МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ К ДЕЙСТВИЮ ХРОНИЧЕСКОГО СТРЕССА В РАННЕМ ПОСТНАТАЛЬНОМ ОНТОГЕНЕЗЕ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ К ДЕЙСТВИЮ ХРОНИЧЕСКОГО СТРЕССА В РАННЕМ ПОСТНАТАЛЬНОМ ОНТОГЕНЕЗЕ

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ К ДЕЙСТВИЮ ХРОНИЧЕСКОГО СТРЕССА В РАННЕМ ПОСТНАТАЛЬНОМ ОНТОГЕНЕЗЕ

Загребин В.Л. Капитонова М.Ю. Морозова З.Ч. Смирнова Т.С. Статья в формате PDF 112 KB

Реакция эндокринной системы на действие стресса зависит от различных факторов, как внешних (хаpaктеристики стрессоров, продолжительность, кратность, ожидаемость стресссорного воздействия и др.), так и организменных, среди которых наряду с полом, опытом перенесенных стрессов, наличием заболеваний имеет значение возраст. Известно, что детский организм особенно чутко реагирует на стрессорные воздействия, однако особенности постстрессовой активации нейроэндокринной системы в разные возрастные периоды раннего постнатального онтогенеза остаются недостаточно изученными (Marti O. et al., 1998; Van Voorhees E. et al., 2004).

Целью настоящего исследования явилась оценка реакции гипофизарно-надпочечниковой системы на действие хронического стресса экспериментальных животных, находящихся на грудном вскармливании.

Исследование выполнено на крысах породы Sprague Dawley двух экспериментальных групп: животные 1-ой экспериментальной группы подвергались действию хронического иммобилизационно-иммерсионного стресса (Takagi K. et al, 1964; в модификации Stillman M.J. et al., 1998) на протяжении 7 дней по 5 часов в день ежедневно, а животные 2-ой группы - действию иммобилизационного стресса в перфорированном пластиковом пенале меняющегося объема с такой же периодичностью. В обеих  экспериментальных группах и в группе возрастного контроля было по 8 животных, общее количество особей в исследовании - 24. По окончании эксперимента животные забивались; у них извлекались, взвешивались, фиксировались формалином и заливались в парафин гипофиз и  надпочечники. Кроме того, оценивалось состояние слизистой оболочки желудка, и определялся вес тимуса для выяснения наличия и степени стрессорной реакции  в организме. Гистологические срезы эндокринных желез окрашивались гематоксилином-эозином. Помимо этого срезы гипофиза окрашивались иммуно-гистохимически  на АКТГ моноклональными антителами фирмы DAKO и на ядерный антиген пролиферирующих клеток (PCNA) моноклональными антителами фирмы Pharmingen с последующим выявлением распределения искомых антигенов стрептавидин-биотин-пероксидазным методом. Окрашенные иммуногистохимически срезы оценивались количественно с применением автоматического анализа изображения.

 В результате проведенного исследования было выявлено снижение веса  экспериментальных животных обеих групп по сравнению животными группы возрастного контроля, которое было сильнее у особей 1-ой экспериментальной группы по сравнению со 2-ой группой, так же как и выраженность язвенного поражения слизистой оболочки желудка, гипертрофии надпочечников и инволюции тимуса. Уменьшение веса у животных экспериментальных групп было значимым у особей 1-ой экспериментальной группы (p<0.01). Вес гипофиза был достоверно увеличен у животных обеих возрастных групп по сравнению с контрольной группой, в то время как вес надпочечника - только в 1-ой экспериментальной группе (p<0.05) (для количественных исследований использовался правый надпочечник, в большей степени подверженный действию стресса). Имидж анализ иммуногистохимически окрашенных срезов показал, что у крыс 1-ой экспериментальной группы достоверно увеличивалась удельная площадь и численная плотность АКТГ-иммунореактивных клеток и численная плотность ядер PCNA-иммунореактивных клеток, при этом корреляционная связь между удельной площадью АКТГ+клеток и PCNA+клеток была умеренной по силе и достоверной, а удельной площадью АКТГ+ клеток и степенью гипертрофии надпочечников -  не достоверной.

Таким образом, к концу грудного периода раннего постнатального онтогенеза гипофизарнонадпочечниковая система достигает определенной степени зрелости, что позволяет ей адаптироваться к хроническому стрессу и дифференцированно реагировать на различные по хаpaктеру стрессорные воздействия.



МОНИТОРИНГ НЕФТЯНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВИННОВСКОЙ РОЩИ

МОНИТОРИНГ НЕФТЯНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВИННОВСКОЙ РОЩИ Статья в формате PDF 305 KB...

25 04 2024 17:18:42

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ (ФИЗИКА, ХИМИЯ, БИОЛОГИЯ) КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ (ФИЗИКА, ХИМИЯ, БИОЛОГИЯ) КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В статье рассматривается возможность организации продуктивного, личностно-ориентированного обучения, нацеленного на развитие творческих способностей учащихся, посредством использования межпредметных проектов. ...

24 04 2024 6:41:57

Кашаев Рустем Султанхамитович

Кашаев Рустем Султанхамитович Статья в формате PDF 107 KB...

21 04 2024 14:19:18

ОСОБЕННОСТИ ЗАРАСТАНИЯ ОТВАЛОВ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ СУКЦЕССИИ В КУЗБАССЕ

ОСОБЕННОСТИ ЗАРАСТАНИЯ ОТВАЛОВ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ СУКЦЕССИИ В КУЗБАССЕ По материалам геоботанических исследований растительного покрова на отвалах горных пород Кузнецкого угольного бассейна проведен таксономический анализ флористических списков трех стадий восстановительной сукцессии. Определены зональные особенности сукцессионных процессов. Установлены наиболее активные виды с высокими показателями встречаемости. ...

20 04 2024 12:14:15

ТРИ КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ МОДЕЛИ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТРИ КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ МОДЕЛИ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Были построены модели: первая ─ модель деятельности специалиста в сфере безопасности жизнедеятельности на производственном объекте, состоящая из блоков знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, выявленных на основе определения специфики его деятельности в условиях современных трудовых отношений (рассматривалась строительная отрасль) и составления списка умений, знаний, навыков и компетентностей. Вторая ─ модель специалиста (строится на основе первой), третья – модель обучения, включает в себя такие компоненты: цель обучения, функции, задачи, содержание, формы и методы, критерии оценки. ...

07 04 2024 9:39:52

Теоретические основы эффективного обеспечения эколого-экономической стабилизации состояния Тюменского региона

Теоретические основы эффективного обеспечения эколого-экономической стабилизации состояния Тюменского региона Тюменский регион является одним из лидеров по уровню экономического развития. Устойчивое развитие его обеспечит сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения окружающей среды в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений. Реализация перехода на путь стабильного развития потребует в дальнейшем формирования новой стратегии, которая оказалась бы экологически и экономически сбалансированной. ...

30 03 2024 21:55:54

СОХРАНЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕНОФОНДА ЯКОВ ТЫВЫ

СОХРАНЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕНОФОНДА ЯКОВ ТЫВЫ Статья в формате PDF 120 KB...

27 03 2024 23:59:34

ВЛИЯНИЕ МОЛЕКУЛ СРЕДНЕЙ МАССЫ НА АЛЬДЕГИДДЕГИДРОГЕНАЗНУЮ СИСТЕМУ ПЕЧЕНИ И ЭРИТРОЦИТОВ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ

ВЛИЯНИЕ МОЛЕКУЛ СРЕДНЕЙ МАССЫ НА АЛЬДЕГИДДЕГИДРОГЕНАЗНУЮ СИСТЕМУ ПЕЧЕНИ И ЭРИТРОЦИТОВ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ Изучено влияние молекул средней массы, выделенных из обожженной in vitro печени на каталитические и кинетические свойства альдегиддегидрогеназы. Показано, что молекулы средней массы выступают в роли ингибиторов активности исследуемого фермента в эритроцитах и цитозоле печени. Отмечена корреляция уменьшения активности эритроцитарной и цитоплазматической альдегиддегидрогеназы под влиянием молекул средней массы. ...

23 03 2024 9:30:44

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::