Динамика формирования продуктивного стeблестоя растений озимой пшеницы на каштановых почвах юга России > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

Динамика формирования продуктивного стeблестоя растений озимой пшеницы на каштановых почвах юга России

Динамика формирования продуктивного стeблестоя растений озимой пшеницы на каштановых почвах юга России

Тибирьков А.П. 1
1 ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный аграрный университет»
Статья в формате PDF 312 KB 1. Доспехов Б.А. Методика полевого опыта: учеб. и учеб. пособия для вузов. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Агропромиздат, 1985. – 351 с. 2. Носатовский А.И. Пшеница (Биология). – М.: Колос, 1965. – 407 с. 3. Ремесло В.Н. Урожай и качество озимой пшеницы в зависимости от сорта, нормы высева и доз удобрений // Вестник с.-х. науки. – 1978. – № 10. – С. 63–69. 4. Тибирьков А.П., Филин В.И. Урожайность озимой пшеницы при обработке семян агрохимикатами и разных системах удобрения // Плодородие. – 2009. – № 1.– С. 22–23. 5. Тибирьков А.П. Оптимальные сорта и нормы высева озимой пшеницы на юге России // Сибирский вестник сельскохозяйственной науки. – 2012. – № 5. – С. 25–31.

Потенциальная урожайность озимой пшеницы зависит от биологических особенностей самой культуры её сортов, почвенно-климатических условий зоны, технологии возделывания и других факторов. Важную роль в повышении плотности продуктивного стeблестоя играет количество растений на единице площади и их продуктивная кустистость.

Цель работы заключалась в исследовании влияния подкормки аммиачной селитрой на рост и развитие растений озимой пшеницы сорта Дон 93 в условиях каштановых почв Волгоградской области на юге России. Программой исследований решались следующие задачи:

1) изучение биологических особенностей и комплексная оценка районированного сорта озимой пшеницы на изменение условий азотного питания на каштановых почвах;

2) количественная опенка применяемого удобрения на продуктивную кустистость культурных растений.

Решение основных задач осуществлялось проведением полевых производственных опытов. Производственные опыты были заложены по следующей схеме:

1) Контроль (без внесения удобрений).

2) N30 (≈ 87 кг/га).

3) N40 (≈ 116 кг/га).

4) N50 (≈ 145 кг/га).

Азотное удобрение – аммиачная селитра (NH4NO3). Опыт закладывался в соответствии с методическими указаниями Б.А. Доспехова [1]. Повторность трехкратная, размещение делянок систематическое. Площадь делянок: опытная = 540 м2, учетная = 410,4 м2. Предшественник – пар чистый. Норма высева – 4,5 млн. всхожих семян/га.

Очень важной биологической особенностью зерновых культур является их способность к кущению. А.И. Носатовский [2], В.Н. Ремесло [3] приводят данные, что при благоприятных условиях из одного зерна можно получить 40…50, а иногда и 100 колосоносных стeблей. Отдельные зерновые культуры обладают разной способностью к кущению. Улучшение условий жизни растений до определенного предела увеличивает общую и продуктивную кустистость. При более высоком уровне плодородия почвы или применения научно обоснованных высоких доз удобрений имеет место более сильное кущение [4, 5].

Так в наших опытах в зависимости от года исследований было установлено‚ что оптимальные условия роста и развития растений озимой пшеницы осени 2009 года положительно повлияли на сохранность растений сорта Дон 93 по всем вариантам‚ в то время как условия осени 2010 года значительно ухудшили значения этого фактора (табл. 1).

Таблица 1

Перезимовка растений озимой пшеницы сорта Дон 93 и выживаемость их к уборке в зависимости от доз минерального питания, %

Доза азотного удобрения, кг д.в./га

Годы исследований

2009–2010 гг.

2010–2011 гг.

Количество растений перед уходом в зиму, шт./м2

Контроль (без удобрений), N30, N40, N50

432

411

Количество растений после перезимовки, шт./м2

Контроль (без удобрений), N30, N40, N50

392

326

Сохранность после перезимовки, %

Контроль (без удобрений), N30, N40, N50

90,74

79,32

Количество растений к уборке, шт./м2

Контроль (без удобрений)

332

269

N30

348

279

N40

368

302

N50

355

294

Сохранность к уборке, %

Контроль (без удобрений)

84,69

82,52

N30

88,78

85,58

N40

93,88

92,64

N50

90,56

90,18

Изреженность посевов за период «всходы – полная спелость», %

Контроль (без удобрений)

23,15

34,55

N30

19,45

32,12

N40

14,82

26,52

N50

17,82

28,47

Таким образом, отмечено, что растения озимой пшеницы сорта Дон 93 на фоне оптимальных агроклиматических условий хорошо развивались осенью и сравнительно неплохо перезимовывали (2009–2010 гг.)‚ а весной активно развивались‚ используя благоприятные климатические факторы вплоть до формирования зерна. В нeблагоприятные годы (2010–2011 гг.) растения сильно изреживались и к уборке имели значительный процент потерь.

С другой стороны внесение различных доз азотных удобрений в весенний период снижало общий процент изреживаемости растений к уборке.

Как отмечают многие исследователи‚ азотные удобрения способны к неоднородности структуры посевов злаков по количеству продуктивных побегов на одном растении [3, 4, 5].

В наших опытах мы исследовали влияние изучаемых агротехнических приемов на продуктивность отдельного растения. Установлено, что в условиях климатически достаточного увлажнения (2009–2010 гг.) на варианте без удобрений растения с одним колосом составляли основной массив – 159 шт., 92 шт. – двухколосные, 47 шт. – трехколосные, 34 шт. – четырехколосные‚ а пяти и более колосных не обнаружено (табл. 2).

Таблица 2

Плотность продуктивного стeблестоя растений озимой пшеницы различной колосоносности в зависимости от доз азотного питания к уборке, шт./м2

Колосоносные растения

Без удобрений

N30

N40

N50

2009-2010 гг.

Одно

Двух

Трех

Четырех

Пяти И Более

159

92

47

34

63

107

114

54

10

58

115

122

55

18

59

115

117

42

22

2010–2011 гг.

Одно

Двух

Трех

Четырех

Пяти И Более

132

67

40

30

88

92

65

32

2

97

96

67

33

9

100

98

59

32

5

При использовании различных доз азотного питания этот показатель сильно изменился. Так одноколосных растений стало меньше‚ а количество многоколосных растений возросло: одноколосные – 58–63 шт.‚ двухколосные – 107–115 шт., трехколосные – 114–122 шт., четырехколосные – 42–55 шт., и пяти и более – 10–22 шт. в зависимости от доз удобрения.

В нeблагоприятные по увлажнению годы (2010–2011 гг.) эти значения были обратными, хотя азотное питание немного нивелировало это расхождение (табл. 2).

Таким образом, анализируя выше указанное, отмечаем‚ что азотные удобрения существенно повышают долю участия многоколосных растений в структуре урожая. При этом данная тенденция сохраняется и в различные по агроклиматическим условиям годы.



Оценка детоксикационных свойств гoлyбой глины

Оценка детоксикационных свойств гoлyбой глины Статья в формате PDF 116 KB...

29 01 2023 22:32:17

Сведенцов Евгений Павлович

Сведенцов Евгений Павлович Статья в формате PDF 294 KB...

19 01 2023 22:32:29

МНОГОМЕРНЫЙ ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ КАЗАХСКОЙ ТРАДИЦИИ

МНОГОМЕРНЫЙ ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ КАЗАХСКОЙ ТРАДИЦИИ В данной статье выделены основные подходы к проблеме человека, сложившиеся в истории казахской традиции и современной казахской философской мысли. По мнению автора, в объяснении феномена человека казахской традицией можно найти ряд толкований, пояснений, отражающих особое внимание к человеку, его духовному миру, самоценности, достоинству, чести. Именно на этой основе казахская национальная традиция получает возможность сосредоточиться на рассмотрении своего видения проблемы отношения человека и мира. ...

17 01 2023 0:21:52

ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ ОСВАЛЬДА ШПЕНГЛЕРА

ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ ОСВАЛЬДА ШПЕНГЛЕРА Статья в формате PDF 103 KB...

12 01 2023 20:34:28

МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ

МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ В статье раскрываются адаптационная деятельность организма, показано, что функциональная система регуляции кровообращения представляет собой многоконтурную, иерархически организованную систему, в которой доминирующая роль отдельных звеньев определяется текущими потребностями организма. ...

11 01 2023 18:41:49

ЕВРАЗИЙСКИЙ ДИСКУРС ФИЛОСОФИИ (учебное пособие)

ЕВРАЗИЙСКИЙ ДИСКУРС ФИЛОСОФИИ (учебное пособие) Статья в формате PDF 137 KB...

06 01 2023 21:24:16

РАЗВИВАЮЩЕЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

РАЗВИВАЮЩЕЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО Статья в формате PDF 101 KB...

28 12 2022 8:38:28

ИЗУЧЕНИЕ МЕХАНИЗМА ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ В НЕРВНО-МЫШЕЧНОМ СИНАПСЕ

ИЗУЧЕНИЕ МЕХАНИЗМА ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ В НЕРВНО-МЫШЕЧНОМ СИНАПСЕ Понимание физико-химической природы генерации нервного сигнала, путей передачи информации с одной нервной клетки на другую или на мышечную клетку позволит вплотную подойти к объяснению механизма деятельности нервной системы. Нервные клетки передают информацию с помощью сигналов, представляющие собой электрические токи, генерируемой поверхностной мембраной нейрона. Эти токи возникают благодаря движению зарядов, принадлежащих ионам натрия, калия, кальция и хлора. ...

27 12 2022 4:36:47

СТРУКТУРООБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМАХ ЖЕЛАТИН-КАЗЕИН

СТРУКТУРООБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМАХ ЖЕЛАТИН-КАЗЕИН Статья в формате PDF 87 KB...

22 12 2022 18:17:51

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ АППРОКСИМАЦИИ ДАННЫХ

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ АППРОКСИМАЦИИ ДАННЫХ Статья в формате PDF 253 KB...

20 12 2022 14:44:18

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::