Теоретические основы эффективного обеспечения эколого-экономической стабилизации состояния Тюменского региона > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

Теоретические основы эффективного обеспечения эколого-экономической стабилизации состояния Тюменского региона

Теоретические основы эффективного обеспечения эколого-экономической стабилизации состояния Тюменского региона

Шагбанова Ч.Ф. 1
1 Тюменский государственный нефтегазовый университет
Тюменский регион является одним из лидеров по уровню экономического развития. Устойчивое развитие его обеспечит сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения окружающей среды в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений. Реализация перехода на путь стабильного развития потребует в дальнейшем формирования новой стратегии, которая оказалась бы экологически и экономически сбалансированной. Статья в формате PDF 373 KB Тюменский регионэколого-экономическая стабилизация 1. Forrester J.W. World Dynamic. – Cambridge, 2008. Goodland, R.J.A. Imperatives for environmental sustainability: decries / R.J.A. Goodland, H.E. Daly, J. Kellenberg. – Р. 105. 2. Андронова И.В., Пленкина В.В., Сафонов А.Н. Устойчивое развитие локальной территории сырьевой специализации / Научное издание. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2005. – 128 с. 3. Бобылев С. Россия на пути антиустойчивого развития? // Вопросы экономики. – 2008. – № 2. – С. 43–54.

Тюменская область является промышленно развитым регионом и одной из самых крупных в мире кладовой природных запасов с хаpaктерными экологическими, экономическими и социальными проблемами. Территория ее составляет 1435,2 тыс. км2 с населением в 3404,7 тыс. человек.

Как и большинство регионов России, являясь одним из лидеров по уровню экономического развития, он предусматривает переход к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения окружающей среды в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений.

Реализация перехода на путь устойчивого развития потребует в дальнейшем формирования новой стратегии, которая оказалась бы экологически и экономически сбалансированной.

В этих условиях разработка теоретических основ эффективного обеспечения эколого-экономической стабилизации состояния территории региона и развитие национальной экономики на основе мониторинга и диагностики реальных угроз, а также экономических, социальных, организационных и иных мер, направленных на преодоление негативных тенденций, их локализацию и устранение, предупреждение наступления событий, представляющих угрозу безопасности, обладает высокой актуальностью.

Для экономической науки рассмотрение экономической деятельности в зависимости от экологической составляющей – относительно новое явление. Более того, текущий момент определяет превалирующую роль экологизации всех сфер жизнедеятельности как главного условия выживания и устойчивого развития.

Проблемы обеспечения эколого-экономической стабилизации территории региона во всех ее аспектах привлекают все большее внимание ученых. Тем не менее, несмотря на значительный объем исследований по рассматриваемой проблематике, ее научная разработанность далеко не исчерпывающая.

В соответствии с существующими правовыми актами, основными субъектами обеспечения безопасности России являются различные органы, которые в пределах своей компетенции обеспечивают реализацию федеральных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности, их состав подробно описан в работах. Кроме того, к субъектам стабилизации относятся граждане, общественные или иные организации и объединения, обладающие правами по обеспечению безопасности.

В качестве субъекта экологической стабилизации выступают индивидуум, общество, биосфера. В обеспечении эколого-экономической безопасности общества главная роль отводится государству.

Проблема содержания интересов требует более обстоятельного рассмотрения с точки зрения необходимости соблюдения в них экологического императива. М.М. Гузев отмечает, что нет оснований для постановки вопроса о новой категории «эколого-экономические интересы»; есть экономические интересы людей, их социальных объединений, общества в целом, обусловленные соответствующими материальными потребностями, есть экологизация материальных потребностей, выражающаяся в объективной необходимости нормальных природных условий воспроизводства и бытия человека и общества; есть экологизация экономических отношений общества, проявляемая, прежде всего в согласовании хозяйственной пpaктики с требованиями законов природы и естественных процессов; есть экологическая ориентированность экономических интересов, проявляющаяся в стремлении иметь полный набор не только чисто экономических условий существования и развития, но и условий, связанных с благополучным состоянием окружающей природной среды.

Классификация эколого-экономических интересов

Такое усложнение содержания экономических интересов не ведет к изменению их объективной основы, но меняются направленность, условия и механизм их реализации. Создаются определенные предпосылки для реализации экологически ориентированных интересов с помощью рыночных механизмов.

Экологическая ориентированность интересов лишь означает, что при производстве материальных и нематериальных благ и удовлетворении своих потребностей люди вступают в отношения не только с самой природой, но и между собой по поводу природных ресурсов и окружающей среды. При этом они задаются вопросами не только удовлетворения материальных потребностей, но и вопросом, как производство данных благ повлияло и повлияет на естественные условия нашей жизнедеятельности, т.е. на качество окружающей среды, и как это скажется на естественных условиях жизнеобитания потомков. И эта экологическая ориентированность интересов в конце ХХ века объективно, в силу изложенных нами ранее обстоятельств, усиливается; экологически здоровая среда обитания выступает в настоящее время важнейшим условием функционирования и реализации интересов.

Отсюда важно, чтобы люди осознали как можно более полно свои интересы, а в свете экологических проблем и угроз – свои экологически ориентированные экономические интересы.

Самые насущные, острые проблемы эколого-экономической безопасности связаны с определенной территорией. Территория сегодня не только место размещения предприятий, но и сложный организм с присущими ей экономическими, социальными и экологическими функциями и задачами. Любая территория местного, регионального, национального или глобального масштаба и уровня является, по существу, «эколого-экономической системой», где возникают экологические и экономические интересы. Экономической основой региональных эколого-экономических интересов является собственность на природные богатства, хаpaктеризующая достояние народов, проживающих на данной территории, а экологической основой – целостность экосистем региона.

При формировании и дальнейшем совершенствовании хозяйственного механизма природопользования необходимо опираться на согласование эколого-экономических интересов и разрешение противоречий между ними, поскольку основные последствия деградации окружающей природной среды проявляются в пределах конкретной территории, то совершенствование методики формирования природоохранной стратегии должно происходить с учетом территориальных особенностей. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема выбора оптимальной природоохранной стратегии территории.

Нарастание глобальных угроз вместе с прогрессом современного общества, неустойчивость и разнонаправленность экономической, социальной и экологической составляющих развития настоятельно требуют выработки такой стратегии национальной стабилизации, которая позволила бы совместить политические, экономические, ресурсные и другие нужды страны с требованиями всестороннего экологического оздоровления.

Для преодоления экологического кризиса и успешного пpaктического решения возникших экологических проблем необходим переход к новой идеологии, построенной на новой теоретической основе, на новом комплексе знаний. По существу, речь идет о переходе к принципиально новому качеству эколого-экономической стабилизации – сбалансированному эколого-экономическому развитию территории регионов. Исходя из этого, развитие теории и пpaктики системного обеспечения стабилизации и, особенно, на мезоуровне экономики приобретает в настоящее время не только теоретическое, но и исключительно важное пpaктическое значение.

Стремительно растущий интерес к проблемам обеспечения эколого-экономической стабилизации, а также дефицит научных знаний в области методологии, методики и пpaктики создания не только органов и средств защиты от опасностей, но и механизма изменения деятельности с целью создания новых возможностей развития, существенно уменьшающих угрозы, определили актуальность работы.

Современный развивающийся эколого-экономический кризис требует построения новых подходов к решению возникающих проблем. Если ранее исследования экономического развития осуществлялись в плоскости «социально-экономическое»,то текущая ситуация требует прострaнcтвенного подхода, т.е. подразумевает трехмерность исследований: экономическое, экологическое и социальное. Такой подход позволяет интерпретировать задачу в новом качестве и получить ряд важных выводов.

Когда вопросы эколого-экономической стабилизации становятся приоритетными, возникает необходимость всестороннего анализа взаимодействия экологического, экономического и социального факторов общественного развития, исследования глубинных эколого-экономических процессов и разработки на этой основе теоретических и пpaктических принципов стратегии эколого-экономической стабилизации.

Но теория эколого-экономической стабилизации по-прежнему является недостаточно разработанной в части понятийного аппарата, касающегося категории «эколого-экономическая стабилизация», «эколого-экономическая сбалансированность». В связи с этим работа имеет большую теоретическую и пpaктическую значимость.

Эколого-экономическая сбалансированность территории – согласованность экологических и экономических параметров функционирования хозяйствующих субъектов, расположенных на данной территории, обеспечивающая как сохранение и восстановление (самовосстановление) состояния окружающей природной среды, так и определенный уровень социально-экономического развития территории.

Эколого-экономическая стабилизация – процесс достижения сбалансированного эколого-экономического развития территории, обязательной процедурой которого является комплексная социо-эколого-экономическая оценка, ведущим к гармонизации производительных сил, обеспечению удовлетворения необходимых потребностей всех члeнов общества при условии сохранения и поэтапного воспроизводства целостности природной среды, создания возможностей для равновесия между его потенциалом и потребностями людей всех поколений.

Основные проблемы, возникающие при определении общих подходов и принципов при проведении социо-эколого-экономической оценки связаны с обеспечением комплексности, предполагающей включение в процесс оценки экологической императивы, позволяющей заблаговременно учитывать и предупреждать нeблагоприятные тенденции, возникающие в социальной и экономической сферах региона. В процессе сбора и обработки материала в данном направлении выявлен ряд особенностей и проблемных моментов, связанных с оценкой эколого-экономического состояния территорий: многогранность и междисциплинарность проблемы; проявление интереса к проблеме со стороны науки, что свидетельствует об актуальности темы исследования; большое количество различного рода подходов к оценке на различных уровнях и для различных целей; отсутствие или игнорирование в методах оценки экологической составляющей; слабость информационного обеспечения систем управления, ведущая к принятию неграмотных и неэффективных решений в области природопользования и охраны окружающей природной среды; отсутствие комплексной методики экономической оценки социально-экологического развития региона, основанной на принципах устойчивого развития.

Существующие нормативно-методические указания и критерии, используемые при осуществлении комплексной оценки носят временный хаpaктер и требуют серьезных переработок и апробаций, поскольку не учитывают принцип взаимовлияния и взаимосвязи социально-экономического и экологического развития территорий, что противоречит Концепции устойчивого развития. В связи с этим необходимо уточнение методологических основ комплексной оценки социо-эколого-экономической системы и выделения блоков показателей для анализа социального, экономического и экологического состояния территорий. В работе представлены авторские рекомендации, направленные на устранение этого недостатка.

Выявленная взаимосвязь между состоянием окружающей природной среды и здоровьем населения, предполагает разработку первоочередных мер по ликвидации экологического беспорядка в регионе, обеспечение экологической безопасности республики, государственной поддержки общественного экологического движения, разработки государственной программы «Экология и здоровье человека» и других мероприятий, которые позволят достичь качества жизни населения на уровне развитых стран, посредством обеспечения чистоты среды обитания, экологически чистыми продуктами питания, питьевой водой и т.д.

Критерии эколого-экономической оценки, которые могут стать основой для выбора направления эколого-экономической стабилизации территорий в настоящее время определены не в полной мере, нет единой схемы проведения подобной оценки. Исходя из этого вывода, был разработан алгоритм, описывающий порядок проведения оценки социо-эколого-экономического состояния территорий, разбивающий проведение этого процесса на три стадии.

Необходимость проведения мониторинга окружающей природной среды в российских условиях определяется рядом важных факторов, как общеэкономического масштаба, так и уровня отдельного хозяйствующего субъекта. Осуществление процесса мониторинга, при этом, необходимо ориентировать на достижение специальных программных целей, связанных с обеспечением информацией организационных и других мер по выполнению конкретных природоохранных мероприятий, проектов, международных соглашений и обязательств государств в соответствующих областях. Мониторинг должен включать регулярные, выполняемые по заданной программе, наблюдения природных сред, природных ресурсов, растительного и животного мира, позволяющие выделить их состояния и происходящие в них процессы под влиянием антропогенной деятельности, а также объединяющие диагностику (оценку текущего), генезис (оценку прошлого) и прогноз (оценку будущего) состояния исследуемых объектов.



ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ЕГО РАЗВИТИЕМ

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ЕГО РАЗВИТИЕМ На основе системного анализа функционирования экономической деятельности промышленного предприятия введена его теоретическая кривая прогнозирования бизнеса и разработан алгоритм выхода на данную кривую в процессе стратегического управления развитием предприятия. ...

15 04 2024 5:21:14

ПОЛУЧЕНИЕ ПИЩЕВЫХ ВОЛОКОН ИЗ САХАРНОГО СОРГО

ПОЛУЧЕНИЕ ПИЩЕВЫХ ВОЛОКОН ИЗ САХАРНОГО СОРГО Статья в формате PDF 279 KB...

11 04 2024 9:24:45

ИСТОКИ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИСТОКИ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Статья в формате PDF 317 KB...

10 04 2024 0:12:19

БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ: УРОКИ ИСТОРИИ

БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ: УРОКИ ИСТОРИИ Статья в формате PDF 268 KB...

08 04 2024 15:21:43

ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ Статья в формате PDF 133 KB...

25 03 2024 6:58:28

БОЧКАРЁВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

БОЧКАРЁВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ Статья в формате PDF 189 KB...

20 03 2024 13:34:48

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РЕКИ. ОБЪЯСНЕНИЯ

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РЕКИ. ОБЪЯСНЕНИЯ Статья в формате PDF 291 KB...

15 03 2024 16:35:55

АСПЕКТЫ АНАЛИЗА КОММУНИКАЦИИ

АСПЕКТЫ АНАЛИЗА КОММУНИКАЦИИ Статья в формате PDF 136 KB...

14 03 2024 14:38:43

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::