БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ

Гопкало Е.Ю. Статья в формате PDF 112 KB

В системе образования России наметились кардинальные изменения в её статусе. Наряду с сохранением государственного образовательного сектора происходит рост числа новых участников образовательного рынка. В этой связи перед системой высшего профессионального образования встают две группы новых задач. Одна из них обусловлена необходимостью обеспечения мониторинга и качества процесса обучения. Вторая - повышением эффективности управления финансовыми ресурсами вуза.

Повышение качества процесса обучения в вузе напрямую связано с эффективным управлением государственными расходами в системе высшего профессионального образования. В период реформирования высшей школы возникает потребность не только в оценке результативности бюджетных расходов на ее развитие, но и в переходе на новую концепцию финансирования на основе эффективного использования всех источников финансового обеспечения вуза.

Ключевую роль в системе управления финансовыми потоками высшей школы играет бюджет вуза. Бюджет вуза - это система образования и расходования средств, предназначенных для достижения миссии и выполнения стратегии, сформулированных учредителями вуза.

Для эффективной постановки системы бюджетирования в высшей школе необходимо исследовать ее сущность, основные принципы и цели построения, детализировано содержательное наполнение каждого элемента вузовского бюджетирования.

Анализ подходов различных научных школ к определению сущности бюджетирования позволил заключить, что вузовское бюджетирование представляет собой не только систему и технологию, но и процесс, который подобно бюджетному процессу на уровне государства выражает последовательность составления, утверждения, исполнения и контроля за исполнением всей совокупности бюджетов вуза. Вместе с тем бюджетирование - это один из наиболее эффективных инструментов управления финансами вуза. Внутривузовское бюджетирование следует рассматривать как ключевой элемент стратегического управления финансовыми ресурсами вуза, при этом стратегия развития финансово-экономической деятельности вуза неразрывна с методологией и инструментарием внутривузовского бюджетирования.

Разработка системы вузовского бюджетирования, ориентированного на результат, в российских вузах должна строиться с учетом специфических факторов. Во-первых, введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) меняет внешние условия финансово-хозяйственной и образовательной деятельности вузов. Во-вторых, получают развитие новые инструменты управления финансовыми потоками вузов - государственные именные финансовые обязательства, образовательные кредиты, целевая контpaктная подготовка и другие. В-третьих, при определении источников финансирования высшей школы необходимо учитывать последствия демографического кризиса. В-четвертых, ускоренное развитие частного сектора высшего образования существенно обострило конкуренцию на этом рынке.

К основным направлениям адаптации методологии бюджетирования к особенностям управления финансовой результативностью образовательной деятельности высшей школы России относятся следующие. Первое из них - приближение бюджетной классификации Российской Федерации к требованиям международных стандартов с учетом изменений структуры и функций федеральных органов исполнительной власти в рамках административной реформы, а также введение интегрированного с бюджетной классификацией плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений и обеспечивающего учет затрат по функциям и программам. Второе направление состоит в обеспечении повышения надежности среднесрочного прогнозирования объемов ресурсов, доступных вузам в рамках принятых бюджетных ограничений и приоритетов государственной политики. Третье направление - формирование и включение в бюджетный процесс процедуры оценки результативности бюджетных расходов, поэтапный переход от сметного планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов образовательной деятельности вузов. Четвертое направление - совершенствование процедур составления и рассмотрения бюджета вуза в соответствии с требованиями и условиями среднесрочного бюджетного планирования, ориентированного на результаты образовательной деятельности.

Управление государственными расходами представляет собой важную часть бюджетной политики и в значительной мере определяется состоянием бюджетного процесса, порядком планирования, утверждения и исполнения бюджета в части расходов, а также контролем за его исполнением. Таким образом, совершенствование пpaктики бюджетирования следует рассматривать как важный инструмент повышения эффективности государственных расходов. Меры совершенствования бюджетного процесса могут оказывать локальный эффект, а могут приводить к радикальным изменениям. Именно к таким изменениям приводит внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, или программно-целевого бюджетирования, меняющего в корне не только содержание всех стадий бюджетного процесса, но и саму концепцию управления государственными (муниципальными) расходами. Бюджетирование, ориентированное на результат, является наиболее известным современным методом повышения эффективности бюджетных расходов. В Российской Федерации система бюджетирования, ориентированного на результат, начала набирать свою актуальность с 2004-2006 гг. Актуальность внедрения результативного бюджетирования на уровне государственного образования вызвана необходимостью внесения изменений в существующие подходы к планированию и осуществлению функционирования вузов с происходящими изменениями в экономике и социальной сфере, проводимой административной реформой и объясняется наличием следующих причин:

- традиционные методы повышения эффективности расходов бюджета (в первую очередь открытые конкурсы, усиление финансовой дисциплины и казначейские технологии) пpaктически исчерпали себя и не могут решить проблем несбалансированности бюджета или недостаточно высокого качества бюджетных услуг;

- необходимы радикальные меры по сокращению расходов при одновременном удержании прежних позиций в части достигнутого уровня оказания бюджетных услуг;

- бюджет перестал быть полноценным инструментом управления, возрастают масштабы нецелевого расходования бюджетных средств. Одним из существенных факторов, отрицательно влияющих на эффективность системы управления бюджетными ресурсами муниципального образования, является используемая в настоящее время традиционная затратная модель бюджетирования.

Бюджетирование, ориентированное на результат, позволит муниципальным образованиям прекратить пpaктику затратного финансирования и выбрать приоритетные расходные направления в соответствии с поставленными целями и задачами, заложенными в стратегическом плане развития государственного образования.

Следовательно, переход на программно-целевое бюджетирование требует одновременного реформирования принципов управления - перехода от административных методов к использованию хозяйственной деятельности. Грамотно поставленное бюджетирование позволит решить множество проблем в сфере управления государственным образованием, в том числе позволит оптимизировать ограниченные ресурсы бюджета, повысить результативность функционирования вузов и качество предоставляемых услуг, выявить и проконтролировать финансовые потоки вузов и их подразделений.



РАЗВИТИЕ СИСТЕМ И ЕГО КРИТЕРИИ

РАЗВИТИЕ СИСТЕМ И ЕГО КРИТЕРИИ Статья в формате PDF 114 KB...

05 11 2022 9:36:51

АНАЛИЗ СТАТИСТИКИ БАНКРОТСТВ

АНАЛИЗ СТАТИСТИКИ БАНКРОТСТВ Статья в формате PDF 319 KB...

04 11 2022 19:26:59

КАДРОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В БАНКЕ: ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

КАДРОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В БАНКЕ: ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Статья в формате PDF 72 KB...

01 11 2022 21:28:31

ФОРМИРОВАНИЕ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ЖЕЛУДКА ЧЕЛОВЕКА В ЭМБРИОГЕНЕЗЕ

ФОРМИРОВАНИЕ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ЖЕЛУДКА ЧЕЛОВЕКА В ЭМБРИОГЕНЕЗЕ Статья посвящена актуальной морфологической проблеме – формирование слизистой оболочки желудка человека, в раннем эмбриогенезе. Проведен анализ и обобщение научных данных в отечественной и зарубежной литературе о формировании слизистой оболочки желудка. Рассматривается вопрос о процессе формирования врожденных пороков развития желудка. ...

23 10 2022 10:38:31

МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕПЛООБМЕНА В ЗОНАХ ЗАХАРЬИНА-ГЕДА

МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕПЛООБМЕНА В ЗОНАХ ЗАХАРЬИНА-ГЕДА Статья в формате PDF 108 KB...

19 10 2022 22:21:46

ХРЯЧКОВ ВАЛЕРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

ХРЯЧКОВ ВАЛЕРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ Статья в формате PDF 372 KB...

18 10 2022 2:27:53

ГОРНЫЕ ПОРОДЫ: АЛГОРИТМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ГОРНЫЕ ПОРОДЫ: АЛГОРИТМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ Статья в формате PDF 157 KB...

15 10 2022 23:58:20

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::