249 KB...
01 09 2024 8:17:19
В работе исследовали влияние этацизина и димефосфона на cмepтность белых мышей и динамику поведенческих реакций в условиях хронического гиподинамического стресса. Показано токсическое влияние этацизина: увеличение cмepтности животных и негативное влияние на поведенческие реакции. Димефосфон не оказывал влияния на летальность и проявлял стресспротекторное ...
31 08 2024 0:25:59
Статья в формате PDF 131 KB...
30 08 2024 15:39:44
Статья в формате PDF 502 KB...
29 08 2024 1:59:39
Статья в формате PDF 261 KB...
27 08 2024 6:55:55
Статья в формате PDF 109 KB...
26 08 2024 9:26:48
На основе анализа s-d обменного взаимодействия в структурах типа NiAs с частично вакантными катионными позициями, моделировались различного рода зависимости результирующей намагниченности от температуры нестехиометрических ферримагнетиков. На основе исследований пирротина методами ЯГР и РФА доказано, что двухподрешеточный ферримагнетик, содержащий в структуре катионные вакансии, должен рассматриваться, при определенном типе распределения вакансий, как ферримагнетик с четырьмя магнитными подрешетками. В данном случае, дополнительные магнитные подрешетки можно рассматривать как подрешетки, индуцированные хаpaктером распределения катионных вакансий в структуре. Квантово-механические расчеты в рамках модели молекулярного поля температурных изменений намагниченности отдельно для каждой из подрешеток, а также анализ результирующей термокривой намагниченности, объясняют ряд экспериментально полученных кривых зависимости намагниченности от температуры нестехиометрического пирротина с различной плотностью вакансий в структуре. ...
25 08 2024 2:31:51
Статья в формате PDF 130 KB...
23 08 2024 3:41:54
Статья в формате PDF 112 KB...
22 08 2024 5:14:30
Статья в формате PDF 125 KB...
21 08 2024 12:24:49
Статья в формате PDF 151 KB...
20 08 2024 7:28:22
Статья в формате PDF 321 KB...
18 08 2024 0:37:42
Статья в формате PDF 106 KB...
17 08 2024 8:43:44
Статья в формате PDF 276 KB...
16 08 2024 19:38:54
Статья в формате PDF 146 KB...
15 08 2024 5:25:17
Статья в формате PDF 115 KB...
14 08 2024 19:21:21
Статья в формате PDF 704 KB...
13 08 2024 8:29:50
Статья в формате PDF 286 KB...
11 08 2024 23:27:13
Статья в формате PDF 112 KB...
10 08 2024 6:23:40
08 08 2024 4:24:59
07 08 2024 2:14:58
Статья в формате PDF 155 KB...
06 08 2024 12:16:11
Статья в формате PDF 112 KB...
05 08 2024 18:12:51
Статья в формате PDF 126 KB...
03 08 2024 2:11:20
Статья в формате PDF 108 KB...
02 08 2024 10:37:17
Статья в формате PDF 113 KB...
01 08 2024 23:56:28
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::