РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ С АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИЕЙ В СОЧЕТАНИИ С ОЖИРЕНИЕМ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ С АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИЕЙ В СОЧЕТАНИИ С ОЖИРЕНИЕМ

РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ С АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИЕЙ В СОЧЕТАНИИ С ОЖИРЕНИЕМ

Ожева Р.Ш. Статья в формате PDF 316 KB

В работе проведена оценка комплекса восстановительных мероприятий в сочетании с гипокалорийной диетой в группе риска подростков, страдающих артериальной гипертонией и ожирением. Продолжительность восстановительного курса - 19 дней.

В результате отмечена потеря массы тела на 10,3 %, улучшение биохимических показателей липидного спектра крови, уменьшение признаков эндотоксикоза, уменьшение жалоб и улучшение качества жизни. Подобные комплексные курсы реабилитации рекомендуются для широкого внедрения в пpaктическую медицину.

На сегодняшний день артериальная гипертония (АГ) является одним из наиболее распространенных неинфекционных заболеваний, которое определяет структуру заболеваемости и cмepтности от сердечно-сосудистой патологии. В развитых странах частота АГ действительно велика и составляет в настоящее время от 19 до 34 % у взрослого населения.

Проблема артериальной гипертонии в сочетании с ожирением находится в центре внимания современной медицины в связи с ранней инвалидизаций, повышенным риском развития сердечно-сосудистых осложнений и преждевременной cмepтности в сравнении с общей популяцией. По данным ВОЗ, около 30 % жителей планеты из них 16,8 % - женщины и
14,9 % - мужчины страдают избыточной массой тела [6].

Большую социальную значимость имеет распространение АГ среди молодого трудоспособного населения. Клинические наблюдения последних двух-трех десятилетий убеждают в том, что артериальная гипертензия имеет четкую тенденцию к омолаживанию [7].

Трюизмом стало утверждение, что истоки артериальной гипертонии и ожирения надо искать в детском и подростковом возрасте и что воздействие на человека в тот период, когда закладываются его хаpaктер и привычки, может быть гораздо эффективней в отношении предупреждения развития АГ, чем активное вмешательство во взрослом возрасте уже страдающего артериальной гипертонией [1].

В этой связи понятна актуальность эпидемиологических исследований с целью наиболее раннего выявления факторов риска и начала профилактических мероприятий. При этом необходимо учесть и такой факт, что артериальная гипертензия, избыточная масса тела (ИМТ), нарушение липидного спектра часто протекают на фоне экзо - и эндогенной интоксикации [2, 4].

При эндогенной интоксикации перед организмом стоит задача - сохранение нормального гомеостаза и его оптимизация [3]. По выражению В.М. Дильмана, начинает работать «закон отклонения гомеостаза».

Целью работы явилось изучение влияния комплексной эндоэкологической реабилитации на факторы риска хронических неинфекционных заболеваний.

Материал и метод

Комплексная реабилитационная программа состояла из следующих подходов: индивидуальная диагностика, базовая обучающая программа, видео - и печатная информация; коррекция стиля жизни; дезинтоксикация организма, нормализация массы тела и АД, проведение энтеросорбции, биостимуляции и антиоксидантной терапии, использование лечебного голодания, гипокалорийной диеты и лекарственных трав, массажа, мануальной и музыкотерапии. Курс реабилитации продолжался в среднем 19 дней.

Обследовано 43 пациентов с различной степенью выраженности ожирения в сочетании с артериальной гипертонией: юношей - 28 человек, дeвyшек - 15 человек. Чтобы оценить степень накопления жировой массы тела рассчитывался индекс Кетле, как отношение массы тела выраженное в килограммах к его росту, выраженному в метрах, возведенному в квадрат: индекс Кетле = МТ (кг):Рост (м2).

Абдоминальный тип ожирения констатировался величиной отношения объема талия (ОТ) к объему бедер (ОБ). В норме у юношей он составляет менее 0,95, а у дeвyшек менее 0,80.

Артериальное давление измерялось методом Короткова, после чего расчитывалось среднее артериальное давление по формуле: АДср = (АДс + 2.АДд)/3 [мм рт. ст.], где АД с - артериальное давление систолическое мм рт. ст., АДд - артериальное давление диастолическое мм рт. ст.

Лейкоцитарный индекс интоксикации (ЛИИ) рассчитывается по формуле Я.Я. Кальф-Калифа: ЛИИ = (4МИ + 3Ю + 2П + С)×(ПЛ + 1)/(Л + МОН)×(Э = 1), а индекс интоксикации (ИИ) отношением нейтрофилов к лимфоцитам (у здоровых до 1,5). У всех обследованных исследованы фpaкции липопротеидов: ЛПНП, ЛНОНП, ЛПВП [1]. Контрольную группу составили 30 человек. Результаты обpaбатывали статистически с помощью критерия t Стьюдента.

Результаты и обсуждение

В предреабилитационном периоде обследованные дeвyшки имели высокий индекс интоксикации ИИ от 2,06 до 3,7 при физиологическом колебании до 1,5; показатель ЛИИ - имел разбросы от 1,0 (у здоровых) до 1,8 [4].

У всех юношей, вошедших в группу реабилитации, зарегистрирован высокий ИИ от 2,09 до 4,0. Абдоминальное ожирение имело место у 54 % юношей и 45 % дeвyшек.

Таким образом, исходный высокий ИИ у юношей и дeвyшек с абдоминальным ожирением в обследованной группе является критерием, отражающим нарушения адаптационных систем, требующих мониторирования при проведении эндоэкологической реабилитации.

При анализе клинических показателей у 15 пациентов из числа обследованных наиболее информативными были: увеличение массы тела (100 %), артериальная гипертония (80 %), ухудшение памяти (64 %), общая слабость (85 %), одышка (36 %), головная боль (66%), нарушение сна (65 %), нарушение функции кишечника (58 %) и 40 % пациентов отмечали нарушение аппетита.

Данные признаки должны быть учтены при проведении комплексной эндоэкологической реабилитации у лиц с избыточной массой тела в сочетании с артериальной гипертонией. Эти же признаки могут служить критериями эффективности проводимых мероприятий.

В группе дeвyшек по сравнению с контрольной группой уровни ЛПНП, ЛПОНП, ЛПВП находились в пределах физиологических колебаний и составляли 0,83 ± 0,07 ммоль/л (Р > 0,05), 1,4 ± 0,02 ммоль/л (Р > 0,05), 0,57 ± 0,02 ммоль/л (Р > 0,05) соответственно.

У юношей выявлены изменения в липидном спектре с незначительным увеличением ЛПНП, ЛПОНП и ЛПВП до 2,13 ± 0,07 ммоль/л, (р > 0,05); 1,86 ± 0,017 ммоль/л (Р > 0,05); 0,77 ± 0,02 ммоль/л (Р > 0,05) соответственно.

В результате комплексной программы реабилитации признаки эндотоксикоза значительно уменьшились, а ИИ снизился до 2,0 (на 24,5 %, Р < 0,001).

Динамическое наблюдение за изменением массы тела показало, что в среднем снижение за весь курс лечения оказалось равным 8,4 кг (10,3 % , Р < 0,01) или 0,45 кг/сут.

В результате использования комплексной немедикаментозной программы отмечено значительное улучшение качества жизни пациентов и уменьшение количество жалоб на 87 %. У всех подростков отмечено полная нормализация артериального давления.

Таким образом, комплекс восстановительных мероприятий с ограничением калорийности диеты сопровождается уменьшением степени эндотоксикоза, уменьшением жалоб, улучшением качества жизни, нормализацией гемодинамических параметров. Отсутствие риска для здоровья пациента диктует возможность рекомендовать восстановительный комплекс для широкого внедрения в пpaктику здравоохранения. Опыт ряда стран, где достигнуто существенное снижение заболеваемости и cмepтности от сердечно-сосудистой патологии, показывает, что 54% успеха связано с изменением образа жизни, в то время как удельный вес лечебных воздействий занимает значительно меньший процент.

Выводы

1. Наличие индекс массы тела, артериальная гипертония, повышенный индекс интоксикации, нарушения липидного спектра являются убедительными критериями к проведению комплексной эндоэкологической реабилитации.

2. Комплексная реабилитационная программа с гипокалорийной диетой является достаточно эффективным подходом к проведению многофакторной профилактики артериальной гипертонии и ожирения.

Список литературы

  1. Амосов Н.М. Учись не стареть // Известия. - 1983. - С. 4.
  2. Зборовская И.А., Банникова М.В. Антиоксидантная система организма, ее значение в метаболизме. Клинические аспекты // Вестник РАМН. - 1995. - № 6. - С. 53-60.
  3. Иванова И.Л., Лучанинова В.Н., Гнеденкова Л.Г. Исследования биологических жидкостей у детей с заболеваниями респираторной системы // Клин. лаб. диагностика. - 1992. - № 7-8. - С. 45-47.
  4. Макарова Н.П., Коничева И.Н. Синдром эндогенной интоксикации при сепсисе// Анестезиол. и реаниматол. - 1995. - № 6. - С. 4-6.
  5. Малахова М.Я. Метод регистрации эндогенной интоксикации: пособие для врачей. - СПб.: МАПО, 1995. -С. 33-50.
  6. Медведев В.П. Актуальные вопросы артериальной гипертензии в пубертатном периоде / В.П. Медведев., А.М. Куликов. - Л., 1993. - 67 с.
  7. Мычкина В.Б. Артериальная гипертония и ожирение / В.Б. Мычкина., В.В. Горностаев, Н.Ю. Шикина // Consilium medicum. - 2001. - Т. 3, № 13.

Работа представлена на Международную научную конференцию «Инновационные медицинские технологии», Москва, 15-18 ноября 2010 г. Поступила в редакцию 22.10.2010.



ДОЦЕНКО АНАТОЛИЙ ИВАНОВИЧ

ДОЦЕНКО АНАТОЛИЙ ИВАНОВИЧ Статья в формате PDF 271 KB...

14 04 2024 2:56:13

БЕРЕГОВАЯ ЗОНА ОЗЕРА БАЙКАЛ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

БЕРЕГОВАЯ ЗОНА ОЗЕРА БАЙКАЛ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Статья в формате PDF 119 KB...

13 04 2024 17:25:21

КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Статья в формате PDF 153 KB...

11 04 2024 13:18:27

ПРОИЗВОДСТВО И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

ПРОИЗВОДСТВО И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ Статья в формате PDF 110 KB...

01 04 2024 10:16:52

ВЗАИМОСВЯЗАННОСТЬ ПОВЕРХНОСТНЫХ И ПОДЗЕМНЫХ ВОД В ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ РЕЧНОГО ВОДОСБОРНОГО БАССЕЙНА; ПРОЯВЛЕНИЕ В КАТАСТРОФИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЯХ В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИВНЫХ ЛИВНЕЙ В ВЫСОКОГОРНЫХ ОБЛАСТЯХ С РЕЗКОРАСЧЛЕНЕННЫМ ГОРНЫМ РЕЛЬЕФОМ

ВЗАИМОСВЯЗАННОСТЬ ПОВЕРХНОСТНЫХ И ПОДЗЕМНЫХ ВОД В ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ РЕЧНОГО ВОДОСБОРНОГО БАССЕЙНА; ПРОЯВЛЕНИЕ В КАТАСТРОФИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЯХ В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИВНЫХ ЛИВНЕЙ В ВЫСОКОГОРНЫХ ОБЛАСТЯХ С РЕЗКОРАСЧЛЕНЕННЫМ ГОРНЫМ РЕЛЬЕФОМ В настоящей работе предлагается оригинальный подход для объяснения процессов образования и распространения селей в горных условиях в условиях резкого увеличения вовлекаемых в этот процесс водных масс. Нами предлагается модель, согласно которой необходимыми условиями возникновения селя являются следующие: наличие глубинного трещинообразования в русле горной реки, перепад высот, наличие пула водной массы (обычно, – над областью будущего возникновения селя), обеспечивающего необходимый перепад гидростатического давления, а также выпадение осадков в виде обильных дождей, тающих снегов в верховьях селеопасных рек, провоцирующих это явление. Одним из принципиальных базовых допущений, на котором строится наша модель и которое подтверждается наблюдениями селевых катастроф, является то, что объем/масса водного селевого выброса может существенно превосходить оцениваемое количество выпавших осадков на поверхности. В связи с этим естественное объяснение получает общеизвестный факт, что не все ливневые дожди приводят к катастрофическим последствиям. Сущность и новизна нашей модели заключается в том, что в селевом взрыве активно участвуют как поверхностные, так и подземные воды, т.е. речь идет о 3D-механизме формирования селя. При этом в русле создается определенный участок – ворота селя, где начинает идти интенсивная подземная подпитка водой (за счет перепада давлений) основного импульса селя. И этот процесс может играть доминирующую роль. Нами предлагается математическая модель рождения и распространения селя, в основе которой лежат представления нелинейной гидродинамики волновых процессов с формированием солитонов. В рамках развиваемой концепции в заключительном разделе 5 данной статьи приведен краткий анализ возможных причин произошедшего катастрофического наводнения в г. Крымске (июль 2012 г.). ...

24 03 2024 22:37:24

БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ: УРОКИ ИСТОРИИ

БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ: УРОКИ ИСТОРИИ Статья в формате PDF 268 KB...

22 03 2024 23:16:20

МЕТОД МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

МЕТОД МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Проведена разработка метода междисциплинарного экологического проектирования на основе профессионально-интегрированной интенсивно-коммуникативной технологии обучения. Метод позволяет интегрировать знания студентов технических специальностей из разных наук вокруг решения одной проблемы экологического содержания. Метод представляет собой процесс творчества студентов, решающий нестандартные научно-учебные задачи. Центральным понятием междисциплинарного экологического проектирования является проект. Ведущие хаpaктеристики проекта новизна, оригинальность и возможность последующего воплощения в пpaктику. Выполнение проектов требует от студентов проявления самостоятельности, нестандартных подходов к решению насущных экологических проблем, что соответствует современным тенденциям реформирования высшего профессионального образования. В целом междисциплинарное экологическое проектирование ориентировано на развитие самостоятельности студентов, их интеллектуальной, познавательной и творческой активности, позволяет выстроить учебный процесс в соответствии с профессионально-интегрированной интенсивно-коммуникативной технологией, способствует развитию экологического сознания и формированию экологической компетенции студентов технических специальностей. ...

17 03 2024 11:35:37

БАЙКАЛ — ПРИРОДНОЕ НАСЛЕДИЕ СИБИРИ

БАЙКАЛ — ПРИРОДНОЕ НАСЛЕДИЕ СИБИРИ Статья в формате PDF 387 KB...

16 03 2024 20:29:50

АНАЛОГОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЗВЕНЬЕВ ДНК

АНАЛОГОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЗВЕНЬЕВ ДНК Статья в формате PDF 101 KB...

13 03 2024 23:16:10

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В&#8239;РОССИИ В&#8239;ПЕРИОД 2000-2010 ГГ.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В&#8239;РОССИИ  В&#8239;ПЕРИОД 2000-2010 ГГ. Статья в формате PDF 603 KB...

10 03 2024 21:24:22

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::