ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ И МЕТОДИКА ПРЕПОДОВАНИЯ В ВУЗЕ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ И МЕТОДИКА ПРЕПОДОВАНИЯ В ВУЗЕ

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ И МЕТОДИКА ПРЕПОДОВАНИЯ В ВУЗЕ

Коростелёва О.Н. Коростелёв А.И. Статья в формате PDF 108 KB

Сельскохозяйственные вузы страны, выполняя различного рода решения и постановления, подвергаются активному реформированию, но в то же время методы вузовского образования всё ещё продолжают сохранять традиции репродуктивного обучения. Вузы проводят значительную работу по улучшению подготовки кадров для работы на селе. Учебный процесс на факультетах сельскохозяйственных вузов перестроен и организуется по новым учебным планам. Улучшена научно-методическая работа, повышается качество лекций, лабораторных и пpaктических занятий.

В организации учебной работы в Высшем учебном заведении сельскохозяйственного профиля выделяются: лекционный курс, лабораторно-пpaктические занятия (ЛПЗ) с семинарами, самостоятельная работа студентов (вне занятий). Основной формой организации учебной работы отдельной группы с постоянным составом студентов по строго определённому расписанию, являются лабораторно-пpaктические занятия. На ЛПЗ объяснения новой темы преподавателем сочетается с самостоятельной работой студентов. Самостоятельная работа студентов планируется и проводится под руководством преподавателя. Так как содержание материала по любому предмету, его обьём и последовательность изложения на ЛПЗ регламентируется примерной программой курса (предмета) утверждённой Департаментом образовательных программ и стандартов профессионального образования:

Для лабораторно-пpaктического занятия хаpaктерна определённая по времени продолжительность, логическая завершенность, применение разнообразных методов обучения, возможность организации групповой, по подгруппам и индивидуальной работы, неразрывная связь с предшествующим и последующим лабораторно-пpaктическим занятием, и в общей цепи занятий по любому предмету.

Первоочередная задача преподавателя заключается в правильном и ясном определении дидактических целей занятия, содержания и дозировки учебного материала, рациональной организации общей структуры занятия и всех его этапов.

Наиболее распространена классификация лабораторно-пpaктических занятий по основной дидактической цели. Исходя из этого, можно выделить следующий тип ЛПЗ: сообщение и усвоение (изучение) новых знаний; комбинированный; повторение и обобщение полученных знаний; проверка знаний, умений и навыков (контрольный); закрепление знаний и выработка умений и навыков; применение знаний, умений и навыков. Можно осуществлять также классификацию занятий и по другим признакам - методы обучения, логическое содержание работы.

Каждый тип занятия по любой изучаемой дисциплине должен отвечать следующим требованиям: чёткой постановке дидактической и воспитательной цели, установлению логической связи между целями каждого урока, общими задачами образования и воспитания в подготовке специалиста сельского хозяйства; научному отбору материала для урока, соответствующему уровню развития курса; направленности занятия на формирование производственно-экономического мышления; оптимальному сочетанию методов и средств обучения; организации индивидуальной и коллективной работы, сознательной дисциплине студентов.

В пpaктике преподавания специфических сельскохозяйственных дисциплин наиболее широко нужно использовать комбинированные занятия.

Комбинированное лабораторно-пpaктичес-кое занятие имеет несколько дидактических целей и включает следующие элементы:

- организационная часть (2-3 мин.) - приветствие преподавателя, учёт отсутствующих и присутствующих на занятиях;

- проверка остаточности знаний по ранее изученному материалу и выполнение самостоятельной работы и подготовки к занятию;

- текущий контроль по усвоению учебного материала, преподаватель чётко формулирует вопросы и требует от студентов конкретных, логических и грамотных ответов. Для активизации группы во время проверки знаний студентов, преподаватель замечает и исправляет ошибки отвечающих, дополняет ответ, выделяет в ответе главную мысль, продолжает ответ, предлагает вопросы отвечающему и т.д. При такой организации опрос выполняет не только контролирующие, но и обучающие функции. Время на проверку знаний не должно превышать 1/3одного часа занятия.

В зависимости от конкретной цели необходимо выбирать (по усмотрению преподавателя) различные формы опроса: индивидуальный, программированный опрос, вариационный, письменный опрос, опрос у доски, математическое решение - решение различных задач.

Изложение нового материала начинается с чёткой формулировки темы занятия. Сообщение новых знаний можно вести методом объяснения или эвристической беседы. Изложение нового материала при любом методе должно быть доступным, целенаправленным, развивающим и воспитывающим. Первичное закрепление новых знаний ведётся по вопросам, требующим не пересказа объяснения и перечисление факторов, а умение применять полученные знания на пpaктике. Для закрепления навыков эффективны небольшие, но разнообразные упражнения.

Лекция - более сложная форма устного изложения в организации учебной деятельности, построенная на последовательном изложении темы, раздела, проблемы. В лекции доказательно излагается основной теоретический материал, а некоторые второстепенные и фактические данные предлагаются студентам для самостоятельного изучения проблемы на основе усвоения материала учебника.

В определённых условиях имеют место следующие организационные формы: консультирующие (индивидуальные и групповые) и кружковые с изучением и изложением проблемы. Отдельным студентам поручаются доклады и сообщения в списочной очерёдности о новых организационных формах, системах, технологических процессах и т.д.

В предметных кружках учащиеся ведут внеаудиторную работу добровольно, по особой программе, отвечающей их интересам с учётом избранной профессии. Число члeнов кружка не должно превышать 10-12 человек, при этом работа должна проводиться 1-2 раза в неделю, продолжительностью не более 2-х часов. Это позволяет углубллять и расширять у студентов знания по определённым проблемам, совершенствовать умение и навыки, дисциплинировать и учить самовыражению, приближать их творческую работу к условиям производства. Но при этом нельзя забывать и о преподавателях, вся эта работа должна учитываться в индивидуальных планах и оплачиваться, так как инициатива может быстро угасать.



ТРИ КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ МОДЕЛИ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТРИ КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ МОДЕЛИ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Были построены модели: первая ─ модель деятельности специалиста в сфере безопасности жизнедеятельности на производственном объекте, состоящая из блоков знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, выявленных на основе определения специфики его деятельности в условиях современных трудовых отношений (рассматривалась строительная отрасль) и составления списка умений, знаний, навыков и компетентностей. Вторая ─ модель специалиста (строится на основе первой), третья – модель обучения, включает в себя такие компоненты: цель обучения, функции, задачи, содержание, формы и методы, критерии оценки. ...

04 06 2023 5:32:24

ПЕРВИЧНО-МНОЖЕСТВЕННЫЙ СИНХРОННЫЙ РАК КОЖИ У МУЖЧИН

ПЕРВИЧНО-МНОЖЕСТВЕННЫЙ СИНХРОННЫЙ РАК КОЖИ У МУЖЧИН Представлено описание клинического наблюдения больного 68 лет, с первично-множественным paком кожи, у которого диагностировано 288 опухолевых очагов, 67 из которых пролечено различними методами, такими как кототкодистанционная рентгенотерапия, хирургическое иссечение, криодеструкция. ...

01 06 2023 8:31:17

ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ЗАСЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ СРЕДНЕРУССКОЙ ВОЗВЫШЕННОСТИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ЗАСЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ СРЕДНЕРУССКОЙ ВОЗВЫШЕННОСТИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ Подвергается сомнению гипотеза о том, что на протяжении ашельской эпохи жители Восточной Европы пpaктически не покидали Кавказ, делая лишь редкие попытки выхода на равнину. Это разительно отличается от миграционного поведения западно- и центрально-европейского населения. Дается хаpaктеристика местонахождений Среднерусской возвышенности, относимых автором к домустьерскому времени раннего палеолита – Зорино, Погребки, Шубное и др. Среднерусская возвышенность могла быть основным путем проникновения древнейших людей в северные широты с Донецкого кряжа и Приазовья. Это связано с ландшафтной обстановкой днепровского и начала микулинского времени, когда в результате таяния ледников значительная часть низменностей Поволжья и Поднепровья оказалась заболочена. Ставится задача поисков стратифицированных ашельских памятников на этой территории. ...

24 05 2023 0:25:16

МНОГОМЕРНЫЙ ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ КАЗАХСКОЙ ТРАДИЦИИ

МНОГОМЕРНЫЙ ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ КАЗАХСКОЙ ТРАДИЦИИ В данной статье выделены основные подходы к проблеме человека, сложившиеся в истории казахской традиции и современной казахской философской мысли. По мнению автора, в объяснении феномена человека казахской традицией можно найти ряд толкований, пояснений, отражающих особое внимание к человеку, его духовному миру, самоценности, достоинству, чести. Именно на этой основе казахская национальная традиция получает возможность сосредоточиться на рассмотрении своего видения проблемы отношения человека и мира. ...

18 05 2023 0:18:54

ИММУННЫЙ ОТВЕТ ПРИ ВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИЯХ

ИММУННЫЙ ОТВЕТ ПРИ ВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИЯХ Статья в формате PDF 168 KB...

13 05 2023 15:24:43

СЕТЕВЫЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ КОММИВОЯЖЁРА

СЕТЕВЫЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ КОММИВОЯЖЁРА Статья в формате PDF 423 KB...

11 05 2023 10:32:31

РАЗВИТИЕ СТЕКЛОВИДНОГО ТЕЛА ГЛАЗА ЧЕЛОВЕКА

РАЗВИТИЕ СТЕКЛОВИДНОГО ТЕЛА ГЛАЗА ЧЕЛОВЕКА Статья в формате PDF 194 KB...

09 05 2023 1:41:58

РОЛЬ ИММУНОЛОГИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ В ПАТОГЕНЕЗЕ ИНФЕКЦИЙ, ПЕРЕДАВАЕМЫХ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ

РОЛЬ ИММУНОЛОГИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ В ПАТОГЕНЕЗЕ ИНФЕКЦИЙ, ПЕРЕДАВАЕМЫХ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ В результате проведенного исследования установлено, что одними из ведущих патогенетических факторов течения пoлoвых инфекций являются нарушения в деятельности иммунной системы. В процессе исследования выявлены изменения в клеточном иммунитете, свидетельствующие о наличии супрессии Т - клеточного звена и наличии диссиммуноглобулинемии. Выявлено, что наиболее выраженные изменения в системе клеточного и гумopaльного иммунитета обнаружены у больных с хроническим течением инфекционного процесса. ...

07 05 2023 9:56:50

АНТИЦИПАТИВНЫЙ АНТИКРИЗИСНЫЙ МАРКЕТИНГ

АНТИЦИПАТИВНЫЙ АНТИКРИЗИСНЫЙ МАРКЕТИНГ Статья в формате PDF 342 KB...

05 05 2023 23:10:34

ЛИДИЯ ПЕТРОВНА ИОНОВА

ЛИДИЯ ПЕТРОВНА ИОНОВА Статья в формате PDF 402 KB...

28 04 2023 7:23:47

Стратегический ресурс России – новые знания (паспорт научной специальности – вербальная модель диссертационной работы)

Стратегический ресурс России – новые знания (паспорт научной специальности – вербальная модель диссертационной работы) В статье раскрываются новые знания, которые становятся стратегическим ресурсом, обеспечивают России статус великой державы и формирование упреждающей реакции на скрытые угрозы национальным интересам. Паспорта научных специальностей способствуют консолидации интеллектуальных ресурсов страны на самых актуальных направлениях исследований. Выявленные различия хаpaктеризуют определяющую роль паспорта научной специальности в резонансном взаимодействии с диссертационными работами, при наличии которого достигается соответствие предмета исследования паспорту научной специальности. Резонансное взаимодействие объекта и субъекта в научном творчестве при выполнении диссертационной работы составляет основной принцип интеллектуальной информационной технологии как инструмента научного творчества. ...

23 04 2023 9:19:37

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::

ЭХОГРАФИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ ВНУТРИУТРОБНОЙ ИНФЕКЦИИ

Одной из важнейших проблем современной перинатологии является прогрессирующий рост инфекционной патологии у плода и новорожденного. Целью данной работы являлась комплексная ультразвуковая оценка фето-плацентарной системы у беременных с высоким инфекционным индексом для прогнозирования степени тяжести внутриутробного инфицирования у новорожденного. Обследовано 123 беременных в сроке гестации 30-36 недель. В зависимости от тяжести состояния все новорожденные ретроспективно были разделены на 4 группы. В контрольную (1 группа) вошли новорожденные от матерей с неосложненной беременностью, состояние ребенка при рождении удовлетворительное. В основную (1 – 4 группы) вошли новорожденные от матерей с высоким инфекционным индексом, с локальными или генерализованными проявлениями внутриутробной инфекции. В результате проведенного исследования выявлены эхографические маркеры амнионита, плацентита и собственно инфекционного поражения плода, которое наиболее значимо для прогнозирования рождения ребенка с ВУИ. Патологические показатели биофизической активности, допплерометрия отражают системные нарушения в состоянии плода, его дисстресс. Таким образом, чем больше эхографических маркеров внутриутробного инфицирования встречается у плода, тем более вероятно рождение ребенка с признаками ВУИ.