НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ АДАПТАЦИОННЫЕ РЕАКЦИИ КЛЕТОК ЭРИТРОЦИТАРНОЙ ПОПУЛЯЦИИ У ПТИЦ
Неспецифические реакции клетки на стрессовые воздействия определяются изменениями мембранного аппарата (А.Д. Браун, 1987). Исследование адаптационного синдрома клеточной системы (АСК) является одной из ведущих проблем фундаментальной цитологии.
Достаточно актив+но изучается АСК у растений (Т.В. Чиркова, 1980), млекопитающих животных (А.Д. Браун, 1987; В.А. Барабой, И.И. Брехман, 1992; А.Г. Маргачёв, А.В. Корнев, 1983). Что касается птиц в доступной нам литературе данных по исследованию этого вопроса не обнаружено. Вместе с тем, птицы представляют собой эволюционно обособленную группу животных с интенсивным метаболизмом, который предполагает совершенные механизмы обеспечения организма кислородом. В связи с этим определённый интерес представляет развитие АСК на примере эритроцитарной популяции, как одной из важнейших звеньев в системе кислородоснабжения организма.
У 9 пoлoвoзрелых пeтyxов кросса «Иза Браун» исследовали АСК при стрессовых воздействиях. В качестве модели экспериментального стресса был выбран десинхроноз - трёхсуточное искусственное чередование 12-часовых периодов освещенности (соответствующего темновому периоду суток) и затемнения (соответствующего световому периоду) с последующим переводом птиц на естественный ритм суточной периодики. Неспецифические адаптационные реакции клеток оценивали по изменению проницаемости эритроцитарных мембран (ПЭМ) и сорбционной способности эритроцитов (ССЭ). Коррелятом повреждения мембран служил уровень внеэритроцитарного гемоглобина (ВЭГ). Проявление неспецифических клеточных реакций оценивали на 1, 3, 7, 15, 23 и 29 сутки после действия стресса.
Через сутки после стрессирования птиц ПЭМ в различных концентрациях рабочего раствора повышена по сравнению с фоном в среднем на 73-97%. О высокой повреждаемости мембран свидетельствует увеличение ВЭГ на 70,26% (р<0,001). При этом ССЭ, как показатель восстановительной способности эритроцитов, понижается на 9,75% (р>0,1). На 3 сут адаптивного периода ПЭМ сохраняется повышенной, концентрация ВЭГ выше на 52,13% (р<0,01), а ССЭ ниже на 12,96% (р>0,1) в сопоставлении с контролем.
На 7 сутки ПЭМ выше на 61-80% (в различных концентрациях рабочего раствора), а снижение ССЭ (на 13,9% р<0,05) наблюдается при росте ВЭГ на 61,91% (р<0,05) по сравнению с фоновым уровнем.
С 15 по 29 сутки после действия стресса показатели ПЭМ сохраняются относительно стабильными, но всё же остаются выше фоновых значений. ССЭ на 15 сутки составляет 79,68%±2,27% (р<0,05), а затем (особенно на 29 сутки) резко снижается (на 18,32% р<0,01) по сравнению с фоном. Уровень ВЭГ в этот адаптивный период пpaктически не изменяется и остаётся выше фона, но в переделах недостоверных различий.
Неспецифический АСК на примере эритроцитарной популяции у пeтyxов проявляется в увеличении ПЭМ, снижении ССЭ и росте ВЭГ в первые 7 суток. В дальнейшем происходит стабилизация исследуемых показателей, но они, за исключением ССЭ, остаются выше фоновых значений, что связано, вероятно, с качественными перестройками в системе эритрона у птиц, возникшими в результате стрессовых воздействий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Браун А.Д., Моженок Т.П. Неспецифический адаптационный синдром клеточной системы. - Л., Наука, 1987, 232 с.
- Маргачёв А.Г., Корнеев Г.Н.// Вестник АМН СССР. 1983. № 11. С.65
- ПОЛ и стресс/ В А. Барабой, И.И. Брехман, В .В. Голотип, Ю.Б. Кудряшов. - СПб, Наука, 1992, 148 с.
- Чиркова Т.В. // СОЖ. 1997. № 9. С. 12.
16 01 2025 17:59:57
Статья в формате PDF 200 KB...
14 01 2025 22:27:20
Статья в формате PDF 104 KB...
13 01 2025 17:41:42
Статья в формате PDF 149 KB...
12 01 2025 23:10:14
Статья в формате PDF 257 KB...
10 01 2025 6:52:43
Статья в формате PDF 268 KB...
08 01 2025 0:46:12
Статья в формате PDF 108 KB...
07 01 2025 18:50:16
Среди образовательных технологий заметно выделяются научные олимпиады школьников. Участники олимпиад организуют свою мыслительную деятельность на познание явлений природы, овладение умением пользоваться ими, что формирует в сознании естественнонаучную картину мира, закладывая основы целостной личности. ...
06 01 2025 2:16:42
Статья в формате PDF 121 KB...
05 01 2025 8:29:37
Статья в формате PDF 111 KB...
04 01 2025 11:27:22
Статья в формате PDF 280 KB...
01 01 2025 4:48:12
Статья в формате PDF 128 KB...
31 12 2024 16:34:57
Статья в формате PDF 120 KB...
30 12 2024 9:56:17
Статья в формате PDF 126 KB...
29 12 2024 6:50:26
Статья в формате PDF 135 KB...
28 12 2024 0:21:52
С помощью комплекса ядерно-физических методов, ЯМР-спектроскопии, выявлена неоднозначная степень насыщения связанной фазы воды молекулами воды и ряда химических элементов, где основу их специфической связи представляет многослойная поляризованная структура сыворотки крови и лимфы здоровых людей, пациентов с актуальными заболеваниями. Разработана иерархическая двухуровневая модель, согласно собственной концепции сопряженного действия и эффекта энергии, системного ЭМП, энергии биохимических цикловых процессов, объединенных потоком протонов, регулируемых буферной системой и гормонами стресса. ...
26 12 2024 1:32:47
Статья в формате PDF 164 KB...
25 12 2024 13:14:46
Статья в формате PDF 108 KB...
24 12 2024 6:46:34
Статья в формате PDF 116 KB...
23 12 2024 3:32:41
Статья в формате PDF 265 KB...
22 12 2024 7:55:43
Статья в формате PDF 126 KB...
21 12 2024 12:40:36
Статья в формате PDF 103 KB...
19 12 2024 16:52:23
18 12 2024 20:20:28
17 12 2024 2:22:40
Статья в формате PDF 228 KB...
16 12 2024 18:10:29
Статья в формате PDF 106 KB...
15 12 2024 4:11:31
Статья в формате PDF 268 KB...
14 12 2024 21:12:55
Статья в формате PDF 102 KB...
13 12 2024 23:20:33
Статья в формате PDF 116 KB...
12 12 2024 13:25:32
Статья в формате PDF 123 KB...
10 12 2024 19:45:19
Статья в формате PDF 253 KB...
09 12 2024 21:44:42
Статья в формате PDF 314 KB...
08 12 2024 16:28:55
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::