ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ОГРАНИЧИТЕЛЬ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ НАУЧНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА
О бурном развитии научно-технической революции и росте масштабов хозяйственной деятельности человека, усиливших отрицательное воздействие на природу и повлекших нарушение экологического равновесия на планете, следствием которого явился экологический кризис, говорится неустанно и повсеместно. Но человечество не в состоянии остановить научно-технический прогресс, да и не в этом путь выхода из экологического кризиса. Однако человечество в состоянии ограничить его негативные последствия, так как подлинная перспектива такого выхода находится в формировании экологического мировоззрения человека. Надежда на преодоление экологического кризиса, так или иначе, связывается со становлением (воспитанием) у человека нового экологического сознания. Это придает вопросам экологического образования жизненно важное звучание. Однако существующая действительность явственно демонстрируют нам, что вчерашние школьники не отдают предпочтение той или иной специальности. Зачастую они поступают в те высшие учебные заведения, которые менее затратны для семейного бюджета, а это свидетельство того, что профиль получаемой специальности им не так уж и важен. Главное - получение диплома о высшем образовании. Тогда возникает вопрос - что могут дать такие выпускники высшего учебного заведения нашей стране, в настоящее время крайне нуждавшейся в специалистах (независимо от профиля) высокого уровня подготовки, с инновационным мышлением, умеющими воспринимать новую информацию, осваивать новые технологии, быть готовыми к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления? Экологический кризис, связанный с антропогенным воздействием на глобальную экосистему Земли - одна из острейших проблем современного общества. Но до сих пор большая часть населения России все еще не осознает тесной связи между деятельностью человека и состоянием окружающей среды, поскольку не имеют достаточных экологических знаний. И здесь мы должны понимать, - современные реалии требуют на рынке труда знаний современного специалиста, владеющего не только теоретическими знаниями, но и пpaктическими навыками, особенно в экономике, экологии и технологии. Следовательно, в вузах страны необходимо вводить программы, отражающие последние тенденции в науке и технике, и, с этой же целью, постоянно пересматривать учебные планы. В настоящее время изучение в высшем учебном заведении экологии, как второстепенной дисциплины и в отрыве от экономики природопользования - непростительное пренебрежения к решению экологических проблем.
Не случайно некоторые авторы отмечают, что если не произойдет коренного перелома в динамике социально-эколого-экономи-ческого развития, то деградация среды обитания и природно-ресурсного потенциала будет нарастать[1].
При рассмотрении связи «экономика - экология», мы видим, что экономика (причина) несет в себе проблемы экологического хаpaктера (следствие). Такие парные диалектические противоречия (причина-следствие) соответствуют философии дихотомии, что приводит к появлению бинарных оппозиций (диад). В данном случае в качестве одной из сторон бинарности оппозиции является установка на максимально полное удовлетворение материальных и духовных потребностей человека (экономика), а другой стороной оппозиции является ценностная установка на рациональную регуляцию отношений человека с природой и обществом. Вместе с тем: «Деление мира явлений на пары противоположностей - это врождённый принцип упорядочения, априорный принудительный шаблон мышления, присущий человеку с древнейших времён»[2]. Исключая «врождённый принцип упорядочения», приходим к тому, что проблему бинарных противоречий «экономика - экология» не решить без третьей компоненты - технологий, так как уровень технологии любого производства оказывает решающее влияние на экономические показатели (прибыль, рентабельность продукции, издержки производства и др.).
Сегодня, как никогда, значительное внимание следует уделить взаимосвязи в области системы «технология - экология - экономика», в которой экология является отстающим звеном. «Notum est naturam nihil facere frustra», что в переводе с латинского означает: известно, что природа ничего зря не создает. В своих лекциях по экологии, дабы обеспечить обучающимся понимания интегрирования «технология - экология - экономика», автор данной статьи приводит в пример куриное яйцо. Известно, что в среднем яйце содержится (по массе) 32% желтка, 56% белка, 12% скорлупы. Яйцо - это «целое», состоящее из «частей» (32% желтка - технология, 56% белка - экономика, 12% скорлупы - экология), на примере которого можно увидеть, что нарушение одной из частей целого приводит к необратимым разрушительным последствиям всего целого. Лишь расчлeняя целое на части и последовательно фиксируя их свойства, мы воспроизводим его как данное целое. Процесс анализа частей здесь дает синтез.
Несмотря на то, что указывается на бинарность оппозиций «экономика-экология», где учитывается причинно-следственная связь, не стоит рассматривать технологию, экономику и экологию как креативную триаду. Следует учитывать, что креативная триада имеет принципиально временную причинно-следственную природу. У нас же триединство указанных частей целого обеспечивается наличием корреляций между ними:
- в экономике учитывается то, что разрыв связей между экономикой, технологией и экологией недопустим, поскольку экономика играет исключительную роль в развитии производительных сил общества, которые, в свою очередь, оказывают не только созидательное, но и разрушительное (отрицательное) влияние на окружающую природную среду;
- в экологии учитывается ее основная задача - детальное изучение количественными методами основ структуры и функционирования природных и созданных человеком систем;
- в технологии учитывается возможность сознательного воздействия человека на экономические и экологические процессы, т.к. технология, в свою очередь, воплощает в себе методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами, воздействуя на совершенствование производственных процессов.
Технология играет определенную роль в уменьшении противоречия между экономикой и экологией. При этом каждая часть находится в соотношении дополнительности, а третья - задаёт меру совместности. Соответственно, недопустимо абсолютизировать одну из этих частей и противопоставлять ее другой. Абсолютизация любой компоненты разрушает целостность триады. В данном случае можно говорить о системной триаде, т.к. составляющие системной триады обеспечивают различение, а не разъединение, если их не абсолютизировать и не стремиться к абсолютной точности и к полноте описания. Стремление к полноте разрушает целостность и делает систему нежизненной.
Каждая из рассматриваемых частей целого обладает своими специфическими особенностями, и именно эти особенности ведут к своеобразной взаимодополнительности и взаимодействию их друг с другом. Не менее важно и то, что взаимодополнительность и взаимодействие оказываются необходимыми при решении конкретных и неотложных экологических проблем. Сегодня уже нельзя строить экономическую стратегию независимо от экологических условий и без учета ее экологических последствий. Но известно, что и экологическую стратегию нельзя строить независимо от экономических и технологических условий, без учета их влияния на окружающую природную среду.
Согласно В.И.Вернадскому, гармоничной «эпохе ноосферы» должна предшествовать глубокая социально-экономическая реорганизация общества. Таким образом, в высших учебных заведениях России назрела необходимость в радикальном повышении эффективности и качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального общества. Сегодня необходимо признать одним из принципов стратегии экологического образования - комплексность и междисциплинарность экологического образования, рассмотрение экологических проблем в каждой науке (учебной дисциплине). Возникает необходимость в применении новых информационных технологий в экологическом образовании. Разработка научно-методических основ использования информационных технологий в экологическом образовании в высших учебных заведениях является актуальной проблемой теории и методологии высшего профессионального образования.
[1] Экономика природопользования: учеб. / под ред. К.В. Папенова. - М.: ТЕИС, ТК Велби, 2006. - 928 с.
[2] Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М.: 1998. - 393 с.
Статья в формате PDF 113 KB...
17 03 2024 11:18:56
16 03 2024 14:26:30
Статья в формате PDF 193 KB...
15 03 2024 1:30:18
Рассмотрен вопрос получения модифицированного высокотемпературным воздействием в присутствии гидропероксида пинана олигомерного продукта из отходов производства СК. Исследован процесс получения водноолигомерноантиоксидантной дисперсии на его основе. Проведена оценка влияния добавки данной дисперсии на процесс выделения каучука из латекса. ...
14 03 2024 23:53:39
Статья в формате PDF 116 KB...
13 03 2024 11:22:55
Статья в формате PDF 102 KB...
12 03 2024 5:13:26
Статья в формате PDF 254 KB...
11 03 2024 22:16:57
Статья в формате PDF 174 KB...
10 03 2024 2:13:16
При анализе количества видов гельминтов (возбудителей зоонозов) у человека в 1999–2012 гг. увеличилось с 7 до 10 видов (на 30 %), в том числе цестод с 3 до 5 видов (на 40 %) и нематод с 4 до 5 видов (на 20 %). У человека и собак прослеживается биологический прогресс возбудителей зоонозов. Количества видов гельминтов у собак увеличилось с 5 до 8 видов (на 37,5 %), в т.ч. цестод с 2 до 3 видов (на 33,3 %) и нематод с 3 до 5 видов (на 40 %). В составе гельминтофауны общих для человека и животных доминировали классы Nematoda (6 видов) и Cestoda (5 видов) над классом Trematoda (3 вида). ...
09 03 2024 8:20:46
Статья в формате PDF 120 KB...
08 03 2024 17:41:23
Статья в формате PDF 116 KB...
06 03 2024 20:40:40
Статья в формате PDF 106 KB...
04 03 2024 21:51:35
В статье рассматривается проблема изучения понятия «политическая дискурсия» в современной лингвистике. Развитие когнитивной парадигмы в лингвистике актуализировало изучение понятия «дикурс», исследование же политической дискурсии даёт возможность исследовать подробнее языковую личность политика. ...
03 03 2024 19:30:38
Статья в формате PDF 133 KB...
02 03 2024 20:54:27
Статья в формате PDF 112 KB...
01 03 2024 11:33:14
Статья в формате PDF 106 KB...
29 02 2024 7:43:33
Статья в формате PDF 116 KB...
26 02 2024 18:59:24
Статья в формате PDF 331 KB...
25 02 2024 15:24:58
Статья в формате PDF 116 KB...
24 02 2024 22:24:23
Статья в формате PDF 109 KB...
23 02 2024 11:40:25
Статья в формате PDF 127 KB...
21 02 2024 8:42:51
Статья в формате PDF 137 KB...
20 02 2024 19:28:23
Статья в формате PDF 110 KB...
19 02 2024 10:56:28
Статья в формате PDF 153 KB...
18 02 2024 15:38:27
Статья в формате PDF 113 KB...
17 02 2024 2:44:43
Статья в формате PDF 297 KB...
16 02 2024 21:25:49
15 02 2024 22:38:52
Статья в формате PDF 126 KB...
14 02 2024 19:54:55
Статья в формате PDF 102 KB...
13 02 2024 0:12:17
Статья в формате PDF 304 KB...
12 02 2024 22:43:45
Выявлены количественные и качественные особенности формирования запасов углерода в степных экосистемах. ...
11 02 2024 17:40:26
09 02 2024 3:27:46
Изучено сочетанное влияние комплекса экологически нeблагоприятных факторов на иммунную систему промышленных рабочих Республики Казахстан. Функциональное состояние иммунной системы у рабочих промышленных предприятий хаpaктеризовалось нарастанием взаимосвязей в лимфоцитарном звене иммунитета, что выражалось перераспределением показателей лимфоцитов в гемограмме, увеличением корреляций между ними, нарастанием внутрисистемных связей между параметрами иммунной системы. Полученный спектр иммунологических показателей, хаpaктеризующий нормальное функционирование иммунной системы в условиях экологического нeблагополучия вместе с клиническим статусом может служить основой для дальнейшей разработки системы значимых сдвигов в иммунограмме с целью диагностически различных дизадаптационных расстройств в ответ на имеющуюся экологическую обстановку. ...
08 02 2024 18:39:15
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::