К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
Социальный аспект в профессиональной деятельности социального педагога, являясь наиболее актуальным, определяет тем самым особое место ключевым социальным компетенциям в системе профессиональной подготовки в ВУЗе.
В тоже время, профессиональная подготовка социального педагога в ВУЗе связана с формированием целостного, адекватного современным условиям представления о профессии социального педагога, с адаптацией к новым социальным, экономическим формам социально-педагогической деятельности. .Важным становится формирование не просто специальных знаний, умений, навыков социального педагога, а формирование ключевых профессиональных компетенций как интегративной системы с учетом специфики социально-педагогической деятельности в реальном социуме.
Такой общеконцептуальный подход к определению понятия «ключевых компетенций» в системе профессиональной подготовки будущего социального педагога позволяет нам рассматривать процесс формирования ключевых профессиональных компетенций как единую целостную систему, в которой каждая компетенция как подсистема имеет свою структуру, содержание, сущностные хаpaктеристики. Сущностно-содержательную и структурную основу любой ключевой профессиональной компетенции как целостной системы составляет на наш взгляд интеграция ценностно-смыслового, интегративно-когнитивного, предметно-деятельностного и социального компонентов.
Расширение понятия «ключевые профессиональные компетенции социального педагога » обуславливают также объективно-субъективные факторы:
- Социокультурные тенденции развития социально-педагогического образования, целенаправленные на глобализацию, гуманитаризацию и гуманизацию, процессы фундаментализации, усиления интеграционных и междисциплинарных связей в содержании профессиональной подготовки социального педагога.
- Расширение сфер профессиональной деятельности социального педагога, выход на уровень взаимодействия со специалистами смежных профессий;
- Необходимость непрерывного повышения образования и уровня квалификации с целью сохранения конкурентоспособности на рынке труда;
- Внедрение в профессиональную деятельность социального педагога интегративных по сути и содержанию специальных социально-педагогических, социологических, психолого-педагогических, компьютерных и информационных технологий.
Теоретической основой выделения нами группы ключевых компетенций социального педагога послужили:
1. Сформулированные в отечественной педагогике и психологии положения относительно того, что:
а) человек есть субъект общения, познания, труда (Б.Г.Ананьев);
б) человек проявляется в системе отношений к обществу, другим людям, себе, труду (В.Н.Мясищев);
в) компетентность имеет аксиологическую направленность (А.В.Кирьякова, Г.А.Мелекесов);
г) компетентность человека имеет вектор акмеологического развития (Н.В.Кузьмина, А.А.Деркач);
д) компетентность предполагает профессионализм (А.К. Маркова).
2. Разработанные И.А.Зимней основания группировок профессиональных компетенций, выделенные ею три группы ключевых компетенций/ компетентностей в образовании:
- Компетентности, относящиеся к самому себе как к личности, как к субъекту жизнедеятельности;
- Компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;
- Компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах;
- Сформулированное понятие «компетенции - это некоторые внутренние, потенциальные, скрытые психологические новообразования (знания, представления, алгоритмы действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях.
Данные положения позволили нам выделить круг основных положений, определяющих структуру и содержание ключевых компетенций социального педагога:
- ценностно-смысловое отношение к содержанию компетенций социального педагога;
- готовность к проявлению интегративного социально-педагогического знания в профессиональной деятельности;
- знание средств, способов, программ выполнения действий, решения социальных и профессиональных социально-педагогичес-ких задач;
- опыт реализации знаний, то есть система общепрофессиональных и специальных умений и навыков;
- способность адекватно ситуациям проявлять компетенцию социального взаимодействия в профессиональной деятельности.
Исходя из вышеприведенных позиций, мы рассматриваем ключевые профессиональные компетенции социального педагога как интегральные, системно - целостные новообразования, включающие мотивационно -ценностный, интегративно - когнитивный; предметно-деятельностный и социальный компоненты, определяющие готовность студента-выпускника, будущего социального педагога к организации социально- педагогической деятельности в различных социальных сферах и социально-экономических условиях.
Сформированная система ключевых профессиональных компетенций социального педагога понимается нами как проявление высокого уровня профессионализма студента- выпускника, обеспечивающего ему самореализацию в профессиональной деятельности и успешную социализацию в обществе.
Ключевые профессиональные компетенции социального педагога представляют собой относительно самостоятельные подсистемы целостной системы профессиональной подготовки специалиста во всей полноте их структурно-функциональных и качественных хаpaктеристик, взаимосвязанных и взаимообусловленных единой целевой, функциональной, содержательной детерминантой, ориентированной на формирование профессионально компетентного специалиста.
Учитывая эти положения, мы формулируем предположение о том, что в любом перечне ключевых компетенций есть собственно социальные компетенции, наиболее полно отражающие сущность будущей профессиональной деятельности социального педагога.
Таким образом, в соответствии с понятием «ключевые компетенции социального педагога», на основе приведенных выше хаpaктеристик, мы выделяем компетенцию социального взаимодействия как системообразующую компетенцию будущего специалиста, формируемую в процессе профессиональной подготовки на этапе обучения в ВУЗе.
18 05 2025 2:35:44
Статья в формате PDF
108 KB...
16 05 2025 22:15:58
Статья в формате PDF
130 KB...
15 05 2025 1:35:23
Статья в формате PDF
113 KB...
14 05 2025 5:43:41
Статья в формате PDF
115 KB...
13 05 2025 15:55:24
Статья в формате PDF
113 KB...
12 05 2025 18:23:56
11 05 2025 16:31:59
Статья в формате PDF 101 KB...
10 05 2025 1:32:27
09 05 2025 21:40:57
Статья в формате PDF
114 KB...
06 05 2025 21:53:14
Статья в формате PDF
119 KB...
05 05 2025 22:20:50
Статья в формате PDF
113 KB...
04 05 2025 5:45:13
Статья в формате PDF
339 KB...
02 05 2025 15:49:42
Статья в формате PDF
133 KB...
01 05 2025 7:35:58
Статья в формате PDF
282 KB...
30 04 2025 8:18:14
Статья в формате PDF
223 KB...
29 04 2025 18:43:12
Статья в формате PDF
112 KB...
27 04 2025 0:11:37
Статья в формате PDF
249 KB...
26 04 2025 12:25:56
Статья в формате PDF
120 KB...
25 04 2025 9:41:32
Статья в формате PDF
133 KB...
24 04 2025 23:31:59
Статья в формате PDF
184 KB...
22 04 2025 17:30:45
Статья в формате PDF
105 KB...
19 04 2025 19:20:43
Статья в формате PDF
104 KB...
18 04 2025 0:50:34
Статья в формате PDF
396 KB...
17 04 2025 0:29:49
Статья в формате PDF
105 KB...
16 04 2025 3:17:16
14 04 2025 0:15:32
Статья в формате PDF
133 KB...
12 04 2025 0:29:12
Статья в формате PDF
565 KB...
11 04 2025 23:27:41
Статья в формате PDF
102 KB...
10 04 2025 1:43:49
Статья в формате PDF
122 KB...
09 04 2025 3:42:46
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::