БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ
В системе образования России наметились кардинальные изменения в её статусе. Наряду с сохранением государственного образовательного сектора происходит рост числа новых участников образовательного рынка. В этой связи перед системой высшего профессионального образования встают две группы новых задач. Одна из них обусловлена необходимостью обеспечения мониторинга и качества процесса обучения. Вторая - повышением эффективности управления финансовыми ресурсами вуза.
Повышение качества процесса обучения в вузе напрямую связано с эффективным управлением государственными расходами в системе высшего профессионального образования. В период реформирования высшей школы возникает потребность не только в оценке результативности бюджетных расходов на ее развитие, но и в переходе на новую концепцию финансирования на основе эффективного использования всех источников финансового обеспечения вуза.
Ключевую роль в системе управления финансовыми потоками высшей школы играет бюджет вуза. Бюджет вуза - это система образования и расходования средств, предназначенных для достижения миссии и выполнения стратегии, сформулированных учредителями вуза.
Для эффективной постановки системы бюджетирования в высшей школе необходимо исследовать ее сущность, основные принципы и цели построения, детализировано содержательное наполнение каждого элемента вузовского бюджетирования.
Анализ подходов различных научных школ к определению сущности бюджетирования позволил заключить, что вузовское бюджетирование представляет собой не только систему и технологию, но и процесс, который подобно бюджетному процессу на уровне государства выражает последовательность составления, утверждения, исполнения и контроля за исполнением всей совокупности бюджетов вуза. Вместе с тем бюджетирование - это один из наиболее эффективных инструментов управления финансами вуза. Внутривузовское бюджетирование следует рассматривать как ключевой элемент стратегического управления финансовыми ресурсами вуза, при этом стратегия развития финансово-экономической деятельности вуза неразрывна с методологией и инструментарием внутривузовского бюджетирования.
Разработка системы вузовского бюджетирования, ориентированного на результат, в российских вузах должна строиться с учетом специфических факторов. Во-первых, введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) меняет внешние условия финансово-хозяйственной и образовательной деятельности вузов. Во-вторых, получают развитие новые инструменты управления финансовыми потоками вузов - государственные именные финансовые обязательства, образовательные кредиты, целевая контpaктная подготовка и другие. В-третьих, при определении источников финансирования высшей школы необходимо учитывать последствия демографического кризиса. В-четвертых, ускоренное развитие частного сектора высшего образования существенно обострило конкуренцию на этом рынке.
К основным направлениям адаптации методологии бюджетирования к особенностям управления финансовой результативностью образовательной деятельности высшей школы России относятся следующие. Первое из них - приближение бюджетной классификации Российской Федерации к требованиям международных стандартов с учетом изменений структуры и функций федеральных органов исполнительной власти в рамках административной реформы, а также введение интегрированного с бюджетной классификацией плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений и обеспечивающего учет затрат по функциям и программам. Второе направление состоит в обеспечении повышения надежности среднесрочного прогнозирования объемов ресурсов, доступных вузам в рамках принятых бюджетных ограничений и приоритетов государственной политики. Третье направление - формирование и включение в бюджетный процесс процедуры оценки результативности бюджетных расходов, поэтапный переход от сметного планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов образовательной деятельности вузов. Четвертое направление - совершенствование процедур составления и рассмотрения бюджета вуза в соответствии с требованиями и условиями среднесрочного бюджетного планирования, ориентированного на результаты образовательной деятельности.
Управление государственными расходами представляет собой важную часть бюджетной политики и в значительной мере определяется состоянием бюджетного процесса, порядком планирования, утверждения и исполнения бюджета в части расходов, а также контролем за его исполнением. Таким образом, совершенствование пpaктики бюджетирования следует рассматривать как важный инструмент повышения эффективности государственных расходов. Меры совершенствования бюджетного процесса могут оказывать локальный эффект, а могут приводить к радикальным изменениям. Именно к таким изменениям приводит внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, или программно-целевого бюджетирования, меняющего в корне не только содержание всех стадий бюджетного процесса, но и саму концепцию управления государственными (муниципальными) расходами. Бюджетирование, ориентированное на результат, является наиболее известным современным методом повышения эффективности бюджетных расходов. В Российской Федерации система бюджетирования, ориентированного на результат, начала набирать свою актуальность с 2004-2006 гг. Актуальность внедрения результативного бюджетирования на уровне государственного образования вызвана необходимостью внесения изменений в существующие подходы к планированию и осуществлению функционирования вузов с происходящими изменениями в экономике и социальной сфере, проводимой административной реформой и объясняется наличием следующих причин:
- традиционные методы повышения эффективности расходов бюджета (в первую очередь открытые конкурсы, усиление финансовой дисциплины и казначейские технологии) пpaктически исчерпали себя и не могут решить проблем несбалансированности бюджета или недостаточно высокого качества бюджетных услуг;
- необходимы радикальные меры по сокращению расходов при одновременном удержании прежних позиций в части достигнутого уровня оказания бюджетных услуг;
- бюджет перестал быть полноценным инструментом управления, возрастают масштабы нецелевого расходования бюджетных средств. Одним из существенных факторов, отрицательно влияющих на эффективность системы управления бюджетными ресурсами муниципального образования, является используемая в настоящее время традиционная затратная модель бюджетирования.
Бюджетирование, ориентированное на результат, позволит муниципальным образованиям прекратить пpaктику затратного финансирования и выбрать приоритетные расходные направления в соответствии с поставленными целями и задачами, заложенными в стратегическом плане развития государственного образования.
Следовательно, переход на программно-целевое бюджетирование требует одновременного реформирования принципов управления - перехода от административных методов к использованию хозяйственной деятельности. Грамотно поставленное бюджетирование позволит решить множество проблем в сфере управления государственным образованием, в том числе позволит оптимизировать ограниченные ресурсы бюджета, повысить результативность функционирования вузов и качество предоставляемых услуг, выявить и проконтролировать финансовые потоки вузов и их подразделений.
Статья в формате PDF
244 KB...
30 06 2022 16:11:15
Статья в формате PDF
104 KB...
29 06 2022 21:18:49
Статья в формате PDF
117 KB...
28 06 2022 0:57:30
Статья в формате PDF
338 KB...
27 06 2022 21:10:26
В статье дается хаpaктеристика современного состояния жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области. Отмечаются изменения в структуре собственности на жилищный фонд, оцениваются тенденции развития основных фондов жилищно-коммунального хозяйства, состояние кадров и платежно-расчетной дисциплины в отрасли, освещается политика администрации области в части организационных преобразований системы управления жилищно-коммунальным хозяйством и обеспечения социальных гарантий для населения.
...
26 06 2022 13:20:45
Статья в формате PDF
103 KB...
25 06 2022 10:50:51
Статья в формате PDF
253 KB...
24 06 2022 13:58:47
Статья в формате PDF
104 KB...
23 06 2022 21:55:22
Статья в формате PDF
130 KB...
22 06 2022 16:28:15
Статья в формате PDF
114 KB...
19 06 2022 21:37:25
Статья в формате PDF
107 KB...
18 06 2022 2:14:59
Новая реальность предъявляет к человеку повышенные требования. Выживание человека в сложных условиях – это сохранение его целостности (как биологического индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности). Защищенность личности – условие психологического выживания человека в мире. Неосознаваемые психологические защиты снижают свободу действий человека. В статье рассматриваются психологические аспекты адаптации человека. Для сохранения устойчивости личности необходимы психологические константы – мировоззрение, жизненная позиция, смысл жизни, профессионализм.
...
17 06 2022 16:50:37
Статья в формате PDF
244 KB...
16 06 2022 1:17:33
Статья в формате PDF
126 KB...
15 06 2022 6:28:22
Статья в формате PDF
141 KB...
14 06 2022 21:47:50
На основе анализа s-d обменного взаимодействия в структурах типа NiAs с частично вакантными катионными позициями, моделировались различного рода зависимости результирующей намагниченности от температуры нестехиометрических ферримагнетиков. На основе исследований пирротина методами ЯГР и РФА доказано, что двухподрешеточный ферримагнетик, содержащий в структуре катионные вакансии, должен рассматриваться, при определенном типе распределения вакансий, как ферримагнетик с четырьмя магнитными подрешетками. В данном случае, дополнительные магнитные подрешетки можно рассматривать как подрешетки, индуцированные хаpaктером распределения катионных вакансий в структуре. Квантово-механические расчеты в рамках модели молекулярного поля температурных изменений намагниченности отдельно для каждой из подрешеток, а также анализ результирующей термокривой намагниченности, объясняют ряд экспериментально полученных кривых зависимости намагниченности от температуры нестехиометрического пирротина с различной плотностью вакансий в структуре.
...
11 06 2022 7:39:46
Статья в формате PDF
141 KB...
10 06 2022 7:39:26
Статья в формате PDF
120 KB...
08 06 2022 0:18:18
Статья в формате PDF
124 KB...
07 06 2022 0:28:44
Статья в формате PDF
396 KB...
06 06 2022 7:21:12
Статья в формате PDF
327 KB...
05 06 2022 20:51:29
04 06 2022 4:16:57
Статья в формате PDF
125 KB...
03 06 2022 14:19:52
Статья в формате PDF
175 KB...
02 06 2022 23:44:47
Статья в формате PDF
207 KB...
01 06 2022 10:22:55
Статья в формате PDF
270 KB...
31 05 2022 6:10:55
Статья в формате PDF
110 KB...
30 05 2022 11:34:39
На модели экспериментального инфаркта миокарда у крыс на фоне введения препарата лонголайф-IBMED изучены изменения ЭКГ и частоты сердечных сокращений (через 1 час и через 7 суток). Показано, что испытуемый препарат обладает противоишемическим действием, улучшает коронарный кровоток в постинфарктный период, достоверно повышает выживаемость животных.
...
29 05 2022 12:11:26
На биопсийном материале матки семнадцати первородящих женщин в возрасте от 20 до 38 лет с нормальной или аномальной родовой деятельностью проводили количественное светооптическое изучение строения миометрия. Оценили тканевой состав, клеточный состав и число гладкомышечных клеток в поле зрения микроскопа. Показали, что основными компонентами миометрия являются гладкомышечные волокна, элементы соединительной ткани и микрососудистого русла. Гладкомышечные клетки демонстрировали разное сродство к толуидиновому синему, и на основании этого они были условно поделены на светлые, темные и промежуточные клетки. Выявлены межгрупповые вариации всех оцененных количественных параметров.
...
28 05 2022 15:22:12
Проведен анализ общепринятых учений и научных теорий, имевших широкую аудиторию в вузах и научно-исследовательских институтах прошлого века. Выявлена недостаточность абстpaктной потенции в мыслительной жизни homo sensus, главная альтернатива которой – эмоциональный мир, чувственность и вера. Свойство верить познающего субъекта не носит хаpaктер религиозности, однако имеет общие с ней основания. Роднит религию и научную веру стремление не понять, а принять смутные представления, сулящие сиюминутную пользу и выгоду, объединяет желание увидеть в таинственном и запредельном нечто к себе доброжелательное, освобождающее от мучительного предназначения думать и, следовательно, уводящее от необходимости работать – работать без самообмана, но эффективно и достойно homo sapiens.
...
26 05 2022 11:51:41
Статья в формате PDF
269 KB...
24 05 2022 8:11:42
Статья в формате PDF
109 KB...
23 05 2022 7:24:44
Статья в формате PDF
244 KB...
22 05 2022 5:20:29
Статья в формате PDF
111 KB...
21 05 2022 6:24:25
Статья в формате PDF
135 KB...
19 05 2022 18:55:36
В работе изучено состояние процессов перекисного окисления липидов и содержание фосфолипазы А2 в периферической крови беременных III триместра с обострением гepпeс-вирусной инфекции в зависимости от титра антител IgG к вирусу простого гepпeса 1 типа. Установлено, что обострение гepпeс-вирусной инфекции в период гестации способствует активации процессов перекисного окисления липидов, регистрируемого по содержанию ТБК-активных продуктов (малонового диальдегида), повышению содержания фосфолипазы А2, наиболее выраженное при титре антител IgG к ВПГ-1 1:12800 и является причиной деструктивных процессов в составе липидов эритроцитов.
...
18 05 2022 20:44:59
Статья в формате PDF
121 KB...
17 05 2022 8:26:19
Статья в формате PDF
107 KB...
15 05 2022 17:12:23
14 05 2022 10:24:40
Статья в формате PDF
235 KB...
13 05 2022 18:55:58
Статья в формате PDF
108 KB...
12 05 2022 15:47:45
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::