МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ КРИЗИСА ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ В РЕГИОНАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ ЦЕНТРАХ РОССИИ
Однако начавшийся в конце 1980-х гг. политико-идеологический кризис привел к девальвации определяющей роли марксистско-ленинского подхода к научному познанию и, в итоге, определил возникновение методологического кризиса в исторической науке.
Процесс его преодоления проходил в 2-х направлениях. Во-первых, - посредством заимствования методологических подходов зарубежных научных школ (например, психоистория, гендерная история, цивилизационный подход и др.). Во-вторых, - в переосмыслении опыта развития отечественной методологии исторической науки и создании новых, кардинально отличных от марксистско-ленинской концепции, методологических принципов, которые позволили бы перейти российской исторической науке на новый этап развития.
Однако, несмотря на появление и достаточно успешное внедрение новых подходов, многие признаки кризиса продолжают сохраняться, что не позволяет нам говорить о его полном преодолении в настоящее время. В первую очередь это проявляется в слабом внедрении методологических инноваций в научную деятельность региональных научных центров, бессистемности анализа исторических явлений (в доминанте социально-экономического фактора как главной детерминанты исторического развития и отрицании роли других, не менее важных, сил развития общества), отсутствии реального методологического плюрализма в исторической науке, что выражается в отторжении новых методологических принципов.
Сохранение данной ситуации обусловлено следующими факторами:
1) Слабая связь ведущих научных центров Москвы и Санкт-Петербурга с региональными ВУЗами (особенно в Сибирском федеральном округе) по причинам:
а) ликвидации существовавшей в советское время системы распределения научных кадров, при которой выпускники ВУЗов Москвы и Ленинграда направлялись для научной работы в региональные научные центры, что в целом способствовало повышению уровня научных исследований провинциальных ВУЗов.
б) недостаточного уровня научной интеграции, что объясняется сложной экономической ситуацией в стране и финансовыми трудностями многих региональных ВУЗов.
2) Ограниченный объем библиотечных фондов многих региональных научных центров.
3) Большой удельный вес преподавателей и сотрудников старшего возраста, мировоззренческие позиции которых во многом определяются марксистско-ленинским подходом.
4) Недостаточный уровень координации научной деятельности между отдельными регионами, прежде всего, в сфере методологии исторической науки.
5) Низкий уровень использования новейших информационных технологий в научных исследованиях и отторжение полученной с их помощью информации.
6) Приоритет для основной части преподавательского состава региональных ВУЗов преподавательской работы над научной деятельностью.
Данные факторы в целом снижают потенциал развития и, во-многом, определяют сохранение негативных явлений в региональной исторической науке. Складывается ситуация при которой основные методологические школы и направления базируются, прежде всего, в Москве, Санкт-Петербурге и имеются лишь в небольшом числе провинциальных научных центров.
Преодоление негативных явлений в методологии исторической науки в перспективе, как нам представляется, является возможным за счет более глубокой интеграции и координации научной деятельности региональных ВУЗов как, прежде всего, с научными центрами Москвы и Санкт-Петербурга, так и между собой. Проявляться это должно, в первую очередь, в освоении и активном внедрении в научную пpaктику новейших методологических подходов и, как следствие, повышению уровня научных исследований в региональных научных центрах.
Статья в формате PDF
306 KB...
15 01 2025 21:50:38
Статья в формате PDF
118 KB...
13 01 2025 5:16:41
Статья в формате PDF
276 KB...
12 01 2025 8:29:55
Статья в формате PDF
104 KB...
11 01 2025 15:43:38
Статья в формате PDF
125 KB...
10 01 2025 6:19:38
Статья в формате PDF
315 KB...
09 01 2025 8:22:29
Статья в формате PDF
103 KB...
08 01 2025 14:29:43
Статья в формате PDF
116 KB...
07 01 2025 15:32:21
Статья в формате PDF
115 KB...
06 01 2025 23:52:11
Статья в формате PDF
129 KB...
05 01 2025 20:34:53
Статья в формате PDF
133 KB...
04 01 2025 7:19:30
Статья в формате PDF 112 KB...
03 01 2025 15:55:39
Статья в формате PDF
244 KB...
02 01 2025 20:38:12
Статья в формате PDF
138 KB...
01 01 2025 18:27:31
Статья в формате PDF
108 KB...
31 12 2024 3:42:27
Статья в формате PDF
108 KB...
30 12 2024 4:12:24
Статья в формате PDF
279 KB...
29 12 2024 15:54:24
Статья в формате PDF
118 KB...
28 12 2024 9:38:15
Статья в формате PDF
112 KB...
27 12 2024 21:52:52
26 12 2024 12:32:12
Статья в формате PDF
310 KB...
25 12 2024 19:10:22
Статья в формате PDF
116 KB...
24 12 2024 7:11:12
Статья в формате PDF 116 KB...
23 12 2024 10:36:27
Статья в формате PDF
114 KB...
22 12 2024 16:36:24
Статья в формате PDF
763 KB...
21 12 2024 3:19:37
Статья в формате PDF
299 KB...
20 12 2024 21:23:32
Статья в формате PDF
295 KB...
18 12 2024 20:53:52
Статья в формате PDF
280 KB...
17 12 2024 7:27:46
Статья в формате PDF
120 KB...
16 12 2024 8:28:34
Статья в формате PDF
172 KB...
15 12 2024 12:34:31
Статья в формате PDF
137 KB...
13 12 2024 16:39:53
В статье осмысливаются основные теоретические и эстетические аспекты дирижерской и педагогической деятельности С.А. Казачкова и последователей Казанской хоровой школы. Проведен анализ научных трудов С.А. Казачкова включающий осмысление сущности дирижерской профессии, выявление новых тенденций в творчестве, постижение природы дирижерского жеста. Показана сложность профессии дирижера, заключающейся в единении трех аспектов его деятельности: исполнительской, педагогической и управленческой, составляющей основу дирижерского искусства в культурном и эстетическом контексте.
...
12 12 2024 4:53:22
В последние годы на медицинском факультете Российского университета дружбы народов периодически проводятся научные конференции международного масштаба, на которых в том или ином объёме обсуждаются проблемы, связанные с воздействиями на организм нарушений взаимоотношения человека со средой его обитания. Важность такой тематики стала несомненной с того момента, когда в мировой научной литературе впервые появился термин «Болезни цивилизации». Это определение включает в себя следующий смысл: «Болезни цивилизации – это результат безответственного и неправильного использования возможностей, предоставленных человеку цивилизацией» (Шош, Гати, Чолаи, 1972).
...
11 12 2024 23:31:10
Статья в формате PDF
129 KB...
10 12 2024 4:23:52
Статья в формате PDF
455 KB...
09 12 2024 0:49:25
Статья в формате PDF
141 KB...
08 12 2024 9:49:40
Статья в формате PDF
113 KB...
07 12 2024 0:47:43
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::