МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕФТЯНЫХ ВУЗОВ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕФТЯНЫХ ВУЗОВ

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕФТЯНЫХ ВУЗОВ

Машкова Е.А. Сиднев А.В. Статья в формате PDF 118 KB

В наши дни к профессиональной подготовке выпускника инженера-геолога предъявляются качественно новые требования, так как ошибочные действия геологов всегда влекли за собой огромные невосполнимые финансовые затраты. Сегодня в условиях самофинансирования нефтедобывающих компаний и жесткой их конкуренции между собой этот факт стал особенно актуальным. Кадровая политика нефтяных компаний направлена на получение «готового» специалиста, которому требуется минимальный срок профессиональной адаптации на предприятии. Именно эти вопросы стали ключевыми на конференции «ТНК-ВР» проходившей в июле 2007 года в г. Томске. На пленарных ее заседаниях впервые была сделана попытка определить круг профессиональных компетенций выпускников нефтяных вузов. По мнению работодателей, ключевыми профессиональными компетенциями будущих инженеров-нефтяников должны быть: 1) наличие умений и навыков для решения профессиональных задач; 2) умение быстро воспринимать и анализировать новую информацию; 3) уметь работать над междисциплинарными проектами; 4) владеть методами системного анализа; 5) понимать тенденции и основные направления развития науки и техники в нефтяной отрасли; 6) уметь трaнcформировать приобретенные знания в инновационные технологии; 7) владеть современными информационными технологиями; 8) использовать творческий подход при решении профессиональных технико-экономических задач; ориентироваться в нестандартных условиях и ситуациях, анализировать проблемы, ситуации и задачи, разpaбатывать и реализовать план действий; 9) стремится к постоянному личностному и профессиональному совершенствованию и самообразованию; 10) уметь изъясняться на разных языках; 11) владеть методами технико-экономического анализа и методологией проведения научных исследований; 12) обладать коммуникативными способностями, уметь работать в комaнде и адаптироваться к переменам, способствовать социальной сплоченности, представлять результаты своего труда. Как видим, одной из основных профессиональной компетенций является владение межпредметным подходом. Большинство современных методик геологического моделирования и разработки нефтяных месторождений подразумевают использование различных методов исследования (литологических, геохимических, гидродинамических и т.д.), т.е. носят междисциплинарный хаpaктер. Мы считаем, что современный уровень развития педагогической науки и реформы, проходящие в системе высшего образования, требуют рассмотрения межпредметных связей (МПС) как средство формирования профессиональной компетентности будущих специалистов.

Проблема установки межпредметных связей в процессе обучения активно разpaбатывалась в прошлом веке. Толчком послужило введение в дидактику системного подхода, который лег в основу теоретического обоснования межпредметных связей. Несмотря на столь долгую историю исследования, проблема МПС не теряет своей актуальности и в наши дни, особенно в процессе образования в высшей школе. Реализации межпредметного подхода в российских вузах мешает ряд причин. С одной стороны, слабая разработка теоретического аспекта специфики МПС в высшем профессиональном образовании, хотя это направление в отечественной педагогической науке быстро развивается, с другой стороны - недостаточная подготовка вузовских преподавателей в аспекте педагогической теории и методики преподавания, традиционная разобщенность работы как кафедр, так и преподавателей внутри отдельной кафедры.

С нашей точки зрения, проблема реализации межпредметных связей в высшей школе существует на двух организационных уровнях. Макроуровень - составление типовых рабочих программ и планов отдельных дисциплин, разработка ГОСТов, создание учебных пособий, в которых реализуется интегративный подход. Микроуровень - это уровень использования различных педагогических технологий в процессе преподавания отдельных дисциплин.

Наши научно-педагогические исследования проводились на базе кафедры геологии и разведки НГМ Уфимского государственного нефтяного технического университета. Анализ работы сотрудников кафедры подтвердил наличие вышеуказанных проблем.

Учебно-методические пособия зачастую ограничиваются лишь "руководством" к выполнению лабораторных и пpaктических работ. Пособия же, целью которых являлась бы установка межпредметных связей - большая редкость. Специфика образовательного процесса в Высшей школе, в частности - нефтяном техническом вузе, это, прежде всего, недостаточное количество часов аудиторных занятий. На наш взгляд, оптимальным решением этой проблемы является использование задачного подхода при составлении учебно-методических пособий. Задачи межпредметного содержания позволяют закрепить базовые геологические понятия и дают представление о геологических явлениях как единой системе, состоящей из физических, химических, гидродинамических, геохимических и др. процессов, протекающих как последовательно, так и параллельно. На ряду с задачами межпредметного содержания, носящих фундаментально-теоритический хаpaктер, на наш взгляд широко должны использоваться также и задачи, в ходе решения которых включаются те знания, умения и навыки, которые будут востребованы в будущем в непосредственной профессиональной деятельности студентов. Но даже при идеальном сочетании ГОСов, рабочих программ и учебно-методических пособий установка МПС в процессе преподавания в высшем нефтяном техническом вузе не может быть в полной мере реализована без использования современных педагогических технологий. Более того, преподаватели высшей школы находятся в более выгодном положении по сравнению со школьными педагогами "предметниками". Современная средняя школа в отличии от высшей уже давно широко использует различные педагогические технологии. Поэтому, первокурсники приходят в ВУЗ уже подготовленные к проблемному изложению учебного материала. Им хорошо знакома система развивающего обучения: многие обучались в школах, где использовались различные инновационные педагогические технологии. И с чем же сталкиваются недавние абитуриенты на первых же лекциях? С ортодоксальной методикой преподавания. Вполне возможно, именно с этим связан процесс снижения познавательного интереса к учебной деятельности у студентов второкурсников, по сравнению с первым курсом. На наш взгляд, среди обилия инновационных педагогических технологий наиболее адаптирована к процессу преподавания в Высшей технической школе - дидактическая многомерная технология, в основу которой положены дидактические многомерные инструменты. Методологическую основу инструментальной дидактики составляют принципы, которые могут реализовывать приемы, методы и функции межпредметных связей:

  • принцип формализации отображения;
  • принцип комплексности образовательного процесса;
  • принцип поэтапного совершенствования деятельности;
  • принцип согласованности, координации важнейших механизмов мышления;
  • принцип системности функций наглядности;
  • принцип педагогической авторизированности;
  • принцип личной активности учащегося.

Инструментом многомерной дидактики являются логико-смысловые модели, которые, представляя знания на естественном языке обучения, объединяют образную и понятийную формы представления знаний, отличаясь от других наглядных средств природосообразным хаpaктером и «всепредметной» универсальностью.

Использование многомерных дидактических технологий, в частности - инструментальной дидактики, в органичном сочетании с задачным подходом наиболее эффективно способствует установке межпредметных связей в процессе обучения в нефтяном техническом вузе. Оснащение лекционного материала современным дидактическим инструментарием и моделирование решения задач межпредметного содержания заставляют студента выполнять основные операции анализа и синтеза знаний (разделение, сравнение, заключение, выделение узловых элементов содержания, систематизация, выявление связей, свертывание информации и т.д.). Именно эти свойства способствуют межпредметному изложению учебного материала.

По нашему мнению, актуализация межпредметных связей должна происходить на уровне разработки ГОСТов, типовых рабочих планов, программ и учебных пособий. Должны создаваться творческие коллективы, в состав которых входили бы специалисты разного профиля. Например, для разработки типовой программы по химии для студентов-геологов необходимо привлечь преподавателей геологических дисциплин. Проблема установки межпредметных связей должна касаться и каждого преподавателя в отдельности. Использование интегративного подхода при создании учебно-методических пособий также способствует решению данной проблемы. Тщательно подобранная система задач межпредметного содержания и использование в ходе решения логико-смысловых моделей позволяет реализовать моделирующую деятельность студента. Использование инструментов многомерной дидактики в процессе преподавания геологических дисциплин формирует не репродуктивные знания и умения, а организацию рациональной, логически упорядоченной последовательности действий. Все это способствует установке межпредметных связей, накоплению опыта креативного мышления и, в конечном итоге, влияет на повышение качества профессиональной подготовки инженера-геолога. Улучшение же качественной стороны профессиональной подготовки выпускаемого специалиста является основной задачей высшего профессионального образования России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. В.И. Вершинин и др. Специфика межпредметных связей в высшей школе - Наука и школа, 2000, №4, с. 6.
  2. Кириченко О.Е. Межпредметные связи курса математики и смежных дисциплин в техническом вузе связи как средство профессиональной подготовки студентов: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Орел, 2003. - 170 c.
  3. Коротченкова А.А. Межпредметные связи математики и информатики при подготовке специалистов экономического профиля: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02; Орл. гос. ун-т. - Орел, 2000. - 16 с.
  4. Попков В.А., Коржуев А.В. Дидактика высшей школы: Учеб. пособие для студ. ВУЗов. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 192 с.
  5. Штейнберг В.Э. Дидактическая многомерная технология. - Уфа:БИРО,1999.-67с.


ИПОТЕЧНЫЙ КРИЗИС В США: РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ МИФ

ИПОТЕЧНЫЙ КРИЗИС В США: РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ МИФ Статья в формате PDF 308 KB...

02 12 2022 22:53:14

АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОВОЩНОГО ПОДКОМПЛЕКСА (НА ПРИМЕРЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОВОЩНОГО ПОДКОМПЛЕКСА (НА ПРИМЕРЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ) В рыночной экономии предприятия действуют в условиях конкуренции. Изучая потребителей, не следует забывать о конкурентах. Конкурент – важный элемент инфраструктуры системы маркетинга, оказывающий влияние на маркетинговую стратегию предприятия в отношении товара, поставщиков, покупателей. Исследование позиций конкурентов, а так же анализ конкурентной среды, в которой действуют предприятия, охватывает широкий спектр вопросов и требует привлечения значительного объёма информации. Анализ информации, её интерпретация позволяют специалистам вывести обоснованные оценки по каждому фактору конкуренции и охаpaктеризовывать общее положение предприятий на рынке по отношению к основным конкурентам. ...

26 11 2022 9:38:59

ЧЕЛОВЕК ТЕЛЕСНЫЙ И СЛОВЕСНЫЙ

ЧЕЛОВЕК ТЕЛЕСНЫЙ И СЛОВЕСНЫЙ Статья в формате PDF 286 KB...

23 11 2022 8:58:33

STUDYING THE BLOOD FLOW SIGNAL USING PHOTOPLETHYSMOGRAPHY

STUDYING THE BLOOD FLOW SIGNAL USING PHOTOPLETHYSMOGRAPHY Статья в формате PDF 361 KB...

20 11 2022 19:44:23

СОСТОЯНИЕ НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОКИСЛИТЕЛЬНОВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У БОЛЬНЫХ ОСТРЫМ ХОЛЕЦИСТИТОМ И ИХ КОРРЕКЦИЯ

СОСТОЯНИЕ НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОКИСЛИТЕЛЬНОВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У БОЛЬНЫХ ОСТРЫМ ХОЛЕЦИСТИТОМ И ИХ КОРРЕКЦИЯ Под наблюдением автора было 262 больных острым холециститом. Обсуждаются вопросы адаптации больных к условиям операционного и послеоперационного периодов, которая зависит от окислительно-восстановительных процессов, обусловленных функционированием ферментативных систем, гипоксии тканей, снижения приспособительных реакций, особенно выраженных у лиц старше 50 лет. В контрольной группе (178) больных уже при поступлении в клинику намечалась тенденция к снижению РО2 в подкожно-жировой основе, а в момент операции оно было выраженным и устойчивым, которое держалось в течение 6 дней. Так же на всем протяжении послеоперационного периода у больных наблюдалось уменьшение кислородной емкости крови, концентрации SH-групп в плазме крови, только к моменту выписки эти показатели приближались к норме. Концентрация молочной и пировиноградной кислот крови тоже было повышенным. В исследуемой группе (84) больных, которые получали в комплексном лечении во время операции и послеоперационном периоде ганглиоблокаторы и гепарин, напряжение кислорода во время операции повышалось на 68%, повышение сохранялось 2-3 дня, а к концу 5 дня рО2 было в пределах нормы. Намечалась тенденция увеличения кислородной емкости крови и SH-групп в плазме. Не смотря на то, что при поступлении лактат и пируват были выше контроля, уже в первый день после операции эти показатели были ниже контрольных. Автор делает вывод о том, что применение в комплексном лечении ганглиоблокаторов и гепарина, позволяло улучшать кислородный баланс крови и ткани и, улучшать окислительновосстановительные процессы, адаптацию организма больного к стрессовым условиям, что способствовало снижению процента послеоперационных осложнений и летальности. ...

17 11 2022 11:53:29

О СОЗДАНИИ ВЕТРОЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ В БЕЛАРУСИ

О СОЗДАНИИ ВЕТРОЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ В БЕЛАРУСИ Статья в формате PDF 122 KB...

14 11 2022 3:14:39

ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУЧНОЙ РАБОТЫ Статья в формате PDF 105 KB...

08 11 2022 10:29:12

СТИМУЛЯЦИЯ ГЕМОПОЭЗА ПРИ ОСТРОЙ ЛУЧЕВОЙ ТРАВМЕ У ЖИВОТНЫХ

СТИМУЛЯЦИЯ ГЕМОПОЭЗА ПРИ ОСТРОЙ ЛУЧЕВОЙ ТРАВМЕ У ЖИВОТНЫХ Испытан способ стимуляции костномозгового гемопоэза при лечении острой лучевой болезни (ОЛБ) у животных, включающий остеоперфорацию эпифизов трубчатых костей, с использованием высокоинтенсивного инфpaкрасного диодного лазера. После остеоперфорации проводится курс лечения церулоплазмином в суточной дозе 1,5-2,5 мг/кг. Проведенные экспериментальные исследования и наблюдения показывают, что на фоне лазерной остеоперфорации и применения церулоплазмина у собак отмечено интенсивное увеличение содержания в периферической крови эритроцитов, гемоглобина, лейкоцитов, а также концентрации гемоглобина в одном эритроците. Эффективность при лечении острой лучевой болезни составила 100%. ...

06 11 2022 14:32:59

ВАКФ В ДАГЕСТАНЕ

ВАКФ В ДАГЕСТАНЕ Статья в формате PDF 147 KB...

31 10 2022 2:41:31

АНОРОГЕННЫЕ ГРАНИТОИДЫ АБАЙСКОГО МАССИВА ГОРНОГО АЛТАЯ: ПЕТРОЛОГИЯ И ГЕОХИМИЯ

АНОРОГЕННЫЕ ГРАНИТОИДЫ АБАЙСКОГО МАССИВА ГОРНОГО АЛТАЯ: ПЕТРОЛОГИЯ И ГЕОХИМИЯ В статье приведены спopные данные предшественников по составу и особенностям становления гранитоидов Абайского массива среднего девона. Новые данные, полученные авторами по петрологии и геохимии, позволяют отнести гранитоиды массива к анорогенному типу (А-тип) с щелочными минералами (рибекитом, астрофиллитом). Формирование массива протекало в три фазы: 1 – гранодиориты; 2 – граниты, умеренно-щелочные рибекитовые граниты; 3 – лейкограниты и лейкогранит-порфиры. Генерация их происходила в постколлизионной обстановке, инициированной плюмтектоникой. В северо-западной части массива в районе пологого погружения кровли, осложнённой куполовидным поднятием, зафиксировано аномальное обогащение флюидной магматогенной фазы летучими компонентами, и особенно фтором, что указывает на возможность обнаружения здесь редкометалльно-редкоземельного оруденения. ...

30 10 2022 14:58:37

ФОРМА ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНОЙ КИШКИ У ПЛОДОВ ЧЕЛОВЕКА. ПЕРСИСТИРОВАНИЕ РАННИХ ЭМБРИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

ФОРМА ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНОЙ КИШКИ У ПЛОДОВ ЧЕЛОВЕКА. ПЕРСИСТИРОВАНИЕ РАННИХ ЭМБРИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ Закладка двенадцатиперстной кишки имеет форму короткой дуги, она преобразуется в полукольцо при поперечном положении на рубеже 6-й – 7-й недель эмбриогенеза человека. У плодов эти состояния встречаются редко. ...

22 10 2022 11:38:31

К ВОПРОСУ СКРИНИНГА СПЕРМИЦИДОВ СРЕДИ ОФИЦИНАЛЬНЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ С ПРОТИВОМИКРОБНОЙ АКТИВНОСТЬЮ

К ВОПРОСУ СКРИНИНГА СПЕРМИЦИДОВ СРЕДИ ОФИЦИНАЛЬНЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ С ПРОТИВОМИКРОБНОЙ АКТИВНОСТЬЮ Перечень веществ, обладающих cпepмицидной активностью, используемых в гинекологической пpaктике в качестве местных пpoтивoзaчaточных средств, весьма ограничен. Бензалконий хлорид, мирамистин и этоний, являющиеся бисчетвертичными аммониевыми основаниями и относящиеся к катионным поверхностно-активным веществам, то есть детергентам, обладают способностью, проявляя cпepмицидную активность, оказывать выраженное антимикробное действие. Известен в качестве cпepмицида с сочетанной антимикробной активностью ноноксинол-9. Антисептическое средство метиленовый синий – метилметионин-сульфоний хлорид – также имеет в своей структуре атом четвертичного азота и согласно литературным данным обладает cпepмицидным действием. Проведённые эксперименты по определению cпepмицидной активности антимикробных соединений позволяют предположить, что установление факта принадлежности вещества к четвертичным аммониевым основаниям априори предполагает их cпepмицидную активность и возможность применения в качестве местных пpoтивoзaчaточных средств с сочетанной антимикробной активностью. ...

19 10 2022 3:27:28

КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МИОМЕТРИЯ МАТКИ ПЕРВОРОДЯЩИХ ЖЕНЩИН С ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ РОДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МИОМЕТРИЯ МАТКИ ПЕРВОРОДЯЩИХ ЖЕНЩИН С ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ РОДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ На биопсийном материале пяти первородящих женщин в возрасте от 20 до 38 лет с физиологической родовой деятельностью проводили количественное светооптическое изучение строения миометрия матки. Оценили тканевой состав, клеточный состав и число гладкомышечных клеток в поле зрения микроскопа. Показали, что основными компонентами миометрия были гладкомышечные волокна, элементы соединительной ткани и микрососудистого русла. Гладкомышечные клетки демонстрировали разное сродство к толуидиновому синему и были условно разделены на светлые, темные и промежуточные клетки. Выявлена внутригрупповая вариация всех оцененных количественных параметров. Полученные данные могут быть базовыми при оценке тех же параметров у рожениц с патологической родовой деятельностью. ...

17 10 2022 12:59:14

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::