МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕФТЯНЫХ ВУЗОВ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕФТЯНЫХ ВУЗОВ

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕФТЯНЫХ ВУЗОВ

Машкова Е.А. Сиднев А.В. Статья в формате PDF 118 KB

В наши дни к профессиональной подготовке выпускника инженера-геолога предъявляются качественно новые требования, так как ошибочные действия геологов всегда влекли за собой огромные невосполнимые финансовые затраты. Сегодня в условиях самофинансирования нефтедобывающих компаний и жесткой их конкуренции между собой этот факт стал особенно актуальным. Кадровая политика нефтяных компаний направлена на получение «готового» специалиста, которому требуется минимальный срок профессиональной адаптации на предприятии. Именно эти вопросы стали ключевыми на конференции «ТНК-ВР» проходившей в июле 2007 года в г. Томске. На пленарных ее заседаниях впервые была сделана попытка определить круг профессиональных компетенций выпускников нефтяных вузов. По мнению работодателей, ключевыми профессиональными компетенциями будущих инженеров-нефтяников должны быть: 1) наличие умений и навыков для решения профессиональных задач; 2) умение быстро воспринимать и анализировать новую информацию; 3) уметь работать над междисциплинарными проектами; 4) владеть методами системного анализа; 5) понимать тенденции и основные направления развития науки и техники в нефтяной отрасли; 6) уметь трaнcформировать приобретенные знания в инновационные технологии; 7) владеть современными информационными технологиями; 8) использовать творческий подход при решении профессиональных технико-экономических задач; ориентироваться в нестандартных условиях и ситуациях, анализировать проблемы, ситуации и задачи, разpaбатывать и реализовать план действий; 9) стремится к постоянному личностному и профессиональному совершенствованию и самообразованию; 10) уметь изъясняться на разных языках; 11) владеть методами технико-экономического анализа и методологией проведения научных исследований; 12) обладать коммуникативными способностями, уметь работать в комaнде и адаптироваться к переменам, способствовать социальной сплоченности, представлять результаты своего труда. Как видим, одной из основных профессиональной компетенций является владение межпредметным подходом. Большинство современных методик геологического моделирования и разработки нефтяных месторождений подразумевают использование различных методов исследования (литологических, геохимических, гидродинамических и т.д.), т.е. носят междисциплинарный хаpaктер. Мы считаем, что современный уровень развития педагогической науки и реформы, проходящие в системе высшего образования, требуют рассмотрения межпредметных связей (МПС) как средство формирования профессиональной компетентности будущих специалистов.

Проблема установки межпредметных связей в процессе обучения активно разpaбатывалась в прошлом веке. Толчком послужило введение в дидактику системного подхода, который лег в основу теоретического обоснования межпредметных связей. Несмотря на столь долгую историю исследования, проблема МПС не теряет своей актуальности и в наши дни, особенно в процессе образования в высшей школе. Реализации межпредметного подхода в российских вузах мешает ряд причин. С одной стороны, слабая разработка теоретического аспекта специфики МПС в высшем профессиональном образовании, хотя это направление в отечественной педагогической науке быстро развивается, с другой стороны - недостаточная подготовка вузовских преподавателей в аспекте педагогической теории и методики преподавания, традиционная разобщенность работы как кафедр, так и преподавателей внутри отдельной кафедры.

С нашей точки зрения, проблема реализации межпредметных связей в высшей школе существует на двух организационных уровнях. Макроуровень - составление типовых рабочих программ и планов отдельных дисциплин, разработка ГОСТов, создание учебных пособий, в которых реализуется интегративный подход. Микроуровень - это уровень использования различных педагогических технологий в процессе преподавания отдельных дисциплин.

Наши научно-педагогические исследования проводились на базе кафедры геологии и разведки НГМ Уфимского государственного нефтяного технического университета. Анализ работы сотрудников кафедры подтвердил наличие вышеуказанных проблем.

Учебно-методические пособия зачастую ограничиваются лишь "руководством" к выполнению лабораторных и пpaктических работ. Пособия же, целью которых являлась бы установка межпредметных связей - большая редкость. Специфика образовательного процесса в Высшей школе, в частности - нефтяном техническом вузе, это, прежде всего, недостаточное количество часов аудиторных занятий. На наш взгляд, оптимальным решением этой проблемы является использование задачного подхода при составлении учебно-методических пособий. Задачи межпредметного содержания позволяют закрепить базовые геологические понятия и дают представление о геологических явлениях как единой системе, состоящей из физических, химических, гидродинамических, геохимических и др. процессов, протекающих как последовательно, так и параллельно. На ряду с задачами межпредметного содержания, носящих фундаментально-теоритический хаpaктер, на наш взгляд широко должны использоваться также и задачи, в ходе решения которых включаются те знания, умения и навыки, которые будут востребованы в будущем в непосредственной профессиональной деятельности студентов. Но даже при идеальном сочетании ГОСов, рабочих программ и учебно-методических пособий установка МПС в процессе преподавания в высшем нефтяном техническом вузе не может быть в полной мере реализована без использования современных педагогических технологий. Более того, преподаватели высшей школы находятся в более выгодном положении по сравнению со школьными педагогами "предметниками". Современная средняя школа в отличии от высшей уже давно широко использует различные педагогические технологии. Поэтому, первокурсники приходят в ВУЗ уже подготовленные к проблемному изложению учебного материала. Им хорошо знакома система развивающего обучения: многие обучались в школах, где использовались различные инновационные педагогические технологии. И с чем же сталкиваются недавние абитуриенты на первых же лекциях? С ортодоксальной методикой преподавания. Вполне возможно, именно с этим связан процесс снижения познавательного интереса к учебной деятельности у студентов второкурсников, по сравнению с первым курсом. На наш взгляд, среди обилия инновационных педагогических технологий наиболее адаптирована к процессу преподавания в Высшей технической школе - дидактическая многомерная технология, в основу которой положены дидактические многомерные инструменты. Методологическую основу инструментальной дидактики составляют принципы, которые могут реализовывать приемы, методы и функции межпредметных связей:

  • принцип формализации отображения;
  • принцип комплексности образовательного процесса;
  • принцип поэтапного совершенствования деятельности;
  • принцип согласованности, координации важнейших механизмов мышления;
  • принцип системности функций наглядности;
  • принцип педагогической авторизированности;
  • принцип личной активности учащегося.

Инструментом многомерной дидактики являются логико-смысловые модели, которые, представляя знания на естественном языке обучения, объединяют образную и понятийную формы представления знаний, отличаясь от других наглядных средств природосообразным хаpaктером и «всепредметной» универсальностью.

Использование многомерных дидактических технологий, в частности - инструментальной дидактики, в органичном сочетании с задачным подходом наиболее эффективно способствует установке межпредметных связей в процессе обучения в нефтяном техническом вузе. Оснащение лекционного материала современным дидактическим инструментарием и моделирование решения задач межпредметного содержания заставляют студента выполнять основные операции анализа и синтеза знаний (разделение, сравнение, заключение, выделение узловых элементов содержания, систематизация, выявление связей, свертывание информации и т.д.). Именно эти свойства способствуют межпредметному изложению учебного материала.

По нашему мнению, актуализация межпредметных связей должна происходить на уровне разработки ГОСТов, типовых рабочих планов, программ и учебных пособий. Должны создаваться творческие коллективы, в состав которых входили бы специалисты разного профиля. Например, для разработки типовой программы по химии для студентов-геологов необходимо привлечь преподавателей геологических дисциплин. Проблема установки межпредметных связей должна касаться и каждого преподавателя в отдельности. Использование интегративного подхода при создании учебно-методических пособий также способствует решению данной проблемы. Тщательно подобранная система задач межпредметного содержания и использование в ходе решения логико-смысловых моделей позволяет реализовать моделирующую деятельность студента. Использование инструментов многомерной дидактики в процессе преподавания геологических дисциплин формирует не репродуктивные знания и умения, а организацию рациональной, логически упорядоченной последовательности действий. Все это способствует установке межпредметных связей, накоплению опыта креативного мышления и, в конечном итоге, влияет на повышение качества профессиональной подготовки инженера-геолога. Улучшение же качественной стороны профессиональной подготовки выпускаемого специалиста является основной задачей высшего профессионального образования России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. В.И. Вершинин и др. Специфика межпредметных связей в высшей школе - Наука и школа, 2000, №4, с. 6.
  2. Кириченко О.Е. Межпредметные связи курса математики и смежных дисциплин в техническом вузе связи как средство профессиональной подготовки студентов: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Орел, 2003. - 170 c.
  3. Коротченкова А.А. Межпредметные связи математики и информатики при подготовке специалистов экономического профиля: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02; Орл. гос. ун-т. - Орел, 2000. - 16 с.
  4. Попков В.А., Коржуев А.В. Дидактика высшей школы: Учеб. пособие для студ. ВУЗов. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 192 с.
  5. Штейнберг В.Э. Дидактическая многомерная технология. - Уфа:БИРО,1999.-67с.


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 1,3-ДЕГИДРОАДАМАНТАНА С ДИМЕТИЛТРИСУЛЬФИДОМ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 1,3-ДЕГИДРОАДАМАНТАНА С ДИМЕТИЛТРИСУЛЬФИДОМ В статье рассмотрены реакции 1,3-дегидроадамантана, относящегося к напряженным мостиковым [3.3.1]пропелланам, с диметилтрисульфидом. Установлено, что при взаимодействии образуются 1,3-бис(метилтио)адамантан, 1-(метилдитио)-3-(метилтио)адамантан и 1,3-бис(метилдитио)адамантан в соотношении 1:4,5:1. Структуры полученных соединений подтверждены методами хромато-масс-спектометрии и ЯМР1Н-спектроскопии. Выход целевого 1-(метилдитио)-3-(метилтио)адамантана составляет 50 %. Было предположено, что реакция протекает по радикальному механизму. Приведено описание эксперимента. ...

07 07 2024 20:56:38

Степень АВ0-изоиммунизации женского организма

Степень АВ0-изоиммунизации женского организма Статья в формате PDF 105 KB...

30 06 2024 19:10:58

РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ ВНУТРИУТРОБНОГО СОСТОЯНИЯ ПЛОДА У ПАЦИЕНТОК С ЦИТОМЕГАЛОВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ

РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ ВНУТРИУТРОБНОГО СОСТОЯНИЯ ПЛОДА У ПАЦИЕНТОК С ЦИТОМЕГАЛОВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ Цитомегаловирусная инфекция (ЦМВИ) относится к числу самых распространенных вирусных заболеваний. Наиболее уязвимыми являются плод и новорожденный. Целью данного исследования явилась ранняя диагностика нарушений внутриутробного состояния плода у беременных с ЦМВИ. Благодаря разработке новой ультразвуковой аппаратуры, основанной на эффекте Допплера проводились исследования кровотока в магистральных сосудах, а именно маточных артериях. Согласно поставленной цели по разработанной нами методике были рассмотрены анкеты клинико-лабораторного исследования у беременных с ЦМВИ. Всего обследовано 115 женщин с различными сроками беременности и 40, составляющих контрольную группу. Из общего числа беременных у 64 (55,7 %) ЦМВИ протекала в легкой форме, первично-латентную инфекцию наблюдали у 48 (41,7 %) пациенток. Ультразвуковое сканирование проводилось в разные сроки беременности, преимущественно во II-III триместрах, однако, по показаниям в некоторых случаях УЗИ осуществляли и в более ранние сроки. Исследование проводилось на аппарате «Aloka» 1700 SSD с допплерометрическим блоком пульсирующей волны, с использованием трaнcдьюсеров 3,5 и 5 мГц и трaнcвaгинальным датчиком 6,5 мГц. При допплерографии в акушерстве применяется качественный анализ кривых скоростей кровотока (КСК). Определяются систоло-диастолическое соотношение (СДО), индекс резистентности (ИР), пульсовый индекс (ПИ). В нашем исследовании наиболее нeблагоприятным признаком явилось появление дикротической выемки на фоне двухстороннего нарушения маточно-плацентарного кровотока. У беременных с латентной формой ЦМВИ нами выявлена также ассиметрия маточно-плацентарного кровотока. Изменение кровотока в правой МА более выражено, что, по-видимому связано с наличием плацентации одноименной стороны. Снижение маточно-плацентарного кровотока в правой МА постепенно приводит к снижению в левой МА, и связано с наличием морфологических изменений в плаценте. Более выраженные нарушения маточно-плацентарного кровотока встретились у беременных с СЗРП. Из этого следует, что основная причина гипотрофии – это нарушение маточно-плацентарного кровотока. ...

28 06 2024 12:17:40

Кузнецов Борис Леонидович

Кузнецов Борис Леонидович Статья в формате PDF 84 KB...

25 06 2024 22:39:30

НУЖЕН ЛИ МЕТОД ПРОЕКТОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ?

НУЖЕН ЛИ МЕТОД ПРОЕКТОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ? Статья в формате PDF 307 KB...

14 06 2024 16:10:53

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ Статья в формате PDF 89 KB...

13 06 2024 3:52:14

СИДНЕВ АЛЕКСАНДР ВАЛЕНТИНОВИЧ

СИДНЕВ АЛЕКСАНДР ВАЛЕНТИНОВИЧ Статья в формате PDF 109 KB...

08 06 2024 20:29:48

АСБЕСТОЗ НА АСБЕСТДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

АСБЕСТОЗ НА АСБЕСТДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ Статья в формате PDF 144 KB...

05 06 2024 4:36:35

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::