К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Гуковская М.В. Статья в формате PDF 109 KB

Социальный аспект в профессиональной деятельности социального педагога, являясь наиболее актуальным, определяет тем самым особое место ключевым социальным компетенциям в системе профессиональной подготовки в ВУЗе.

В тоже время, профессиональная подготовка социального педагога в ВУЗе связана с формированием целостного, адекватного современным условиям представления о профессии социального педагога, с адаптацией к новым социальным, экономическим формам социально-педагогической деятельности. .Важным становится формирование не просто специальных знаний, умений, навыков социального педагога, а формирование ключевых профессиональных компетенций как интегративной системы с учетом специфики социально-педагогической деятельности в реальном социуме.

Такой общеконцептуальный подход к определению понятия «ключевых компетенций» в системе профессиональной подготовки будущего социального педагога позволяет нам рассматривать процесс формирования ключевых профессиональных компетенций как единую целостную систему, в которой каждая компетенция как подсистема имеет свою структуру, содержание, сущностные хаpaктеристики. Сущностно-содержательную и структурную основу любой ключевой профессиональной компетенции как целостной системы составляет на наш взгляд интеграция ценностно-смыслового, интегративно-когнитивного, предметно-деятельностного и социального компонентов.

Расширение понятия «ключевые профессиональные компетенции социального педагога » обуславливают также объективно-субъективные факторы:

  • Социокультурные тенденции развития социально-педагогического образования, целенаправленные на глобализацию, гуманитаризацию и гуманизацию, процессы фундаментализации, усиления интеграционных и междисциплинарных связей в содержании профессиональной подготовки социального педагога.
  • Расширение сфер профессиональной деятельности социального педагога, выход на уровень взаимодействия со специалистами смежных профессий;
  • Необходимость непрерывного повышения образования и уровня квалификации с целью сохранения конкурентоспособности на рынке труда;
  • Внедрение в профессиональную деятельность социального педагога интегративных по сути и содержанию специальных социально-педагогических, социологических, психолого-педагогических, компьютерных и информационных технологий.

Теоретической основой выделения нами группы ключевых компетенций социального педагога послужили:

1. Сформулированные в отечественной педагогике и психологии положения относительно того, что:

а) человек есть субъект общения, познания, труда (Б.Г.Ананьев);

б) человек проявляется в системе отношений к обществу, другим людям, себе, труду (В.Н.Мясищев);

в) компетентность имеет аксиологическую направленность (А.В.Кирьякова, Г.А.Мелекесов);

г) компетентность человека имеет вектор акмеологического развития (Н.В.Кузьмина, А.А.Деркач);

д) компетентность предполагает профессионализм (А.К. Маркова).

2. Разработанные И.А.Зимней основания группировок профессиональных компетенций, выделенные ею три группы ключевых компетенций/ компетентностей в образовании:

  • Компетентности, относящиеся к самому себе как к личности, как к субъекту жизнедеятельности;
  • Компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;
  • Компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах;
  • Сформулированное понятие «компетенции - это некоторые внутренние, потенциальные, скрытые психологические новообразования (знания, представления, алгоритмы действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях.

Данные положения позволили нам выделить круг основных положений, определяющих структуру и содержание ключевых компетенций социального педагога:

  • ценностно-смысловое отношение к содержанию компетенций социального педагога;
  • готовность к проявлению интегративного социально-педагогического знания в профессиональной деятельности;
  • знание средств, способов, программ выполнения действий, решения социальных и профессиональных социально-педагогичес-ких задач;
  • опыт реализации знаний, то есть система общепрофессиональных и специальных умений и навыков;
  • способность адекватно ситуациям проявлять компетенцию социального взаимодействия в профессиональной деятельности.

Исходя из вышеприведенных позиций, мы рассматриваем ключевые профессиональные компетенции социального педагога как интегральные, системно - целостные новообразования, включающие мотивационно -ценностный, интегративно - когнитивный; предметно-деятельностный и социальный компоненты, определяющие готовность студента-выпускника, будущего  социального педагога к организации социально- педагогической деятельности в различных социальных сферах и  социально-экономических условиях.

Сформированная система ключевых профессиональных компетенций социального педагога понимается нами как проявление высокого уровня профессионализма студента- выпускника, обеспечивающего ему самореализацию в профессиональной деятельности и успешную социализацию в обществе.

Ключевые профессиональные компетенции социального педагога представляют собой относительно самостоятельные подсистемы целостной системы профессиональной подготовки специалиста во всей полноте их структурно-функциональных и качественных хаpaктеристик, взаимосвязанных и взаимообусловленных единой целевой, функциональной, содержательной детерминантой, ориентированной на формирование профессионально компетентного специалиста.

Учитывая эти положения, мы формулируем предположение о том, что в любом перечне ключевых компетенций есть собственно  социальные компетенции, наиболее полно отражающие сущность будущей профессиональной деятельности социального педагога.

Таким образом, в соответствии с понятием «ключевые компетенции социального педагога», на основе приведенных выше хаpaктеристик, мы выделяем  компетенцию социального взаимодействия как системообразующую компетенцию будущего специалиста, формируемую в процессе профессиональной подготовки на этапе обучения в ВУЗе.



ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ МЯСА КАБАНА И ОЛЕНИНЫ

ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ МЯСА КАБАНА И ОЛЕНИНЫ Статья в формате PDF 262 KB...

13 02 2025 21:35:40

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В БАНКОВСКОМ ДЕЛЕ

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В БАНКОВСКОМ ДЕЛЕ Статья в формате PDF 256 KB...

11 02 2025 15:34:37

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА Статья в формате PDF 120 KB...

02 02 2025 8:19:55

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В МАЛОЙ ГРУППЕ. ПРЕДМЕТНЫЙ СЛОВАРЬ И «СОЦИАЛЬНОЕ ПОСРЕДНИЧЕСТВО»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В МАЛОЙ ГРУППЕ. ПРЕДМЕТНЫЙ СЛОВАРЬ И «СОЦИАЛЬНОЕ ПОСРЕДНИЧЕСТВО» Показано, что спецификой подготовки компетентного специалиста-химика является формирование навыков социальной коммуникации. Отмечены основные коммуникативные трудности учащихся. Для их преодоления предложен сценарий семинарского занятия в малой группе на основе «социального посредничества» и разработан химический терминологический словарь. Особенностью словарной статьи является наличие раздела «Применение слова». Учитывая степень формализации химических знаний, выбрано применение по логическим связям. ...

30 01 2025 21:53:18

МЕТОДЫ УПРОЧНЕНИЯ ИОННО-ПЛАЗМЕННОЙ ОБРАБОТКОЙ

МЕТОДЫ УПРОЧНЕНИЯ ИОННО-ПЛАЗМЕННОЙ ОБРАБОТКОЙ Статья в формате PDF 259 KB...

26 01 2025 9:40:24

МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ (О РОЛИ ЦОР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ)

МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ (О РОЛИ ЦОР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ) Статья в формате PDF 639 KB...

25 01 2025 9:51:26

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 1,3-ДЕГИДРОАДАМАНТАНА С ДИМЕТИЛТРИСУЛЬФИДОМ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 1,3-ДЕГИДРОАДАМАНТАНА С ДИМЕТИЛТРИСУЛЬФИДОМ В статье рассмотрены реакции 1,3-дегидроадамантана, относящегося к напряженным мостиковым [3.3.1]пропелланам, с диметилтрисульфидом. Установлено, что при взаимодействии образуются 1,3-бис(метилтио)адамантан, 1-(метилдитио)-3-(метилтио)адамантан и 1,3-бис(метилдитио)адамантан в соотношении 1:4,5:1. Структуры полученных соединений подтверждены методами хромато-масс-спектометрии и ЯМР1Н-спектроскопии. Выход целевого 1-(метилдитио)-3-(метилтио)адамантана составляет 50 %. Было предположено, что реакция протекает по радикальному механизму. Приведено описание эксперимента. ...

20 01 2025 7:47:46

СИНДРОМ «СУХОГО ГЛАЗА» В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

СИНДРОМ «СУХОГО ГЛАЗА» В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ Статья в формате PDF 132 KB...

16 01 2025 2:17:37

УЧЕНИЕ О НООСФЕРЕ И ТЕОРИЯ МИКСТОВОГО ФАКТОРА

УЧЕНИЕ О НООСФЕРЕ И ТЕОРИЯ МИКСТОВОГО ФАКТОРА Статья в формате PDF 310 KB...

10 01 2025 6:28:37

СИЛЬМАН ГРИГОРИЙ ИЛЬИЧ

СИЛЬМАН ГРИГОРИЙ ИЛЬИЧ Статья в формате PDF 83 KB...

09 01 2025 15:35:20

ГОРМОНИЗАЦИЯ НООСФЕРЫ И СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ГОРМОНИЗАЦИЯ НООСФЕРЫ И СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Статья в формате PDF 89 KB...

07 01 2025 5:54:56

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::