К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Гуковская М.В. Статья в формате PDF 109 KB

Социальный аспект в профессиональной деятельности социального педагога, являясь наиболее актуальным, определяет тем самым особое место ключевым социальным компетенциям в системе профессиональной подготовки в ВУЗе.

В тоже время, профессиональная подготовка социального педагога в ВУЗе связана с формированием целостного, адекватного современным условиям представления о профессии социального педагога, с адаптацией к новым социальным, экономическим формам социально-педагогической деятельности. .Важным становится формирование не просто специальных знаний, умений, навыков социального педагога, а формирование ключевых профессиональных компетенций как интегративной системы с учетом специфики социально-педагогической деятельности в реальном социуме.

Такой общеконцептуальный подход к определению понятия «ключевых компетенций» в системе профессиональной подготовки будущего социального педагога позволяет нам рассматривать процесс формирования ключевых профессиональных компетенций как единую целостную систему, в которой каждая компетенция как подсистема имеет свою структуру, содержание, сущностные хаpaктеристики. Сущностно-содержательную и структурную основу любой ключевой профессиональной компетенции как целостной системы составляет на наш взгляд интеграция ценностно-смыслового, интегративно-когнитивного, предметно-деятельностного и социального компонентов.

Расширение понятия «ключевые профессиональные компетенции социального педагога » обуславливают также объективно-субъективные факторы:

  • Социокультурные тенденции развития социально-педагогического образования, целенаправленные на глобализацию, гуманитаризацию и гуманизацию, процессы фундаментализации, усиления интеграционных и междисциплинарных связей в содержании профессиональной подготовки социального педагога.
  • Расширение сфер профессиональной деятельности социального педагога, выход на уровень взаимодействия со специалистами смежных профессий;
  • Необходимость непрерывного повышения образования и уровня квалификации с целью сохранения конкурентоспособности на рынке труда;
  • Внедрение в профессиональную деятельность социального педагога интегративных по сути и содержанию специальных социально-педагогических, социологических, психолого-педагогических, компьютерных и информационных технологий.

Теоретической основой выделения нами группы ключевых компетенций социального педагога послужили:

1. Сформулированные в отечественной педагогике и психологии положения относительно того, что:

а) человек есть субъект общения, познания, труда (Б.Г.Ананьев);

б) человек проявляется в системе отношений к обществу, другим людям, себе, труду (В.Н.Мясищев);

в) компетентность имеет аксиологическую направленность (А.В.Кирьякова, Г.А.Мелекесов);

г) компетентность человека имеет вектор акмеологического развития (Н.В.Кузьмина, А.А.Деркач);

д) компетентность предполагает профессионализм (А.К. Маркова).

2. Разработанные И.А.Зимней основания группировок профессиональных компетенций, выделенные ею три группы ключевых компетенций/ компетентностей в образовании:

  • Компетентности, относящиеся к самому себе как к личности, как к субъекту жизнедеятельности;
  • Компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;
  • Компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах;
  • Сформулированное понятие «компетенции - это некоторые внутренние, потенциальные, скрытые психологические новообразования (знания, представления, алгоритмы действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях.

Данные положения позволили нам выделить круг основных положений, определяющих структуру и содержание ключевых компетенций социального педагога:

  • ценностно-смысловое отношение к содержанию компетенций социального педагога;
  • готовность к проявлению интегративного социально-педагогического знания в профессиональной деятельности;
  • знание средств, способов, программ выполнения действий, решения социальных и профессиональных социально-педагогичес-ких задач;
  • опыт реализации знаний, то есть система общепрофессиональных и специальных умений и навыков;
  • способность адекватно ситуациям проявлять компетенцию социального взаимодействия в профессиональной деятельности.

Исходя из вышеприведенных позиций, мы рассматриваем ключевые профессиональные компетенции социального педагога как интегральные, системно - целостные новообразования, включающие мотивационно -ценностный, интегративно - когнитивный; предметно-деятельностный и социальный компоненты, определяющие готовность студента-выпускника, будущего  социального педагога к организации социально- педагогической деятельности в различных социальных сферах и  социально-экономических условиях.

Сформированная система ключевых профессиональных компетенций социального педагога понимается нами как проявление высокого уровня профессионализма студента- выпускника, обеспечивающего ему самореализацию в профессиональной деятельности и успешную социализацию в обществе.

Ключевые профессиональные компетенции социального педагога представляют собой относительно самостоятельные подсистемы целостной системы профессиональной подготовки специалиста во всей полноте их структурно-функциональных и качественных хаpaктеристик, взаимосвязанных и взаимообусловленных единой целевой, функциональной, содержательной детерминантой, ориентированной на формирование профессионально компетентного специалиста.

Учитывая эти положения, мы формулируем предположение о том, что в любом перечне ключевых компетенций есть собственно  социальные компетенции, наиболее полно отражающие сущность будущей профессиональной деятельности социального педагога.

Таким образом, в соответствии с понятием «ключевые компетенции социального педагога», на основе приведенных выше хаpaктеристик, мы выделяем  компетенцию социального взаимодействия как системообразующую компетенцию будущего специалиста, формируемую в процессе профессиональной подготовки на этапе обучения в ВУЗе.



СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МОРСКИХ ПОРТОВ

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МОРСКИХ ПОРТОВ Статья в формате PDF 110 KB...

18 04 2024 11:57:30

ОСНОВЫ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ КОРПОРАТИВНОЙ СЕТИ

ОСНОВЫ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ КОРПОРАТИВНОЙ СЕТИ Статья в формате PDF 104 KB...

11 04 2024 19:27:27

Проблемы здорового питания населения отдельных регионов России

Проблемы здорового питания населения отдельных регионов России Рассматриваются проблемы поступления минеральных веществ в организм человека, суточное потрeбление и хаpaктерные симптомы дефицита химических элементов. Подчеркивается особая роль йода и селена в питании человека. Отмечается, что ряд дикорастущих растений может быть использован в качестве источников микро- и макроэлементов. ...

10 04 2024 18:21:39

ПРИМЕНЕНИЕ КОЛЛАГЕНА В МЕДИЦИНСКИХ ЦЕЛЯХ

ПРИМЕНЕНИЕ КОЛЛАГЕНА В МЕДИЦИНСКИХ ЦЕЛЯХ Статья в формате PDF 254 KB...

08 04 2024 20:33:38

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛА УДАРОВ ВАЛЬЦОВ БАРАБАНА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛА УДАРОВ ВАЛЬЦОВ БАРАБАНА Статья в формате PDF 571 KB...

27 03 2024 8:37:45

АГРЕГАЦИЯ ТРОМБОЦИТОВ ПРИ ЛЕПТОСПИРОЗЕ

АГРЕГАЦИЯ ТРОМБОЦИТОВ ПРИ ЛЕПТОСПИРОЗЕ Статья в формате PDF 121 KB...

25 03 2024 14:58:14

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВЕКТОРНАЯ МОДЕЛЬ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВЕКТОРНАЯ МОДЕЛЬ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ В данной статье осуществлены анализ и обощение зарубежных психологических концепций, объясняющих активность человека в отношении своего здоровья, и на этой основе дано авторское определение понятия «здоровьесозидающий потенциал личности». Особое внимание авторы уделяют рассмотрению структуры здоровьесозидающего потенциала, описанию психологических механизмов его формирования и выявлению закономерностей его развития в различные возрастные периоды. Авторами впервые представлена и научно обоснована векторная модель здоровьесозидающего потенциала личности, показаны её возможности при выявлении психологических детерминант, влияющих на показатели целостного здоровья человека. ...

23 03 2024 10:11:23

ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРНОГО МОДУЛЯ ДЛЯ МОДУЛЯРНОГО ДИЗАЙНА В 3D ПРОСТРАНСТВЕ

ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРНОГО МОДУЛЯ ДЛЯ МОДУЛЯРНОГО ДИЗАЙНА В 3D ПРОСТРАНСТВЕ Обсуждается проблема формирования структурных модулей, которые предназначены для конструирования невырожденных модулярных 3D структур кристаллов. ...

18 03 2024 11:22:17

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ СТРОЕНИЯ СЕЛЕЗЕНКИ В ПОСТНАТАЛЬНОМ ОНТОГЕНЕЗЕ

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ СТРОЕНИЯ СЕЛЕЗЕНКИ В ПОСТНАТАЛЬНОМ ОНТОГЕНЕЗЕ Данная статья посвящена актуальной проблеме – развитию селезенки как органа иммунной системы на этапах постнатального онтогенеза. Приведен сравнительный анализ литературных источников по постнатальному развитию селезенки. В работах отмечается разноречивость некоторых суждений исследователей, касающихся органогенеза и гистогенеза данного органа. ...

16 03 2024 21:51:49

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ В РОССИИ

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ В РОССИИ Сложность современной социально-экономической жизни России при переходе от социализации к рыночным отношениям. Необходимы особые инструменты для социализации общества к новым условиям жизни. Развитие теоретико-методологического инструментария социальной работы для дальнейшей социализации российского общества. Взаимодействие социальной работы и философии хозяйства при социализации. ...

13 03 2024 12:18:38

КЛИНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ИНСУЛИНОРЕЗИСТЕНТНОСТИ И КОМПОНЕНТОВ МЕТАБОЛИЧЕСКОГО СИНДРОМА

КЛИНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ИНСУЛИНОРЕЗИСТЕНТНОСТИ И КОМПОНЕНТОВ МЕТАБОЛИЧЕСКОГО СИНДРОМА В статье постовариоэктомический синдром рассматривается как предиктор метаболического синдрома у женщин различных возрастных групп. На результатах анализа разнообразного клинико-диагностического материала показано, что женщин с постовариоэктомическим синдромом в возрасте после 40 лет достоверно чаще наблюдаются метаболические нарушения. ...

10 03 2024 15:35:27

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::