МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕФТЯНЫХ ВУЗОВ
В наши дни к профессиональной подготовке выпускника инженера-геолога предъявляются качественно новые требования, так как ошибочные действия геологов всегда влекли за собой огромные невосполнимые финансовые затраты. Сегодня в условиях самофинансирования нефтедобывающих компаний и жесткой их конкуренции между собой этот факт стал особенно актуальным. Кадровая политика нефтяных компаний направлена на получение «готового» специалиста, которому требуется минимальный срок профессиональной адаптации на предприятии. Именно эти вопросы стали ключевыми на конференции «ТНК-ВР» проходившей в июле 2007 года в г. Томске. На пленарных ее заседаниях впервые была сделана попытка определить круг профессиональных компетенций выпускников нефтяных вузов. По мнению работодателей, ключевыми профессиональными компетенциями будущих инженеров-нефтяников должны быть: 1) наличие умений и навыков для решения профессиональных задач; 2) умение быстро воспринимать и анализировать новую информацию; 3) уметь работать над междисциплинарными проектами; 4) владеть методами системного анализа; 5) понимать тенденции и основные направления развития науки и техники в нефтяной отрасли; 6) уметь трaнcформировать приобретенные знания в инновационные технологии; 7) владеть современными информационными технологиями; 8) использовать творческий подход при решении профессиональных технико-экономических задач; ориентироваться в нестандартных условиях и ситуациях, анализировать проблемы, ситуации и задачи, разpaбатывать и реализовать план действий; 9) стремится к постоянному личностному и профессиональному совершенствованию и самообразованию; 10) уметь изъясняться на разных языках; 11) владеть методами технико-экономического анализа и методологией проведения научных исследований; 12) обладать коммуникативными способностями, уметь работать в комaнде и адаптироваться к переменам, способствовать социальной сплоченности, представлять результаты своего труда. Как видим, одной из основных профессиональной компетенций является владение межпредметным подходом. Большинство современных методик геологического моделирования и разработки нефтяных месторождений подразумевают использование различных методов исследования (литологических, геохимических, гидродинамических и т.д.), т.е. носят междисциплинарный хаpaктер. Мы считаем, что современный уровень развития педагогической науки и реформы, проходящие в системе высшего образования, требуют рассмотрения межпредметных связей (МПС) как средство формирования профессиональной компетентности будущих специалистов.
Проблема установки межпредметных связей в процессе обучения активно разpaбатывалась в прошлом веке. Толчком послужило введение в дидактику системного подхода, который лег в основу теоретического обоснования межпредметных связей. Несмотря на столь долгую историю исследования, проблема МПС не теряет своей актуальности и в наши дни, особенно в процессе образования в высшей школе. Реализации межпредметного подхода в российских вузах мешает ряд причин. С одной стороны, слабая разработка теоретического аспекта специфики МПС в высшем профессиональном образовании, хотя это направление в отечественной педагогической науке быстро развивается, с другой стороны - недостаточная подготовка вузовских преподавателей в аспекте педагогической теории и методики преподавания, традиционная разобщенность работы как кафедр, так и преподавателей внутри отдельной кафедры.
С нашей точки зрения, проблема реализации межпредметных связей в высшей школе существует на двух организационных уровнях. Макроуровень - составление типовых рабочих программ и планов отдельных дисциплин, разработка ГОСТов, создание учебных пособий, в которых реализуется интегративный подход. Микроуровень - это уровень использования различных педагогических технологий в процессе преподавания отдельных дисциплин.
Наши научно-педагогические исследования проводились на базе кафедры геологии и разведки НГМ Уфимского государственного нефтяного технического университета. Анализ работы сотрудников кафедры подтвердил наличие вышеуказанных проблем.
Учебно-методические пособия зачастую ограничиваются лишь "руководством" к выполнению лабораторных и пpaктических работ. Пособия же, целью которых являлась бы установка межпредметных связей - большая редкость. Специфика образовательного процесса в Высшей школе, в частности - нефтяном техническом вузе, это, прежде всего, недостаточное количество часов аудиторных занятий. На наш взгляд, оптимальным решением этой проблемы является использование задачного подхода при составлении учебно-методических пособий. Задачи межпредметного содержания позволяют закрепить базовые геологические понятия и дают представление о геологических явлениях как единой системе, состоящей из физических, химических, гидродинамических, геохимических и др. процессов, протекающих как последовательно, так и параллельно. На ряду с задачами межпредметного содержания, носящих фундаментально-теоритический хаpaктер, на наш взгляд широко должны использоваться также и задачи, в ходе решения которых включаются те знания, умения и навыки, которые будут востребованы в будущем в непосредственной профессиональной деятельности студентов. Но даже при идеальном сочетании ГОСов, рабочих программ и учебно-методических пособий установка МПС в процессе преподавания в высшем нефтяном техническом вузе не может быть в полной мере реализована без использования современных педагогических технологий. Более того, преподаватели высшей школы находятся в более выгодном положении по сравнению со школьными педагогами "предметниками". Современная средняя школа в отличии от высшей уже давно широко использует различные педагогические технологии. Поэтому, первокурсники приходят в ВУЗ уже подготовленные к проблемному изложению учебного материала. Им хорошо знакома система развивающего обучения: многие обучались в школах, где использовались различные инновационные педагогические технологии. И с чем же сталкиваются недавние абитуриенты на первых же лекциях? С ортодоксальной методикой преподавания. Вполне возможно, именно с этим связан процесс снижения познавательного интереса к учебной деятельности у студентов второкурсников, по сравнению с первым курсом. На наш взгляд, среди обилия инновационных педагогических технологий наиболее адаптирована к процессу преподавания в Высшей технической школе - дидактическая многомерная технология, в основу которой положены дидактические многомерные инструменты. Методологическую основу инструментальной дидактики составляют принципы, которые могут реализовывать приемы, методы и функции межпредметных связей:
- принцип формализации отображения;
- принцип комплексности образовательного процесса;
- принцип поэтапного совершенствования деятельности;
- принцип согласованности, координации важнейших механизмов мышления;
- принцип системности функций наглядности;
- принцип педагогической авторизированности;
- принцип личной активности учащегося.
Инструментом многомерной дидактики являются логико-смысловые модели, которые, представляя знания на естественном языке обучения, объединяют образную и понятийную формы представления знаний, отличаясь от других наглядных средств природосообразным хаpaктером и «всепредметной» универсальностью.
Использование многомерных дидактических технологий, в частности - инструментальной дидактики, в органичном сочетании с задачным подходом наиболее эффективно способствует установке межпредметных связей в процессе обучения в нефтяном техническом вузе. Оснащение лекционного материала современным дидактическим инструментарием и моделирование решения задач межпредметного содержания заставляют студента выполнять основные операции анализа и синтеза знаний (разделение, сравнение, заключение, выделение узловых элементов содержания, систематизация, выявление связей, свертывание информации и т.д.). Именно эти свойства способствуют межпредметному изложению учебного материала.
По нашему мнению, актуализация межпредметных связей должна происходить на уровне разработки ГОСТов, типовых рабочих планов, программ и учебных пособий. Должны создаваться творческие коллективы, в состав которых входили бы специалисты разного профиля. Например, для разработки типовой программы по химии для студентов-геологов необходимо привлечь преподавателей геологических дисциплин. Проблема установки межпредметных связей должна касаться и каждого преподавателя в отдельности. Использование интегративного подхода при создании учебно-методических пособий также способствует решению данной проблемы. Тщательно подобранная система задач межпредметного содержания и использование в ходе решения логико-смысловых моделей позволяет реализовать моделирующую деятельность студента. Использование инструментов многомерной дидактики в процессе преподавания геологических дисциплин формирует не репродуктивные знания и умения, а организацию рациональной, логически упорядоченной последовательности действий. Все это способствует установке межпредметных связей, накоплению опыта креативного мышления и, в конечном итоге, влияет на повышение качества профессиональной подготовки инженера-геолога. Улучшение же качественной стороны профессиональной подготовки выпускаемого специалиста является основной задачей высшего профессионального образования России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- В.И. Вершинин и др. Специфика межпредметных связей в высшей школе - Наука и школа, 2000, №4, с. 6.
- Кириченко О.Е. Межпредметные связи курса математики и смежных дисциплин в техническом вузе связи как средство профессиональной подготовки студентов: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Орел, 2003. - 170 c.
- Коротченкова А.А. Межпредметные связи математики и информатики при подготовке специалистов экономического профиля: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02; Орл. гос. ун-т. - Орел, 2000. - 16 с.
- Попков В.А., Коржуев А.В. Дидактика высшей школы: Учеб. пособие для студ. ВУЗов. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 192 с.
- Штейнберг В.Э. Дидактическая многомерная технология. - Уфа:БИРО,1999.-67с.
Статья в формате PDF
300 KB...
01 04 2023 15:59:25
На основании изучения особенностей трудовой деятельности железнодорожников, учитывая современные принципы оптимального питания, были сформулированы основные требования к ассортименту продуктов лечебно-профилактического питания работников железнодорожных профессий. Даны рекомендации по организации рационального питания. Изучены требования к ассортименту при приготовлении мяса, мясопродуктов, птицы, рыбы, а так же молочных продуктов, круп мучных изделий, хлеба, овощей и фруктов. Представлена информация по пищевой ценности овощей и фруктов и классификация жиров.
...
31 03 2023 19:27:51
Статья в формате PDF
120 KB...
30 03 2023 22:27:38
Статья в формате PDF
109 KB...
28 03 2023 14:45:37
Статья в формате PDF
225 KB...
27 03 2023 6:43:25
Рассмотрены вопросы участия почвенных водорослей в поддержании стабильности наземных экосистем в условиях антропогенного воздействия на окружающую среду. Показано, что почвенные водоросли обладают высокой устойчивостью к нефтяному и радиоактивному загрязнению, наличию в среде поверхностно-активных веществ. Они первыми из автотрофных организмов поселяются на токсичных субстратах, участвуют в самозарастании промышленных отвалов.
...
26 03 2023 7:20:45
Статья в формате PDF
127 KB...
24 03 2023 8:50:15
Статья в формате PDF
110 KB...
23 03 2023 1:55:23
Статья в формате PDF
130 KB...
22 03 2023 17:53:34
Статья в формате PDF
117 KB...
21 03 2023 17:54:22
Статья в формате PDF
118 KB...
20 03 2023 6:57:33
Статья в формате PDF
275 KB...
17 03 2023 5:34:25
Статья в формате PDF
338 KB...
16 03 2023 23:25:23
Статья в формате PDF
101 KB...
15 03 2023 12:12:30
Статья в формате PDF
257 KB...
13 03 2023 3:42:52
Статья в формате PDF
280 KB...
11 03 2023 9:41:58
Статья в формате PDF
122 KB...
10 03 2023 20:33:48
В опытах с 19 полосками миометрия, полученных от 5 женщин в конце доношенной беременности при плановом кесаревом сечении, установлено, что озонированный ( ≈0,50 мкг/мл) раствор Кребса ингибирует спонтанную сократительную активность миометрия и существенно уменьшает стимулирующий эффект адреналина, т.е. снижает его α-адренореактивность. Это объясняет эффективность озонотерапии при угрозе прерывания беременности и дискоординированной родовой деятельности.
...
09 03 2023 19:34:35
08 03 2023 14:53:13
Статья в формате PDF
100 KB...
06 03 2023 8:24:45
Статья в формате PDF
114 KB...
04 03 2023 12:25:19
Статья в формате PDF
271 KB...
03 03 2023 7:41:10
Статья в формате PDF
116 KB...
02 03 2023 23:56:30
Статья в формате PDF
109 KB...
01 03 2023 7:13:17
В данной работе сделана попытка изучить механизм действия некоторых аналгезирующих и местных анестезирующих препаратов на нервно-мышечную передачу холоднокровных животных. Были исследованы aнaльгетики наркотического типа и локальные анестетики. Показано, что все исследованные препараты вызывали уменьшение амплитуды спонтанных биопотенциалов концевой пластинки, что указывает на их постсинаптическое воздействие.
...
28 02 2023 1:42:20
27 02 2023 18:53:53
Статья в формате PDF
132 KB...
24 02 2023 9:34:26
Статья в формате PDF
115 KB...
23 02 2023 1:50:31
Статья в формате PDF
115 KB...
22 02 2023 8:38:52
Статья в формате PDF
115 KB...
21 02 2023 19:30:25
20 02 2023 13:58:28
Статья в формате PDF
123 KB...
19 02 2023 1:57:56
Статья в формате PDF
111 KB...
18 02 2023 9:42:40
Статья в формате PDF
807 KB...
17 02 2023 17:10:57
Статья в формате PDF
103 KB...
16 02 2023 3:29:13
Статья в формате PDF
291 KB...
15 02 2023 11:51:24
Статья в формате PDF
125 KB...
14 02 2023 14:25:58
В статье рассматривается взаимодействие тел при различных скоростях и делается вывод о несправедливости постулата о постоянстве скорости света относительно любой системы отсчета. Дается также понятное с точки зрения классической механики объяснение зависимости длины и времени от скорости.
...
13 02 2023 11:46:45
Статья в формате PDF
252 KB...
12 02 2023 3:30:27
11 02 2023 7:42:38
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::