ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИКИ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИКИ

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИКИ

Бутакова М.М. Мамченко О.П. Мищенко В.В. Соколова О.Н. Статья в формате PDF 135 KB

В последние десятилетия специалисты отмечают значительное сближение систем высшего образования развитых стран, при сохранении особенностей, обусловленных историческим, социально-экономическим развитием, демографической ситуацией. Интеграция России в мировое образовательное прострaнcтво предполагает сближение национальной системы образования с аналогичными системами в других странах, при сохранении традиций и преимуществ российской высшей школы.

Россия активно реформирует систему высшего профессионального образования, ведет поиск наиболее оптимальных путей, форм, технологий его развития. В декабре 2005 г. Постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена «Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы». Программа предусматривает необходимость повышения конкурентоспособности российской системы образования; ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора; переход к обществу знаний со значительным расширением масштабов межкультурного взаимодействия. В Программе подчеркивается, что отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования.

Реализация обозначенных в Программе целей и задач развития образовательной системы РФ требует от вузов адекватных действий, направленных на изменение моделей организации деятельности и подходов к управлению высшими учебными заведениями:

  • запуска процессов разработки и принятия миссий и стратегий;
  • разработки инновационных моделей устройства вузов и совершенствование систем управления вузами;
  • массового внедрения в учебный процесс современных образовательных технологий;
  • перехода на кредитно-модульную организацию учебных программ высшего профессионального образования и построения гибкой системы управления учебным процессом;
  • разработки и внедрения системы управления качеством образования;
  • использования современных моделей финансового управления;
  • внедрения информационно-технологи-ческих систем управления учебным процессом;
  • разработки и внедрения новых моделей управления персоналом вуза;
  • развития в вузах деятельности по образовательному маркетингу.

Приведенный перечень новаций может быть расширен, исходя из конкретной проблемной ситуации и принятой вузом стратегии.

Серьезные проблемы в высшем профессиональном образовании России следует рассматривать как результат ее экономического и общественного развития в контексте мирового развития. На наш взгляд, к числу таких проблем относятся:

  • повышение значимости высшего профессионального образования в связи с глобализацией мировой экономики и переходом стран-лидеров к инновационной экономике, основанной на знаниях;
  • повышение требований к качеству подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования и устранение разрыва между требованиями рынка и уровнем и содержанием подготовки выпускников высшей школы;
  • повышение требований к эффективности использования результатов научной деятельности для увеличения доли России в мировом совокупном интеллектуальном продукте;
  • создание механизмов поддержки инновационной деятельности в системе высшего профессионального образования;
  • разработка новой модели академического знания, основанной на прикладном контексте знаний, трaнcдисциплинарности, организационном разнообразии форм образования и социальной ответственности за производимое знание;
  • формирование нового стратегического мышления в управлении учреждениями высшего профессионального образования.

В условиях перехода к постиндустриальной цивилизации, появления технологических систем, соединяющих технологические и социальные инновации в социотехнический процесс, становятся приоритетными проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов. Высокий профессиональный и образовательный уровень специалистов - важное условие для формирования инновационной модели развития экономики. Разумеется, в современном динамичном мире накопление знаний, их обновление должны осуществляться непрерывно с использованием различных форм подготовки и переподготовки, важное место среди которых занимает получение высшего образования. В связи с этим необходимо решить вопрос о том, какие цели должны стоять перед образовательным процессом в высшей школе? Следует ли ограничиться подготовкой специалистов, обладающих глубоким знанием изучаемых предметов или ставить задачу подготовки творческих личностей, способных решать нестандартные задачи. Появление в программах подготовки экономистов и управленцев дисциплин «Инновационный менеджмент», «Управление нововведениями», «Инновационное предпринимательство», «Методы социально-экономического прогнозирования» - следствие глобальных изменений в подходах к обучению специалистов, деятельности которых будет осуществляться в период формирования инновационной модели экономики.

Изменения в подходах к обучению не должны ограничиваться изменением состава читаемых курсов. Сложность в том, что они включают гораздо больше, чем простое изучение новых материалов и переименование старых программ. Требуется полномасштабный культурный переход, который в сфере экономического и управленческого образования будет означать изменение методов исследования и преподавания, технологий обучения. Следует преодолеть сложившуюся сегодня ориентацию системы образования на воспроизведение готовых знаний студентами и создать условия для развития продуктивного мышления, обеспечивающего готовность будущих специалистов к постановке и решению сложных проблем инновационной экономики. Образовательные стандарты требуют сочетания аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов, причем существенное внимание уделяется формированию предпосылок для активной самостоятельной работы студентов. Сегодня сложно надеяться, что простое сокращение аудиторной нагрузки до уровня зарубежных вузов позволит активизировать самостоятельную научную и учебную работу студентов. В условиях недостаточной укомплектованности вузовских библиотек, относительно слабой компьютерной оснащенности, ограниченности доступа к мировым информационным ресурсам, изменение технологии обучения - чрезвычайно сложная задача. Для ее решения требуются большие финансовые затраты и серьезная, кропотливая научно-методическая работа по формированию всех элементов и составных частей самостоятельной работы студентов: тесты, контрольные задания, кейсы, пpaктикумы.

Несмотря на то, что образование названо одним из национальных приоритетов, финансовые проблемы остаются актуальными. Частично вузы пытаются решить их за счет средств, получаемых от коммерческой деятельности, в основном от предоставления платных образовательных услуг. Другим значительным источником привлечения в вузы дополнительных финансовых ресурсов являются гранты, займы, предоставляемые на конкурсной основе отечественными и зарубежными организациями.

Министерство образования и науки РФ объявило второй раунд конкурсного отбора образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, с целью оказания им государственной поддержки посредством предоставления субсидий в объеме от 200 млн. рублей до 1000 млн.рублей в 2007-2008 гг.. ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет»,участвуя в конкурсе, целью реализации своей инновационной образовательной программы считает разработку и внедрение инновационных мероприятий по формированию на базе ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет» интегрированного научно-инновационного университетского образовательного комплекса для эффективной реализации новых моделей непрерывного многоуровневого образования, удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании. Для достижения поставленной цели планируется решение следующих задач:

  • Создание на базе ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет» интегрированного научно-инновационного университетского образовательного комплекса.
  • Обеспечение административно-структурного, нормативно-правового, научно-методического, финансово-экономического и материально-технического единства научной и образовательной деятельности на основе инновационных принципов организации и управления.
  • Разработка и внедрение новых образовательных программ по профильным направлениям подготовки, переподготовки и повышения квалификации, соответствующих основным идеям Болонского и Копенгагенского процессов с целью повышения конкурентоспособности российского профессионального образования на международном рынке образовательных услуг.
  • Кооперация профильных учреждений профессионального образования различного уровня для реализации программ непрерывного образования.
  • Создание условий для формирования индивидуальной траектории обучения в рамках многоуровневых образовательных программ.
  • Мониторинг, прогнозирование и формирование рынков труда, образовательных услуг и наукоемких технологий с целью опережающего кадрового и научно-технического обеспечения поступательного развития экономики России.
  • Выполнение фундаментальных и прикладных исследований и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям науки и образования.
  • Разработка новых организационных форм и структур в сфере науки, инноваций и образования.
  • Формирование устойчивых связей на основе интеграции научной, образовательной и инновационной деятельности с профильными производственными и научными организациями.
  • Формирование долгосрочных договорных отношений со стратегическими партнерами по основным научно-образовательным направлениям деятельности.
  • Развитие международного сотрудничества в научной, образовательной и инновационной деятельности, повышение мобильности студентов, аспирантов, молодых преподавателей с целью расширения возможности их участия в системе международного непрерывного образования и академических инициатив.
  • Разработка механизмов стимулирования и поддержки участия преподавателей в реальных научных исследованиях и инновационных разработках.
  • Развитие современных информационных технологий в сфере образования и управления интегрированным научно-инновационным университетским образовательным комплексом.

Авторы статьи, являясь разработчиками указанной инновационной образовательной программы, предложили свой вариант инновационных преобразований в конкретном университете. В 2007 году государственную финансовую поддержку смогут получить 25-40 вузов России, но косвенный эффект от проведения подобного конкурса проявляется для системы высшего профессионального образования в возможности каждому вузу найти оптимальное сочетание форм и методов инновационного развития.

На наш взгляд, определяя перспективы развития высшего образования в условиях формирования инновационной модели экономики, следует сохранить традиции подготовки высококвалифицированных специалистов для пpaктической деятельности и развить целенаправленную подготовку исследователей. Новая экономика России требует новых знаний и высокого уровня образования российских граждан.

Работа представлена на международную научную конференцию «Методология совершенствования системы управления образованием», Италия (Римини-Рим), 10-17 февраля 2007 г. Поступила в редакцию 09.01.2007 г.



СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕАКТИВНОСТИ АРТЕРИЙ КИШЕЧНИКА И КОНЕЧНОСТИ К МЕЗАТОНУ ПОСЛЕ 30 ДНЕЙ

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕАКТИВНОСТИ АРТЕРИЙ КИШЕЧНИКА И КОНЕЧНОСТИ К МЕЗАТОНУ ПОСЛЕ 30 ДНЕЙ После 30  дней адаптации к холоду прессорное действие мезатона на артериальное русло тонкого кишечника уменьшается исключительно за счет снижения чувствительности а1-адренорецепторов на 21 %, а количество активных а1-адренорецепторов нормализовалось. В артериях конечности изменения чувствительности и количества а1-адренорецепторов артерий к мезатону было противоположно кишечнику. Чувствительность а1-адренорецепторов артерий конечности к мезатону нормализовалась и была равна контролю. А количества активных альфа-1-адренорецепторов артерий кожно-мышечной области к мезатону было меньше контроля на 10,3 %. ...

23 04 2024 15:27:26

АНАЛЬГЕТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ОТВАРОВ КОРЫ И ОДНОЛЕТНИХ ПОБЕГОВ ИВЫ БЕЛОЙ

АНАЛЬГЕТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ОТВАРОВ КОРЫ И ОДНОЛЕТНИХ ПОБЕГОВ ИВЫ БЕЛОЙ Объект исследования – ива белая, которая распространена пpaктически по всей территории Европейской части России. За рубежом препараты и БАД из различных видов ивы активно применяются при заболеваниях суставов. В соответствии с Руководством по доклиническому изучению новых фармакологических веществ (Р.У.Хабриев, 2005) оценивали эффективность aнaльгетического действия и токсичность отваров коры и однолетних побегов ивы белой на мышах. Отвары коры и побегов ивы относятся к классу малоопасные соединения и проявляют выраженную aнaльгетическую активность, сопоставимую с препаратом сравнения aнaльгином (метамизол). ...

14 04 2024 4:52:35

ИЗОТОПЫ СТРОНЦИЯ И НЕОДИМА В ШОШОНИТОВЫХ ГРАНИТОИДАХ

ИЗОТОПЫ СТРОНЦИЯ И НЕОДИМА В ШОШОНИТОВЫХ ГРАНИТОИДАХ Приведены данные по концентрациям и соотношениям изтопов стронция и неодима в шошонитовых гранитоидах Алтае-Саянской складчатой области, Большого Кавказа, Британских каледонид, Шотландии, Западного Кунь-Луня, Бразилии. Выделены 4 подтипа гранитоидов, различающихся степенями изотопной обогощённости и деплетированности. По соотношениям 87Sr/86Sr отмечены широкие вариации значений от 0,7022 (мантийные значения) до 0,712958 (компонент обогащённой мантии c контаминацией корового материала). Все подтипы шошонитовых гранитоидов тяготеют к компонентам обогащённой мантии типов EM I и EM II. Это связывается с допущением о вовлечении в субдукционный процесс нижней части континентальной литосферы, или с субдуцированием в мантию терригенных осадков. ...

11 04 2024 8:53:12

ИММУНОТЕРАПИЯ ПРИ ЗЛОКАЧЕСТВЕННОМ РОСТЕ

ИММУНОТЕРАПИЯ ПРИ ЗЛОКАЧЕСТВЕННОМ РОСТЕ Статья в формате PDF 95 KB...

10 04 2024 8:28:40

ЭФФЕКТЫ ГЕПАТОПРОТЕКТОРА ПРИ ПОРАЖЕНИИ ПЕЧЕНИ У БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЕЗОМ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

ЭФФЕКТЫ ГЕПАТОПРОТЕКТОРА ПРИ ПОРАЖЕНИИ ПЕЧЕНИ У БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЕЗОМ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ В статье представлена оценка гепатопротекторной активности сукцинатсодержащего раствора – ремаксола у больных туберкулезом органов дыхания на фоне проводимой специфической антибактериальной полихиотерапии. Эффективность терапии оценивалась по клиническим проявлениям лекарственной гепатотоксичности, активности цитолитических ферментов и маркеров синдрома холестаза с учетом типов адаптационных реакций. Показано позитивное влияние ремаксола на проявления лекарственной гепатотоксичности и адаптационные реакции организма, указывая на активное использование пластических субстратов, свидетельствуя об усилении репаративных процессов в гепатоцитах, способствуя восстановлению cтруктуры печеночной ткани и снижению патологических типов реактивности у больных с туберкулезом органов дыхания. ...

09 04 2024 18:52:12

СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ

СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ В статье рассмотрена категория «инновация», как экономическое явление, что позволило дополнить отраженные в научной литературе критерии классификации инноваций. Определено, что важнейшей формой оказания государственной поддержки инноваций является повышение эффективности государственных расходов. ...

08 04 2024 21:28:51

ОЗОНОТЕРАПИЯ В ГНОЙНОЙ ХИРУРГИИ

ОЗОНОТЕРАПИЯ В ГНОЙНОЙ ХИРУРГИИ Статья в формате PDF 110 KB...

04 04 2024 19:48:27

ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА — ЭТО СОСТАВ ЕГО КРОВИ

ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА — ЭТО СОСТАВ ЕГО КРОВИ Статья в формате PDF 226 KB...

02 04 2024 16:45:55

ПРАВОСЛАВИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

ПРАВОСЛАВИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Статья в формате PDF 124 KB...

28 03 2024 23:53:25

ПАРАМЕТР АСИММЕТРИИ ЗОНТООБРАЗНОГО ТЕЛА

ПАРАМЕТР АСИММЕТРИИ ЗОНТООБРАЗНОГО ТЕЛА Измерены коэффициенты аэродинамического сопротивления и параметры асимметрии тонких полых конусообразных тел. ...

27 03 2024 18:59:47

СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Статья «Собственность на землю: историографический аспект» представляет собой историографический анализ проблемы отношений собственности на землю с точки зрения различных школ экономической мысли. В ней раскрываются противоречия теории земельной собственности с современной пpaктикой землепользования. ...

26 03 2024 18:40:39

ЗАДАЧИ С ПАРАМЕТРАМИ – УЖАС? НЕТ, ПРОСТО ЗАДАЧИ

ЗАДАЧИ С ПАРАМЕТРАМИ – УЖАС? НЕТ, ПРОСТО ЗАДАЧИ Статья в формате PDF 250 KB...

22 03 2024 5:24:51

ИЗМЕНЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ РЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ АНКИЛОЗИРУЮЩЕМ СПОНДИЛОАРТРИТЕ В ДИНАМИКЕ ЛЕЧЕНИЯ

ИЗМЕНЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ РЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ АНКИЛОЗИРУЮЩЕМ СПОНДИЛОАРТРИТЕ В ДИНАМИКЕ ЛЕЧЕНИЯ Цель: Изучить функцию бронхо-легочного аппарата и клинико-лабораторных показателей в условиях применения противовоспалительных, антиоксидантных и антигипоксантных препаратов. Материалы и методы: Обследовали 62 больных АС до лечения и на фоне медикаментозной терапии. Провели 10 дневную терапию актовегином в суточной дозе 200 мг (5 мл). Определили клинико-лабораторные показатели и параметры ФВД, ПСВ%. Результаты: Выявлены изменения клинико лабораторных показателей, параметров ФВД, ПСВ и улучшение этих показателей на фоне терапии актовегином. Заключение: Лечение антиоксидантными и антигипоксантными препаратами (актовегин) способствует улучшению функциональных проб клиниколабораторных показателей, параметров ФВД, ПСВ, улучшению состояния больных. ...

21 03 2024 2:40:23

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ БУРОЛИТОВОЙ СМЕСИ НА РАСТЕНИЯ

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ БУРОЛИТОВОЙ СМЕСИ  НА РАСТЕНИЯ Статья в формате PDF 115 KB...

19 03 2024 4:58:53

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::